Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:31, контрольная работа
Архитектура во все времена была значительной частью повседневности людей, воплощала представление о богатстве и бедности. Каждая культура, совершенствовавшая свой материальный мир и заботящаяся о своём процветание, создавала свои строения, жилища, административные здания, городские ансамбли и многое другое. Носившая представления о мироустройстве, культура придавала этим строениям форму - архитектуру, которая в свою очередь создавала стиль характерный определенной культуре её породившей. Стиль - это идейная и художественная общность приёмов определённого периода и в отдельном произведении. Механизм идеала культуры воплощается в материю архитектурных форм с помощью стиля.
В Большом зале герцогского дворца в Пуатье (XII—конец XIV в.) тонкие позднеготические архитектурные детали торцовой стены с камином сочетаются с простыми каменными стенами и открытыми внутрь стропилами перекрытия.
Наиболее роскошный памятник дворцового строительства, относящийся к периоду поздней готики - Дворец правосудия в Руане. Он состоит из трех последовательно выстроенных частей, обрамляющих с трех сторон прямоугольный (первоначально замкнутый) двор. Западная часть, где находился зал прокурора, со стрельчатым деревянным сводом, была начата в 1499 г. С 1507 г. начали строить северную часть, но уже как здание парламента. Наконец, в середине XVI в. была построена восточная часть. И в этом здании, как и во дворце Санса, основным является второй этаж, занятый двумя большими залами с кессонированным плафоном в стиле итальянского Ренессанса. Окна и вимперги средней части имеют уже не стрельчатую форму, а завершаются или плоской сегментной дугой, или коробовой трехцентровой аркой. Комплекс часто реставрировался (лестница - новая, симметричность композиции -результат позднейших перестроек), и его первоначальный вид во многом искажен.
Строительство готических ратуш достигло своего наивысшего расцвета в города, Фландрии. Во французских городах, вольности которых рано были утрачены в связи с интенсивным процессом централизации страны, не очень богатых из-за постоянных поборов королевской власти, ратуши не играли той ведущей роли в политической жизни города, которая принадлежала им во Фландрии и Северной Германии. К тому же соборы, до конца XV в. служившие местом собраний горожан, в значительной степени восполняли потребность в большом городском общественном здании. Ратуши как специальные здания, появились во Франции поздно, и архитектура их сравнительно скромна. Многие из них были разрушены в разгаре борьбы городов за свою независимость. Сохранившиеся ратуши большей частью относятся к XV—XVI вв.
Ранние муниципальные здания мало отличались от частных домов. Они строились над аркадами рыночной площади (в новых городах), иногда для них приобретался обычный городской дом. Набатная башня, или бефруа, служившая признаком городской независимости, по существу была первой ратушей. Здесь хранились городской архив и печать, помещались казначейство и тюрьма. Это могла быть башня укрепленной церкви или надвратная башня городских ворот. Так, ранняя по времени башня в Вандоме служила одновременно донжоном, городской и церковной башней. Позднее городская башня стала частью ратуши, которая в своем развитом виде олицетворяла не столько могущество города, сколько богатство и силу городской знати. Ратуша служила местом регулярных собраний городского совета, здесь часто находилась канцелярия городского суда, хранились печать, архив и казна. Главным помещением ратуши был большой зал, который отделывался с большой роскошью и всегда располагался на втором этаже. Нижние этажи были заняты торговыми помещениями и складами.
Ратуша обычно выходила главным фасадом на улицу или на площадь и имела два этажа (Сен Кантен, Аррас, Компьен), иногда она строилась вокруг внутреннего двора (Нуайон, Мартель, Сарла). Характерной чертой ратуши (особенно на севере) был балкон, с которого населению объявлялись новые распоряжения, городские правила и т. д. Такой балкон имеется в ратуше Арраса. В компьенской ратуше - это всего лишь маленькая ложа у подножья башни; в ратуше Парижа (XVI в.) балкон заменяла широкая наружная лестница с площадкой, открывавшей доступ в центральный двор.
( рис. Ратуша в Сен Кантене)
Одна из наиболее интересных сохранившихся ратуш - ратуша в Компьене (XVв.), с красивой башней, увенчивающей большую винтовую лестницу в центре главного фасада. Большие залы располагались в первом, втором и третьем этажах здания, справа и слева от центральной также имела в середине невысокую башню, в нижней части которой были расположены вестибюль и лестница. Зал и здесь занимал основную часть второго этажа. В нижнем этаже фасадной части находилась открытая арочная галерея.
