Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:48, реферат
Проблема аксиологической переориентации музеев сегодня в центре внимания ученых – музеологов, философов, культурологов. Музеи работают как традиционные культурные институты, сложившиеся в процессе многовекового развития культуры. Однако одни музеи сегодня оказываются на передовых позициях в решении актуальных социальных, технологических, экономических проблем, другие – далеко не всегда интегрированы в современную систему потребления культуры, творчества и коммуникаций, недостаточно владеют новыми технологиями. Это влечет за собой выпадение музеев из
Введение…………………………………………………………………...3
Основы проектирования музеев………………………………………..5
Методика проектирования……………………………………………...6
Классификация музеев…………………………………………………...8
Градостроительные принципы размещения музеев………………….11
Основы формирования экспозиций…….…………………………….13
Современные методы проектирования музейных пространств…….26
Интерактивный музей в современном медиапространстве ...………30
Социальные функции музея…………………………………….............40
Музейная коммуникации…………..……………………………………41
Зарубежный опыт строительства интерактивных музеев……...……..45
Отечественный опыт строительства интерактивных музеев…………65
Список литературы……………...………
Среди исторических музеев особое место занимают военно-патриотические музеи. По своей тематической и архитектурной направленности они могут быть объединены в 6 групп: музеи Великой Отечественной войны; музеи героической защиты городов и мест, военно-исторических событий; интернационального сотрудничества; партизанской, народной и комсомольской славы; мемориальные; памятники-музеи.
Рис.2 Дрезденский военно-патриотический музей
Для архитектурной
классификации военно-
Исторические музеи подразделяются на три группы, характеризующие задачи архитектурного проектирования: новые здания и комплексы, сохраняемые (восстановленные) места и представляющие сочетание новых сооружений с существующими.
Наиболее значительные в архитектурном отношении - мемориальные комплексы. Общепринятое понимание музея как хранителя подлинных экспонатов и место их показа здесь переакцентировано: на первое место выделяется не показ музейными средствами, а создание памятника архитектурно-художественными средствами. Важную роль в архитектурно-пространственном формировании ансамбля имеет природное окружение, сохраняемая или создаваемая среда, в которую включается комплекс.
Рис.3 Парижский Музей наук и индустрии
Учитывая ярко выраженную специфику, музеи науки и техники могут быть выделены по архитектуре в самостоятельную группу.
Наибольшее распространение в практике проектирования получили художественные и историко-краеведческие музеи.
По статусу музеи разделяются на государственные и работающие на общественных началах.
Категория музея определяется величиной фондов и количеством посещений.
При установлении категории музея учитываются качественные показатели коллекции и посещаемости, которые могут не совпадать с указанными в табл. 2.
Таблица 2
Показатели деятельности |
Категория музея | |||||
I |
II |
III |
IV |
V | ||
Посещаемость музея в год, тыс. чел. |
400 и более |
150 - 400 |
100 - 150 |
20 - 100 |
10 - 20 |
|
Количество единиц хранения, тыс. |
150 и более |
75 - 150 |
30 - 75 |
10 - 30 |
2 - 10 |
Музеи подразделяются по организационному признаку на центральные, осуществляющие научно-методическое руководство своей группой; головные, имеющие сеть филиалов; музеи на правах филиалов и отделов (секторов); самостоятельные музеи.
Градостроительная ситуация, непосредственное окружение и собственно участок музея имеют существенное влияние на архитектуру здания. Функциональная программа должна решаться в органической связи с природным и градостроительным окружением.
Исторически единственно возможное место расположения музея в городе - исключительно центр - и сегодня сохраняет свою актуальность, хотя и формулируется не с такой категоричностью, как раньше.
Уникальность определяет архитектурное значение музея в формировании значительных градостроительных ансамблей. С ростом числа и типологического разнообразия музеев , появлением, музеев, связанных с определенным местом, изменения их роли в общественной и культурной жизни нарушилось и единообразие подхода к выбору участка. Известны многочисленные примеры строител ьства музеев за городом (этнографических, археологических и мемориальных, в живописной местности, п озволяющей совместить отдых посетителей с посещением музея). Много музеев открыто на селе - свидетельство возросшего культурного уровня и стирания граней между городом и селом.
