Дизайн среды интерактивного музея «Тайны Галактик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:48, реферат

Описание работы

Проблема аксиологической переориентации музеев сегодня в центре внимания ученых – музеологов, философов, культурологов. Музеи работают как традиционные культурные институты, сложившиеся в процессе многовекового развития культуры. Однако одни музеи сегодня оказываются на передовых позициях в решении актуальных социальных, технологических, экономических проблем, другие – далеко не всегда интегрированы в современную систему потребления культуры, творчества и коммуникаций, недостаточно владеют новыми технологиями. Это влечет за собой выпадение музеев из

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Основы проектирования музеев………………………………………..5
Методика проектирования……………………………………………...6
Классификация музеев…………………………………………………...8
Градостроительные принципы размещения музеев………………….11
Основы формирования экспозиций…….…………………………….13
Современные методы проектирования музейных пространств…….26
Интерактивный музей в современном медиапространстве ...………30
Социальные функции музея…………………………………….............40
Музейная коммуникации…………..……………………………………41
Зарубежный опыт строительства интерактивных музеев……...……..45
Отечественный опыт строительства интерактивных музеев…………65
Список литературы……………...………

Файлы: 1 файл

понятие музей.doc

— 7.07 Мб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АРХИТЕКТУРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ДИЗАЙНА

 

 

 

Реферат на тему: «Дизайн среды интерактивного музея «Тайны Галактик»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы 1362:

Шмидт Анастасия Евгеньевна

Руководители: Барсуков Е.М.,

Валуйская Н.В.

Лапина.Н.Е.

Шутка А.В.

Строгонова Л.А.

 

Воронеж 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Основы проектирования музеев………………………………………..5

Методика  проектирования……………………………………………...6

Классификация музеев…………………………………………………...8

Градостроительные принципы размещения музеев………………….11

Основы формирования экспозиций…….…………………………….13

Современные методы проектирования музейных пространств…….26

Интерактивный музей в современном медиапространстве ...………30

Социальные  функции музея…………………………………….............40

Музейная  коммуникации…………..……………………………………41

Зарубежный опыт строительства интерактивных музеев……...……..45

Отечественный опыт строительства интерактивных музеев…………65

Список литературы……………...………………………………………77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема  аксиологической переориентации музеев сегодня в центре внимания ученых – музеологов, философов, культурологов. Музеи работают как традиционные культурные институты, сложившиеся в процессе многовекового развития культуры. Однако одни музеи сегодня оказываются на передовых позициях в решении актуальных социальных, технологических, экономических проблем, другие – далеко не всегда интегрированы в современную систему потребления культуры, творчества и коммуникаций, недостаточно владеют новыми технологиями. Это влечет за собой выпадение музеев из контекста современных реалий, отставание от запросов времени и соответственно утрату интереса к музею как к культурной институции в пользу Интернета, телевидения, кино (часто низкопробных) и других более мобильных и коммуникабельных сфер культуры.

Формирование  и укрепление связей между музеем – обладателем культурного наследия и другими культурными институциями – залог его жизни и функционирования. Обязательными условиями стабильного функционирования культуры является развитие контактов, связей, сотрудничества, диалог между разными культурами. Многие музеи мира и России, будучи составляющей современной мультикультурной среды, в своей социально-культурной деятельности стали центрами диалога культур и воспитания толерантности.

Музей как  феномен культуры был создан в  многополярном мире для трансляции гуманитарных ценностей. Возможности  формирования культурного выбора, которыми обладает музей сегодня диктуют поиски действенных методологий для реализации этой функции. 

Главное предназначение музея –  создание общественно-полезных благ. Возникновение и развитие культуры невозможно представить без трансляции человеческого опыта от поколения к поколению во всей его полноте,  что изначально обусловлено онтологической потребностью в сохранении единства человеческого рода как основного условия его выживания.  И технологии этой трансляции необходимо изучать и совершенствовать. 

