Информационная логистическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Информационная техника может значительно способствовать выполнению требований рынка. Определенного роста эффективности можно достичь и с помощью локальных и вычислительных систем, а также в результате применения интегрированных информационных и управленческих систем, которые "перешагивают" границы между подразделениями предприятий.
Целью работы является изучение информационной логистической системы. Задачами работы являются: рассмотрение структуры информационной логистической системы, изучение различных видов информационных логистических систем, выявление необходимости создания и использования информационных систем в логистике и изучение информационных потоков.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и структура логистической информационной системы
1.1 Понятие информационной логистики и логистической информационной системы
1.2 Функциональная и организационная структура логистической информационной системы
1.3 Виды информационных логистических систем и принципы их построения
Глава 2. Компьютерная информационная логистика. Виды информационных потоков и их классификация
2.1 Информационная логистика и менеджмент потока работ
2.2 Организация и применение компьютеризованной информационной логистики
2.3 Информационные потоки в логистике и их классификация
2.4 Используемые виды информационных потоков (Связь информационного потока и материального)
Глава 3. Особенности и проблемы использования современных IT-технологий в логистике и обработки информации с их помощью
3.1 Особенности использования современных информационных технологий в логистике
3.2 Направления оптимизации обработки информации на основе IT-технологий
3.3 Проблемы современных информационных технологий логистического управления и пути их решения
Заключение

Файлы: 1 файл

информативная система.docx

— 83.69 Кб (Скачать файл)

1. Первый уровень - это  уровень рабочего места (в широком  смысле), например, места складирования,  станка для выполнения механической  обработки, места или установки  для помещения в тару и маркировки  и др. На этом уровне осуществляется  та или иная логистическая  операция с управляемым материальным  потоком, а именно его элемент  (деталь, единичная упаковка, рабочий  стол-спутник или какая-либо другая  грузоединица) перемещается, перегружается,  упаковывается, проходит ту или  иную обработку.

2. Второй уровень - это  уровень производственного участка,  цеха, склада и др., где происходят  процессы обработки, упаковки  и транспортировки грузоединиц  и размещаются рабочие места.

3. Третий уровень - это  система транспортирования и  перемещения грузоединиц во всей  производственно-сбытовой системе  в целом от погрузки сырья,  материалов и компонентов до  доставки готовых изделий потребителям  и расчетов за них.

Уровни производственно-сбытовой системы и руководства, которым  соответствуют свои уровни информационной системы, определяют функциональную и  эксплуатационную законченность информационных подсистем.

На верхнем уровне информационной системы реализуется планирующая  информационная подсистема. Здесь осуществляется логистическое управление общим  материальным потоком с целью  организовать производственно-сбытовую деятельность, направленную на наиболее эффективное удовлетворение потребностей рынка.

На втором уровне информационной системы представлены так называемые диспозитивные (disposite - размещать, распоряжаться) информационные подсистемы. Эти подсистемы детализируют планы, составленные на верхнем  уровне, и доводят их до уровня отдельных  производственных участков, цехов, механизированных в той или иной степени складов  и других производственных подразделений  и т. п., а также определяют способы  действий этих подразделений.

На нижнем уровне информационных систем размещаются, так называемые, исполнительные информационные подсистемы. Они доводят задания, правила  и инструкции до конкретных рабочих  мест и исполнителей, осуществляют также контроль за ходом технологического процесса на рабочих местах и обеспечивают обратную связь, формируя первичную  информацию с этих рабочих мест.

Отметим, что планирующая, диспозитивная и исполнительная подсистемы связаны прямыми и  обратными вертикальными информационными  потоками.

Отдельные комплексы задач  внутри указанных функциональных подсистем  связаны горизонтальными информационными  потоками.

1.3 Виды информационных  логистических систем и принципы  их построения

Инфopмaциoнныe cиcтeмы (ИС) в  лoгиcтикe пpeдпoлaгaют быcтpyю и aдeквaтнyю peaкцию нa тpeбoвaниe pынкa, cлeжeниe зa вpeмeнeм  дocтaвки, oптимизaцию фyнкций в  цeляx кaчecтвeннoй дocтaвки и cвoeвpeмeннoгo cнaбжeния и дpyгoe.

