Дизайн среды интерактивного музея «Тайны Галактик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:48, реферат

Описание работы

Проблема аксиологической переориентации музеев сегодня в центре внимания ученых – музеологов, философов, культурологов. Музеи работают как традиционные культурные институты, сложившиеся в процессе многовекового развития культуры. Однако одни музеи сегодня оказываются на передовых позициях в решении актуальных социальных, технологических, экономических проблем, другие – далеко не всегда интегрированы в современную систему потребления культуры, творчества и коммуникаций, недостаточно владеют новыми технологиями. Это влечет за собой выпадение музеев из

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Основы проектирования музеев………………………………………..5
Методика проектирования……………………………………………...6
Классификация музеев…………………………………………………...8
Градостроительные принципы размещения музеев………………….11
Основы формирования экспозиций…….…………………………….13
Современные методы проектирования музейных пространств…….26
Интерактивный музей в современном медиапространстве ...………30
Социальные функции музея…………………………………….............40
Музейная коммуникации…………..……………………………………41
Зарубежный опыт строительства интерактивных музеев……...……..45
Отечественный опыт строительства интерактивных музеев…………65
Список литературы……………...………

Файлы: 1 файл

понятие музей.doc

— 7.07 Мб (Скачать файл)

Рис. 21 Аудиогиды Dataton PICKUP™ - в музеях шести континентов

В средствах  массовой информации и в музейных кругах интерактивным музеем обычно называют технически и технологически оснащенный музей, работа которого в первую очередь направлена на диалог с публикой. Подразумевается, что в арсенале технологий такого музея наличествуют видеошоу, панорамные проекции, виртуальная реальность, аниматрониксы и многое другое. Однако интерактивность далеко не всегда связана с техническими средствами. Все более актуальными становятся интерактивные экскурсии, включающие диалоги с публикой, мастер-классы, викторины, концерты и другие проявления интерактивности не требующие новых технологий. Музейные сайты также приобретают все более интерактивный характер. Они не только предлагают информацию, но и вовлекают зрителя в общение с музеями через анимированные планы и схемы, видеопанорамы, удобные поисковые системы, игры, чаты, он-лайновую торговлю билетами, книгами, сувенирами и др.

 

Параллельно с решением проблемы овладения прогрессивными методами менеджмента, обусловленными потребностями такой интерактивности  в конце ХХ — начале ХХI века интенсифицировался поиск дополнительных стратегий и креативных методов музейной коммуникации. Александр Змеул тогда писал о нестоличных музеях: «…музеи, к сожалению, находятся на обочине культурной жизни, и виной тому громадный дефицит ресурсов, причем не только финансовых, но и кадровых, а самое главное — содержательных. У большинства музеев нет внятной концепции существования и развития, нет ощущения конкуренции с другими культурными учреждениями, нет понимания того, что музеи могут быть местом отдыха». Этой проблеме были посвящены многочисленные конференции. «Музейная коммуникация», «Музей между миссией и рынком» (в Центральном музее современной истории России в 2002 — 2003 гг.), «Музей и рынок» (в Эрмитаже в 2006) и мн. др. Благодаря этой интенсивной работе многие проблемы музеев остались в прошлом, но не все задачи решены до конца. Свидетельство тому совсем недавнее событие. 12 — 13 апреля 2007 г. кафедра музейного дела и охраны памятников С.-Петербургского государственного университета совместно с Государственным Эрмитажем провела III научную конференцию «Образ и понятие в художественном музее». На конференции обсуждались в частности такие темы как «Музей: в лабиринте удовольствий», «Художественные выставки и современное «клиповое» сознание», «Будущее художественного музея». Эти и многие другие события продемонстрировали, что реализация модели музейной коммуникации в практике современных музеев побуждает пользоваться междисциплинарными методами и применять их в русле меняющихся лейтмотивов историко-культурной проблематики.