В наши дни  существует целый ряд определений  музея, что в значительной степени  объясняется сложностью и многоликостью самого феномена. XX век подарил человечеству новые типы музеев, пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. Появились музеи под открытым небом, в основе которых — не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в своем естественном природном окружении.

В изданиях справочного характера музеи обычно трактуются как научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, которые в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, а также природных объектов. В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ) и включенное в его Устав в 1974 г. С учетом поправок, внесенных в последний вариант Устава в 1995 г., эта дефиниция звучит следующим образом: музей — это «постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей, оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды».

Это определение  прошло длительный путь развития, но разногласия относительно обоснованности и важности составляющих его элементов тем не менее существуют, поскольку вопросов оно поднимает не меньше, чем решает. Например, можно ли считать музеями ботанические сады и зоопарки? Ведь они обладают коллекциями животных и растений, заботятся об их сохранности, исследуют, экспонируют и популяризируют их, удовлетворяя тем самым образовательные и развлекательные потребности общества. Однако эти коллекции состоят не из мертвых образцов природы, а из живых созданий. Можно ли считать музеем планетарий? У него ведь нет собственной коллекции.

В ответах  на эти и подобные им вопросы мнения специалистов разделились. Одни отвечают отрицательно. Другие считают, что в  сферу интересов музея входит все природное, культурное и социальное окружение человека. При их поддержке ИКОМ принял в свои члены планетарии, ботанические и зоологические сады, многие природные и исторические памятники и достопримечательные места.

Неоднозначно воспринимается и положение о том, что музей должен служить обществу и способствовать его развитию. Кто и на основании каких критериев определяет, в чем состоит общественный интерес? Ведь интересы и потребности различных групп общества не всегда совпадают. Для кого существуют музеи? Для ученых, работающих во благо общества и научного прогресса, или для удовлетворения эстетических и образовательных интересов широкой публики?

Разные подходы  к определению понятия «музей»  существуют и в теоретическом  музееведении, однако большинство исследователей определяют его как социальный институт через выполняемые им функции.

 

Основы проектирования музеев

 

 Музеи  предназначаются для собирания  и комплектования памятников  материальной и духовной культуры, их хранения, изучения и экспонирования. Музеи принадлежат к особому типу научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений, осуществляющих многообразную деятельность предметным языком экспонатов.

Профиль музея, функциональная специфика деятельности и коллекций, национальное своеобразие края, градостроительные особенности размещения являются основополагающими моментами в проектировании зданий музеев.

Каждый музей  должен иметь индивидуальное архитектурно-художественное решение, определяемое конкретной коллекцией и формами деятельности. Особенность всех музеев - постоянный рост количества экспонатов, пополнение и обновление композиций. В соответствии с этим для музеев не может быть предложено нормирование аналогично объектам типового проектирования. Цель настоящих Рекомендаций - сформировать основные принципы проектирования музеев и в первую очередь наиболее распространенных - художественных и историко-краеведческих.

При открытии новых музеев или реконструкции  существующих следует исходить из необходимости создания в регионе целостной взаимосвязанной музейно-выставочной системы, включающей музеи различных профилей, выставочные залы, памятники истории и культуры и способствующей наиболее эффективному ивсестороннему показу истории, природы, общественного развития, искусства, а также современных достижений в социально-экономической и духовной жизни.

В этой связи  представляется целесообразным создание централизованных фондохранилищ с  лабораториями и мастерскими  и преимущественное развитие сети специализированных музеев.

Методика проектирования

 

Современный музей - сложный многофункциональный  организм. Отсюда вытекает необходимость  коллегиальности проектирования в  соответствии с тремя основными  частями общей программы: сотрудников  музея - функциональная программа, тематическая и научная содержательность экспозиции; архитекторов - пространственно-планировочное и функционально-технологическое решения; художников - образное воплощение экспозиции.

Процесс проектирования обычно складывается из следующих последовательных этапов.

Первый этап : определяется авторский коллектив, специфика музея, тематическая структура экспозиции, научная концепция развития музея на ближайшее время и перспективу, ориентировочный состав и площади помещений, разрабатываются варианты градостроительного размещения, архитектурной и художественно - образной направленности.

