Информационные системы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:17, шпаргалка

Описание работы

Желаемое увеличение “разнообразия” системы управления может достигаться различными способами: а) увеличением численности аппарата управления, б) повышением его квалификации, в) оснащением дополнительными средствами (приборами, датчиками, инструкциями и т.д.), г) повышением его интеллектуальных возможностей за счет средств автоматизации умственного труда, применения экспертных систем и других компьютерных технологий. Именно последний способ в настоящее время является единственно возможным, так как два остальных себя уже исчерпали.

Файлы: 1 файл

Шпоры по ИС.doc

— 717.00 Кб (Скачать файл)

Информационная  система, ее роль и место в системе  управления

Информационная система  – это организационно упорядоченная  совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процесс сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации). Как видим, информационные системы могут содержать компьютерные средства обработки информации, а могут и не содержать. Далеко не вся информация в системе  управления обрабатывается с помощью компьютеров. Существует и такая, которую формализовать либо не удается, либо не следует. Поэтому информационные потоки от аппарата управления к объекту и обратно делятся на две части: те, что обрабатываются с помощью компьютеров, и те, что нет. 

Таким образом, информационная система  предприятия состоит из двух частей: автоматизированной и неавтоматизированной

Автоматизированная часть информационной системы состоит из ряда компонентов, иллюстрируемых рисунком 1.9.

Состав автоматизированной части  информационной системы: Центр –  ИТ, сверху – Общесистемное и  прикладное ПО, снизу – технические  средства, справа – персонал, слева-информационные ресурсы.

Информационный  бизнес, информационный рынок, информационный менеджмент

Появление и быстрое распространение  программных и информационных продуктов  стимулировало появление информационного бизнеса, под которым понимается производство, торговля и предоставление информационных продуктов и услуг.

Наиболее распространенными информационными  продуктами и услугами являются:

  • производство микроэлектронных компонентов;
  • производство технического обеспечения компьютеров;
  • производство программного обеспечения;
  • производство телекоммуникационного оборудования;
  • предоставление консалтинговых услуг;
  • производство и предоставление информационных ресурсов, а также услуг по информационному обслуживанию на государственном и региональном уровне;
  • сервисное обслуживание технических и программных комплексов и т.д.

Оценка информационного бизнеса  базируется на качестве основного показателя эффективности - доход от продаж, который  рассчитывается по следующим направлениям: технические средства, программное  обеспечение, периферийное оборудование, сервисное обслуживание.

Анализ финансового состояния  осуществляется на основании коэффициентов  рентабельности, чистой прибыли, величины капитала и имущества, структуры  капитала, изменения собственного капитала в течение определенного периода.

Информационный бизнес ориентирован на производство информационных продуктов  и их реализацию на рынке. Под информационным рынком будет пониматься совокупность хозяйствующих субъектов, предлагающих покупателям компьютеры,  средства коммуникаций, программное обеспечение, информационные и консалтинговые услуги, а также сервисное обслуживание технических и программных средств. Участниками данного рынка являются предприятия по производству компьютеров и средств передачи данных, организации, занятые разработкой программных продуктов, созданием и эксплуатацией информационных ресурсов (баз данных), телекоммуникационные службы.

В настоящее время информационный рынок состоит из двух сегментов:

  • рынок информационных технологий (ИТ-рынок);
  • телекоммуникационный рынок (ТЛК-рынок).

ИТ-рынок включает: компьютерное аппаратное обеспечение, программное обеспечение, офисное аппаратное обеспечение  и ИТ-услуги. ТЛК-рынок составляют: услуги предоставления связи, коммуникационное оборудование конечного пользователя и коммуникационно-сетевое оборудование. Востребованность ИТ-рынка характеризует уровень развития страны.

Разнообразие и сложность предоставляемых  в стране ИТ-услуг определяется следующими показателями:

  • отношение объема средств, необходимых для обслуживания аппаратных и программных средств, к расходам на их приобретение;
  • отношение затрат на аутсорсинг к общим расходам на покупку ИТ-услуг.

