Архитектурные памятники Русского Севера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

По сведениям летописей, Вологда существовала уже в XII в. До конца XIV столетия эти земли принадлежали новгородцам. В 1482 г. Вологда вошла в состав московского государства. Исторические судьбы Москвы и Вологды сливаются воедино. С установлением торговых связей Москвы с Западной Европой через Белое море Вологда становится важнейшим транзитным пунктом.

Файлы: 1 файл

Архитектурные памятники Русского Севера.docx

— 85.87 Кб (Скачать файл)

 

Высота центрального объема вместе с луковичной главкой и крестом  составляла более сорока метров. Чрезвычайно любопытна одна особенность Михайло-Архангельской церкви. Маленькие главки, располагавшиеся на каждой из бочек крещатой кровли, были наклонены к центральному шатру, что создавало еще большую вытянутость силуэта вверх, еще более подчеркивало стройность центрального объема четверика.

 

Церковь была теплой. Она имела  две печи, которые топились по-черному. Несмотря на гигантскую наружную высоту церкви, внутреннее ее пространство было чрезвычайно мало. Трапезная имела  высоту едва ли более трех метров, собственно церковь—около четырех. Здание освещалось небольшими окошками с северной и  южной сторон.

 

Вторая церковь, Ильинская, была построена  позднее, в 1729 г. Она также представляла большой интерес вследствие редкого, едва ли не единственного в своем  роде, сочетания объемов. Центральный  объем — четверик на четверике был покрыт шатром, а придел, посвященный апостолам Петру и Павлу, завершался шатром на крещатой бочке, который перекликался с покрытием центрального объема Михайло-Архангельской церкви.

 

Юромский погост был, безусловно, одним из красивейших церковных ансамблей, величайшим достижением безвестных русских зодчих Севера. По силе воздействия с ним мог бы сравниться, пожалуй, только Кижский ансамбль.

 

Еще недавно в деревне Лампожня стояла Троицкая церковь, возведенная в 1781 г. К типу пятиглавых церквей, что и Троицкая, принадлежал построенный в городе Мезень в 1714 г. собор Рождества Богородицы, тоже не сохранившийся.

 

Одигитриевская церковь в селе Кимжа (1763). Единственным дошедшим до наших дней культовым сооружением в Мезенском бассейне является, как уже отмечалось, стоящая на окраине села Кимжа великолепная по пропорциям и силуэту Одигитриевская церковь, сооруженная в 1763 г. Она относится к тому же типу храмов пинежско-мезенской школы, которые строились сообразно новым требованиям высшей церковной власти — пятиглавыми, но в то же время сохраняли и привычный, любимый в народе древний тип покрытия — шатер. Стремление совместить старые формы с требованиями времени привело к появлению покрытия главного объема храма в виде шатра на крещатой бочке с четырьмя главками. Эти бочки были чисто декоративными и предназначались только для несения главок.

 

Одигитриевская церковь по своему силуэту и объемам очень близка к Михайло-Архангельской церкви в Юроме, если не принимать во внимание построенную позже над сенями звонницу. Двухвсходное крыльцо ведет в сени, из которых можно попасть в просторную трапезную, освещенную с севера и юга шестью окнами. Центральный объем отличается от Михайло-Архангельской церкви несколько меньшей высотой, более распластанными бочками и узким шатром.

 

Храм был построен на высоком  берегу, в некотором отдалении  от реки. На центральный объем церкви ориентирована улица домов второго  «порядка».

 

На главках, барабанах, шатре и  бочках прекрасно сохранилась «рыбья чешуя» лемеха, которая была и в  церкви в Лампожне. Издали лемеховое покрытие кажется окрашенным в желтовато-коричневый цвет. Однако при более близком рассмотрении становится очевидным, что цвет этот создает мох, покрывающий кровли.

 

Одигитриевская церковь в XIX в. была обшита, а некоторые части ее — окрашены. Следы окраски сохранились на повалах и алтарной бочке.

 

Значение этого единственного  памятника церковной архитектуры  мезенской школы трудно переоценить. Однако он еще очень мало изучен и требует тщательного исследования.

 

Помимо церквей и часовен, на перекрестках дорог, посередине деревень и на берегах рек, ставились высокие  деревянные поклонные кресты с религиозными надписями или с вырезанными  на них распятиями. Они заменяли собою часовни. Такие кресты еще  сохранились в Заозерье, Едоме, Юроме, Кельчемгоре. Их высота достигает очень больших размеров. В Кельчемгоре и на берегу Мезени близ Кимжи стоят кресты четырех-пятиметровой высоты.

 

Интересно отметить, что часто резьба на крестах носит чисто декоративный характер. Если на лицевой стороне  обычно крестьянский художник вырезал  распятие, то обратная сторона вертикальной стойки креста украшалась резными буквами, расположенными парами сверху вниз по алфавиту. Таким образом, вся стойка креста, сплошь покрытая буквицами, как  орнаментом, приобретала праздничный  вид.

 

Эта строгая и вместе с тем  сочная орнаментика сродни скромным резным узорам деревенских вальков  для белья или пряничных досок, еще до сих пор часто встречающихся по берегам Мезени и ее притокам.

 

Кресты относятся к началу XX в., более ранние не сохранились.

 

Мезень и до сего дня — один из самых труднодоступных районов  русского Севера. Но нелегкая поездка  в эти места окупается в  полной мере. Именно здесь находится  чудесная Одигитриевская церковь, дающая ясное представление об уникальных мезенских строениях, завершенных крещатыми бочками. Тут можно найти жилые дома с расписными ставнями и фронтонами и старинные мельницы-монументы.


Информация о работе Архитектурные памятники Русского Севера