Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 12:59, реферат
По сведениям летописей, Вологда существовала уже в XII в. До конца XIV столетия эти земли принадлежали новгородцам. В 1482 г. Вологда вошла в состав московского государства. Исторические судьбы Москвы и Вологды сливаются воедино. С установлением торговых связей Москвы с Западной Европой через Белое море Вологда становится важнейшим транзитным пунктом.
Великий Устюг. В нижнем течении Сухоны, недалеко от того места, где в нее впадает река Юг, расположен один из самых замечательных северных русских городов — Великий Устюг. В названии города Устюг отражено его географическое положение — город в устье реки Юг. Соединив свои воды, эти две реки дают начало новой водной артерии — Малой Северной Двине.
В Великий Устюг удобнее всего добраться на пароходе, следующем из Котласа вверх по Малой Северной Двине. Путешествие это занимает ночь. Попасть туда из Вологды сложнее, так как река Сухона в летние месяцы мелеет на некоторых своих участках, особенно начиная от Тотьмы.
Когда в ранний час приближаешься
к городу по реке, неожиданно возникает
панорама Великого Устюга. Она напоминает
грандиозную декорацию к
Великий Устюг принадлежит к числу древнейших русских северных городов. Он упоминается в летописях с XII в. Еще до этого времени на высоком берегу реки Юг, примерно в трех километрах от современного Устюга, существовало древнее городище — Гледень. Капризная Сухона, неоднократно менявшая свое русло, стала подмывать берег, на котором стоял Гледень, и жители переселились на другой, левый берег реки. Тут-то и возник собственно Устюг.
В самом конце XII в. Великий Устюг был взят татарами, позже он перешел во владение ростовских князей. В XIV в. устюжане участвовали в походе против Новгорода. Постепенно влияние Москвы на Устюг все более усиливалось, и в конце концов он был включен в пределы Московского государства.
На протяжении длительного времени Великий Устюг играл важную стратегическую роль в деле обороны северных русских земель. По мере расширения заморской торговли через Архангельск усиливалась и роль Устюга, как важного пункта на пути, связывавшем древнюю столицу с портом на Белом море. Большое значение города как транзитного центра, а также широкое развитие в нем различных ремесел — по обработке серебра, кузнечного, кожевенного и других — исторически закрепилось в его названии — Великий Устюг.
Расположение Устюга было удобным для возведения в нем оборонительных укреплений. С юго-запада протекала Сухона, и берег ее был достаточно высок, с востока проходил овраг с речкой, которая впадала в Сухону. Здесь, на мысе, образуемом двумя водными протоками, и было создано городище с валами, деревянными стенами и башнями.
Валами и деревянными
Тогда же на одном из основных участков деревянные укрепления сгорели. Кроме того, Сухона, на протяжении веков подмывавшая берега, «обрушила» часть стен, обращенных к реке. И к концу века от крепостных сооружений фактически ничего не осталось, да и надобность в них отпала.
На протяжении веков Устюг имел
сбивчивую, неправильную систему расположения
улиц и кварталов. «Регулярный» четкий
план он получил лишь в 1780-х гг. Последний
был утвержден Комиссией
До XVII в. в Устюге были деревянные церкви. Каменные начинают строиться лишь в этом столетии. Тогда же определился характер церковных построек города. То же самое наблюдалось и в архитектуре Вологды, с которой Устюг был тесно связан.
В Устюге сохранились десятки памятников монументального зодчества. Это — исключительно постройки XVII и XVIII вв.
Среди церковных сооружений Великого Устюга можно выделить два основных типа. Первый из них, характерный для русской архитектуры XVII в. в целом,— бесстолбные церкви средних размеров, кубической формы, увенчанные одной или пятью главами; второй, связанный с XVIII в.,— церкви в виде куба с переходом через сомкнутый свод к крупному купольному барабану — восьмерику, поддерживающему другой, меньших размеров, барабан — восьмерик с маленькой главкой (этот тип церкви сходен с ярусным храмом).
Самый древний архитектурный памятник Великого Устюга, имеющий к тому же сложную судьбу, — главный городской Успенский собор. Он расположен в пределах центрального комплекса устюжских церквей — на набережной реки Сухоны. Первое упоминание о соборе связано с 1290 г. — годом постройки. Деревянный храм просуществовал немногим более ста лет и был уничтожен пожаром. Через год на его месте появилась вторая деревянная церковь. Но вскоре, во время нападения новгородцев на Устюг, она тоже сгорела. В 1399 г. новгородский архиепископ, соболезнуя о случившемся, отдал распоряжение построить Успенскую церковь заново. Направленные в Устюг новгородские мастера исполнили его поручение. Третий по счету храм дожил до конца XV в., но пожар и его превратил в пепел. Поставить новую церковь наказано было ростовскому зодчему Алексею Вологжанину. Однако, вопреки имевшейся традиции, последний начал строить церковь «не по старине» — с планом «о двадцати стенах», а «кресьчатой» формы. Это не понравилось жителям Устюга, и Вологжанину пришлось исправлять допущенную вольность. В 1492 г. он приступил к сооружению храма по древней системе.
