Информационная логистическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Информационная техника может значительно способствовать выполнению требований рынка. Определенного роста эффективности можно достичь и с помощью локальных и вычислительных систем, а также в результате применения интегрированных информационных и управленческих систем, которые "перешагивают" границы между подразделениями предприятий.
Целью работы является изучение информационной логистической системы. Задачами работы являются: рассмотрение структуры информационной логистической системы, изучение различных видов информационных логистических систем, выявление необходимости создания и использования информационных систем в логистике и изучение информационных потоков.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и структура логистической информационной системы
1.1 Понятие информационной логистики и логистической информационной системы
1.2 Функциональная и организационная структура логистической информационной системы
1.3 Виды информационных логистических систем и принципы их построения
Глава 2. Компьютерная информационная логистика. Виды информационных потоков и их классификация
2.1 Информационная логистика и менеджмент потока работ
2.2 Организация и применение компьютеризованной информационной логистики
2.3 Информационные потоки в логистике и их классификация
2.4 Используемые виды информационных потоков (Связь информационного потока и материального)
Глава 3. Особенности и проблемы использования современных IT-технологий в логистике и обработки информации с их помощью
3.1 Особенности использования современных информационных технологий в логистике
3.2 Направления оптимизации обработки информации на основе IT-технологий
3.3 Проблемы современных информационных технологий логистического управления и пути их решения
Заключение

Файлы: 1 файл

информативная система.docx

— 83.69 Кб (Скачать файл)

На данный момент можно  выделить два основных направления  оптимизации обработки информации в логистике: внедрение и использование  информационных технологий на собственном  предприятии и логистический  консалтинг, которые, в свою очередь, подразделяются на множество других составляющих.

Внедрение и использование  информационных технологий на собственном  предприятии.

Поступление необходимой  информации и современные технологии ее обработки. Выполнение данного требования в логистических системах позволяет  фирмам извлекать немалую выгоду. Поэтому успешно функционирующие  логистические подразделения рассматривают  компьютеризацию как важный источник реализации потенциальных возможностей логистики в деле повышения прибыли. Используя сети электронного обмена данными с потребителями, например, можно повышать конкурентоспособность  и долю рынка. Творчески применяя модели на базе ЭВМ, можно также повышать качество обслуживания клиентуры.

Рассматривая должную  степень информационного обеспечения  как одно из важных условий получения  прибыли, компании все активнее стали  инвестировать капитал в информационные системы управления, соответственно уменьшая затраты на более привычные  и традиционные системы, что немедленно сказывается на результатах работы фирм. Например, вкладывая средства в усовершенствование систем обработки  информации, связывающей администрацию, подразделения логистики, поставщиков, компании добиваются резкого сокращения уровня запасов сырья (иногда в 15—20 раз).

Многие компании направляют свои средства на разработку и внедрение  компьютерных сетей, основанных на новейших средствах связи, для учета и  контроля многомиллионных логистических  затрат. Такие затраты окупаются  за 3-4 месяца применения системы, что  позволяет сэкономленные средства направить на их модернизацию.

В прошлом большинство  ЭВМ в сфере материально-технического обеспечения было предназначено  для обработки данных, относящихся  непосредственно к самой сделке (например, обработка информации по заказ-наряду, закупкам, хранению запасов  и т. д.). В настоящее время ситуация быстро меняется. Многие компании разрабатывают  варианты систем, использующих все  преимущества новых поколений электронной  техники, с увеличенной скоростью  обработки данных и техническим  обеспечением средствами дальней связи. Это дает возможность применять  их для принятия управленческих решений. Зарубежные специалисты считают, что  такие сети поддержки решения  превращаются в "экспортные системы", призванные играть еще более важную роль в принятии логистических решений.

Как пример внедрения современных IT-технологий на собственном предприятии  можно рассмотреть методы оптимизации  четырех взаимосвязанных стадий складского технологического процесса: идентификацию поступившей продукции, размещение товаров на хранение и  комплектацию заказов.

I. Идентификация. Безусловно, нет необходимости объяснять  значимость такой операции, как  идентификация поступающей продукции.  Без проведения данной операции  любой склад просто "задохнется", так как в дальнейшем невозможно  будет осуществлять ни учет  и контроль за движением и  состоянием продукции на складе, ни его поиск при проведении  комплектации и инвентаризации. Однако к выбору метода идентификации  следует подходить, тщательно  взвесив задачи, стоящие перед  складом, его технико-технологические  и финансовые возможности, природу  товарного ассортимента и многое  другое. Существует три основных  метода идентификации в складском  технологическом процессе, каждый  из которых может быть эффективен  в зависимости от возможностей  конкретного склада, целей и задач,  стоящих перед ним.

