Интернет-технологии в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:39, дипломная работа

Описание работы

Цель - показать пути преодоления вышеназванных трудностей и способы рационального использования возможностей Интернета на уроках средней школы. Задачами работы являются обзор и систематизация основных дидактических свойств Интернета, классификация служб, услуг и ресурсов Интернета, методов, форм и средств обучения на уроках Информатики, применений сети в работе учителя. Попутно будет дана основная необходимая информация и терминология, связанная с использованием Интернета, новая для большинства педагогов средней школы. Также будут даны методические разработки программы базового курса для основной школы для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы и конспекты некоторых занятий данного урока, которые составят практическую часть данной работы.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты темы «Интернет - технологии»
1.1 Понятие сети Интернет. Краткая история возникновения Интернета.
1.2 Классификация служб и услуг Интернета.
1.3 Классификация и обзор ресурсов Интернета.
1.4 Основные методы и формы обучения в системе образовательных Интернет-ресурсов.
1.5 Средства обучения.
1.6 Интернет в школе.
1.7 Проект «Виртуальная школа».
Глава 2. Методическая разработка программы базового курса для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы.
2.1. Программа базового курса для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы по теме “Интернет-технологии”.
2.2 Конспекты некоторых занятий по данной программе.
Заключение.
Приложения.
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

Организационно-методический блок. Содержательно включает в себя информацию о целях, задачах дисциплины, ее связи с другими дисциплинами, входящими в учебную программу, а также краткую характеристику содержания тем учебной программы, порядок  и рекомендации по изучению дисциплины с помощью комплекса, обзор литературы и формы отчетности и контроля, порядок организации взаимодействия с преподавателем.

Инфомационно-обучающий блок. Состоит из  модулей  равных по объему учебной теме. Модули выполнены в среде гипермедиа. Каждый модуль сопровождается тестами для самопроверки, а  весь блок - итоговым тестом по курсу  и  экзаменационными билетами по курсу. Гипертекстовые ссылки, имеющиеся в учебном  тексте, предоставляют ученику возможность знакомиться со специально созданной электронной хрестоматией по тематике курса, с базой «часто задаваемых вопросов», информационным ресурсам Интернета. Кроме того, практические задания, разработанные к каждой теме, обеспечивают реализацию проблемного метода обучения. Выполненные в соответствии с графиком они пересылаются преподавателю   по электронной почте для проверки и обсуждаются в виртуальной учебной группе с использованием видеоконференцсвязи или чата.

Идентификационно-контрольный блок. Итоговый контроль осуществляется путем проверки  итогового теста и экзамена, который проводится с помощью  видеоконференцсвязи или  очно.

Сетевая специфика добавляет новые  возможности совместной учебной  деятельности. У учителей и учащихся появляется возможность парных и групповых обсуждений и консультаций, причем эти пары и группы могут иметь временный неформальный характер, объединяя учителей и учащихся из разных классов и образовательных учреждений, углубляя и обогащая учебный и методический опыт, когда лучшие задачи, решения, идеи публикуются на сайте для всех.

Методика совместной сетевой деятельности зависит также от возможностей сетевого доступа. В условиях нерегулярной и ограниченной связи архив с текущей версией сайта может быть загружен целиком и установлен для автономной работы на сервере локальной сети Интранет, сохраняя функции организующего концентра учебной деятельности. При этом круг участников регулярного сетевого общения сужается до представителей одного учебного заведения. Работа одной учебной группы с одним преподавателем или нескольких групп в пределах одного учебного заведения уже предоставляет большие возможности для организации совместной деятельности, ведь все методические приемы сетевой работы применимы и в этом случае, тем более что даже в такой ситуации разные участники часто работают с учебным сайтом в разное время.

1.6. Интернет в школе.

Компьютер и Интернет, наконец осознаны как необходимые предметы школьной обстановки. В программе стратегического  развития России на 2001-2010 годы, больше известной как программа Грефа, в разделе, посвященном образованию, правительство обещала «обеспечить до 2005 года компьютерными классами, подключенными к глобальной Сети, не менее 60% общеобразовательных школ». Цифра на первый взгляд утопическая. Но сейчас уже очевидно, что затягивание с технологической реформой образования грозит России все усиливающимся отставанием от развитых стран. Ведь образование - один из базовых параметров, обеспечивающих развитие экономики и общества в целом.

