Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:31, контрольная работа
Архитектура во все времена была значительной частью повседневности людей, воплощала представление о богатстве и бедности. Каждая культура, совершенствовавшая свой материальный мир и заботящаяся о своём процветание, создавала свои строения, жилища, административные здания, городские ансамбли и многое другое. Носившая представления о мироустройстве, культура придавала этим строениям форму - архитектуру, которая в свою очередь создавала стиль характерный определенной культуре её породившей. Стиль - это идейная и художественная общность приёмов определённого периода и в отдельном произведении. Механизм идеала культуры воплощается в материю архитектурных форм с помощью стиля.
Характерное деление пространства рядами отдельно стоящих столбов или колонн имели и большие монастырские риги или амбары, которые использовались для самых разнообразных надобностей. Многие из них были обнесены оградой, имели сторожевые вышки и во время войны служили для крестьян убежищем. Насколько сильно укрепленными могли быть хозяйственные постройки, показывает мельница в Барбасте (XV в.), имеющая характер крепостного сооружения.
В городах, зависевших от аббатств, торговля происходила под кровом таких риг или амбаров, и первые крытые рынки, которые позднее начали возводиться в этих городах с упрочением их самостоятельности, строились по тому же образцу, что и эти сооружения: одни - открытые со всех сторон - состояли из крыши на каменных столбах или деревянных стойках, другие были со всех сторон закрытыми. Много таких рынков возникло в маленьких городах в XIII в. (они были сильно переделаны в XV в.). К открытым рынкам относятся рынки в Корде (XIV в.) и Крэмье (XV в). Первый из них, отличающийся прекрасными пропорциями своих 24 расположенных в 4 ряда восьмигранных каменных столбов, легко несущих деревянное перекрытие, образует большое крытое пространство, где движение настолько свободно, что местные жители называют его площадью. В рынке города Фижак (неподалеку от Корда), датируемом XV или XVI в., вместо отдельно стоящих столбов проходит прорезанная аркадой стена, поддерживающая деревянное перекрытие с большим выносом, который образует род навеса вокруг здания.
Больничные помещения строились еще в романскую эпоху (самые старые больницы находились при монастырях), но более широкое строительство госпиталей началось в эпоху готики, когда рост городов, скученность населения и распространение заразных болезней (отчасти занесенных крестоносцами с Востока) потребовали более организованной постановки здравоохранения в городах.
С начала XIII в. в основании
больниц н богоугодных
Первоначально назначение такого рода зданий было очень разнообразным: они служили одновременно больницей и домом призрения, а некоторые из них, основанные для пилигримов на трассе больших паломничеств в уединенных местах или у запиравшихся на ночь городских ворот, служили убежищем от нападений разбойников и представляли собой род бесплатных караван-сараев.
В XII в. стали отделять прокаженных (вернее тех, кого в то время считали прокаженными) от остальных больных: в начале XIII в. во владениях французского короля насчитывалось около 2000 лепрозориев. Это были первые больницы в современном смысле слова. Они строились вне городских стен, были обнесены оградой и состояли из маленьких келий для больных, небольшой капеллы и дома для г персонала. Лепрозории продолжали строиться и в XIV в., но потребность в них ; становилась все меньше, все большее распространение получали в это время дома призрения, так называемые «божьи дома», обслуживаемые монашескими орденами. Эти «божьи дома» и госпитали строились по образцу монастырских больниц. Среди них сохранился ряд зданий, представляющих значительный архитектурный интерес, как, например, госпитали в Анжере и Шартре (близ собора), монастырская больница в Уркане, госпиталь в Тоннере, дом призрения в Боне.
Значительный по размерам госпиталь в Анжере (1153 г.) представляет собой комплекс зданий, объединенных клуатром и состоящих из больничного зала, капеллы и обширного амбара (построенных несколько позже, в 1184 г.), а также жилых зданий для персонала. Большой трехнефный зал больницы перекрыт стрельчатыми сводами на нервюрах, опирающихся на высокие колонны.
Больничные залы часто были украшены резьбой на капителях и консолях. Роспись стен изображала различные сцены на тему труда по месяцам года. Иногда (главным образом в капеллах) в узорчатую свинцовую оправу окон вставлялись цветные стекла. Наиболее хорошо распланированная и красивая из монастырских больниц - госпиталь цистерцианского аббатства в Уркане (1230 г.). Это отдельно стоящий зал с примыкающим к нему помещением (видимо, аптеки и кухни). Зал отапливался большим камином, находившимся (как обычно в больничных залах) в центре торцовой стены, и был хорошо освещен двумя рядами окон: верхними с глухими переплетами и нижними, отворявшимися для проветривания. Простые и строгие формы госпиталя в Уркане, характерные для цистерцианских построек и присущие зданиям утилитарного назначения, архитектурно гармоничны. Фасад здания и его интерьер связаны единством ритма и пропорционального строя травей, системы проемов, основных членений.