Рынок информационных систем в настоящее  время ориентирован либо на автоматизацию  отдельных функций управления либо на комплексную автоматизацию на базе внедрения интегрированных систем. Автоматизация отельных функций касается финансово-управленческих систем: ведения учета, управление финансовыми потоками, маркетинговые исследования, анализ отдельных участков хозяйственной деятельности. Интегрированные системы ориентированы на ERP-технологии.

Осознание важности информации, необходимой для управления любым объектом, привело к понятию информационного менеджмента, под которым понимается совокупность методов и средств, обеспечивающих информационный сервис для всех работников предприятия. Информационный сервис рассматривается как один из факторов материального производства или предоставления услуг.

Информационный менеджер – это  специалист, главные функции которого заключаются в следующем:

  • планирование внедрения и модернизации информационной системы, ее поиск на рынке программных продуктов;
  • оценка рынка программных продуктов с помощью маркетингового инструментария;
  • приобретение информационных технологий с нужными функциями и свойствами;
  • организация внедрения информационной системы и обучения персонала;
  • обеспечение эксплуатации информационной системы: администрирование, тестирование, адаптация, организация безопасности и т.д.;
  • обновление существующей информационной системы, внедрение новых версий;
  • вывод из эксплуатации информационной системы.

Организационно информационный менеджер является связующим звеном между  специалистами предметных областей (финансистами, бухгалтерами, экономистами, менеджерами и т.д.) и специалистами  в области информационных технологий (программистами, сетевиками, электронщиками и т.д.). С другой стороны он является также связующим звеном между специалистами в области информационных технологий и высшим руководством организации (топ-менеджерами).

Информационный  сервис и информационная

инфраструктура

Под информационным сервисом понимается  комплекс услуг, предназначенный  для автоматизации какой-либо управленческой деятельности. Такого рода сервис делится на виды (Интернет-сервис, почтовый сервис, аналитический сервис, маркетинговый и другой). Единицей измерения информационного сервиса может служить бизнес-процесс, для осуществления которого указывается цель, ресурсы и процедуры преобразования входной информации в результирующую. Примерами информационного сервиса могут быть: управление поставщиками, управление себестоимостью продукции, расчет бюджета, расчет финансового плана и т. д.

Существует передовой опыт организации  информационного сервиса, базирующийся на следующих принципах:

- информационное обслуживание  на предприятии должно рассматриваться как равноправный партнер бизнеса.

- должен  существовать конечный  продукт  информационной системы.  Таким продуктом является информационная  услуга.

Понятие "инфраструктура" пришло из экономики и означает комплекс вспомогательных служб, обеспечивающих функционирование макро и микроэкономических хозяйствующих субъектов. Инфраструктура играет вспомогательную роль в создании условий для производственных и других основных процессов. На макроэкономическом уровне  это дороги, мосты, аэропорты, городская транспортная сеть и т.д., на микроэкономическом – это службы и сооружения, необходимые для производства продукции.

Под информационной инфраструктурой  понимается среда, состоящая из автоматизированной и неавтоматизированной  частей информационной системы, обеспечивающих информационный сервис.

Цель создания информационной инфраструктуры состоит в предоставлении какого-либо вида сервиса, необходимого для функционирования предприятия.

Классификация информационных систем

В связи с многоаспектностью, многофункциональность и различием сфер применения классификацию информационных систем осуществить достаточно сложно.