Повествование об Успенском соборе
широко известно в истории древнерусского
зодчества под названием «
Что касается Успенского деревянного собора, построенного в начале 90-х гг. XV в., то он сгорел, так же как и предшествующие. Каменный собор на этом месте был возведен в первой половине XVII в. Но и это сооружение не осталось в первоначальном состоянии. Оно дважды перестраивалось. В настоящем виде собор имеет мало общего с первоначальной каменной постройкой.
В одном комплексе с Успенским
собором находится собор
Из существующих устюжских церквей,
не изменивших своего первоначального
облика, наиболее древняя Вознесенская,
возведенная в 1648 г. Она принадлежит
к числу лучших и наиболее выразительных
в художественном отношении архитектурных
памятников Великого Устюга. Церковь
имеет пристройки, созданные почти
одновременно с основным объемом
здания. Они размещены не симметрично.
Поэтому с каждой из сторон храм
смотрится различно. С севера и
запада его огибает большой
Основной объем церкви несет пять глав, покоящихся на мощном сомкнутом своде, так же как во многих храмах Вологды. Из них лишь один — центральный является световым. Церковка, примыкающая с южной стороны, завершается лишь одной главой на двухъярусном барабане.
Церковь Вознесения украшена богатым и пластически насыщенным архитектурным декором, «узорочьем», типичным для русского зодчества XVII в. Основной — второй этаж выделяется мотивом парных колонок, поддерживающих сложный по рисунку карниз. Выше его располагаются декоративные нишки типа кокошников. Окна обрамлены пилястрами, двойными крепованными карнизами и фронтончиками. Все это, а также арки и опорные столбы первого этажа выполнены в кирпичной кладке. Детали вытесаны из белого камня. Кроме того, в отделке использованы цветные изразцы.
Один из основных архитектурных ансамблей Великого Устюга — находящийся в центре города комплекс сооружений Михайло-Архангельского монастыря. Монастырь был основан еще в XIII в., но каменные здания в нем начали возводить лишь с середины XVII в. В состав монастыря входят Архангельский собор (1650-е гг.), три церкви, трапезная палата, настоятельские кельи, братские кельи и некоторые другие постройки. Сравнительно небольшой по размерам монастырь отличается композиционной собранностью и живописностью своих строений, расположенных асимметрично на занимаемом ими прямоугольном участке. Памятники Михайло-Архангельского монастыря несравненно проще и строже церкви Вознесения — как будто бы строители решили вернуться к традициям старой архитектуры XV—XVI вв.
Архангельский собор — это пятиглавое
прямоугольное в плане
От южного фасада собора отходит
двухэтажная галерея-переход с
двумя крыльцами на разных ее сторонах.
Она соединяет собор с
Совершенно в ином стиле создана надвратная Владимирская церковь, построенная в 1682 г. Фасады церкви, а также связанные с ней Святые ворота решены в обычных для русской архитектуры XVII в. формах. Однако наличники окон, опорные столбы и профили кокошников полны своеобразия и чрезвычайно совершенны по рисунку.
Значительный интерес
Монастырь был построен теми же зодчими,
которые возводили Михайло-
Однако Троицкий собор решен
в более удачных пропорциях, большую
законченность имеет и
В Великом Устюге много и других культовых построек. Среди них можно отметить ансамбль Преображенских церквей на Комсомольской площади и две церкви слободы Дымково—на противоположном берегу Сухоны. Оба комплекса включают храмы как XVII, так и XVIII вв.
Наглядную картину изменений, произошедших в архитектуре Великого Устюга, дают дымковские церкви. Первая из них — Дмитрия Солунского стилистически принадлежит еще XVII в. Это пятиглавый кубический храм с двумя ярусами декоративных закомар, «изображенных» на фасадах, и очень строгой, четкой по силуэту шатровой колокольней. Другая церковь — Сергия Радонежского, построенная в 1747—1769 гг., является образцом того нового композиционного типа храма, который уже сложился ранее в подмосковной архитектуре.
Характерно, что в декоративном убранстве этой церкви преобладают мотивы XVII в.— надоконные фронтончики, арочки-кокошники на парапете и др. К такому типу построек в Устюге и в близлежащих местах можно отнести: Никольскую церковь, Преображенскую (теплую) и прочие. Все эти сооружения ярусные, основной объем четверика перекрыт сводом, из которого вырастает большой восьмерик, служащий нижним барабаном главки. На этом восьмигранном основании покоится второй, меньший восьмерик, а иногда еще и третий.
В Великом Устюге немало памятников светской архитектуры. Это, главным образом, жилые здания XVIII — первой половины XIX в.— дом Шилова, Кузнецова и другие. Особенно интересен дом Шилова, построенный в середине XVIII в. Здание двухэтажное с сильно выступающей центральной частью. Обращает на себя внимание барочная, несколько измельченная в рисунке декорировка фасада. В некоторых сооружениях сохранились ценные детали внутренней отделки — изразцовые печи, лепка и другие.