Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:18, курсовая работа
Градостроительная композиция - упорядоченное в соответствии с художественными требованиями взаимное расположение созданных человеком и природных компонентов формируемой пространственной среды.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
1 Градостроительная композиция - упорядоченное в соответствии с художественными требованиями взаимное расположение созданных человеком и природных компонентов формируемой пространственной среды. Особенность градостроительной композиции заключается в том, что ее эстетические особенности нельзя рассматривать изолированно от функциональных социальных, экономических,экологических качеств градостроительного объекта. Нельзя создавать город только по законам красоты, забывая, что он должен быть эффективным с позиций организации процессов жизнедеятельности людей, функционирования социальной, производственной, транспортной, инженерно-техническои инфраструктур.
Город воспринимается во времени и в определенной последовательности. В отличие от композиции здания или группы зданий, которые могут представлять собою законченное решение, композиция города постоянно развивается и видоизменяется. Чем больше город, тем в большей степени расчленено его пространство и сложнее обеспечить целостность художественного образа города.
Градостроительная композиция рассматривается в двух аспектах - как композиция плана и как пространственная, визуально воспринимаемая композиция городской застройки и открытых пространств (15)
2 КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНА
Геометрическая форма плана. Градостроители с древних времен пытались найти идеальную форму плана города. Круг и квадрат в наибольшей степени соответствовали таким представлениям. Форму круга имели города Хеттской империи, существовавшие за 2 тысячи лет до нашей эры. Квадратную форму плана имели древние города Китая, Индии, Римской империи. При этом город рассматривался не только как место проживания, но и как своеобразная модель мироустройства.
Примером построения композиции плана города как модели мироустройства может служить градостроительный ансамбль Императорского города в Пекине (рис 6 1) План Пекина, ставшего в 1421 г. столицей Китайской империи, имел близкую к квадрату форму и представлял собой три изолированных друг от друга района размещавшихся один в другом. Границами районов служили высокие стены с воротами причем оборонительное значение имели только внешние стены города протяженностью около 20 километров.
Центричное построение городского плана Пекина отражало устройство Серединной империи, как ее называли китайцы, располагавшейся по их представлению в центре мира. Центральное место в городе занимал комплекс тронных залов. Таким образом, подчеркивалось центральное положение императора в системе мироздания. Вокруг возвышения с тронными залами находился находился Запретный или Пурпурный (по цвету стен) город вокруг него- Императорский город с парками, государственными храмами, резиденциями сановников, а вокруг него остальной Пекин [61]
В градостроительстве Беларуси города с «идеальными планами появились в 16-17 веках. Это города крепости Быхов, Слуцк, Несвиж, являвшиеся владениями крупных феодалов. Планировка городов подчинялась правилам фортификации своего времени: города имели в плане форму круга (Слуцк) полукруга (Быхов) квадрата (Несвиж) и регулярную планировку улиц; по периметру располагались оборонительные рвы и валы с равелинами и бастионами (рис 6 2)
Следующий период «идеальной» планировки городов в градостроительстве Беларуси связан с включением ее в конце 18 века в состав Российской империи. Господствовавшие в тот период представления о композиции городского плана, были реализованы в проектах планировки Городка, Мстиславля, Климовичей, Дриссы и других городских поселений (рис 6 3 6 4) Они имели регулярную планировку улиц, членение территории на однотипные кварталы жилой застройки. Наряду с главной городской площадью (площадь для размещения присутственных мест) в городах размещались торговые площади, а при большом количестве еврейского населения, отдельная площадь для размещения синагоги и лавок евреев (Городок Дрисса)
Часто регулярная планировка улиц механически «накладывалась» на крутой рельеф (Чериков, Копыль и другие). Мало учитывались не только природно-ландшафтные условия {Дрисса, Сураж) но и местоположение замчищ (Копыль), монастырей (Мстиславль) [23]
Поиски идеальной планировки ведутся на протяжении всего периода существования городов. Композиционные решения городского плана весьма разнообраэны. Наряду с простыми геометрическими формами: круг, звезда, многоугольник, разработаны и более сложные планировочные построения. Широко известна композиционная схема плана города Бразилиа созданная Л. Коста и О. Нимейером рисунок которой напоминает летящую птицу (рис 6 5) Оригинальностью решений отличаются «кристалл» У Гриффина (рис 6 6) система концентрических колец Э Каталано (рис 6 7) и другие
