Информационные системы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:17, шпаргалка

Описание работы

Желаемое увеличение “разнообразия” системы управления может достигаться различными способами: а) увеличением численности аппарата управления, б) повышением его квалификации, в) оснащением дополнительными средствами (приборами, датчиками, инструкциями и т.д.), г) повышением его интеллектуальных возможностей за счет средств автоматизации умственного труда, применения экспертных систем и других компьютерных технологий. Именно последний способ в настоящее время является единственно возможным, так как два остальных себя уже исчерпали.

Файлы: 1 файл

Шпоры по ИС.doc

— 717.00 Кб (Скачать файл)


Объективная необходимость процесса информатизации, направления ее развития.

Процесс интенсификация производства и внедрения информации и знаний   во все сферы человеческой деятельности называется информатизацией.

Цель информатизации заключается  в максимальном удовлетворении информационных потребностей отдельных граждан, их групп, предприятий, организаций и т. д. за счет повсеместного внедрения компьютеров и средств коммуникаций.

Объективность информатизации следует  из закона “необходимого разнообразия”, сформулированного У. Р. Эшби1. Данный закон имеет фундаментальное значение, поскольку устанавливает следующее: для решения некоторого круга проблем следует обеспечить большее “разнообразие” (читай

сложность или мощность) необходимых  для  этого средств, в сравнении с ²разнообразием² решаемых проблем. Иначе говоря, эффективное управление сложными системами невозможно с помощью более “простых” средств, которые не превосходят по сложности эти системы. Известно, что сложность

управляющей системы растет экспоненциально по отношению к той системе, которой она должна управлять.

Применительно к любым системам управления, закон ²необходимого разнообразия² формулируется следующим образом: сложность методов и механизмов управления, например обществом, предприятием, банком, фирмой, цехом, станком, должна быть больше (или равна) сложности (разнообразия) управляемого объекта.

Желаемое  увеличение “разнообразия” системы управления может достигаться  различными способами: а) увеличением  численности аппарата управления, б) повышением его квалификации, в) оснащением дополнительными средствами (приборами, датчиками, инструкциями и т.д.), г) повышением его интеллектуальных возможностей за счет средств автоматизации умственного труда, применения экспертных систем и других компьютерных технологий. Именно последний способ в настоящее время является единственно возможным, так как два остальных себя уже исчерпали. Компьютеры, усиливая интеллектуальные возможности человека, который является частью большинства систем управления, создает то необходимое разнообразие механизмов и методов управления, которое и обеспечивает дальнейшее развитие общества.

Развитие  процесса информатизации сдерживается многими нерешенными проблемами, которые можно разбить на два  блока: социальные и научные.

Социальные проблемы заключаются в:

  • ограниченности количества компьютеров у населения, в офисах и производстве, сдерживающего массовое внедрение средств информационного обслуживания в различных сферах деятельности;
  • отсутствии развитой инфраструктуры  информатизации;
  • недостаточной компьютерной грамотности населения.

Научные проблемы делятся на теоретико-методологические и практические. Среди теоретико-методологических проблем, решение которых позволит существенно повысить эффективность  информатизации, можно выделить следующие:

  • поиск закономерностей,  согласно которым происходит информатизация общества;
  • адекватность отражения в памяти компьютера отчужденных индивидуальных знаний и их обобщения в форме коллективного разума (в форме искусственного интеллекта);
  • интеграция систем, воспроизводящих осознанные и неосознанные умственные усилия человека с помощью интеллектуальных технологий.

Практические  проблемы связаны с внедрением новейших программных продуктов в практику управления в различных сферах деятельности человека.

Основные понятия экономической информатики.

Под экономической информатикой понимается наука, предназначенная для формирования теоретических основ моделирования деятельности хозяйствующих субъектов, также государственных, региональных и муниципальных образований. Ее цель заключается в обеспечении хозяйственных субъектов, а также государственных и муниципальных служб и организаций эффективными информационными технологиями.

Базовыми понятиями экономической  информатики являются:

  • данные;
  • информация и экономическая информация;
  • знания;
  • задача и экономическая задача;

Данные

Информация об объектах, событиях, процессах, используемая человеком  в повседневной жизни и трудовой деятельности, в большинстве случаев  представляется в форме сообщений. Если сообщения отражают какие-либо факты, то они называются данными. 

В общем случае под данными будут пониматься сообщения об объектах и процессах, представленные в структурированной либо неструктурированной форме, на каком-либо материальном носителе (бумажные документы, магнитные диски). Для того чтобы данные могли быть обработаны компьютером, над ними должно быть выполнено ряд операций по их вводу: вначале они рассматриваются как результат наблюдений или измерений, затем они фиксируются на материальном носителе (бумажные документы, сигналы и т.д.) и, наконец, данные переносятся в компьютер, где структурируются и находятся в виде баз  данных или других формальных средств.

Информация, экономическая  информация

под информацией будет  пониматься результат обработки данных, адресованной конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих  или иных решений.

Реквизит- логически неделимый  элемент показателя.

  • Экономическая информатика изучает свойства экономической информации, возникающей в процессе производственно-хозяйственной деятельности или управления государственными или муниципальными организациями. В большинстве случаев экономическая информация фиксируется, а затем обрабатывается и, наконец, поставляется потребителю в форме управленческих документов. Как правило, управленческие документы имеют вид таблиц, например, накладная, наряд, требование и т. д.