К характернейшим памятникам этою типа относится небольшое здание ратуши Арраса (начата в XIV в.). Композиция ее фасада по своему принципу напоминает построение Дворца дожей в Венеции в двухъярусном варианте, в уменьшенном и упрощенном виде. Высокая башня (бефруа) в верхней части имеет уже барочные формы и не согласована с характером здания. Эта башня была почти полностью разрушена во время первой мировой войны и позднее восстановлена.
Жилые дома, как городские, так и сельские, строились из дерева, камня (в сельской местности из рваного), а также бывали фахверковыми, в зависимости от наличных местных материалов и строительных традиций.
Городские дома строились в два, три, реже четыре этажа. Наиболее распространенными были деревянные дома, часто с каменным или кирпичным цоколем. Нередко из камня выкладывался весь первый этаж дома, верхние этажи которого строились из дерева или были фахверковыми. В фахверковой конструкции каркас был образован соединением вертикальных и горизонтальных брусьев с раскосами, а заполнением служил кирпич или бутовый камень на глиняном растворе. В самых старых домах цельные вертикальные брусья проходили по всей высоте дома - система, требующая леса большой длины и исчезающая к XV в. Для домов с подобной конструкцией, часто вызывавшей сжатие и перекос оконных коробок, характерны маленькие окна; их было проще заменять, они были менее чувствительны к колебаниям температуры и изменениям в каркасе дома. Чаше употреблялись брусья высотой в один этаж, что давало большую свободу в расположении помещений, позволяя делать верхний этаж выступающим над нижним. Такие нависающие этажи, опиравшиеся на консольные балки, иногда поддерживались декоративно обработанными подкосами.
Сохранившиеся фахверковые дома относятся ко времени не раннее XV в. Самые старые из них очень просты; лишь со второй половины XV в. на них стал появляться декор - вначале готический, затем ренессансный. Если в XV в заполнение фахверка еще оставалось открытым, то к концу века оно скрывается за деревянными панно и весь фасад дома приобретает характер столярного изделия Первый этаж обычно был занят под помещения, связанные с профессией владельца (мастерские, лавки) и выходившие на улицу. За ними размещались кухня и боковой проход во двор, часто с винтовой лестницей. На втором этаже находился зал или жилая комната, на третьем - жилые комнаты. Иногда в глубине двора помещался еще корпус, соединявшийся галереей с главным корпусом.
Каменные дома сохранились от XIII в. и даже, в более редких случаях, от XII в. Отдельные дома существуют в Руане, Париже; богаче в этом отношении юг Франции. Изменения в архитектурном облике жилого дома прослеживаются прежде всего в формах окон; простейшие, прямоугольные, были перекрыты перемычкой из цельного камня, длина которого лимитировала ширину окна. Часто эта балка, как в церковных порталах, разгружается аркой, полуциркульной в XII в., позднее - трехцентровой, затем коробовой трехцентровой аркой. Иногда два проема, разделенных колонной, объединяются общей аркой. Начиная с XIII в., окна разделяются на две части горизонтальным каменным брусом оконного переплета; в XIV в. получил распространение переплет, разделенный на 4 части путем введения стойки в середине окна. В зависимости от примененного материала, назначения, размеров участка и местных традиций можно различить ряд архитектурных типов городского дома. В более ранних постройках дома обращены к улице продольной стороной. Позднее все больше распространяется ориентация дома на улицу торцовой стороной и фасад завершается щипцом или фронтоном. Узкие фасады тесно примыкавших друг к другу домов, зубчатая линия частых фронтонов усиливали впечатление скученности застройки, характерной для улиц средневекового города.
Тип дома, распространенный в Бургундии, Нивернэ и Шампани, характерен для XII в. и заключает в себе черты, переходные от романского к готическому жилищу. Первый этаж - каменный, второй, нависающий, - фахверковый. Дом имеет обширный, перекрытый сводами подвал. Продольные стены выступают из плоскости фасада; выступы их играют роль рамы для фахверка. В плане дом почти квадратный (10 X 11 м). Архитектурные элементы фасада - еще романские по формам, но более свободные по трактовке.
Смежные дома с общими для двух владений стенами были распространены во многих французских городах. Иногда такие сдвоенные дома имели общую крышу, как, например, дом в Монреале (начало XIII в.). Его продольные стены, сильно выступающие из плоскости фасада, обработаны в виде консолей и поддерживают балконы второго этажа.