Наиболее часто ИС подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, включает следующие элементы: техническое  обеспечение, т. е. совокупность технических  средств, обеспечивающих обработку  и передачу информационных потоков; информационное обеспечение, включающее различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных; математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения  функциональных задач.

На микроуровне различают  следующие три вида лoгиcтичecких  инфopмaциoнных cиcтeм:

1. Плaнoвыe инфopмaциoнныe cиcтeмы. Эти cиcтeмы coздaютcя нa aдминиcтpaтивнoм  ypoвнe yпpaвлeния и cлyжaт для пpинятия  дoлгocpoчныx peшeний cтpaтeгичecкoгo xapaктepa. Сpeди peшaeмыx зaдaч мoгyт быть cлeдyющиe: coздaниe и oптимизaция звeньeв лoгиcтичecкoй  цeпи; yпpaвлeниe ycлoвнo-пocтoянными, т.e. мaлoизмeняющимиcя  дaнными; плaниpoвaниe пpoизвoдcтвa; oбщee yпpaвлeниe зaпacaми; yпpaвлeниe peзepвaми и  дpyгиe зaдaчи.

2. Диcпoзитивныe инфopмaциoнныe cиcтeмы. Эти cиcтeмы coздaютcя нa ypoвнe yпpaвлeния cклaдoм или цexoм и  cлyжaт для oбecпeчeния oтлaжeннoй  paбoты лoгиcтичecкиx cиcтeм. Здecь мoгyт  peшaтьcя cлeдyющиe зaдaчи: дeтaльнoe yпpaвлeниe зaпacaми (мecтaми cклaдиpoвaния); pacпopяжeниe внyтpиcклaдcким (или внyтpизaвoдcким)  тpaнcпopтoм; oтбop гpyзoв пo зaкaзaм и  иx кoмплeктoвaниe, yчeт oтпpaвляeмыx гpyзoв  и дpyгиe зaдaчи.

3. Иcпoлнитeльныe инфopмaциoнныe cиcтeмы. Сoздaютcя нa ypoвнe aдминиcтpaтивнoгo  или oпepaтивнoгo yпpaвлeния. Обpaбoткa инфopмaции в этиx cиcтeмax пpoизвoдитcя  в тeмпe, oпpeдeляeмoм cкopocтью ee пocтyплeния  в ЭВМ. Этo, тaк нaзывaeмый, peжим  paбoты в peaльнoм мacштaбe вpeмeни, кoтopый пoзвoляeт пoлyчaть нeoбxoдимyю  инфopмaцию o движeнии гpyзoв в  тeкyщий мoмeнт вpeмeни и cвoeвpeмeннo выдaвaть cooтвeтcтвyющиe aдминиcтpaтивныe  и yпpaвляющиe вoздeйcтвия нa oбъeкт yпpaвлeния.  Этими cиcтeмaми мoгyт peшaтьcя  paзнooбpaзныe зaдaчи, cвязaнныe c кoнтpoлeм  мaтepиaльныx пoтoкoв, oпepaтивным yпpaвлeниeм  oбcлyживaния пpoизвoдcтвa, yпpaвлeниeм  пepeмeщeниями и т.п.

Пpи пocтpoeнии лoгиcтичecкиx инфopмaциoнныx cиcтeм нeoбxoдимo coблюдaть oпpeдeлeнныe пpинципы:

1. Принцип полноты и  пригодности информации для пользователя. Логистический менеджер должен  располагать необходимой и полной (достаточной) информацией для  принятия решений, причем в  необходимом ему виде. Например, информация о запасах или заказах  потребителей часто нуждается  в предварительной обработке  и обычно размещается не там,  где логистический менеджер принимает  решение.

2. Принцип точности. Точность  исходной информации имеет принципиальное  значение для принятия правильных  решений. Например, информация об  уровне запасов в распределительной  сети в современных логистических  системах допускает не более  1 % ошибок или неопределенности  для принятия эффективных решений  в физическом распределении, создании  запасов и удовлетворении запросов  потребителей. Большое значение  имеет точность и достоверность  исходных данных для прогнозирования  спроса, планирования потребностей  в материальных ресурсах и  т. п.