Общие требования к выбору участка для здания музея следующие:
предпочтительность размещения в городском центре. Музеи являются ведущими объектами формирования общегородского ансамбля. Соблюдение данного требования обеспечивает равнодоступность музея для посетителей из разных районов;
включение музея в комплекс учреждений культуры вместе с другими музеями, театром, выставочным залом, библиотекой, архивом, центром информации и досугов ы ми учреждениями. Кооперация дополняет функциональную программу музея и привл екает новые категории посетителей;
близость парка - для устройства открытой экспозиции, естественной защиты от шума и загрязнений и создания необходимых музею рекреационных зон;
дос т аточная площадь территории для строительства и перспективного расширения музея.
Данные требования не распространяются на музеи, расположение которых связано с определенным местом:
мемориальные музеи;
археологические музеи на месте раскопок;
музеи предприятий, учреждений и учебных заведений;
музеи в памятниках;
музеи под открытым небом, требующие больших по площади незастроенных территорий, с ландшафтом, характерным для данного региона.
При выборе места для строительства музея требуется учет следующих основных факторо в:
социальные цели : сохранение культурного наследия и его пропаганда; повышение об разовательного и культурного уровня населения; проведение научных исследований;
назначение и специфика музея : место музея в общей структуре (центральный, головной, филиал ), тип коллекции, фонды, преимущественное развитие функций (научно-исследовательских, научно-просветительских, образовательных и досуго вы х);
характеристика города (
Анализ структуры посетителей историко-краеведческих музеев показывает, что иногородние составляют существенную часть посетительской ау д итории - от 32 % в крупнейших музеях до 78 % в небольших районных.
Для регионов с высокой плотностью населения и развитым межгородским общественным транспортом существенное влияние на посещаемость оказывает население тяготеющих населенных мест;
природное окружение : рельеф , растительность, водоемы, геологические характеристики, климатические условия (с точки зрения сохранности экспонатов и возможностей организации открытой площадки), форма и размер участка, ограничения использования, включая шум, вибрации и загрязнения, пригодность местности для проведения досуговы х мероприятий;
градостроительная ситуация : наличие других музеев, учебных заведений (включая школы ), научных учреждений (их мощность, тип, размещение и число), мест досуга и отдыха; ближайшее архитектурное окружение; тенденция развития; неблагоприятное для музея соседство с промышленными предприятиями, скоростными магистралями, железной дорогой и аэропортом; возможность поэтапного расширения здания музея;
структура населения : социально-профессиональный и возрастной состав, уровень образования, культурные запросы , туристы;
транспортная доступность : система общественного транспорта в районе строительства музея, размещение стоянок , пешеходная доступность к музею (легко доступен - 15 мин ходьбы или езды местным транспортом, доступен - 15 - 30 мин);
технико-экономические соображения : благоустройство территории, проведение сопутствующих строительству музея мероприятий (дорог, коммуникаций и т.п. );
специальные требования . Краеведческие музеи: своеобразие естественно-природного
ландшафта и архитектурного окружения
как элементов экспозиционного показа.
Художественные музеи: возможность размещения
произведений монументального искусства
на открытых экспозиционных площадках.
Музеи в памятниках: обязательность охранных
зон. Технические музеи: расширенный состав
экспозиции под открытым небом. Музеи
предприятий и учреждений: целесообразность
их размещения без ограничений посещаемости
режимом работы предприятий и учреждений.
