Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:18, курсовая работа
Градостроительная композиция - упорядоченное в соответствии с художественными требованиями взаимное расположение созданных человеком и природных компонентов формируемой пространственной среды.
В зависимости от условий восприятия мы можем видеть большую или меньшую часть города. Силуэт большого города не воспринимается целиком в виде единой картины он доступен осмотру лишь по частям. Вместе с тем, город - это единое планировочное и объемно-пространственное образование.
Методика построения силуэта города может быть рассмотрена на примере специально выполненной проектной работы «Силуэт Минска» (Минскпровкт 1975 г ) Был проведен анализ рельефа других природно-ландшафтных особенностей, географической структуры города, условий зрительного восприятия городского пространства, проанализированы проектные предложения генерального плана города и проекта детальной планировки центра, определены основные направления видовых и панорамных раскрытий застройки. В результате были выявлены «золотые точки», наиболее важные в композиционном отношении площадки, на которых предусматривалось размещение архитектурных доминант (рис V! 6)
Композиционное решение силуэта Минска включало:
- формирование главного архитектурного ансамбля города на Центральной (ныне Октябрьской) площади;
- размещение высотных доминант в центрах планировочных районов города на пересечениях транспортных колец с главными проспектами и магистралями с Лошицкой и Слепянской водно-парковыми системами;
- формирование композиционно выразительных архитектурных комплексов, включающих высотные и пластичные протяженные объемы при въезде в центр города;
- Архитектурно-пространственное выделение двух главных композиционных осей города – проспекта Независимости и водно-паркового диаметра вдоль реки Свислочь;
- создание архитектурных акцентов на въездах в
город со стороны основных транспортных направлении [64]
Большое значение в построении силуэта города имеет форма доминант которые во многом определяют индивидуальность облика и художественный образ города (рис VI 7 VI 8) При этом нельзя упускать из вида высотные промышленные и технические сооружения, форма которых зачастую портит силуэт городов.
17Обеспечение ориентации в пространстве - важное качество градостроительной композиции. Ориентация в пространстве основана на выявлении в градостроительной композиции направлений движения и обзора центра и периферии, главного и второстепенного и других пространственных качеств среды.
Пути сообщения выступают как трассы обзора, а места, где люди останавливаются, задерживаются, осматриваются - как фиксированные точки обзора (смотровые площадки, выходы из здании, дворов, подземных переходов, изломы трасс обзора, их подьемы на высокие отметки рельефа и т п ) [7]
Прием линейно-узлового построения пространственных композиций заключается в сочетании линейных элементов композиции улиц - и узловых –площадей. Улицы подготавливают к восприятию главных элементов градостроительной композиции, которые размещаются, как правило, на площадях.
Создание многофокусных пространственных композиций повышает разнообразие формируемых городских пространств, акцентируя внимание зрителя на на разных объектах в зависимости от направления обзора.
Например, в пространственном решении исторической части г Несеижа композиционными центрами являются архитектурные доминанты - замок Радзивиллов, ратуша, Фарный костел, Бернардинский монастырь. В зависимости от местоположения наблюдателя и направления обзора они становятся фокусами разных визуальных картин.
В небольшом по территории г Слониме в XVIII - начале XX веков насчитывалось до 8 композиционных акцентов, которые последовательно раскрывались в процессе движения по городу. При этом улицы имели двухстороннее композиционное замыкание, что обеспечивало визуальную ориентацию при движении в обоих направлениях по улицам. Наиболее значимые в композиционном отношении здания – костелы, синагога, ратуша, дворец размещались на удалении друг от друга и имели свои зоны композиционного влияния. Такое построение архитектурно-пространственной композиции обеспечивало многообразие зрительных картин раскрывающихся при движении. В процессе перестройки города менялись композиционные акценты но принцип - завершение перспектив улиц архитектурно значимыми объектами сохранялся [72]
6 3 СРЕДСТВА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
4и5Градостроительный ансамбль - градостроительное образование облик которого отвечает высоким художественным требованиям. Градостроительный ансамбль должен представлять собою композиционно упорядоченную целостность визуально согласованную с окружением. Основными качествами градостроительной композиции обеспечивающими ансамбливаемость является: целостность объемно-пространственной композиции, сомасштабность архитектурных сооружении между собой и по отношению к человеку, композиционное разнообразие (рис VI 9) [80]
Целостность объемно-пространственной композиции обеспечивается возможностью одновременного зрительного восприятия всего градостроительного ансамбля. Например, ансамбли исторических центров малых городских поселений Беларуси – Мира, Ружан, Пружан и других имеют линейные размеры порядка 100x150 метров, что позволяет охватить застройку взглядом целиком и обеспечить предпосылки создания целостного композиционного решения.
