Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:48, реферат
Проблема аксиологической переориентации музеев сегодня в центре внимания ученых – музеологов, философов, культурологов. Музеи работают как традиционные культурные институты, сложившиеся в процессе многовекового развития культуры. Однако одни музеи сегодня оказываются на передовых позициях в решении актуальных социальных, технологических, экономических проблем, другие – далеко не всегда интегрированы в современную систему потребления культуры, творчества и коммуникаций, недостаточно владеют новыми технологиями. Это влечет за собой выпадение музеев из
Введение…………………………………………………………………...3
Основы проектирования музеев………………………………………..5
Методика проектирования……………………………………………...6
Классификация музеев…………………………………………………...8
Градостроительные принципы размещения музеев………………….11
Основы формирования экспозиций…….…………………………….13
Современные методы проектирования музейных пространств…….26
Интерактивный музей в современном медиапространстве ...………30
Социальные функции музея…………………………………….............40
Музейная коммуникации…………..……………………………………41
Зарубежный опыт строительства интерактивных музеев……...……..45
Отечественный опыт строительства интерактивных музеев…………65
Список литературы……………...………
Физические устройства, модели, демонстрирующие протекание различных природных процессов на различных уровнях — от космического до атомного.
Наглядные материалы в виде рисунков, фотографий, таблиц, графиков по различным областям знаний.
Демонстрацию эффектов восприятия человека
В настоящее время в мире существует ряд подобных музеев, и они пользуются огромной популярностью, как среди местного населения, так и среди туристов. Так, одним из наиболее известных музеев науки является «Эксплораториум», находящийся в городе Сан-Франциско (США). Ежедневно через него проходит до 2000 посетителей.
Американский «Эксплораториум» не сразу же стал таким известным, каким он является теперь. Он был основан в 1969 году группой энтузиастов, руководимой известным физиком Франком Оппенхаймером. До сих пор там демонстрируются приборы, созданные в то время руками этих людей. В России подобный музей — «Дом занимательной науки» — был создан на 35 лет раньше, в 1934 году, в Ленинграде под руководством Якова Исидоровича Перельмана. Изначально этот музей содержал всего около двух десятков экспонатов, и только за первый месяц работы число его посетителей превысило 30 тысяч человек.
Опыт существования музеев науки в мире показывает, что такая форма обучения, при которой человек воспринимает образные, в том числе объемные модели природных процессов, является значительно более эффективной, чем обычная теоретическая («книжная»), т.к. обеспечивает максимальную наглядность.
Музей существует при поддержке ряда научно-исследовательских институтов и вузов г.Ижевска.
Такой Музей дает возможность удовлетворить природное человеческое любопытство относительно окружающего мира.
На сегодняшний день в Музее занимательной науки собрано более трех десятков демонстрационных приборов, и опытов. К основным, созданным и настоящее время демонстрационным приборам относятся следующие:
Оптический микроскоп. Этот инструмент дает возможность изучения микрообъектов наиболее оптимальным образом (без предварительной трудоемкой подготовки объекта). Обладает рядом дополнительных возможностей.
Рис. 63 Гармонограф
Гармонограф. Установка, позволяющая регистрировать изменения траектории колебаний маятника (фигуры Лиссажу). Демонстрирует сложение колебаний в двух перпендикулярных направлениях.
Лампы плазменных разрядов. Позволяют демонстрировать необычные свойства плазмы, как особой формы состояния вещества. Используются для объяснения строения Солнца и звезд. Дают возможность проведения ряда демонстрационных экспериментов.
Модель распространения продольных и поперечных волн.
Дает возможность демонстрации особенностей распространения продольных и поперечных колебаний в пространстве.
Системы зеркал. Дает возможность заглянуть в «бесконечное пространство» зеркального коридора и, поворачивая одно из плоских зеркал, попытаться «искривить» его. Используется при объяснении четырехмерного пространства-времени.
Демонстрация гироскопического эффекта. Велосипедное колесо с ручками и поворотная платформа. Прибор служит для демонстрации сохранения свободным гироскопом неизменного направления оси вращения в пространстве. Иллюстрируются характеристики вращательного движения: сохранение момента, прецессия и др.
Рис. 64 Специальные экскурсии для детей
Демонстрация
эффекта сохранения количества движения.
При вращении, скорость зависит от
характера распределения массы
относительно оси вращения. Этот эффект
можно непосредственно
"Цветной"
черно-белый диск. При вращении
черно-белого диска Бернхама с
определенной скоростью мы
Иллюзии восприятия. На сегодняшний день в Музее существует ряд изображений со зрительными иллюзиями, включающими иллюзии объема, движения, восприятия цветов и др.
Фонтан Бернулли. Пинпонговый мячик находится в струе воздуха и при этом сохраняет устойчивое положение даже при значительных углах наклона.
Квантовая пушка. Демонстрация эффекта действия квантов света на макроскопическое тело.