Основы проектирования экспозиций
Основные понятия | |||
Результаты
научно-исследовательской Экспозиционная работа – одно из основных направлений музейной деятельности, отвечающее за создание экспозиций. Она включает: 1) проектирование экспозиции (научное проектирование – разработка основной идеи и конкретного содержания;художественное проектирование – разработка архитектурно-художественных принципов и решений; техническое и рабочее проектирование – монтаж экспозиции); 2) демонтаж экспозиции; 3) реэкспозицию (обновление старой экспозиции без полного демонтажа). В отечественном
музееведении отсутствует единое понимание
ключевого понятия Данные определения не вполне удовлетворительны, т.к. в этом случае обозначить разницу между «выставкой», «экспозицией» (формами экспозиционной работы, нацеленными на создание особого образа, музейной среды) и, скажем, хранением на открытом доступе, позволяющем обозревать собранные музеем предметы и коллекции так, как они хранятся в фондах, практически невозможно.
Рис. 4 Экспозиция 6 выставочного
зала Japan folk toy & doll А.М. Разгон в своем учебнике «Музееведение. Музеи исторического профиля» дает следующее определение «экспозиции»: «Основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений». Это определение, на наш взгляд, также не указывает специфику собственно экспозиционной работы по сравнению с другими формами работы с посетителем. Эта специфика как раз проявляется в создании специфической музейной среды, в которую включается затем и посетитель, становящийся как бы участником тех процессов, которые отражает экспозиция. Наиболее полным нам представляется определение А.Б. Закса: «Музейная экспозиция – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных, откомментированных, технически и художественно оформленных, в совокупности создающих специфический (музейный) образ природных, общественных или культурных явлений и процессов». Экспозиции по времени существования могут быть постоянными и временными. Временные экспозиции называют выставками. Выставки могут быть стационарными, не рассчитанными на перемещение с места на место, могут быть передвижными – рассчитанными и на демонстрацию вне музея.
Рис. 5 Фрагмент выставки в МВЦ
ПГОМ им. В.К. Арсеньева в рамках
По задачам
своей организации экспозиции д Экспозиции
состоят из отдельных экспозиционных
комплексов – тематически связанных,
пространственно и художественно организованных
групп музейных предметов, научно-вспомогательного
материала, текстов и экспозиционного
музейного оборудования. Выделяют несколько типов
экспозиционных комплексов: тематические (есть
мнение, что только тематические комплексы
следует относить к экспозиционным, т.е.
это понятия-синонимы); жизненные (
Рис.6 Теремной дворец Московского Кремля. «Почивальная комната», XVII в.
Участники экспозиционной работы называются экспозиционерами. Э Музейные
предметы в процессе экспозиционной
работы выставляются для обозрения, становятся экспонатами ( | |||
Методы создания экспозиций | |||
Порядок группировки и организации экспозиционного материала определяет метод построения музейной экспозиции. Методы построения экспозиции развиваются с музейным делом. Первым по времени появления методом построения экспозиций можно считать систематический метод. В результате его применения появляются систематические экспозиции, т.е. экспозиции, построенные в соответствии с классификацией, принятой в определенной профильной дисциплине, отрасли культуры или отрасли общественного производства. Основная структура систематической экспозиции – типологический (систематический) ряд музейных предметов, отражающий эволюцию тех или иных процессов природы, человеческого общества. Часто такой метод экспозиции применяется в естественнонаучных музеях, например в зоологических, биологических, минералогических. Такой принцип организации экспозиции предпочитают академические музеи. Уместен он и в учебных музеях, если педагогические методики нацелены на освоение систематизации и классификации какой-то дисциплины. Систематическая экспозиция позволяет представить эту классификацию наглядно. Возможны систематические экспозиции и в других профильных группах музеев. Из исторических музеев чаще всего систематический метод используется при создании экспозиций по археологии: такая экспозиция позволяет проследить преемственность традиций и появление новаций при изготовлении предметов и орудий, увидеть эволюцию технических приемов и т.д.. Рис.7 Экспозиция Государственного музея азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства (Баку). Тип экспозиции – систематический Первым в
мире систематическим Систематические экспозиции формируются и в художественных музеях: произведения искусства классифицируются по периодам, по странам, по направлениям, по школам. Внутри школы работы каждого автора, как правило, выставляются рядом, что позволяет проследить формирование авторской манеры, совершенствование профессиональной техники, изменения авторского стиля и т.д. В России первым художественным собранием, использовавшим систематический метод построения экспозиции, был Эрмитаж: после проведенной в 1793 г. Мартинелли и Георги ревизии собрания развеска приобрела систематический характер – по странам и школам. Ландшафтный метод, в результате которого появляется ландшафтная экспозиция, чаще применяется в естественнонаучных музеях. Задача такой экспозиции воспроизвести сочетаемость, взаимосвязь и взаимозависимость каких-то компонентов явления или процесса.