1. Индивидуальное кодирование.  Это наиболее примитивный метод  идентификации, при этом предполагающий  минимальное количество затрат  на его внедрение и использование.  Сущность индивидуального кодирования  заключается в следующем: каждой  товарной позиции присваивается  индивидуальный код, который может  содержать в себе информацию ("смысловой"  код), так и не нести никакой  информации ("несмысловое" кодирование). При разработке "смыслового" кода  необходимо определить, какая информация  является важнейшей и требует  сохранения в коде. Например, создается  девятизначный код, который включает  в себя информацию о поставщике (первые 3 цифры), информацию о товарной  группе (2 цифры) и товарной позиции  (3 цифры), о статусе данного товара (например, о его ценности, порядке  хранения и пр.)

Абсолютно не обязательно  наличие знания структуры кода оперативными работниками: грузчиками, комплектовщиками и т.д. - важно, чтобы структура  кода и значение каждой цифры были зафиксированы в нормативном  документе предприятия, и руководитель склада, его заместители или другие лица при необходимости всегда могли  определить информацию по конкретной грузовой единице. Основной целью данного  вида идентификации является возможность  учета продукции на складе, ее индивидуализации при комплектации заказов. Аналогичную  функцию носит и "несмысловое" кодирование, когда каждой товарной позиции присваивается свой индивидуальный номер, что позволяет индивидуализировать  ее среди другой продукции при  однородном внешнем виде.

Стоимость внедрения и  использования данного метода невысока. Как правило, в затраты на введение индивидуального кодирования включается только закупка этикеточной ленты  и печать на ней кодов товаров, а также закупка нескольких этикет-пистолетов.

Ярлык (этикетка) с напечатанной на ней кодом товарной позиции  наклеивается с помощью этикет-пистолета  на каждую грузовую единицу, после завершения операций по приемке продукции и  ее сортировке.

2. Штриховое кодирование  (ШК). Внедрение ШК на складе  позволяет существенно ускорить  процесс приемки продукции (в  случае, если на поступающих грузовых  единицах уже имеется штрих-код), значительно снизить риск "человеческих" ошибок в процессе выполнения  технологических операций и при  проведении инвентаризации, а также  упростить поиск (определение)  нужного товара на стеллаже  или в стеллажной ячейке. Внедрение  ШК также обосновывается и  тем, что все чаще крупные  клиенты торговых и производственных  компаний ставят обязательным  условием при закупках продукции  наличие штрих-кода. Однако внедрение  системы ШК влечет за собой  достаточно серьезные прямые  и косвенные затраты. К прямым  затратам относится закупка оборудования (терминалы сбора данных, сканеры,  сервер, принтер для печати этикеток), программного обеспечения, совместимого с системой ШК, оплата услуг и взносов в Ассоциацию Юнискан EAN. К косвенным затратам можно отнести обучение персонала, услуги консультантов по подготовке склада к внедрению ШК и пр.

3. Радиочастотная идентификация  (RFID). Система RFID появилась сравнительно  недавно и в настоящее время  на российских складах практически  не используется. Однако успешный  опыт внедрения данной системы  рядом крупных компаний в Европе (в частности Италией и Германией)  позволяет делать выводы о  том, что в среднесрочной перспективе  широкое применение системы RFID начнется и в России.

Система RFID состоит из трех элементов - метка (tag), антенна (reader) и  компьютер.

Работа системы. В метку  заносятся необходимые данные о  грузовой единице, после чего данные метки могут передаваться в компьютер  с помощью антенны.

Преимущества RFID:

· данные идентификационной  метки могут изменяться и дополняться;

· на метку можно записать гораздо больше данных, по сравнению  с штрих-кодом;

· данные на метке могут  быть засекречены;

· радиочастотные метки более  долговечны;

· расположение метки не имеет  значения для считывания (метка может  находиться внутри короба или паллеты);

· метка лучше защищена от воздействия окружающей среды;

· метки могут иметь  многоразовое использование;

· при использовании RFID появляется возможность контроля за перемещениями  груза.

Недостатки RFID:

· относительно высокая стоимость;

· невозможность размещения под металлическими и электропроводными  поверхностями;

· подверженность помехам  в виде электромагнитных полей;

· локальное использование RFID.