В конце XIX - начале XX веков в связи с развитием урбанизации появились динамичные модели планировки городов. Например, «парабола» Н Ладовского дает городу возможность территориально развиваться вдоль планировочной оси (рис 6 8) «улитка» П Солери (рис 6 9) предусматривает спиральное развитие города. Принцип развития заложен во многих градостроительных проектах. В проекте «Токио 60» разработанном под руководством К. Танге развитие города предусмотрено на акватории Токийского залива – план города напоминает дерево со «стволом» транспортных коммуникации и «ветвями» жилых комплексов, которые добавляются по мере необходимости (рис 6 10)
Реализация «идеальных» планировочных моделей городов скорее исключение, чем правило В реальном проектировании градостроитель имеет дело не с чистым листом бумаги, а с конкретной градостроительной и ландшафтной ситуацией сложившейся планировочной структурой
Природно-ландшафтные условия оказывают существенное влияние на формирование композиции плана. Рисунок плана ориентируется по странам света, чтобы в холодном климате уловить побольше солнечных лучей, а в жарком - защититься от них. При этом учитывается направление господствующих ветров. Водные рубежи ограничивают территориальное развитие поселении. Конфигурация береговой линии реки, озера часто определяет рисунок улиц, а мостовые переходы фокусируют трассировку уличной сети
Учет социально-функциональных требований к композиции плана города выражается в выявлении социально и функционально значимых элементов городскои среды - общегородского центра, центров планировочных образовании, наиболее важных культурных зрелищных, других общественных комплексов При этом обеспечиваются их доминирующее положение в пространстве благоприятные условия обзора удобная доступность в пределах городской территории.
3Композиционная структура плана представляет собой схематизированную модель поселения в которой выделены наиболее важные в композиционном отношении элементы плана – композиционные центры и оси образующие композиционный каркас поселения.
7и12Композиционные центры (узлы) - компактные градостроительные комплексы и объекты хорошо обозреваемые и служащие ориентирами в пространстве. 8и11Композиционные оси - основные направления обзора городского пространства, ориентированные на композиционные узлы Композиционные оси могут формироваться урбанизированными элементами среды (транспортная магистраль «разрыв» в застройке) или природными (река, берег озера, «зелененный коридор»). Композиционные центры и оси обычно образуют иерархически организованную систему
2Композиция плана регламентирует последовательность и пространственные условия восприятия градостроительного объекта как совокупности зрительных «кадров» Начертание композиционных осей и расположение композиционных узлов часто становятся репрезентативными элементами городского пространства, например, площадь Звезды в Париже, трехлучевое построение исторического центра С Петербурга и другие
6. 2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
При формировании пространственной композиции градостроительных объектов выделяются визуальные акценты - пространственные ориентиры - и фон, на котором они воспринимаются. Человек фиксирует внимание на ярких нестандартных архитектурных сооружениях и обращает мало внимания на "фоновую» застройку.
13Разнообразие пространств. Среда жизнедеятельности современного человека - среда упорядоченная, пространственно структурированная. Она не однородна и включает пространства разной величины функционального назначения имеющие разных владельцев и пользователей разную культурную информационную экологическую ценность, что оказывает существенное влияние на построение городского пространства
Задача архитектора при проектировании градостроительных объектов заключается в обосновании и определении границ разных типов пространств. Границы выделяются на основании физических характеристик (планировочные параметры, плотность, этажность застройки, другие) социальной значимости (парадное, камерное, другие) психологических критериев (сложившихся традиции, обычаев, других) Границы должны быть четко зафиксированы, чтобы не было «ничейных» участков, создающих конфликтные ситуации.
По физическим качествам в поселениях выделяются два основных типа пространств - застроенные (закрытые) и не застроенные (открытые). По психологическим качествам типология пространств значительно разнообразнее. Существенно различаются пространства для уединения, соседского общения или массовых посещений, сакральные или светские.
