Информационные системы в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:17, шпаргалка

Описание работы

Желаемое увеличение “разнообразия” системы управления может достигаться различными способами: а) увеличением численности аппарата управления, б) повышением его квалификации, в) оснащением дополнительными средствами (приборами, датчиками, инструкциями и т.д.), г) повышением его интеллектуальных возможностей за счет средств автоматизации умственного труда, применения экспертных систем и других компьютерных технологий. Именно последний способ в настоящее время является единственно возможным, так как два остальных себя уже исчерпали.

Файлы: 1 файл

Шпоры по ИС.doc

— 717.00 Кб (Скачать файл)

Системный анализ – научная основа для создания информационных систем

системный анализ предполагает рассмотрение объекта как целого, состоящего из частей и выделенного из окружающей среды. Это позволяет выявить его важные стороны, характеристики, элементы, необходимые для построения системы управления.

Система – базовое понятие системного анализа. Система - это множество взаимосвязанных элементов или подсистем, которые сообща функционируют для достижения общей цели. Она характеризуется следующими соотношениями:

  • целое – это нечто большее суммы его частей;
  • целое определяет природу его частей;
  • части не могут распознаваться вне целого;
  • части пребывают в постоянной взаимосвязи.

Различают естественные и искусственные  системы. Примерами естественных систем являются: планетарная, водная, атмосферная, биологическая и т.д. Примерами  искусственных систем могут служить: производственные, технические, энергетические, транспортные, информационные, финансовые  и другие системы.

Подсистема – это часть системы, которая в свою очередь, также может рассматриваться в качестве системы.  Всякая система характеризуется целью, границами, структурой, входом, выходом, прямой и обратной связью.

Этапы системного анализа, предназначенного для совершенствования  систем управления, применяемые лишь к искусственно создаваемым системам.

1. Формирование цели.

Цель системы – это идеальное, мысленное предвосхищение результата ее деятельности. Примерами целей могут служить: совершенствование организационной структуры предприятия, совершенствование процессов принятия решений, совершенствование технологии производства, сбыта, поставок и т.д.

В результате выполнения данного этапа получают структурированные  цели, связанные с функциями управления (деревья целей).

2. Определение границ системы.

Границы системы  определяются ее создателем путем ликвидации большинства существующих связей с  окружающей средой, за исключением тех, что называются входом и выходом. Таким образом, всегда существует надсистемный субъект, который создает систему в соответствии с определяемыми им целями.

3. Определение существующей структуры системы и вариантов совершенствования.

Выделенная из среды или вновь  созданная система обладает структурой, под которой понимается совокупность элементов и связей между ними (множество отношений). Связи (отношения) задаются либо графически (например, средствами теории графов), либо аналитически (например, уравнениями, матрицами и т.д.).  В результате получают различные структуры (как есть): организационные структуры, структуры производства, структуры сбыта и т.д. Форма их представления различна: таблицы, матрицы, графы, диаграммы и т.д.       

4.  Определение прямой и обратной связей.

Прямые и обратные связи необходимы для управления. Под управлением будет пониматься некоторое воздействие на объект (систему), которое обеспечивает придание ему требуемых свойств, состояний, характеристик. В системе управления, т.е. системе в которой реализуется управление, выделяется субъект управления (аппарат управления), т.е., управляющий орган, и объект управления (управляемая часть системы). Управление может быть как односторонним, так и с обратной связью.

5. Распределение функций управления в соответствии с новой структурой и имеющимися средствами.

Цели, для которых создается  система управления, неотделимы от средств их достижения. Средства бывают материальные, людские, энергетические, финансовые и т. д. Все они должны быть определены в количественном выражении и связаны с функциями в новой структуре управления.

Стандартизация  – технологическая  основа для  создания открытых информационных систем          

Конкурентоспособность информационных систем, информационных технологий и отдельных программных продуктов, сложность создания и развития требуют их соответствия общепризнанным стандартам. Стандартизация информационных технологий и систем повышает их прибыльность за счет снижения затрат на создание и особенно модификацию. Стандартизации подлежат:

  • базовые функции операционных систем;
  • функции управления базами данных и распределенная обработка;
  • функции пользовательского интерфейса;
  • функции взаимосвязи открытых систем;
  • структура данных и документов;

   -  безопасность информационных систем и др.

   Создаются информационные  системы в соответствии со  стандартами, которые разрабатываются  многочисленными организациями.  Кроме того, существуют ассоциации  и консорциумы, разрабатывающие  рекомендации, полезные в деле  автоматизации управленческих процессов.

Стандарты в области информационных технологий можно классифицировать следующим образом:

  1. По уровню утверждающей организации.
  2. По предмету стандартизации: функциональные стандарты (стандарты на языки программирования, интерфейсы, протоколы) и стандарты на организацию жизненного цикла (ЖЦ) информационных систем.

Согласно первому признаку классификации  стандарты располагаются следующим  образом:

    1. На верхнем уровне находятся международные стандарты (ISP), признанные соответствующими комитетами.

        2. На среднем  уровне находятся региональные  стандарты, создаваемые для группы  стран или континентов

  1. На нижнем уровне находятся национальные стандарты, действующие в рамках отдельных государств.

В РФ функционирует Государственный институт по стандартизации и метрологии под названием «Государственный профиль взаимосвязи открытых систем России. Рекомендации по освоению». Государственный профиль взаимодействия открытых систем определяет:

  • государственную политику России в области информационных технологий, ее ориентацию на ИСО/МЭК;
  • набор взаимосвязанных государственных стандартов России, предназначенный для регламентации прикладных задач (электронная почта, кодирование символов, базы данных и т.д.);
  • очередность разработки стандартов, касающихся информационных технологий.

