Архитектурные памятники Русского Севера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

По сведениям летописей, Вологда существовала уже в XII в. До конца XIV столетия эти земли принадлежали новгородцам. В 1482 г. Вологда вошла в состав московского государства. Исторические судьбы Москвы и Вологды сливаются воедино. С установлением торговых связей Москвы с Западной Европой через Белое море Вологда становится важнейшим транзитным пунктом.

Файлы: 1 файл

Архитектурные памятники Русского Севера.docx

— 85.87 Кб (Скачать файл)

 

На центральной площади села из мощного бревенчатого куба, вросшего в землю, как бы взметнулась в  небо своим широким шатром церковь  Дмитрия Солунского. Она была сооружена в 80-х гг. XVIII в. и сохранилась такой до наших дней, а потому представляет интерес как тип поздних северных шатровых церквей.

 

Она необычна по своему решению прежде всего тем, что не имеет привычной для северных храмов трапезной. Собственно церковь — единственное крупное помещение храма. Эту главную часть и подчеркнул в своей композиции зодчий, возведя над ней сорокаметровую монолитную башню, подчинив ей и крыльцо, и алтарный прируб с пятискатным покрытием, завершенным бочкой с маленькой маковкой.

 

Церковь-башня очень проста и  строга, силуэт ее величествен и  строен. Единственное, что смягчает суровость постройки, — это своеобразное крытое крыльцо с галереей, поставленной на рубленый подклет. Боковые части галереи покоятся на выпусках бревен западной стены подклета.

 

Пермогорье. Почти рядом с Красноборском, чуть севернее, на левом берегу Двины, лежит Пермогорье, также примечательное своими древними деревянными постройками. Пермогорье расположено на холмистом берегу, заросшем высокой и сочной травой. Подойдя к речному обрыву, можно долго любоваться просторами северной реки. Отсюда хорошо видно, как где-то внизу медленно ползет буксир, разрезая зеркальную гладь воды. А совсем рядом, среди небольших молодых елочек, почти нависая над рекой, вот уже триста лет стоит Георгиевская церковь.

 

Прямоугольный в плане сруб несет  на себе еще один — крещатый, завершенный крещатой же бочкой. Но вместо обычных в таком случае одной или пяти глав сооружение увенчано только тремя. С 1665 г. — с момента постройки и до 1875 г. она стояла в «первозданном» виде, но затем по указу синода ее обшили тесом. И с этого времени, как с горечью писал И. Грабарь, «она потеряла больше, чем обыкновенно теряют деревянные церкви, так как ее линии и формы рассчитаны были на игру девственного сруба. Можно себе представить, что это была за сказка, эта славная нарядная церковка, венчающая береговую кручу красавицы Двины, как раз здесь именно особенно широкой и особенно величаво».

 

Никольская церковь в Кулиге Дракованной. Из Пермогорья до Кулиги Дракованной, где расположена высокая колокольня и остатки небольшой клетской Никольской церкви, по сосновому бору — едва восемь километров. Дорога то поднимается на холм, то спускается в глубокий овраг. На полдороге, у маленького лесного озерка, окруженного темным таинственным лесом, старая водяная мельница, а дальше резкий подъем на красный глинистый холм, и вот уж вдали, прямо на дороге, на фоне бледного северного неба, четким силуэтом встает колокольня Никольской церкви, одна из старейших на Севере. Ее датируют XVI в. Эта колокольня, так же как и Цывозерская — шатровая. Однако в отличие от нее — семнадцатистолбная. Она значительно выше, и в ней нет той задушевности, той лирической задумчивости, которые есть в колоколенке Цывозера.

 

Это сооружение, основанием которого служит низкий четырехстенный сруб, придающий  постройке большую устойчивость и зрительно связывающий ее с  землей, имеет совершенно иной художественный образ. Соотношением объемов она  скорее напоминает многогранную сторожевую башню, одну из тех, что ставились  по углам стен древнерусских деревянных крепостей. В мощности ее восьмерика с низкой арочной галереей звона  и особенно в больших выносах повалов чувствуется та суровая сила, которая характерна для башен порубежных северных укреплений Беломорья XVI—XVII вв., таких, как Кола, Сумской и Кемский остроги.

 

Недалеко от колокольни, в густом ельнике, на маленьком кладбище, стоит  клетская Никольская церковь, построенная в 1748 г. на месте сгоревшей. Сохранилось очень красивое одновсходное крыльцо и висячая на выпусках крытая галерея.

 

Некогда над коньком, в его восточной  части, церковь имела маленький  прямоугольный четверик, на котором  возвышалась небольшая бочка  с главкой. Внутреннее убранство  церкви не сохранилось.