Рис. 22 Музей Лондона: история и будущее в цифровом формате

Современная эпоха все чаще отождествляется  с понятием «медиакультура», связанным  с колоссальным влиянием информации на многие сферы жизни, а также  с интенсивным развитием медиа-бизнеса, медиаисследований, медиатехнологий  и пр. «Рейтинговость» тех или  иных явлений культуры во многом зависит от массмедиа. Сегодняшняя ситуация заметного крена в сторону «опопсения» культуры, негармоничность медиапространства делает очевидной необходимость поиска новых стратегий в культурологии, которые могли бы объединить медиатехнологии и реалии жизни музея. Традиционный музей многими по-прежнему отождествляется прежде всего с процессом «архивирования» культуры. Интерактивный музей сегодня часто называют музеем будущего, не задумываясь о том, что с полным основанием такой музей можно назвать и музеем прошлого и просто музеем. Вспомним, что музей с самого начала своей истории рождался как интерактивный институт.

В первом в  мире музее (мусее) Александрии не просто хранили сокровища культуры. Музей  создавался как институт репрезентации власти (для диадоха Птолемея важно было создать позитивный имидж власти). Поэтому наряду с научными изысканиями и коллекционированием мусей в своей концепции содержал то, что сегодня в музейном мире называется ПАП (программы, адресованные публике). Это была демонстрация новых машин, механических игрушек, изобретений Ктесибия и Герона (Леонардо да Винчи античности), ботанический и зоо-сады, публичные лекции и диспуты, индустрия гостеприимства для ученых и путешественников. Таким образом, античный мусей был похож не только на выставку достижений, НИИ или библиотеку, но и на диснейленд, зоопарк, парк культуры. И менее всего образ Александрийского мусея ассоциируется с расхожим представлением о музее (где ничего нельзя трогать, шуметь, и в «в греческом зале» не закусить). Здания античного Мусея скорее всего имели аттрактивный характер. Их автором многие считают Дейнократа, вошедшего в историю своими причудливыми и поражавшими воображение проектами, сопоставимыми с музейными зданиями Фрэнка Герри, Ли Пэя или Ренцо Пиано. Сегодня эти интерактивные качества древнего Мусея подчеркиваются как параллель прошлому в открытом в Александрии в 2002 г. культурном центре Новая Библиотека, ставшем образцом новых технологий в музейном и библиотечном деле.

Рис. 23 Видеостена в Музее истории церкви и искусства в Солт-Лейк-Сити

Индустрия развлечений, которая зародилась как неотъемлемая часть деятельности древнего мусея, постепенно отпала, когда функции  этой институции, собранные здесь  воедино стали распадаться. В пинакотеках, глиптотеках, лапидарях, галереях, кунсткамерах, университетских и академических коллекциях акцент сместился в сторону архивирования артефактов и познавательных функций. Только в XIX столетии музей становится институтом утверждения национальной идеи и местом публичной жизни. В мире развиваются две основные модели. Одну из них (в основе которой лежит коллекционирование) принято называть европейской. Вторую (музей событий, а не предметов, нацеленный на диалог с публикой) — американской. Такой музей — место деятельности направленной, например, на самоидентификацию детей по талантам и способностям, работу с национальными сообществами и другие важные аспекты социально-культурной сферы, которые в нашей стране традиционно входили в разряд функций Домов культуры или Дворцов пионеров.

Музейная педагогика и  андрогогика — важнейшие направления деятельности в музеях современного искусства со времени их зарождения. Поиски интерактивности в ее разнообразных проявлениях были обусловлены здесь необходимостью ответа на неприятие публикой искусства авангарда. Таким ответом стало создание Музея современного искусства в Нью-Йорке, центра им. Ж. Помпиду в Париже и других подобных институций ХХ века с их интерактивными просветительскими программами. Характеризуя «поле» музея ХХ столетия Юбер Дамиш подчеркивает ««поле» — но это не открытое поле, а скорее территория с изначально заданной структурой, с заложенной информацией и программой… Мы сами можем превратить музейное поле в лабораторию, как уже собственно и пытались сделать многие, начиная с Марселя Дюшана». В музеях современного искусства плодотворно синтезировались функции «американской» и «европейской» моделей, поскольку этот тип музея, так же как и хранящееся в нем искусство, предусматривает самые разные эксперименты, обусловливающие акцент на развитие коммуникативных функциях музея.