             Кроме международных, региональных  и национальных стандартов разрабатываются  отраслевые (корпоративные) стандарты,  стандарты промышленных консорциумов.

Все без исключения стандарты верхнего уровня предназначены для создания открытых информационных систем.

Понятие открытых систем

Открытая информационная система – это система, которая  способна взаимодействовать с другой системой посредством использования  международных стандартов.

  1. Стандарты открытых информационных систем необходимы для  обеспечения взаимодействия информационных технологий.

Все множество стандартов верхнего уровня можно разделить на две  группы:

  • стандарты, регламентирующие архитектуру информационной системы и взаимодействие прикладных программ внутри системы;
  • стандарты, обеспечивающие взаимодействие одной информационной системы с иными (внешними) информационными системами.

Большинство стандартов состоит из следующих разделов: введение, область  применения, примеры, нормативные ссылки, определения, спецификации. Спецификация – это описание функций, служб и форматов, обеспечивающих интерфейс между различными компонентами системы. 

Основные свойства открытых систем:

-Расширяемость

-Масштабируемость

-Переносимость приложений, данных  и персонала.

-Интероперабельность приложений и систем

-Способность к интеграции

-Высокая готовность

Расширяемость (англ. extensibility) означает возможность сравнительно легкого  добавления отдельных элементов  сети (пользователей, компьютеров, приложений, служб), наращивания длины сегментов сети и замены существующей аппаратуры более мощной.

Масштаби́руемость (scalability) — в  информатике означает способность  системы увеличивать свою производительность при добавлении ресурсов (обычно аппаратных). Масштабируемость — важный аспект электронных систем, программных комплексов, баз данных, маршрутизаторов, сетей и т. п., если для них требуется возможность работать под большой нагрузкой. Система называется масштабируемой, если она способна увеличивать производительность пропорционально дополнительным ресурсам. Масштабируемость можно оценить через отношение прироста производительности системы к приросту используемых ей ресурсов. Чем ближе это отношение к единице, тем лучше. Также под масштабируемостью понимается возможность наращивания дополнительных ресурсов без структурных изменений центрального узла системы.

Под порти́рованием(перенесением) понимают адаптацию некоторой программы  или её части, с тем чтобы она  работала в другой среде, отличающейся от той среды, под которую она  была изначально написана. Процесс портирования также называют по́ртингом (от англ. porting), а результат — портом.

Интероперабельность (англ. interoperability способность к взаимодействию) —  способность к взаимодействию двух и более систем или компонентов  для обмена информацией и использованию этой информации.

Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение  каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

Высокая доступность (англ. high availability) — это метод проектирования системы, позволяющий достигать высокий  уровень доступности системы  в течение какого-либо промежутка времени.

 

Доступность означает возможность группе пользователей использовать систему. Если у них нет такой возможности, система считается недоступной. Термин время недоступности обозначает период времени, в течение которого система была недоступна.

Профили стандартов открытых систем

В процессе создания информационной системы стандарты должны конкретизироваться в соответствии с целями управления и спецификой объекта управления. Подмножество стандартов определяет состав проблемно-ориентированного профиля. Профили стандартов ориентируются на определенные типы предприятий, функций управления и классы задач. Под профилем стандартов понимается выделенная совокупность базовых стандартов с указанными требованиями и рекомендациями, предназначенная для реализации конкретной функции в конкретном программном, техническом и другом окружении.

Конкретное окружение – это  тип предприятия, обслуживаемые  функции управления, классы задач, условия  передачи и обработки территориально распределенных данных, среда документооборота, охватывающего цехи, склады и службы управления производством и т.д. Профилирование стандартов – это фундаментальное понятие, используемое для адаптации стандартов к конкретной области применения. Профиль стандартов всегда объединяет в себе два качества:

  • удовлетворяет потребности управления, то есть обеспечивает информационную поддержку соответствующих функций управления и решаемых задач на конкретном предприятии;
  • удовлетворяет требованиям и принципам построения открытых систем, технических, программных и коммуникационных средств (переносимость, расширяемость, дружественный интерфейс и др.).

Благодаря профилю осуществляется агрегирование базовых стандартов и определение значений их параметров, которые в базовых стандартах не задаются. Поэтому профиль это  не только набор согласованных стандартов, но и их параметризация.

Создание  информационных систем с учетом стандартов

их жизненного цикла

В соответствии со стандартом ИСО/МЭК 12207-95 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств» [6] создание информационных систем  должно  базироваться на понятии «жизненный цикл» программной системы. Под жизненным циклом программной системы понимается период времени существования программной системы, начиная с выработки первоначальной концепции и кончая ее моральным устаревание и ликвидацией.

Жизненный цикл программной  системы, в соответствии с указанным  стандартом,  состоит из следующих  процессов 

- основные;

  • вспомогательные;
  • организационные.

Основные процессы жизненного цикла состоят из пяти подпроцессов, которые реализуются при участии основных сторон, вовлеченных в жизненный цикл программных средств.

  Основными сторонами являются заказчик, поставщик, разработчик, оператор и персонал сопровождения программных продуктов, а основными процессами являются:1) Процесс заказа.

2) Процесс поставки.

3) Процесс разработки

4) Процесс эксплуатации.

5) Процесс сопровождения. 

Вспомогательные процессы жизненного цикла

Вспомогательный процесс  является целенаправленной составной  частью другого процесса, обеспечивающей успешную реализацию и качество выполнения программного продукта. Вспомогательными процессами являются:

Информация о работе Информационные системы в экономике