Рис. 8 Экспозиционное оборудование
фирмы «Reier» (ФРГ). Ландшафтные экспозиции более ориентированы на неподготовленную публику, чем систематические. Этим методом спроектированы, например, экспозиции по местной природе в большинстве краеведческих музеев (в том числе в Приморском объединенном государственном музее им. В.К. Арсеньева и его филиалах в Лесозаводске, Дальнереченске и др.) Данный метод часто применяется в музеях естественнонаучного профиля. Впервые этот метод был применен при показе естественнонаучных коллекций на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. В европейских музеях применение метода получает распространение в конце XIX в. Одной их первых музейных экспозиций, целиком построенной на применении ландшафтного метода, была экспозиция Стокгольмского естественнонаучного музея, представленная публике в 1893 г. В России применение метода в дореволюционное время было редким, предпочтение отдавалось систематическим экспозициям. Внедрение ландшафтного метода в отечественное музееведение приходится на советский период и связано с требованиями создать «доступную массам» экспозицию. Один из первых отечественных музеев, перестроивших свою экспозицию на основе ландшафтного метода, – Московский областной краеведческий музей в г. Истра (экспозиция, созданная под руководством Н.А. Евтюхова, представлена публике в 1930 г.). Характерная черта ландшафтной
экспозиции – использование диорам или панор
Рис.9 Диорама «Штурм Владимира
войском хана Батыя 7 февраля 1238 г.». Панорама отличается, прежде всего, организацией картины-задника, которая охватывает полный круг горизонта (т.е. зритель помещается в центр такой экспозиции). В остальном панорама организуется как диорама: картина дополняется макетом местности и музейными предметами. Если таким образом представляется естественнонаучная экспозиция, то фоном для нее служит макет ландшафта. Представление об этом ландшафте, его составляющих разрабатывается ландшафтоведением (раздел физической географии). Оно должно наглядно представить организацию природы как систему ранжированнных комплексов (географических систем), состоящих из взаимосвязанных компонентов: литосферы, почв, природных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира (биогрупп)
Рис. 10 Биогруппа «Леопарды». Фрагмент
экспозиции «Отдела природы» Диорамы и панорамы применяются в музеях исторического профиля обычно при желании наглядно показать какой-то значительный по задействованной территории процесс или явление: известное сражение (панорама «Волочаевская битва» в музее им. Гродекова в Хабаровске, авторы А.Н. Горпенко и С.Д. Агапов)74, освоение территории (диорама «Основание поста Владивосток» в Музее им. В.К. Арсеньева, авторы Рачев и Телешев) и т.п.
Рис.11 Площадка для обзора панорамы «Волочаевская битва». Авторы панорамы – А.Н. Горпенко и С.Д. Агапов. Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова Гораздо чаще в музеях исторического или комплексного профиля (с наличием исторических отделов) используются ансамблевый и тематический методы построения экспозиций. Ансамблевый метод сохраняет или реконструирует на документальной основе реальную обстановку жизни конкретного человека, типичную для определенного социального слоя конкретной исторической эпохи среду. Этот метод экспозиции применяется в отечественном музееведении (прежде всего, при создании этнографических, историко-бытовых, мемориальных экспозиций) со 2-й половины XIX в.