Рис. 24 Музей науки и промышленности в Манчестере

М. Маклюэн относил музеи к коммуникационным средствам, подчеркивая, необходимость изменения характера их деятельности, ее нацеливания на оптимизацию обратной связи, что необходимо для работы музея как канала культурной коммуникации. Опыт музейной практики последних лет, в том числе музейных проектов в Свердловской области и в Уральском округе показал продуктивность коммуникационного подхода к музейному делу в частности в процессе культурной самоидентификации территории. Не забывая о собирании и сохранении наследия, музеи развивают инновационные креативные методики его интерпретации: акции и перформансы, празднества, фото- и видеомарафоны, встречи, балы, создание новых музеев, развитие в музеях индустрия развлечений. Кульминацией этого всплеска интерактивности в Екатеринбурге 19 мая 2007 стала ночь музеев. Приуроченная к 30-летию Международного дня музеев, который праздновался официально 18 мая, она проходила в рамках общеевропейской акции, проводящейся по инициативе ICOM.

Идея проводить «долгие  музейные ночи» возникла в 1997‑м году у берлинской администрации и имела столь шумный успех, что уже на следующий год к столице присоединились двадцать других городов Германии. Эти ночные народные гуляния с культурно-просветительской направленностью проводятся два раза в году — в начале сентября, когда музеи и театры открывают новый сезон, и после Рождества. Успех Берлина был столь заразителен, что эту традицию переняли в Нью-Йорке, Рейкьявике, Базеле, Амстердаме, Вене и других центрах мировой культуры. Праздник пришел и в города России (Красноярск, С.-Петербург и др.)

По масштабу событие, произошедшее в нашем городе, оказалось весьма впечатляющим. Оно было тщательно подготовлено Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ, Екатеринбургским филиалом Государственного Центра современного искусства, Управлением культуры Администрации города Екатеринбурга. В проекте принял участие Екатеринбургский музей изобразительных искусств игровыми интерактивными проектами «Оживающие картины», «Четыре стихии» и другими красочными театрализованными шоу. Фотографический музей «Дом Метенкова» показал проект «Другое измерение», видеопрограмму международного фестиваля цифровой графики, анимации и видео-арта «aniGma». Центр современной культуры УрГУ подготовил программу «Арт-вояж из Брюсселя в Макондо через Канск». Екатеринбургская галерея современного искусства провела акцию «Киборг-party. Робот тоже умеет любить». Центр культуры и искусств «Урал» продемонстрировал акцию «Полный бетон-2», а компания «Автоленд» — «Тайны автосалона в инсталляциях и видео екатеринбургских художников». Один из главных инициаторов и модератор акции — Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства — выпускники, сотрудники и студенты нашего факультета. Ночь музеев стала настоящим праздником для жителей, праздником, проявившим безграничные интерактивные возможности музеев. На всех площадках праздника, в том числе на факультете искусствоведения и культурологи УрГУ был полный аншлаг.

События Международного дня музеев нашли свое освещение  в новостных программах, на профессиональных порталах4. Однако в СМИ освещение  юбилейного Международного дня музеев не было, пожалуй, многоаспектным и ярким, адекватным празднику. В большинстве СМИ кратко излагалась история Международного дня музеев. Событие скорее констатировалось, чем интерпретировалось, что явно недостаточно для праздника, который стал во многих странах мира национальной и даже семейной традицией. Эта неполнота и формальность информации в который раз вскрыла характерный для нашего времени симптом — отсутствие в СМИ подлинного интереса к музею на фоне инерции категорического отделения музейных событий от поп-культуры. 30-летие Международного праздника музеев не прозвучало и не визуализовалось как общеинтересный информационный повод. Опираясь на тезис «медиа — это не просто средство для передачи информации, это целая среда»5, подчеркнем, что любое явление культуры, попадающее в эту среду обретает дополнительный и существенный вес для общества, для публики, так необходимой современному музею. Как коммуникационное средство по законам экологии культуры музей должен быть полноценной частью медиасреды.