Аналитики считают, что информация в XXI веке будет главным богатством стран. На Западе политики, стоящие у власти, видят в именно ускоренном развитии информационных технологий, а не в мощи пушек и в богатстве недр, ту основу, которая обеспечит их странам конкурентное преимущество и стабильное развитие в будущем. Поэтому и приняла в компаниях колоссальный размах «гонка за мозгами». Информационные технологии массированно внедряются в производство, и уже в отношении любой отрасли немыслимо говорить о грамотном специалисте, если он не умеет работать с информацией. По всему миру люди учатся чуть не с младенческого возраста и до самых седин.

В процессе информатизации образования  в последние годы многое сделано  для создания технологической и  материальной базы общего образования: приобретается компьютерное оборудование для школ, идет подключение школ к сети Интернет. Успешное технологическое и техническое обеспечение информатизации общего образования актуализирует проблему электронного контента, которая особенно остро стоит в сельских школах, где отсутствует учебно-методическая база для освоения новых педагогических и информационных технологий, где нет возможностей для повышения квалификации педагогов общего образования и обучения их навыкам работы в условиях информатизации.

Решить проблемы создания электронного контента для школ помогают сетевые технологии доставки учебной и методической информации, но, к сожалению, в силу удаленности ряда регионов и других объективных причин во многие сельские районы невозможно провести оптоволоконные линии и установить наземные Интернет-коммуникации. В этой ситуации основой осуществления образовательных программ для сельских школ становятся технологии спутникового Интернет-доступа, которые имеют ряд преимуществ. Интеграция Интернет-технологий, технологий видео- и радиовещания позволяет расширить спектр образовательных услуг и качественно изменить характер учебно-методического обеспечения. Вещательный режим также дает возможность обеспечить максимально широкий охват аудитории.

Использование технологий спутникового Интернет-доступа предъявляет новые требования к учебно-методическому обеспечению образовательных программ и, прежде всего, учебно-методическому обеспечению программ повышения квалификации учителей. Как проектировать образовательные программы, как провести урок с применением Интернет-технологий, как получить доступ к удаленным базам данных – все эти вопросы должны решаться в программах повышения квалификации.

Для обеспечения системы повышения  квалификации учителей был разработан комплект учебно-методических материалов, в которых представлены дидактические модели проведения уроков с применением информационных технологий6. Его основу составляют уроки, представляющие различные модели организации уроков на основе информационных технологий:

1 модель – организация урока с использованием мультимедиа курсов на CD-ROM – демонстрирует реальные возможности проведения урока с применением мультимедиа технологий (учебных мультимедиа курсов) (на примере уроков для начальной школы по семи предметам).

2 модель – организация урока с применением Интернет технологий – позволяет привлечь для участия в проведении урока в режиме реального времени специалистов в предметной области или вузовских преподавателей, обеспечить непосредственный диалог учащихся с этими специалистами (на примере урока по географии). Данная модель особенно эффективна для проведения интегрированных уроков, построенных на пересечении или на совмещении различных предметных областей. К on-line урокам относятся уроки, основанные на музейных коллекциях, уроки с динамическими иллюстрациями, уроки с применением экспериментальных установок.

3 модель – организация урока-диалога – позволяет организовать проектную деятельность учащихся и обеспечить учебный диалог между удаленными группами учащихся (на примере урока по граждановедению).

4 модель – организация урока с использованием баз данных с удаленным доступом – позволяет использовать сетевые электронные ресурсы (вычислительные, имитационные модели, виртуальные лаборатории и т.п.) (на примере урока по астрономии).

5 модель – организация урока с применением лабораторных комплексов удаленного доступа – позволяет проводить лабораторные работы с уникальным оборудованием (на примере лабораторного эксперимента по физике).

6 модель – организация урока с использованием демонстрационного эксперимента в режиме on-line – дает возможность использовать ресурсы университета: физических и химических кабинетов, биологических лабораторий, где можно в режиме on-line проводить натурные эксперименты (на примере демонстраций опытов по физике и химии).

7 модель – урок с применением информационных ресурсов музеев. Музейные коллекции используются для проведения уроков по различным темам (на примере тематических коллекций зоологического, минералогического и палеонтологического музеев).