Рис. 12 Экспозиция Российского этнографического
музея «Казахи. Основная
структурная единица ансамблево
Рис.13 Фрагмент этнографической
экспозиции в Музее истории Тематический метод сформирован на основе ансамблевого метода в практике советского музееведения 2-й половины 1920-х гг. для историко-революционных музеев. Позже он получил распространение и в других профильных группах и подгруппах. Задача метода – раскрыть посредством музейных предметов определенный сюжет, создать в сознании посетителя музейный образ отображаемых явлений или процессов. Тематическая экспозиция строится как система взаимосвязанных разделов, тем, подтем, содержание которых связано и обосновано общей концепцией. В центре такой экспозиции должен быть предмет, обладающий наивысшей коммуникативностью, репрезентативностью, экспрессивностью и т.д. – «ударный экспонат», «маяк», как его называли в практике советского музееведения. Остальные предметы формируются вокруг него с целью сопоставления, взаимного документирования. Наряду с центром всей тематической экспозиции, каждый из ее разделов может иметь свои «маяки», «центры притяжения».
Удачный пример тематической экспозиции – зал «Индустриализация» в Муниципальном музее Рюссельсхайме, открыт для публики в 1976 г. Центр экспозиции – экран, разделенный на 15 секций, поворачивающихся на 180º (похоже на вертикальные жалюзи, но угол поворота в 2 раза больше). На экран с каждой стороны наклеено по групповой фотографии рабочих завода Опеля (для экспозиции были сделаны сильно увеличенные в размерах копии): одна сделана в 1876 г. (вскоре после открытия предприятия), а вторая – в 1902 г. Зритель приводит в действие поворотный механизм, и фотографии меняют друг друга. Описывая концепцию экспозиции, директор музея П. Ширмбек отмечал те отличия изображаемого на фотографиях, которые должны броситься в глаза посетителю, создать у него образ процесса индустриализации, влияния этого процесса на человека и общество. «На фотографии 1876 г. различимы многие черты ремесленнической традиции. Лица и фигуры уверенных в себе, непринужденно расположившихся рабочих выказывают гордость мастеровых. Каждый одет по-своему. Вся группа имеет форму пирамиды; на переднем плане полулежат на ковре ученики, позади них люди сидят на стульях в стиле «бидермейер». Рабочие группируются вокруг одного изделия – верхней части машины для шитья обуви. Люди тепло общаются друг с другом, кое-кто положил руку приятелю на плечо» (в центре фотографии бочка с пивом, некоторые изображенные держат кружки с пивом)
Рис.15 Муниципальный музей г. Руссельхайм
(ФРГ). Фрагмент тематической Снимок 1902 г. «производит совсем иное впечатление… Уже не видно ни гордости, ни уверенности в себе. Наоборот, рабочие выглядят подавленными. Фотография отражает рутину заводского производства с его разделением труда. Люди расположились не пирамидой, а одинаковыми, ровными рядами. Почти все одеты в рабочую униформу. Позы стандартны. Ученики сидят на деревянных ящиках. Жестов, связанных с общением, почти нет»75.
Рис. 16 Муниципальный музей
г. Руссельхайм. Фрагмент тематической Вокруг экрана
с фотографиями, как тематического
центра, разворачивается вся |
Современные методы проектирования музейных пространств
Современный музей многолик и постоянно обновляем, что предопределяет многообразие способов работы с посетителем, в том числе и методов построения музейных экспозиций. Указанные четыре метода характеризуют скорее «классические» музеи. Эти методы создают стационарную экспозицию, похожую на стоп-кадр. Даже передвижная выставка, выстроенная таким образом, все равно существует стационарно, воспроизводя один и тот же образ, где бы она ни пребывала. В свое время Е.А. Розенблюм, определяя приемы создания экспозиций, назвал экспозицию «специфическим музейным натюрмортом» (выделено автором). Напомним, что «натюрморт» в буквальном смысле – «мертвая натура». А кто, собственно, захочет смотреть «мертвую натуру»? Тем не менее, есть способы «оживить» созданную таким образом экспозицию. В то же время современный музей разрабатывает иные методы демонстрации музейных предметов, способные оживить экспозицию, сделать ее динамичной, вызвать ассоциации, вовлечь посетителя в экспозицию. Современные художественные музеи часто прибегают к «эстетическому» методу (эстетический метод построения экспозиций) демонстрации произведений, особенно на выставках малоизвестных или молодых художников. Картины развешиваются и не систематически (по школам – их в данном случае может и не быть), и не тематически (с единством сюжетной линии), а исходя из принципа привлечения наибольшего внимания. Это может быть цветовой контраст висящих рядом работ, контраст техники и манеры исполнения, или, наоборот, единство эстетических принципов в разных жанрах (живописи и скульптуре, графике и керамике и т.п.). Примером подобной организации экспозиции могут служить выставки молодых художников Приморья, проводимые галереей «Арт-этаж» .