Медиа и музейное сообщество могут сотрудничать более  плодотворно. Начиная с Д. Дидро, выдающиеся деятели культуры пропагандировали искусство и музеи в СМИ. Это было престижным и прибыльным занятием и долго оставалось таковым. Очерки об Эрмитаже А. Бенуа и сегодня читаются как бестеллер и влекут в музей — смотреть на описанные им произведения. Опираясь на теорию «полей» отметим, что если когда-то освещать поле культуры было престижно, то сегодня мы пребываем в ситуации эволюцию медиа от элитарности к ширпотребу, а музей как часть поля культуры часто оказывается обойденным или формально освещенным. В этой ситуации сказывается пресловутый диссонанс между некоммерческим характером создания культурных ценностей и рыночным характером их распространения. Снять этот диссонанс сегодня способен лишь сам музей, став узлом коммуникации в медиасреде. П. Бурдье называл тип журналиста ХХ века «fast-thinker-ом», «быстродумом». Снуя между событиями, он их не интерпретирует, а фиксирует. Поэтому информацию для fast-thinker-а следует приготовить. Задача PR-отдела музея — внедриться в популярные медиа, будь то новостные порталы, блоги, или рекламные издания. Вписаться в пространство элитарной и массовой аудитории, полярность которых в наше время кажется слишком преувеличенной. Не впадая ни в снобизм, ни в популизм музей способен формировать спрос публики и продвижение своего продукта. Технологии сложились. Нужно лишь при необходимости докомплектовать или дополнительно обучить штат.

Умело используя  собственные медиасредства, музей  может полноценно проявить себя в  медиапространстве. Судя по отзывам  блогеров, посещаемость блогов уступает посещаемости традиционных СМИ не на один порядок, а в сто или тысячу раз. А вот правильно сконструированные музейные сайты постоянно посещаются молодой аудиторией в поисках информации и как развлечение. Игры не сервере «Музеи России» оказываются для этой аудитории не менее привлекательными, чем возможности поиска материалов для скачивания в его огромной базе данных. Правда, многих шокируют такие развлечения, как вообще любые компьютерные игры или «легкие» жанры в искусстве. Понятие «виртуальные технологии», «интерактивный музей» почему-то трактуется как некая замена или альтернатива музейному экспонату. По этому поводу Ж. Бодрийяр остроумно заметил: «Есть смысл, пожалуй, и успокоиться: по-видимому, ситуация с виртуальностью не очень-то и серьезна — исчезновение реального еще надо доказать».

Рис. 25 Световая инсталляция в Парке Сен-Клу, Париж, Франция

Виртуальные технологии могут, конечно, вообще не использоваться в музее, но без них в музее  уже не так комфортно и просто, как без мобильного телефона или электронной почты в обыденной жизни. Чем заменить, например, виртуальные обучающие игры на CD-дисках Ханты-Мансийского Государственного музея Природы и Человека. В экспозиции Центра Б. Н. Ельцина сенсорные киоски позволяют зрителю погрузиться в уже забывающуюся среду политической жизни на переломе истории. В представительстве ГМИИ им. А. С. Пушкина в Екатеринбургском музее изобразительных искусств такие же киоски связывают Московский и Екатеринбургский музеи и их текущие выставки. Стали традиционными видеомосты с российскими и зарубежными музеями в виртуальных филиалах Русского музея, без которых жизнь нашего факультета стала бы намного беднее. Информированность, а не замена экспоната — цель этих интерактивных технологий.

Информация о работе Дизайн среды интерактивного музея «Тайны Галактик