К концу XIII в. план больничного зала изменяется: в одном помещении объединяются больничная палата и капелла. Такая схема лежит в основе плана госпиталя в Тоннере (1298 -1308 гг.) - одного из самых больших во Франции того времени. Больничный зал (88 х 18,6 м) с наружными контрфорсами подобен большому залу замка, с той разницей, что парадное место с возвышением здесь занято апсидой с двумя небольшими капеллами, расположенными в торце зала и перекрытыми каменными сводами.
Тип госпиталя в Тоннере стал особенно распространенным в XIV в. Тот же принцип сочетания больничной палаты с капеллой применен в одном из лучших сохранившихся средневековых домов призрения - госпитале в Боне, сооруженном в 1443 -1449 гг. Никола Роленом, канцлером герцога Бургундского (архитектор Жан Рамо). Большой зал с капеллой, помещение для сестер-послушниц, три зала и кухня с аптекой расположены вокруг обнесенного галереей на столбах внутреннего двора. В этом уютном и соразмерном дворе сохранились от XV в. кафедра, колодец и умывальная. Госпиталь построен как большой городской дом, с навесом над входом с улицы; первоначально он был разделен на две половины: собственно больницу для неимущих тяжелобольных и дом призрения. В одном из крыльев в первом этаже находились отдельные комнаты для платных больных. Помещения для бедных представляли собой большой общий зал с капеллой в торце. Основной материал постройки - дерево. Килевидная деревянная крыша и ее балки были ярко расписаны, а полы выложены орнаментированными плитками.
В это же время продолжали строить больницы и с раздельными помещениями для больничной палаты и капеллы. По этой схеме построены госпитали в Дижоне (почти одновременно с домом призрения в Боне) и в Иссудэне (1502 г.), где этот прием получил свое окончательное развитие.
Франция по праву гордится древностью своих университетов, из которых Парижский славился уже в средние века. Но если университет, коллеж, школа как учреждения появились рано и получили значительное распространение (помимо имеющихся ныне французских университетов, в то время существовали университеты в Анжере, Авиньоне, Кагоре, Оранже, Доле, Нанте, Балансе, Бурже), то архитектурный тип здания подобного назначения складывался медленно и в готическую эпоху находился еще в начальной стадии развития. В этом отношении Франция XIV в. сильно отличалась от Англии того же периода, где колледж с его большим залом с возвышением и эркерами приближался по типу к дому знати. Французские коллежи по своей схеме скорее тяготели к бедным монастырским помещениям, и ранние здания этого рода представляли собой всего-навсего приют для бедных студентов, почти всегда основанный на средства благотворительности. Лишь постепенно туда стали принимать платных пенсионеров; в то же время коллежи были превращены (на средства университетов) в места обучения.
Один из первых и самый известный из парижских коллежей был основан в 1253 г Робером де Сорбоном: это был построенный на возвышенности Сеит-Женевьев дом для бедных студентов-теологов. Вскоре появились коллежи Кальви, Премонтрэ, Клгони, Трезорье, позднее объединенные в университет. В XIV - XV вв. было построено довольно много коллежей и школ в Париже, но почти ни одно из этих зданий не дошло до наших дней. Коллеж Клюни (также перестроенный) в середине XIX в. еще со хранил клуатр, капеллу и корпус с обширным залом. Двор был окружен более поздними зданиями, возведенными на месте старых трапезной, кухонь, дортуаров. Вход в коллеж, в который попадали через двор неправильной формы, находился в углу. Старые гравюры рисуют здание простым, почти лишенным декора: башенка на углу и окно-роза в щипце - единственные элементы, выходящие за пределы чисто утилитарных. Небольшой коллеж Мон-Сен- Мишель (XIV в.) в Кане (куда из монастыря приходили монахи преподавать) представляет собой двухэтажное здание с классами в первом этаже, дортуарами и капеллой наверху.
Самое раннее университетское здание в Париже - школа медицины (XV в.), напоминающая трапезную монастыря, с рядом простых колонн, разделяющих помещение по середине, стрельчатыми окнами и деревянным перекрытием. Библиотека Орлеанского университета (1444 -1450 гг.), известная под названием «Диссертационного зала», - редкий пример сохранившегося здания подобного назначения - ранее вероятно, была окружена другими постромками.
АРХИТЕКТУРА ЭЛЬЗАСА И ЛОТАРИНГИИ
Исторические судьбы маленького Эльзаса и Лотарингии в течение ряда веков теснейшим образом были связаны с судьбами Франции, а также и Германской империи. Французская готика раньше всего и наиболее непосредственно стала образцом для строителей средневековья именно здесь. В эпоху готики Эльзас формально входил в состав Священной Римской империи. Однако духовная жизнь народа, его культурные традиции и бытовые навыки больше связывали его с Францией. Об этом свидетельствуют и два основных готических памятника Эльзаса и Лотарингии - собор в Страсбурге и собор в Меце, хотя в первом, при его окончательном завершении немалую роль сыграли немецкие мастера.