Если в качестве цели фигурирует изучение лишь некоторых свойств  информационных систем, то в качестве признаков классификации могут  служить следующие их свойства:

  • степень автоматизации информационных процессов;
  • уровень интеграции информационных процессов;
  • вид обрабатываемой информации;
  • отраслевая принадлежность;
  • уровень обслуживаемой системы управления;
  • класс решаемых задач.
    1. По степени автоматизации информационных процессов.    автоматизированные, слабо автоматизированные и не автоматизированные. Например, в средние века обработка информации осуществлялась вручную, но с появлением первых счетных машин некоторые расчетные процедуры были автоматизированы. В настоящее время степень автоматизации на типовом промышленном предприятии благодаря внедрению компьютеров, существенно повысилась и колеблется от 40 до 60%.
    2. По уровню интеграции информационных процессов различают интегрированные информационные системы и системы, состоящие из локальных частей и функционально-позадачные. Интегрированные информационные системы создаются на единой информационной базе. Функционально-позадачные системы содержат локальные подсистемы слабо связанные между собой.
    3. По виду обрабатываемой информации системы делятся на документальные и фактографические. Документальные информационные системы предназначены для поиска неструктурированной информации, находящейся в текстовых (книги, статьи, рефераты, приказы и т.д.) или графических документах.

Фактографические информационные системы, в отличие от документальных, имеют дело со структурированной  информацией, что позволяет осуществлять не только точный поиск информации, но и ее арифметическую и логическую обработку.

  1. По отраслевой принадлежности. По данному признаку информационные системы могут быть распределены по следующим классам: информационные системы предприятий связи, информационные системы промышленных предприятий, информационные системы транспортного предприятия, информационные системы банков и т.д.
  2. По уровню обслуживаемой системы управления. По данному признаку информационные системы делятся на федеральные, региональные, муниципальные, офисные.
  3. По классу решаемых задач. По данному признаку информационные системы делятся на вычислительные и информационные (управленческие). Вычислительные системы предназначены для решения математических (технических) задач (например, управление робототехническими комплексами, средствами связи, железнодорожным и иным транспортом, летательными аппаратами и т.д.). Управленческие  информационные системы предназначены для решения оперативных и аналитических задач в экономике.

Структура и  схема функционально-позадачных информационных систем

Рассматривая структуру информационной системы, следует различать объекты управления, для обслуживания которых она создается. Одни объекты функционируют в сфере бизнеса (обслуживание бизнес-процессов). Характерной чертой налогового, статистического, регионального, муниципального или государственного управлений информационных систем является их ориентация на решение локальных, часто плохо связанных между собой управленческих задач. Так как в них существовала жесткая ориентация отдельных подсистем на решение локальных управленческих задач, поэтому их можно назвать функционально-позадачными.

Для определения информации функционально-позадачную информационную систему можно условно  представить в виде двух частей:

  • функциональной;
  • обеспечивающей.

Функциональная часть состоит  из функциональных подсистем и отражает цели и функции управления в виде моделей различного характера: информационных, математических, статистических и прочих, выражающих суть деятельности того или иного структурного подразделения. С помощью функциональной части определяются операции, осуществляемые работниками управления, их потребности в информации, используемой исходной документации и т. д.

Создаваться функциональная часть  информационной системы может в  соответствии с одним из следующих  принципов:

  • позадачному;
  • процессному.

Позадачный. В соответствии с ним информационная система рассматривается как инструмент, предназначенный для поддержки какой-либо функции управления за счет решения соответствующих задач. Примеры: Расчет месячного плана производства; Расчет фактической себестоимости производства; Расчет плана загрузки производственных мощностей и т. д.

Обеспечивающая  часть ИС состоит из: информационного, программного, технического, правового  и другого обеспечения.

Информационное обеспечение  – это структурированное множество  всех управленческих документов и их машинных носителей, применяемых для автоматизации управления.

Программное обеспечение – это комплекс программ, описаний и инструкций, обеспечивающих создание, отладку и функционирование программ, предназначенных для решения задач управления. Программное обеспечение состоит из двух частей: общее и специальное. Общее состоит из общего системного программного обеспечения и общего прикладного программного обеспечения, а специальное – из специального системного и специального прикладного.

Информация о работе Информационные системы в экономике