Уже вполне зрелый тип готического жилого дома представляет собой дом в Амьене на улице св. Мартина, построенный в 1230-1240 гг. из камня. Его парные окна, заполняющие всю ширину двух верхних этажей, сохранились от XIII в. Нижний этаж - реконструкция Виолле ле Дюка. Особый тип составляют дома, лестничная клетка которых образует на фасаде выступающий цилиндрический объем, как бы эркер, - прием, применявшийся и в дворцовом строительстве.
В Реймсе среди других сохранился знаменитый бюргерский дом средневековья - так называемый «Дом музыканта» (1240— 1250 гг.), ставший популярным главным образом благодаря своему скульптурному убранству. По сторонам четырех окон второго этажа в неглубоких нишах поставлены пять сидящих фигур с разными музыкальными инструментами. Нижняя часть перестроена. Другой дом в Реймсе (XV в.) дает характерный пример фахверковой конструкции с нависающими этажами.
Ряд домов XIV в., принадлежавших
знати, сохранился в Корде. Здесь
графы Тулузские летом
Примерами распространенного приема планировки жилого дома, состоящего из двух разделенных двором корпусов, могут служить два дома богатых горожан в Дижоне и Туре, оба относящиеся к XV в. В первом из них большое помещение уличного корпуса - новое, построенное на месте старого. Дворовый корпус со сводчатыми комнатами в первом этаже сохранил прежнее расположение комнат: внизу кухня (с колодцем поблизости), вверху - комнаты. Крыша с богато декорированной люкарной покрыта глазурованной черепицей. Деревянная галерея соединяет два корпуса дома, а в углу двора находится каменная винтовая лестница. Ее стержень вверху служит базой для статуи человека, держащего на согнутых плечах корзину, откуда расходятся, как ветви, многочисленные нервюры свода, с которых свисают скульптурные листья, цветы и плоды.
Тот же прием плана применен и в доме в Туре. Под аркадой находится колодец. Винтовая лестница в углу непосредственно связана с коридором, ведущим к главному входу, перекрытому коробовой трехцентной аркой, над которой устроена ниша со статуей богородицы в богатом обрамлении скульптурного декора.
Рассмотренными выше типами зданий не исчерпывается многообразие средневекового города. В готическую эпоху складывались новые виды сооружений, важные по заложенным в них возможностям дальнейшего развития. К ним относятся гостиницы, госпитали, коллежи, ранние промышленные и крупные хозяйственные постройки, т. е. те объекты, которые первоначально создавались в рамках монастырского строительства, но развитие получили уже в городе как здания гражданской архитектуры.
Влияние монастыря па формирование
этих зданий было двояким. С одной
стороны, лечение и образование
входили в обязанности
Близкие по плану, монастырские помещения различались между собой пропорциями и обработкой деталей, декоративным убранством. Важным помещением был зал капитула. Большой, прямоугольный или квадратный в плане, он имел сводчатое перекрытие и часто разделялся на нефы рядами колонн. Наиболее значительными были залы капитула при соборах. Среди лучших сохранившихся залов можно указать зал капитула цистерцианского аббатства Фонтеиэ.
Трапезные представляли собой продолговатые залы, часто с каменным сводчатым перекрытием, однонефные, а в больших аббатствах в 2 и 3 нефа. Тот же план имели и дормитории, находившиеся, как правило, на втором этаже, обычно расчлененные на два нефа идущим вдоль зала рядом колонн. Невысокие деревянные перегородки разделяли зал на отдельные ячейки, где помещались кровати (то же расположение сохранилось позднее и в больничных залах госпиталей). При дормитории аббатства Фоитенэ имелись уборные с отводным каналом, который доходил до реки. Подобным же устройством обладали и многие другие аббатства. Планы трапезных и дормиториев были столь похожи на церковные нефы, что в ряде случаев их перестраивали в капеллы.
К этим монастырским помещениям очень близки по формам постройки хозяйственного назначения - амбары или риги, а также постройки промышленного характера.
Из наиболее ранних сохранившихся зданий промышленного назначения архитектурный интерес представляет кузница в аббатстве Фонтенэ, хозяйство которого имело промышленный уклон (до середины XIX в монастырские пруды приводили в движение механизмы многочисленных мастерских и мельниц, разместившихся в зданиях XII столетия). Двухэтажная кузница расположена к югу от церкви, вдоль водного протока приводившего в движение ее мехи. В первом этаже здания находилась собственно кузница, перекрытая конусным сводом, в верхнем, хорошо освещенном этаже - склады. Фасады здания просты и отражают его внутреннюю структуру. Здесь, в упрощенном и первоначальном виде, налицо та же тектоническая система построения фасадов, которая присуща и другим монастырским зданиям, таким, как дормитории, госпитали.