 

На пути от Верхней Тоймы до Пучуги. От Верхней Тоймы до Пучуги —  семьдесят-восемьдесят километров. Пароход здесь идет обычно ночью. Но и ночь в этих местах на Двине  прекрасна. Не случайно художник В. Верещагин, много десятилетий назад путешествовавший по Северной Двине, проплывая от Верхней  Тоймы к Пучуге, с восторгом  записал в своем дневнике:

 

«Большую часть пути я сидел  на руле. . . любовался на тихую воду, в которой отражались берега с деревьями и кустарником, так же как и яркая северная заря, беспрерывно горящая за всю короткую двух-трехчасовую ночь. Кругом была полная тишина; слышался только плеск весел наших гребцов и их тихий говор, да иногда говор же, песня или гармония доносились со спускавшихся вниз лесных плотов. А то закричит чайка; со свистом порывистым беспокойным летом промелькнет кулик или с криком, часто, часто махая крыльями, пронесутся кряковые утки . . . Тихо двигается вода широкой величавой реки; глядя на ее движение, много и долго думается — тек долго, что хоть уже за полночь и пора спать, не решаешься расстаться с палубой . . . »

 

Пристань Пучуга стоит на песчаной косе. Справа, сразу за редким и длинным  плетнем, начинается деревня Кодима.

 

Церковь Петра и Павла в селе Пичуга. В соседнем с Кодимой селе Пучуге расположена значительно перестроенная церковь Петра и Павла. Она возведена в конце XVII в. Композиция основного объема здания была очень близка к церкви Дмитрия Солунского в Верхней Уфтюге, но покоившийся на четырехстенном срубе восьмерик был более высок и строен. Кроме того, церковь Петра и Павла имела обширную квадратную трапезную и пятигранную алтарную апсиду, покрытую большой своеобразной бочкой. Эта апсида — единственная часть церкви, которая уцелела до настоящего времени и находится в сравнительно хорошем состоянии.

 

В 1906 г. сооружение, ввиду опасности  подмыва его основания водами Северной Двины, перенесли на новый  участок и поставили на кирпичный  фундамент. При этом из-за отсутствия бревен нужной длины была несколько  сокращена трапезная.

 

Церковь Петра и Павла в Пучуге приобрела большую известность  своим уникальным внутренним убранством, свидетельствовавшим о блестящих  достижениях русского деревянного  зодчества. Но, к сожалению, интерьер храма уже давно утрачен.

 

Богородицкая церковь в селе Заостровье (1726). Недалеко от Пучуги, на старом погосте в селе Заостровье, сохранилась обшитая тесом Богородицкая церковь. Она была построена в 1726 г. и принадлежит к типу храмов «о двадцати стенах». Церковь увенчана высоким шатром, а прирубы бочками. Общая высота ее 45 метров. Церковь  имеет динамичный силуэт. Особенно четко ее очертания рисуются на фоне неба, освещенного лучами заходящего солнца. Вечерний сумрак как бы соединяет  воедино основание храма с  угловатыми очертаниями изб, хозяйственных  построек и косыми жердями плетней, и над всем этим резко выделяет стремительно возносящуюся иглу шатра.

 

В среднем течении Северной Двины  некогда находились многочисленные памятники деревянного церковного зодчества, ныне уже исчезнувшие. Из них следует упомянуть о замечательной  Никольской церкви в Зачачье, построенной в 1687 г. Она представляла огромный, идущий от самой земли восьмиугольный сруб, перекрытый единственным в северном зодчестве восьмигранным кубом. Церковь имела пятиярусный трехстенный иконостас, относящийся к первой половине XVIII в. Предполагают, что его выполнил славившийся в то время по всей Северной Двине резчик Кокорев.

 

Заслуживают также упоминания характерные  для северодвинского зодчества  две большие шатровые церкви, возведенные  почти одновременно в 1750-х гг.: Вознесенская в селе Конецгорье и церковь Фрола и Лавра — в Ростовском.

 

Антониев-Сийский монастырь. Широкой известностью пользуется комплекс сооружений Антониев-Сийского монастыря — одного из самых значительных на русском Севере. Монастырь этот расположен в Емецком районе, в семи километрах от пристани Сия, на берегу большого озера. Основан он был в XVI в. как своеобразный форпост Московского государства на Севере. Главный пятиглавый каменный Преображенский собор Сийского монастыря (1589—1606 гг.) был возведен по образцу московского Успенского собора. В декоративной обработке фасадов здания заметно влияние и владимиро-суздальского зодчества.

 

С южной стороны к собору присоединялась трапезная с небольшой шатровой колокольней, а с северо-запада —  шатровая же колокольня середины XVII в. Весь этот ансамбль, несмотря на разновременность образующих его сооружений, обладает какой-то особой композиционной собранностью и вместе с тем большой живописностью.

 

Пинега. Примерно за сто километров до Архангельска Северная Двина получает мощный приток — лесную реку Пинегу. Начало свое она берет из Красноборских болот. Две речки — Черная и Белая, пробежав низкорослым сосняком и ельником, встречаются и образуют Пинегу. На протяжении нескольких сот километров она течет в северо-западном направлении. Около села Пинега она резко поворачивает на юго-запад и через сто с лишним километров впадает в Двину. Пинега протекает через обширные лесные районы, берега ее в основном отлоги, хотя в ряде мест река пересекает гористые складки и возвышенности. В свое время берега Пинеги были мало обитаемы.