Рис. 65 Демонстрация формирования дискретного изображения
Демонстрация
формирования дискретного изображения.
Передача изображения в телевизорах
и мониторах компьютеров
"Философский
камень" Демонстрация вещества
«превращающего» инертный газ
гелий в обычный воздух. Не
просто разгадать принцип
Лекции с использованием приборов дополняются видеодемонстрациями, показывающими область проявления увиденных эффектов в природе, технике и повседневной жизни.
Я. И. Перельман: «Мы рано перестаем удивляться, рано утрачиваем драгоценную способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования.
То, что живо занимало нас, когда нам „были новы все впечатленья бытия“, перестает привлекать внимание, становясь привычным. Вода была бы, без сомнения, самым удивительным веществом в природе, а Луна — наиболее поразительным зрелищем на небе, если бы то и другое не попадалось на глаза слишком часто.
Привычка угашает интерес: на явлениях, совершающихся вокруг нас поминутно, трудно даже сосредоточить внимание. Находить в старом новое — удел гения. „Открыть спутники Юпитера, фазы Венеры, пятна на Солнце мог каждый, имеющий телескоп, досуг и прилежание, — писал Лагранж о Галилее. — Но нужен необыкновенный гении для вывода законов из явлений, беспрестанно наблюдаемых и, однако, никем не объясненных“. (Имеются в виду установленные Галилеем законы падения тел.)
Рис. 66 Демонстрация законов падения
В падении яблока Ньютон усмотрел предмет для глубоких размышлений, приведших к открытию мирового закона. Но сколько людей видят падающие вещи, ничуть не задумываясь над этим явлением. Привыкли даже к парашюту и не удивляются падению живого человека с облаков на землю. Чтобы преодолеть косность рутинного мышления, чтобы привлечь внимание к чересчур знакомым предметам, надо показать их в новом свете, раскрыть незнакомые их стороны. Вещь, падающая сверху вниз, — не диковинка; другое дело парашют, взлетающий снизу вверх, или предмет, сам взбирающийся вверх по уклону, или хотя бы вещь, которая не падает, оставшись без опоры. Такие парадоксы подстрекают любознательность, обостряют интерес. А где есть интерес, там широко открыты ворота для новых восприятии, новых знаний.»
Список литературы
1. Дженкс Ч. Зрелищный музей – между храмом и торговым центром. Осмысление противоречий // Пинакотека. – № 12. – М., 2001. – С. 5.
2. лександр Змеул. Музеи будущего против рутины настоящего // «Нижегородские новости», 26 октября 2001 г.
3. Дамиш Ю. Ходы. Игра в шахматы и карты с музеем. – Пинакотека. – № 12. – М., 2001. – С. 25.
4. 4 канал, Эхо Москвы, Музеи России, Gif.ru и др.
5. Кириллова Н. Б. Медиакультура: От модерна к постмодерну. – М.: Академический проект, 2005. – С. 23.
6. Бодрийяр Ж. Виртуальное // Жан Бодрийяр. Пароли. От фрагмента к фрагменту. – Екатеринбург. 2006. – С. 31.
7. Лебедев А. В. Информационные ресурсы как ресурсы управления // Семинар «Информационный менеджмент в сфере культуры». – Петрозаводск, 9 – 13 июля 2000 года.
8. Там же.
9. http://www.er-duma.ru/news/
10. http://www.evarussia.ru/
11. http://www.ineca.ru/
12. http://abc.vvsu.ru/Books/
13. http://www.intmedia.ru/
14. http://www.gosthelp.ru/text/
15. Шангина
Е.В. Формирование
16. Тимпот
А.Д. Искусство музейной
17. Ревякин В.И. Музеи мира. М., 1994.
18. Ревякин В.И. Новые музеи. (Обзор). М., 1973.
19. Ревякин В.И. Музеи науки и техники/ Обзор. — М., 2000.
20. Ревякин
В.И. Панорамы и диорамы/
21. Удальцова
В.А. Искусство в естественно-
22. http://www.novate.ru/blogs/
23. http://archi.ru/events/extra/
24. http://alldayplus.ru/
25. Музеи мира / Под ред. Е.Е. Кузьминой. М., 1991.
26. Музей Д.И. Менделеева: Путеводитель / Отв. ред. А.В. Стронкин. Л., 1957.
27. Мир Музея / The World of Museum. M. - № 4 (156), - 1997.
28. Мир Музея /The World of Museum.-М. № 1 (159),- 1998.
29. Мазный Н.В. Выставка как универсальная форма экспозиционной деятельности отечественных музеев: Дисс. . канд. ист. наук. — М., 1997.
30. Короев
Ю., Федоров М. Архитектура и
особенности зрительного
31. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1987.
32. https://www.google.ru/search
33. Алабян JI.M.
Сохранение композиционной
Информация о работе Дизайн среды интерактивного музея «Тайны Галактик