II. Размещение товаров  на хранение необходимо производить  таким образом, чтобы при последующих  технологических операциях количество  перемещений складских служащих  было минимальным. С этой целью  производится деление всех товарных  позиций на 3 группы, после чего  для их хранения выделяются "горячие"  и "холодные" складские зоны. Для того чтобы произвести  оптимальное деление всей номенклатуры, необходимо воспользоваться методикой  ABC, XYZ анализа. В данном случае, т.е. применительно к технологическому  процессу, основным критерием деления  товарных позиций на группы  будет выступать количество подходов/перемещений  складского персонала при выполнении  технологический операций, в частности,  при процедуре комплектации заказов  в производство или клиентам. Так же используется методика XYZ анализа, критерием деления в котором будет количество отгруженных универсальных единиц.

Для того чтобы решить конечную задачу о размещении товаров в "горячие" и "холодную" зоны, необходимо составить  матрицу результатов ABC, XYZ анализа. Обычно сопоставление результатов  проведенного анализа производится в MS Excel с помощью функции сортировки и занимает минимальное количество времени.

При проведении ABC, XYZ анализа  следует придерживаться, по крайней  мере, двух правил: первое - статистические данные должны быть взяты не менее  чем за предыдущий год с разделением  по кварталам и месяцам, т.к. именно в течение всего годового цикла  можно выделить сезоны спроса по каждой товарной позиции и размещать  продукцию по зонам хранения не статично весь год, а перемещать ее между зонами в соответствии с сезонностью  спроса; второе - единицы измерения  должны быть унифицированы. Если на склад  продукция приходит и хранится, допустим, в 15 видах различных коробов, следует  измерить геометрические параметры  каждого из них и выбрать размеры  унифицированного короба, в котором  и будет измеряться количество отгружаемой  продукции.

После проведения ABC, XYZ анализа  вычисляется норма запаса по каждой товарной позиции, находящаяся на складе единовременно, далее определяется количество мест хранения для каждой товарной позиции и производится размещение на основе проведенного анализа. "Горячая" зона, как правило, располагается  ближе к зоне отгрузки, на стеллажах, находящихся в центральном проезде, в нижних ярусах стеллажей. Данное размещение позволяет существенно сократить  время на выполнение технологических  операций (размещение на хранение, комплектацию и т.д.). Следует также отметить, что в настоящее время большинство  информационных систем класса ERP или WMS имеют функцию проведения ABC, XYZ анализа  по различным задаваемым критериям.

III. Комплектация заказов.  На большинстве складов оптовых  торговых и производственных  предприятий, а также на складах  логистических центров данная  операция является ключевой, так  как именно от нее зависит  уровень логистического обслуживания (скорость выполнения заказа, отсутствие  ошибок при сборе и т.д.). При  этом данная операция является  одной из трудоемких в складском  технологическом процессе.

Существует две системы  выполнения технологических операций по комплектации: "человек к товару" и "товар к человеку".

Система "товар к человеку" является полностью автоматизированной. Управление передвижением товара осуществляется оператором при помощи пульта управления, при этом сам оператор не производит никаких перемещений, товар поступает  к окну выдачи автоматически. В настоящее  время применение таких систем в  России нашло небольшое применение.

Система "человек к товару". По результатам хронометража работы комплектовщика, проводимого на 23 складах  предприятий оптовой торговли, были получены следующие усредненные  результаты: 50 процентов времени  комплектовщика расходуется на перемещение  между местами отборки, 20 процентов - вынужденный простой (ожидание), 20 процентов - работа с документами, 10 процентов - изъятие с места отборки. Однако существуют методы оптимизации  процедуры комплектации, при применении которых сокращается общее время  сборки заказа за счет полного упразднения  простоя и сокращения времени  на перемещения между местами  отборки.

Рассмотрим типовую схему  процесса комплектации заказов

1. Процедура комплектации  начинается с получения накладной  на отпуск товара (заявка, лист  комплектации и т.д.), обязательным  условием является расположение  в документе товарных позиций  в соответствии с размещением  продукции на складе, иначе образуется  ситуация, когда накладная составляется  в таком порядке, в котором  она существует в информационной  системе, и комплектовщик вынужден  совершать неэффективный путь, то  есть неоднократно возвращаться  к ранее пройденным местам  и т.д.

2. Составление маршрутной  карты. В работе большинства  складов данная процедура не  используется совсем. Однако оптимальное  составление пути движения комплектовщика  позволяет существенно сократить  время на сборку заказа. Критерием  составления маршрутной карты  будет являться не только размещение  адресов нахождения товара в  соответствии с их расположением  на складе, но и, что более  важно, учет принципа "товарного  соседства".

Информация о работе Информационная логистическая система