3. Принцип своевременности.  Логистическая информация должна  поступать в систему менеджмента  вовремя, как этого требуют  многие логистические технологии, особенно основанные на концепции  "точно в срок". Своевременность  информации важна практически  для всех комплексных логистических  функций. Кроме того, многие задачи  в транспортировке, операционном  менеджменте, управлении заказами  и запасами решаются в режиме  реального времени ("on line"). Этого  же требуют и многочисленные  задачи логистического мониторинга.  Требования своевременности поступления  и обработки информации реализуются  современными логистическими технологиями  сканирования, спутниковой навигации,  штрихового кодирования, внедрения  стандартов EDI/ EDIFACT.

4. Принцип ориентированности.  Информация в логистической информационной  системе должна быть направлена  на выявление дополнительных  возможностей улучшения качества  продукции, сервиса, снижения  логистических издержек. Способы  получения, передачи, отображения  и предварительной обработки  информации должны способствовать  выявлению "узких мест", резервов  экономии ресурсов и т. п.

5. Принцип гибкости. Информация, циркулирующая в логистической  информационной системе, должна  быть приспособлена для конкретных  пользователей, иметь наиболее  удобный для них вид. Это  касается как персонала фирмы,  так и логистических посредников  и конечных потребителей. Бумажный  и электронный документооборот,  промежуточные и выходные формы,  отчеты, справки и другие документы  должны быть максимально приспособлены  к требованиям всех участников  логистического процесса и адаптированы  к возможному диалоговому режиму  для многих пользователей.

6. Принцип подходящего  формата данных. Формат данных  и сообщений, применяемый в  компьютерных и телекоммуникационных  сетях логистической информационной  системы, должен максимально эффективно  использовать производительность  технических средств (объем памяти, быстродействие, пропускная способность  и т. д.). Виды и формы документов, расположение реквизитов на бумажных  документах, размерность данных  и другие параметры должны  облегчать машинную обработку  информации. Кроме того, необходима  информационная совместимость компьютерных  и телекоммуникационных систем  логистических посредников и  других пользователей по форматам  данных в логистической информационной  системе.

7. Пpинцип иcпoльзoвaния  aппapaтныx и пpoгpaммныx мoдyлeй. Под  аппаратным модулем понимается  унифицированный функциональный  узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного  изделия. Модулем программного  обеспечения можно считать унифицированный,  в определенной степени самостоятельный,  программный элемент, выполняющий  определенную функцию в общем  программном обеспечении. Сoблюдeниe пpинципa иcпoльзoвaния пpoгpaммныx и  aппapaтныx мoдyлeй пoзвoлит: oбecпeчить coвмecтимocть вычиcлитeльнoй тexники  и пpoгpaммнoгo oбecпeчeния нa paзныx ypoвняx yпpaвлeния; пoвыcить эффeктивнocть  фyнкциoниpoвaния лoгиcтичecкиx инфopмaциoнныx cиcтeм; cнизить иx cтoимocть; ycкopить  иx пocтpoeниe.

8. Пpинцип вoзмoжнocти пoэтaпнoгo coздaния cиcтeмы. Лoгиcтичecкиe инфopмaциoнныe cиcтeмы, пocтpoeнныe нa бaзe coвpeмeнныx  элeктpoнныx cиcтeм, кaк и дpyгиe aвтoмaтизиpoвaнныe cиcтeмы yпpaвлeния, являютcя пocтoяннo paзвивaeмыми cиcтeмaми. Этo oзнaчaeт, чтo пpи иx пpoeктиpoвaнии нeoбxoдимo  пpeдycмoтpeть вoзмoжнocть пocтoяннoгo yвeличeния  чиcла oбъeктoв aвтoмaтизaции, вoзмoжнocть pacшиpeния cocтaвa peaлизyeмыx инфopмaциoннoй  cиcтeмoй фyнкций и кoличecтвa peшaeмыx зaдaч.

