Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:17, шпаргалка
Желаемое увеличение “разнообразия” системы управления может достигаться различными способами: а) увеличением численности аппарата управления, б) повышением его квалификации, в) оснащением дополнительными средствами (приборами, датчиками, инструкциями и т.д.), г) повышением его интеллектуальных возможностей за счет средств автоматизации умственного труда, применения экспертных систем и других компьютерных технологий. Именно последний способ в настоящее время является единственно возможным, так как два остальных себя уже исчерпали.
Объективная необходимость процесса информатизации, направления ее развития.
Процесс интенсификация производства и внедрения информации и знаний во все сферы человеческой деятельности называется информатизацией.
Цель информатизации заключается в максимальном удовлетворении информационных потребностей отдельных граждан, их групп, предприятий, организаций и т. д. за счет повсеместного внедрения компьютеров и средств коммуникаций.
Объективность информатизации следует из закона “необходимого разнообразия”, сформулированного У. Р. Эшби1. Данный закон имеет фундаментальное значение, поскольку устанавливает следующее: для решения некоторого круга проблем следует обеспечить большее “разнообразие” (читай
сложность или мощность) необходимых для этого средств, в сравнении с ²разнообразием² решаемых проблем. Иначе говоря, эффективное управление сложными системами невозможно с помощью более “простых” средств, которые не превосходят по сложности эти системы. Известно, что сложность
управляющей системы растет экспоненциально по отношению к той системе, которой она должна управлять.
Применительно к любым системам управления, закон ²необходимого разнообразия² формулируется следующим образом: сложность методов и механизмов управления, например обществом, предприятием, банком, фирмой, цехом, станком, должна быть больше (или равна) сложности (разнообразия) управляемого объекта.
Желаемое увеличение “разнообразия” системы управления может достигаться различными способами: а) увеличением численности аппарата управления, б) повышением его квалификации, в) оснащением дополнительными средствами (приборами, датчиками, инструкциями и т.д.), г) повышением его интеллектуальных возможностей за счет средств автоматизации умственного труда, применения экспертных систем и других компьютерных технологий. Именно последний способ в настоящее время является единственно возможным, так как два остальных себя уже исчерпали. Компьютеры, усиливая интеллектуальные возможности человека, который является частью большинства систем управления, создает то необходимое разнообразие механизмов и методов управления, которое и обеспечивает дальнейшее развитие общества.
Развитие
процесса информатизации сдерживается
многими нерешенными
Социальные проблемы заключаются в:
Научные проблемы
делятся на теоретико-методологические
и практические. Среди теоретико-
Практические
проблемы связаны с внедрением новейших
программных продуктов в
Основные понятия экономической информатики.
Под экономической информатикой понимается наука, предназначенная для формирования теоретических основ моделирования деятельности хозяйствующих субъектов, также государственных, региональных и муниципальных образований. Ее цель заключается в обеспечении хозяйственных субъектов, а также государственных и муниципальных служб и организаций эффективными информационными технологиями.
Базовыми понятиями
Данные
Информация об объектах, событиях, процессах, используемая человеком в повседневной жизни и трудовой деятельности, в большинстве случаев представляется в форме сообщений. Если сообщения отражают какие-либо факты, то они называются данными.
В общем случае под данными будут пониматься сообщения об объектах и процессах, представленные в структурированной либо неструктурированной форме, на каком-либо материальном носителе (бумажные документы, магнитные диски). Для того чтобы данные могли быть обработаны компьютером, над ними должно быть выполнено ряд операций по их вводу: вначале они рассматриваются как результат наблюдений или измерений, затем они фиксируются на материальном носителе (бумажные документы, сигналы и т.д.) и, наконец, данные переносятся в компьютер, где структурируются и находятся в виде баз данных или других формальных средств.
Информация, экономическая информация
под информацией будет пониматься результат обработки данных, адресованной конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений.
Реквизит- логически неделимый элемент показателя.
В процессе своей деятельности хозяйствующий субъект использует несколько видов информации, которая может классифицируется по следующим признакам:
- по функциям управления информация делится на прогнозную, плановую, учетную, нормативную справочную, регулирующую, аналитическую. Прогнозная информация отражает вероятностные утверждения о том или ином будущем событии, плановая, - имеющая директивный характер, указывает на процессы или факты, которые должны иметь место в планируемом периоде, учетная - фиксируется в бухгалтерских и других документах и отражает фактически происшедшие события, нормативная - предназначена для определения запасов материалов и других компонентов производства, справочная - для расшифровки используемых в документации кодов, регулирующая - для корректировки плановых показателей в процессе функционирования предприятия, а аналитическая – для поиска управляющих воздействий на структурные подразделения;
- по стабильности информация делится на:
переменную –
разового использования,
условно-постоянную
– многоразового использования,
- по источнику возникновения информация делится на:
внешнюю, отражающую
состояние экономики вне
внутреннюю, генерируемую внутри предприятия (офиса).