Интернет может применяться ограниченно, как вспомогательное средство в ходе урока, но могут быть организованны и целые Интернет – уроки в компьютерных классах. Вот что привлекает учителя в этих уроках:

      • структура уроков, несмотря на различие тем и разный подход к подаче материала, узнаваема и общепризнанна сегодня преподавателями во всём мире;
      • представленный материал можно использовать как самостоятельный, так и вспомогательный при изучении плановых тем и составлении сообщений;
      • уроки можно распечатывать и использовать бесплатно, что немаловажно сегодня при высоких ценах на все аутентичные пособия.

Такие Интернет-уроки дают наглядное  представление о дидактических  возможностях проведения уроков на основе новых информационных технологий и решают одновременно как задачи учебно-методического обеспечения образовательных программ, так и повышения квалификации учителей школ для работы на основе НИТ.

Учителя становятся членами мирового сетевого образовательного сообщества взаимодействующего между собой посредством списков рассылки, теле-, аудио- или видеоконференций, чат-сессий или веб-дискуссий, совместной исследовательской и творческой деятельности в национальных и международных проектах, делясь своими идеями, результатами практической деятельности и уникальными находками в педагогических подходах к преподаванию своего учебного предмета.

Ученики тоже находят сверстников  для общения в Интернет-среде. Обмен индивидуальными письмами по электронной почте даёт уникальную возможность вести реальный диалог с читателем, проверить свою письменную речь, умение выразить себя, проверить, правильно ли понял партнёра, запросить дополнительную информацию. Создаётся положительный эмоциональный фон в ходе общения, учащиеся знакомятся с мнением своих сверстников за рубежом, появляется возможность общения с новыми людьми, приобретается опыт работы с представителями другой культуры.

В связи со средним уровнем оснащённости компьютерами в среднестатистической российской школе занятия проводятся в малых группах и индивидуально с учащимися, занимающимися научной деятельностью. Планируя занятия, педагог старается выполнить следующие задачи: дать учащимся представление об Интернете и его возможностях, научить их ориентироваться в сети, познакомить учащихся с наиболее посещаемыми сайтами в области образования и на практике показать ценность телекоммуникационных средств для обучения. Вот темы занятий, которые проводились с учащимися 9-х классов средней школы №76 г. Новосибирска (преподаватель Рыжова В.М.):

      • Введение. История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет. Обзор возможностей Интернет.
      • Основы работы с браузерами Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator.
      • Поиск информации в Интернет.
      • Работа с электронной почтой и почтовыми программами.

1.7. Проект «Виртуальная школа».

Среди последних достижений информационных технологий существуют целые виртуальные  школы – информационно-коммуникационные комплексы, позволяющие взаимодействовать учителю и ученику опосредованно, через глобальную сеть, когда все преимущества информационной технологии проявляются в полной мере, а недостатки классно-урочной системы и личного контакта с педагогом сглаживаются.

Проект «Виртуальная школа» – попытка решить вышеназванные задачи, используя достижения современных информационных технологий. При определении функций  Виртуальной школы (то есть школы, существующей в Интернете) необходимо исходить, прежде всего, из тех дидактических свойств и функций Интернет-технологий, которые могут быть использованы в образовательном процессе7.

В основу учебных курсов Виртуальной школы положены методики ведущих специалистов и учителей-практиков. Учебные курсы состоят из ряда интерактивных уроков, которые разбиты на несколько частей, и включают объяснение нового материала, вопросы для закрепления материала (вопросы для самоконтроля), задачи и выводы к уроку.

Регистрация учащихся позволяет вести  учет их успеваемости. Данный сервис существенно облегчает учителю процесс корректировки обучения, так как в наглядной форме показывается степень «прохождения» той или иной темы учеником. Ознакомившись с результатами, учителю будет нетрудно выделить тематический материал, который требует дополнительной проработки с конкретным учеником.

Наличие большого набора медиа-объектов в значительной степени способствует эффективному усвоению учебного материала, делает процесс обучения и разнообразным и увлекательным.

В Виртуальной школе создан режим  «диалога» учителя с учеником. В течение урока, после объяснения нового понятия, интерактивный курс ставит перед учеником вопросы, которые призваны оценить степень усвоения пройденного материала. После изучения теоретической части ученику предстоит выполнить ряд задач и проверочных упражнений.

Дополнительные сервисы при  выполнении тестовых упражнений: <подсказка> и <ответ> помогут учащемуся лучше разобраться в материале, но это отразится на итоговой оценке за урок.

Информация о работе Интернет-технологии в общеобразовательной школе