Знаменитый Страсбургский
собор представляет собой своеобразное,
характерное для Эльзаса
Строительная история собора охватывает период от конца XII до конца XV вв. и с 1234 г. связана с именами немецких мастеров Эрвина из Штейнбаха, Ульриха из Энсингена (строителя Ульмского собора) и Гюльца из Кёльна. Образцом для строительства нефа собора послужили построенные в XIII в. нефы церкви Сен Дени.
(рис. Неф церкви Сен-Дени)
Трансепт по раннероманскому
обычаю непосредственно примыкает
к апсиде хора которая, однако, застроена
по бокам двумя прямоугольными в
плане капеллами. Подбашенная часть
западного сектора трактована изолированно;
получается нечто вроде притвора.
Все это придает плану
Служебные колонны столбов среднего нефа доходят нерасчлененными до пят свода, где они имеют развитые капители. Эти колонны сильно выступают из основной части опоры, которая отмечена капителью под пятой продольных арок и сводов боковых нефов. Столбы представляют собой связанные воедино пучки колонн.
Первоначальный проект фасада, созданный, вероятно, первым строителем нефов, был выдержан в духе классических соборов Франции. Второй проект, созчанный в 80-х годах XIII в. Эрвином Штейнбахом, ближе к осуществленному и во всяком случае послужил для него конструктивной и композиционной схемой. Композиция фасада характеризуется ослаблением тектонических элементов его структуры и живописной акцентировкой вертикальных элементов - сильно вытянутых арочек на тонких колонках и остропирамидальных фиалов. Прекрасно проработанная огромная роза второго яруса (диаметр - 13,5 м), напоминающая по структуре розу западного фасада Реймского собора, композиционно связывает между собой дробные по членениям элементы фасада, придавая им необходимое единство. Ажурное завершение башни (высота которой достигает 142 м) из тонких каменных брусков родственно завершениям башен Ульмского и Фрейбургского соборов в Германии. Южная башня фасада осталась недостроенном Особую привлекательность придает фасаду его материал - красный вогезский известняк.
Мец, центр французской Лотарингии, в XIII в. был имперским городом. Его собор, построенный в период 1240 -1516 гг. ближе по типу к французским образцам, чем Страсбургский. Это - трехиефиая базилика с тремя капеллами в апсиде хора и слабо выступающим трансептом. Средний неф имеет трехъярусное членение (продольная аркада, трифории, верхние окна), но отношения между зонами членения необычны.
( рис. Город Мец, Франция)
Нижняя зона аркад слишком низка - 14 м до карниза, при общей высоте главного нефа в 40 м. Зона сквозного трнфорня, состоящего из четырехпролетной аркады, по высоте занимает очень широкую полосу (около 7,5 м), а высота оконных проемов равна 18 м. Верхняя часть опор от капители нижней части поднимается свободно, без членений, до верхней капители под нервюрами свода среднего нефа. Таким образом, горизонтальная полоса трифорнев прерывается в каждой травее. Это, вместе с пропорциональными отношениями ярусного членения, придает композиции своеобразный характер.
Необычно для зрелой готики и отношение между главным нефом и боковыми их высота при высоте среднего нефа в 40 м немногим больше 12 м. В силу такого соотношения боковые нефы превращаются в узкую и низкую галерею вокруг основного пространства. Профиль столбов среднего нефа в нижней части такой же, как в Реймском соборе (четыре приставные колонны по сторонам цилиндрического столба), но в верхней зоне получает более дробное членение. Нервюры имеют форму сильно выступающего ребра с двумя валиками по бокам.
АРХИТЕКТУРА ФЛАНДРИИ И БРАБАНТА
Французская готика ярче всего представлена великолепными соборами. Для готической архитектуры Фландрии характерны не столько церкви, сколько ратуши и цеховые здания.
Маленькая Фландрия в средние века была важнейшим торгово-промышленным центром Западной Европы. Уже очень рано, в XI в., здесь начался быстрый расцвет производства шерстяных тканей. Вся английская шерсть обрабатывалась здесь, во Фландрии. Фландрское сукно было одним из главных предметов ввоза и вывоза в разных странах Европы. Множились и обогащались цехи производителей, гильдии торговцев, росли и крепли города, Фландрия в течение ряда веков оставалась объектом политических интриг, династических претензии и долгих войн между Францией и Англией. Но при всех разрушительных воинах и связанных с ними бедствиях фландрские города сумели сохранить свою коммунальную независимость, которая обеспечивала их расцвет и высокий уровень городской культуры. При этих условиях неудивительно, что и в архитектуре свое наиболее полное и характерное развитие получили те типы зданий, которые были связаны с жизнью городских коммун. Таким образом, можно говорить о фламандской специфике, которая сконцентрирована именно в городских зданиях.