 

Бассейн этой реки — древняя новгородская земля. Колонизация ее новгородцами началась уже в XI в. А Уставная грамота  князя Святослава Ольговича 1137 г. свидетельствует о том, что Новгород уже окончательно закрепился здесь.

 

Пинежские земли лежали на пути в Печерский край, через Пинегу, Кулой, Мезень, Пезу, Цильму, а оттуда «за камень» (Урал) и в богатую Сибирь. Этот путь с Мезени на Печору использовали вплоть до середины XIX в.

 

Земли по Пинеге и Мезени, согласно Двинской летописи, в 1471 г. были присоединены к Москве.

 

Культовых сооружений на Пинеге сохранилось  очень мало. Не дошла до нас совершенная  по пропорциям сорокаметровая шатровая Ильинская церковь Выйского погоста (1600 г.). Исчезла Никольская церковь села Сура Каргопорского района (1695 г.). Близка к ней по композиции сохранившаяся Никольская церковь села Едома Каргопорского же района. Она стоит рядом со старой, почерневшей от времени и накренившейся колокольней (1798 г.) на высоком зеленом пригорке, отделенном от деревни молодым сосняком.

 

Церковь, построенная в 1700 г., чрезвычайно  оригинальна по своему общему композиционному  строю. Здесь нет традиционного  восьмерика, все сооружение, по существу, состоит из одного вытянутого по вертикали  квадратного сруба-четверика, к которому с востока примыкает большой  пятигранный сруб — апсида, а  с запада — трапезная. Основной объем  покрыт невысоким граненым шатром, в который со всех четырех сторон врубаются большие бочки. Каждая из них несет крытую чешуйчатым лемехом  главу. В целом создается впечатление  крещатой бочки, в которую всекается шатер. Покрытие четверика образует живописную пятиглавую массу, контрастирующую своими довольно сложными формами с «оголенными» лаконичными плоскостями стен сруба-четверика. Апсида тоже покрыта бочкой с главкой. Сейчас церковь зашита тесом.

 

Из небольших церквей на Пинеге необходимо отметить стоящую среди  высокой травы над обрывом  реки в селе Пиринем очаровательную церквушку конца XVII в., с маленьким шатром, покрытым городчатым лемехом, и завершенную луковичной главкой.

 

В Карпогорском районе деревни расположены особенно часто. Они отделены друг от друга лишь мелкими перелесками или неширокими полями. Почти соприкасаясь друг с другом, расположены селения Ваймуши, Айнова гора, Шардонем. Для них, равно как и для других пинежских деревень, характерно отсутствие зелени. Редко у какого из домов увидишь одинокую рябину или черемуху. Длинные улицы селений представляли бы довольно унылую картину, если бы не амбары, расположенные вдоль дороги. Стоящие на столбах, они очень разнообразны по пропорциям и архитектурным деталям. Для большей нарядности их двери окрашивались в красный, а торцы бревен в белый или черный цвета.

 

Особенно красивы амбары в Айновой горе и Шардонеме, стоящие в линию от шести до девяти штук в ряд.

 

Амбары эти представляют собой  один из древнейших типов складских  помещений. По конструкции они просты и восходят к очень раннему  времени. Плотник — «древодел» находил четыре близко расположенных друг к другу дерева, срубал их на одном уровне и наверху сооружал клеть. Такая клеть была надежно защищена от диких зверей и грызунов. Помещение амбаров невелико, сторона составляет 2—2,5 метра, высота до 3 метров. Над землей они приподнимаются на 0,7—1,0 метра. Столбовым опорам придается форма конуса, пересеченного цилиндром, который преграждает путь грызунам. Амбары эти в основном четырехстенные, но встречаются и пятистенные, поставленные на шесть столбов. Перед входом на помост амбара устраивались лестницы из врытых в землю, последовательно возрастающих по высоте бревен, обычно двух или трех.

 

От Усть-Пинеги до Архангельска —  последний участок Северной Двины. Река становится еще шире и делится  на несколько рукавов. Прибрежные территории входят в пределы Холмогорского  района — родины великого Ломоносова. В этих местах тоже немало памятников русского зодчества.

 

До настоящего времени здесь  сохранились церкви в виде восьмерика, покрытого шатром. По сей день существует известная Никольская церковь (1589 г.) в Лявле около города Архангельска, стоящая на высоком правом берегу Двины. Она имеет приземистое очертание и широкий и низкий шатер. По некоторым данным, первоначально церковь не была внутри подшита низким потолком, весь ее шатер был открыт целиком. Другая значительная церковь этого типа — Паниловская Никольская, сооруженная в 1600 г., уже не существует. В этой церкви, так же как и в лявлинской, к основному восьмигранному срубу примыкало два прируба — с востока и с запада, — завершенные бочками. К западному прирубу присоединялась, в свою очередь, трапезная, равная по ширине основному объему. Несмотря на то что шатер ее был уж не столь высок и строен, а главка по отношению к шатру довольно велика, в целом церковь отличалась хорошими пропорциями и какой-то особой гармоничностью форм.

Информация о работе Архитектурные памятники Русского Севера