Рис. 17 Фрагмент выставки работ
молодых художников Приморья в галерее
современного искусства «Артэтаж», 2002
г. (Владивосток, РФ)
К современным
методам можно отнести и
Возможна организация подобным образом экспозиций музеев других профильных групп. Метод широко практикует Музей мадам Тюссо, смешивая в экспозициях героев разных эпох. Вслед за этим музеем его аналоги, например Музей восковых фигур Кунсткамеры (Санкт-Петербург, Россия), регулярно привозящий свои передвижные выставки во Владивосток, используют инсталляцию как метод организации экспозиции. Например, усаживают Ивана Грозного и Сталина за один стол играть в шахматы, Малюту Скуратова снаряжают топором, которым он рубит голову Пушкину, что создает образ тирании и ее приспешников, одинаково ужасных во все времена и т.д. Этот метод, конечно, не позволяет соблюсти научность в экспозиции, но неизменный успех таких выставок заставляет признать, что они имеют право на существование и востребованы публикой. Приход новых методов требует внесения корректировок в понимание концепции музея, которая может лежать и вне сферы какой-либо профильной дисциплины и науки вообще.
Рис. 18 Инсталляция "55 миллионов кристаллов" в музее Swarovski
В современном музее присутствуют виртуальные экспозиции – показ компьютерных изображений музейных предметов. В 2000 г. в Государственном историческом музее в Парадных Сенях демонстрировался проект «Календарь истории». Демонстрация проекта заняла год. Экспозиция менялась ежедневно: ее центром была витрина с подлинными предметами, дополнением к ней служили два компьютера, на экране которых демонстрировались изображения музейных предметов (из фондов музеев, но не выставлявшихся в витрине) в сопровождении текстовых описаний. Всего проект «Календарь истории» включал 365 таких экспозиций.
Рис. 19 Виртуальная экспозиция в музее московского планетария
Проект позволил менять экспозицию ежедневно, совместить реальную и виртуальную экспозицию, расширить экспозиционные возможности музея применением компьютерных технологий, продемонстрировать посетителям предметы, которые в силу разных причин не демонстрируются на открытом доступе.
Рис. 20 Панорама древнего Пергамона в Берлинском Pergamonmuseum
Методика
создания экспозиции – динамично
развивающаяся область
Интерактивный музей в современном медиапространстве
Базовая для феномена музея проблема культурной идентичности особенно актуальна сегодня в ситуации возросшей значимости музея не только как сокровищницы национального достояния или научного института, но как места самоидентификации личности через культуру. Такое положение музея в мировой мультикультурной среде подтверждает, например, тот факт, что «число великих музеев, построенных в честь наступления 2000 года, превысило число великих соборов, построенных в 1000 году». И в начале ХХI века процесс интенсивного музейного строительства в мире набирает обороты. Особенно множится число так называемых интерактивных музеев. Интерактивными становятся и старые, традиционные музеи. Очевидно, что мы имеем дело с перспективной тенденцией, формирование которой обусловлено насущными проблемами развития культуры и общества.
Информация о работе Дизайн среды интерактивного музея «Тайны Галактик