В процессе своей деятельности хозяйствующий  субъект использует несколько видов  информации, которая может классифицируется по следующим признакам:

-  по функциям управления информация делится на прогнозную, плановую, учетную, нормативную справочную, регулирующую, аналитическую. Прогнозная информация отражает вероятностные утверждения о том или ином будущем событии, плановая, - имеющая директивный характер, указывает на процессы или факты, которые должны иметь место в планируемом периоде, учетная - фиксируется в бухгалтерских и других документах и отражает фактически происшедшие события, нормативная - предназначена для определения запасов материалов и других компонентов производства, справочная - для расшифровки используемых в документации кодов, регулирующая  - для корректировки плановых показателей в процессе функционирования предприятия, а аналитическая – для поиска управляющих воздействий на структурные подразделения;

- по стабильности информация делится на:

       переменную –  разового использования, возникающую  в процессе фиксации каким-либо  способом производственно-хозяйственных,  финансовых и других операций;

      условно-постоянную  – многоразового использования,  не меняющаяся в течение относительно длительного периода (нормативы, нормы, тарифы, ставки и т.д.).

- по источнику возникновения информация делится на:

        внешнюю, отражающую  состояние экономики вне предприятия  (рынка, конкурентов, ценовой и  другой ситуации в регионе и стране);

       внутреннюю, генерируемую  внутри предприятия (офиса).

- по использованию для принятия решения

       транзакционная (учетно-отчетная, рутинная, ежедневная);

        аналитическая  (для формирования решений).

Транзакционная информация отражает ежедневные производственные и хозяйственно-финансовые факты, а аналитическая  - интегрированную, специальным образом подготовленную и пригодную для принятия решений.

Знания

Их относят к базовым категориям искусственного интеллекта.

Знания – это проверенный практикой результат изучения реальной действительности, отражающий содержание объектов, процессов и явлений. Знания являются неотъемлемой частью современных интеллектуальных компьютерных средств. 

Соотношения между понятиями ²знания" и ²информация² такое же, как и между понятиями ²данные² и ²информация². Данные и знания всегда первичны, информация – вторична. Так же как и данные знания, в большинстве случаев, должны  быть обработаны для того, чтобы получить необходимую информацию для управления (принятия решений). Вместе с тем, данные и  знания различаются существенно по сути: если первые являются одной из форм фиксации фактов или событий, то вторые – результатом осмысленного изучения типовых связей между объектами и процессами с последующей разработкой логических и других правил, предназначенных для получения нужной информации.

Задача, экономическая  задача

Под задачей понимается формулировка направления деятельности, осуществление которой позволит достичь поставленной цели, например, ²повысить конкурентоспособность  в следующем квартале². Однако применительно к компьютерам общие формулировки должны быть конкретизированы. Так как любая задача решается с определенной целью, для достижения которой должны быть выделены средства, то формально ее можно представить в виде:

,

где наименование задачи;

- цель, которая должна быть  достигнута в результате решения   задачи;

- средства (ресурсы), необходимые  для достижения цели;

- операции (действия, мероприятия), которые следует выполнить, чтобы  задача была решена.

В упрощенных случаях экономические  задачи удобно представить в следующем  виде:

З =  <дано А, следует  получить В>.

Задачи, решаемые с помощью компьютеров, по объему логических и вычислительных операций можно разделить на два класса: информационные (управленческие) и вычислительные (см. рис. 1.5).

Информационные (управленческие) задачи предназначены для поддержки  управленческих функций и поэтому характеризуются большим объемом исходной информации, обработка которой в основном происходит за счет логических операций (сортировка, группировка, считывание и перезапись данных из одних таблиц в другие и т.д.) и операций ввода/вывода. При этом собственно вычислительных операций немного.

Вычислительные задачи ориентированы  на поиск решений различного рода уравнений (дифференциальных, алгебраических, стохастических), поиск оптимальных  решений, управление движением различных  объектов и т.д.

В области экономики преобладают информационные задачи, которые по характеру вычислительных процедур можно разделить на

- поисковые;

- расчетные (транзакционные);

-аналитические;

-интеллектуальные.

Класс расчетных задач наиболее  распространен в экономике, так  как в него входят задачи получения учетной информации, а также разработки планов, базирующихся на оперативной и нормативно-справочной информации. Результаты решения предназначены для составления отчетов и отчетности (месячной, квартальной, годовой). Это те задачи, без решения которых не может обойтись ни одно предприятие или организация.

В практике решения такого рода задач  довольно часто используются понятия  трансакция и транзакция. Введем их определение:

  • трансакция – это элементарный акт хозяйственной, финансовой и другой деятельности, отражаемый на каком-либо материальном носителе;
  • транзакция – множество операций, используемое для обработки данных с помощью компьютера в процессе удовлетворения информационных потребностей пользователя. Данное множество операций выполняется полностью либо не выполняется вовсе.

В дальнейшем будем пользоваться понятием транзакция, так как оно имеет  непосредственное отношение к компьютеру.

В рамках данного класса задач в  экономике приходится решать в основном прямые задачи, предназначенные для определения результатов производственно-хозяйственной деятельности.

Следующий класс задач предназначен для получения аналитической  информации, необходимой для принятия решений. Здесь в основном используются обратные задачи, так как требуется  определять новые исходные условия хозяйствования, которые позволят получить  нужные результаты (как сделать чтобы…?).

С появлением вычислительной техники  с разделяемыми ресурсами стало  возможным обеспечение доступа  к информационным ресурсам прямо  с рабочего места сотрудника, и оснастить его новыми инструментальными средствами, ориентированными на менеджера (а не программиста). Персональный доступ к профессионально ориентированным прикладным и базовым информационным технологиям через компьютер, размещенный непосредственно на рабочем месте менеджера, можно называть автоматизированным рабочим местом (АРМ). АРМ — некоторая часть информационной системы, обособленная в соответствии со структурой управления объектом и существующей системой распределения целей и оформленная в виде самостоятельного программно-аппаратного комплекса.

Информация о работе Информационные системы в экономике