Большое значение при формировании градостроительнои композиции имеет градостроительный масштаб. В градостроительной композиции необходимо с одной стороны отразить масштаб города, а с другой - соизмерить массы и пространства с масштабом человека. Гармония достигается при разумном сочетании этих двух масштабов.
Композиционное разнообразие проявляется в использовании зданий разной величины, высоты, стилистики. Многие градостроительные ансамбли формировались на протяжении длительного времени, перестраивались. Как свидетельствует исторический опыт применение разных архитектурных стилей может не только не разрушать целостность градостроительных комплексов, но и композиционно обогащать их разнообразием архитектурных форм. Например в застройке исторического центра Новогрудка соседствуют здания в стиле барокко, ренессанса, классицизма неоготики, образуя при этом ансамбль.
10Средства градостроительной композиции. В градостроительной композиции используются пространственные пластические светоцветовые средства С их помощью строится геометрия пространств пластика застройки и земли формируются цветовые и светотеневые характеристики среды.
Пространственные средства включают способы сопоставления, чередования, иерархической соподчиненности элементов, из которых формируется градостроительная композиция.
В качестве примера иллюстрирующего использование чередования пространств можно привести прием, примененный в планировке Барселоны в конце XIX - начале XX веков. На пересечениях улиц у застройки «срезаны» углы в результате чего на перекрестках образуются небольшие площади, пространство расширяется (рис VI 10)
Средствами гармонизации пространственных взаимосвязей и соотношения элементов градостроительнои композиции служат такие приемы, как метрические и ритмические чередования элементов в пространстве, симметрия и асимметрия, модульные и пропорциональные членения застройки и другие.
Метрические построения основаны на повторении форм и интервалов между ними. Метрические ряды в которых повторяется одна и та же форма называются простыми В градостроительной практике используются как простые так и сложные метрические ряды, которые образуются при сочетании двух или более простых метрических рядов. К сложным метрическим рядам относятся, например, такие в которых чередуются неравные объемные элементы и не равные интервалы между ними.
Ритмические построения создаются по законам прогрессий (возрастающих, убывающих, ускоренных, замедленных и т д) Признаками ритма являются изменение величины (высоты) элементов метрических рядов; изменение величины элементов и интервалов между ними; изменение величины элементов интервалов между ними и числа элементов метрических рядов. Во всех случаях единство ряда основано на соподчинении его элементов.
В простых ритмических рядах сохраняется постоянное соотношение между величинами соседних элементов или интервалов ряда. Сочетания нескльких метрических и ритмических рядов приводит к образованию сложных ритмических рядов.
В зависимости от архитектурно-художественного замысла применяются контрастные и нюансные соотношения элементов пространственной композиции. Контрастные соотношения используются для выделения главного элемента композиции, нюансные - для организации постепенного перехода от одного типа застройки к другому .
Пластические средства включают способы членения застройки на визуально различимые элементы, взаимное расположение этих элементов с учетом их размеров, конфигурации, пространственных форм, образующих пластику застройки.
Светоцветоаые средства включают соотношения цветов, света и тени (рис VI 11 VI 12) Применение разных цветов окраски фасадов зданий позволяет менять восприятие пространственных отношений – зрительно увеличивать или сокращать рассточния.
Колористическое решение включает цвета не только застройки но и малых архитектурных форм элементов благоустройства цветочного оформления наружной рекламы. При разработке цветового решения застройки необходимо учитывать сочетаемость цветов архитектурных объектов и зеленых насаждений динамику изменения цветовой гаммы деревьев и кустарников в разные периоды года.
Вечерняя подсветка фасадов здании позволяет по новому раскрыть пространственную композицию выделить композиционные акценты. Подсветка архитектурных доминант создает систему пространственных ориентиров в вечернем городе.
Особое значение имеет праздничное светоцветовое оформление с использованием таких приемов как вывешивание днем флагов, гирлянд, надувных шаров, вечером - цветных ламп освещения, дополнительной подсветки элементов наружного оформления и других.
Колористическое и световое оформление градостроительных объектов должно осуществляться на основании специально разработанных проектов.