- по использованию для принятия решения
транзакционная (учетно-отчетная, рутинная, ежедневная);
аналитическая (для формирования решений).
Транзакционная информация отражает ежедневные производственные и хозяйственно-финансовые факты, а аналитическая - интегрированную, специальным образом подготовленную и пригодную для принятия решений.
Знания
Их относят к базовым
Знания – это проверенный практикой результат изучения реальной действительности, отражающий содержание объектов, процессов и явлений. Знания являются неотъемлемой частью современных интеллектуальных компьютерных средств.
Соотношения между понятиями ²знания" и ²информация² такое же, как и между понятиями ²данные² и ²информация². Данные и знания всегда первичны, информация – вторична. Так же как и данные знания, в большинстве случаев, должны быть обработаны для того, чтобы получить необходимую информацию для управления (принятия решений). Вместе с тем, данные и знания различаются существенно по сути: если первые являются одной из форм фиксации фактов или событий, то вторые – результатом осмысленного изучения типовых связей между объектами и процессами с последующей разработкой логических и других правил, предназначенных для получения нужной информации.
Задача, экономическая задача
Под задачей понимается формулировка направления деятельности, осуществление которой позволит достичь поставленной цели, например, ²повысить конкурентоспособность в следующем квартале². Однако применительно к компьютерам общие формулировки должны быть конкретизированы. Так как любая задача решается с определенной целью, для достижения которой должны быть выделены средства, то формально ее можно представить в виде:
,
где наименование задачи;
- цель, которая должна быть
достигнута в результате
- средства (ресурсы), необходимые для достижения цели;
- операции (действия, мероприятия),
которые следует выполнить,
В упрощенных случаях экономические задачи удобно представить в следующем виде:
З = <дано А, следует получить В>.
Задачи, решаемые с помощью компьютеров, по объему логических и вычислительных операций можно разделить на два класса: информационные (управленческие) и вычислительные (см. рис. 1.5).
Информационные (управленческие) задачи предназначены для поддержки управленческих функций и поэтому характеризуются большим объемом исходной информации, обработка которой в основном происходит за счет логических операций (сортировка, группировка, считывание и перезапись данных из одних таблиц в другие и т.д.) и операций ввода/вывода. При этом собственно вычислительных операций немного.
Вычислительные задачи ориентированы на поиск решений различного рода уравнений (дифференциальных, алгебраических, стохастических), поиск оптимальных решений, управление движением различных объектов и т.д.
В области экономики преобладают информационные задачи, которые по характеру вычислительных процедур можно разделить на
- поисковые;
- расчетные (транзакционные);
-аналитические;
-интеллектуальные.
Класс расчетных задач наиболее распространен в экономике, так как в него входят задачи получения учетной информации, а также разработки планов, базирующихся на оперативной и нормативно-справочной информации. Результаты решения предназначены для составления отчетов и отчетности (месячной, квартальной, годовой). Это те задачи, без решения которых не может обойтись ни одно предприятие или организация.
В практике решения такого рода задач довольно часто используются понятия трансакция и транзакция. Введем их определение:
В дальнейшем будем пользоваться понятием транзакция, так как оно имеет непосредственное отношение к компьютеру.
В рамках данного класса задач в экономике приходится решать в основном прямые задачи, предназначенные для определения результатов производственно-хозяйственной деятельности.
Следующий класс задач предназначен для получения аналитической информации, необходимой для принятия решений. Здесь в основном используются обратные задачи, так как требуется определять новые исходные условия хозяйствования, которые позволят получить нужные результаты (как сделать чтобы…?).
С появлением вычислительной техники с разделяемыми ресурсами стало возможным обеспечение доступа к информационным ресурсам прямо с рабочего места сотрудника, и оснастить его новыми инструментальными средствами, ориентированными на менеджера (а не программиста). Персональный доступ к профессионально ориентированным прикладным и базовым информационным технологиям через компьютер, размещенный непосредственно на рабочем месте менеджера, можно называть автоматизированным рабочим местом (АРМ). АРМ — некоторая часть информационной системы, обособленная в соответствии со структурой управления объектом и существующей системой распределения целей и оформленная в виде самостоятельного программно-аппаратного комплекса.