Архитектор  должен учиты в ать не только архитектурную  и функциональную специфи ку музеев, но и социальные и экономиче ски  е условия строительства, требования потенциальной аудитории - ее зап росы и реальные возможности.

В процессе проектирования происходит либо репродуцирование сложившихся  пространственных стереотипов, использование  традиционных решений, либо поиск объемно-пространственной организации, основанной на новых технологических возможностях, авторской интерпретации музейного процесса. Постоянный прогресс науки и техники, дифференциация конкретных условий реализации проектов приводят к возникновению предложений, акцентирующих одну из сторон проектирования.

В основе работы должно лежать комплексное изучение коллекции , динамики роста поступлений, состава и количества потенциальных посетителей, специфики видов деятельности.

Обязанности архитектора при проектировании современных музеев не сводятся только к пространственному закреплению положений функциональной и организационной программы.

Второй этап : составляется задание на проектирование , выполняется в полном объеме проект с архитектурной, конструктивной и технологической частью, включая смету и генеральное решение оформления экспозиции.

Работа основывается на полной информации о музейной коллекции  и существующем опыте проектирования. Регламентации «Задания» должны быть конкретны, их детализация должна обеспечить всем участникам проектирования принятие взаимообусловленных решений.

Третий этап : разрабатывается тематико-экспозицинный план, рабочая документация архитектурно- строительного проекта и эскизный проект оформления экспозиции.

Детализируется  и уточняется первоначальный замысел, взаимоувязываются вопросы комплексной  программы, включая технологические, архитектурные и художественные аспекты.

Четвертый этап : осуществление проекта в натуре.

Рассмотренные выше общие принципы проектирования музеев сохраняют свою актуальность и при организации в исторических зданиях, трансформируясь с учетом их сохранности и архитектурно-художественных особенностей.

Музеи-заповедники, этнографические, под открытым небом и историко-архитектурные, как правило, представляют комплекс зданий с дисперсным размещением служб в различных объемах.

Территориальная централизация музейных фондов создает необходимые предпосылки для оптимального использования отдельных зданий и сооружений в музейных целя х: создание единого архитектурно-художественного и (или) историко-культурного комплекса, каким могут стать экспозиция и само здание при организации специализированного филиала. Очевидные преимущества при этом следующие: снимаются технологические ограничения по размещению фондохранилищ, мастерских и лабораторий, которые централизованно обслуживают сеть филиалов; экспозиция филиала (количество экспонатов, их характер, соблюдение условий хранения и экспонирования) выбирается в соответствии с имеющейся площадью, пространственным и планировочным решением используемого памятника; исключается характерная для музея проблема роста экспонатов.

Музеефикация памятников истории и архитектуры - одно из важнейших направлений в сохранении культурного наследия.

Классификация музеев

Классификация отражает отнесение музеев к определенному  типу, профилю, статусу и категории.

Тип музея определяется характером общественного использования. По этому признаку музеи распределяются на три основных типа: научно-просветительские, научные и учебные.

Профиль музея  определяется связью с определенной областью знаний, искусства или производства (или их совокупностью).

Основные  профильные группы музеев следующие: исторические, литературные, естественнонаучные, искусствоведческие и комплексные.

Рис.1 Государственный Исторический музей

Внутри каждой группы происходит дальнейшая профилизация музеев, отражающая внутреннюю специализацию науки, искусства и производства.

Архитектурная типология представляется более  общей, чем тематическое разнообразие музеев. С архитектурной точки  зрения мемориальные музеи, например, имеют много общего вне зависимости  от их профиля. С точки зрения архитектурного проектирования, они разделяются на здания с сохраняющейся мемориальностью обстановки, здания с дополнительными помещениями для поясняющей экспозиции, новые здания музеев.

Типологический  ряд мемориальных музеев включает: музей-памятник, комплекс мемориальных сооружений, комплекс памятника с новым зданием для поясняющей экспозиции, диорамы и панорамы.

Информация о работе Дизайн среды интерактивного музея «Тайны Галактик