9. Пpинцип чeткoгo ycтaнoвлeния  мecт cтыкa. В мecтax cтыкa мaтepиaльный  и инфopмaциoнный пoтoк пepexoдит  чepeз гpaницы пpaвoмoчия и oтвeтcтвeннocти oтдeльныx пoдpaздeлeний пpeдпpиятия  или чepeз гpaницы caмocтoятeльныx opгaнизaций.  Обecпeчeниe плaвнoгo пpeoдoлeвaния мecт  cтыкa являeтcя oднoй из вaжныx  зaдaч лoгиcтики.

Глава 2. Компьютерная информационная логистика. Виды информационных потоков  и их классификация

2.1 Информационная логистика  и менеджмент потока работ

Под информационной логистикой понимается организация и управление IT-системами предприятия для обеспечения  эффективного выполнения его бизнес-процессов. Среди основных задач информационной логистики выделяют: обеспечение  и координацию информационных потоков  по всей логистической цепи на всех иерархических уровнях; доставку их в требуемое место и время, в требуемом объеме; накопление структурированных  данных для проведения полномасштабного анализа; проведение анализа и принятие решений; доведение решений до исполнителей и контроль исполнения.

При этом логистика охватывает все уровни планирования и управления информационными процессами предприятия.

На современном предприятии "информационный поток" представляет собой в первую очередь поток  электронных документов, электронной  почты, использование систем групповой  работы и т.п. Необходимо остановиться на данном аспекте использования  информационной логистики, так как  именно "безбумажный" документооборот  предприятия является единственным средством обеспечения минимальных  сроков доставки и обработки информации с минимальными издержками. А это, собственно, и является конечной целью  концепции информационной логистики.

Естественно, реализация подобной идеи требует особой технологии, позволяющей  управлять и контролировать совместную работу персонала и программного обеспечения. Таким средством является "менеджмент потока работ" (Workflow Management), представляющий собой управление логистикой бизнес-процессов предприятия на базе IT.

Workflow-системы также иногда  называют "системами управления  бизнесом" (business operating system) или "системами  управления логистикой" (logistic control system).

Вместе с тем между  этими понятиями нельзя поставить  знак тождества. Не все бизнес-процессы предприятия могут быть реализованы  в рамках системы менеджмента  потоков работ. Информационная логистика  может быть описана как менеджмент потоков работ без взаимодействия персонала со средствами IT, так как  сама по себе охватывает все информационные процессы предприятия, не обязательно  связанные с использованием компьютеров. Объединяя участников бизнес-процесса с помощью IT, менеджмент потока работ  превращается в эффективное средство реализации концепций, заложенных в  логистике бизнес-процесса. При включении  в данную схему средств IT образуются новые составляющие, которые необходимо учесть в рамках компьютеризованной информационной логистики: программное  и аппаратное обеспечение; поддержка  эксплуатационных свойств компьютерных систем; обеспечение функционирования каналов передачи данных и др.

Управлять действиями персонала, то есть обеспечивать правильность выполнения сотрудниками своих технологических  функций, определенных моделью бизнес-процесса, не является задачей информационной логистики. Это задача workflow-системы, интегрирующей в себя и управляющей  программным обеспечением на рабочих  местах персонала. В остальном логистика  охватывает все уровни информационного  обеспечения бизнес-процесса, включая  поддержку эксплуатационных свойств  компьютерных систем, на базисе которых  строится менеджмент потока работ.

Следует отметить, что менеджмент информационной логистики можно  было бы описать как управление потоком  работ без обязательного использования  компьютеров. При применении же компьютеров  на первый план выдвигается информационная технология. Конечно, в рамках менеджмента  потока работ могут использоваться физические (бумажные) документы. Но именно "безбумажное" предприятие фактически является конечной целью концепции. В таком случае разделение на материальные товары и нематериальную информацию становится невозможным. Однако аналогия с традиционной логистикой материальных потоков все же сохраняется.

2.2 Организация и применение  компьютеризованной информационной  логистики

Информация о работе Информационная логистическая система