Качество жизненной среды во многом зависит от того в какой степени различные типы пространств соответствуют потребностям и идеалам человека Для разных типов пространств применяются разные приемы композиционного построения
6Учет условий зрительного восприятия Восприятие градостроительной композиции существенно меняется в зависимости от удаленности наблюдателя от объекта направления высоты обзора скорости движения наблюдателя и других факторов Обширные городские пространства охватить одним взглядом крайне сложно Поэтому в составе поселений выделяются градостроительные образования с размерами позволяющими воспринять (единовременно или последовательно) облик этих образований как пространственную целостность.
16Формирование направленных видовых перепектив способствует упорядочению композиции. При этом используются приемы линейного раскрытия пространственной композиции и раскрытия с меняющимся направлением обзора (рис VI 1)
Примером линейного раскрытия пространственной композиции может служить организация зрительного восприятия исторического центра города Несвижа при подъезде со Слуцкого направления. Панорамный вид города открывается с возвышенности с расстояния около 1 км. Главным пространственным ориентиром является башня городской ратуши. Последовательное раскрытие видовых перспектив включает общий вид, исторической части города вид Слуцкой брамы вид ратушной площади (рис VI А 1 3)
Примером раскрытия пространственной композиции с меняющимся направлением обзора может служить организация зрительного восприятия замка Радзивиллов в Несвиже, при подьезде с того же Слуцкого направления. Дальняя перспектива замка открывается при подьезде к Замковому озеру с расстояния порядка 700 метров. При въезде в город вид замка заслоняется городской застройкой и открывается снова от Фарного костела с расстояния около 500 метров Далее идет линейное раскрытие пространственнои композиции до вьезда на территорию Несвижского замка Здесь направление обзора меняется и ориентируется на въездную башню за которой открывается двор с расположенным по оси парадным фасадом замка (рис VI 1 Б 1 4)
15Композиционные доминанты Особую роль для обеспечения ориентации в пространстве выполняют доминанты (от лат dommantis - господствующий) - господствующие в пространстве архитектурные сооружения контрастно отличающиеся от окружения размерами, формой, цветом.
Доминанты создают систему знаков в пространстве хорошо запоминающихся и обеспечивающих ориентацию. Они должны иметь характерный индивидуальныи облик. чтобы ассоциироваться именно с данным местом. Роль доминант могут выполнять здания оригинальной формы, высотные объекты, купола, шпили, хорошо видимые с больших расстояний
Размещение архитектурных доминант в ландшафте позволяет усилить или ослабить их композиционную значимость Поэтому при построении пространственной композиции градостроительного объекта важно эстетически осмысленное использование природно-ландшафтных особенностей местности Широко распространенным композиционным приемом является размещение архитектурных доминант на повышенных отметках рельефа, на вершинах холмов, на бровках крутых откосов. При этом увеличивается зона визуального восприятия архитектурного объекта, и, соответственно, зона его композиционного влияния. Наибольший композицинный эффект достигается при размещении архитектурных доминант на возвышенностях, у водных пространств - на высоких берегах рек озер водохранилищ, хорошо просматриваемых с обширных территории (рис VI 2 VI 4)
Композиционный анализ ландшафтных условий позволяет выявить геометрию ландшафта, его объемно-пространственные характеристики. При формировании композиционного замысла учитываются местоположение и особенности крупных пространственных форм ландшафта, доминирующих возвышенностей крутых откосов, террас, водных объектов, массивов зеленых насаждении. В дальнейшем при проработке проектного решения используются более детальные данные о ландшафтных условиях
Ранжирование архитектурных доминант по композиционной значимости заключается в выделении доминант первого, второго и последующих уровней (рис VI 5).
Высотный силуэт исторических городов Беларуси включал обычно 4 уровня; первый образовывала одноэтажная жилая застройка второй – двухэтажная, третий - храмы и общественные здания, четвертый - башенные завершения храмов и звонницы. Соотношение высоты архитектурных доминант с одноэтажной рядовой застройкой в историческом центре города Слонима составляло от 4:1 (костел бернардинок) до 2,8 : 1 (лютеранский костел). В композиции главной площади Полоцка соотношение высоты иезуитского костела и двухэтажной застройки составляло 4 : 1
14Силуэт города. По выражению Иосифа Григорьевича Лангбарда «силуэт города - это первый привет для приезжающего и прощальный для отправляющегося. Эти два сильно действующих на человека момента фиксируются в его памяти доминантами города» [64]