Интернет-технологии в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:39, дипломная работа

Описание работы

Цель - показать пути преодоления вышеназванных трудностей и способы рационального использования возможностей Интернета на уроках средней школы. Задачами работы являются обзор и систематизация основных дидактических свойств Интернета, классификация служб, услуг и ресурсов Интернета, методов, форм и средств обучения на уроках Информатики, применений сети в работе учителя. Попутно будет дана основная необходимая информация и терминология, связанная с использованием Интернета, новая для большинства педагогов средней школы. Также будут даны методические разработки программы базового курса для основной школы для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы и конспекты некоторых занятий данного урока, которые составят практическую часть данной работы.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты темы «Интернет - технологии»
1.1 Понятие сети Интернет. Краткая история возникновения Интернета.
1.2 Классификация служб и услуг Интернета.
1.3 Классификация и обзор ресурсов Интернета.
1.4 Основные методы и формы обучения в системе образовательных Интернет-ресурсов.
1.5 Средства обучения.
1.6 Интернет в школе.
1.7 Проект «Виртуальная школа».
Глава 2. Методическая разработка программы базового курса для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы.
2.1. Программа базового курса для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы по теме “Интернет-технологии”.
2.2 Конспекты некоторых занятий по данной программе.
Заключение.
Приложения.
Использованная литература.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 333.50 Кб (Скачать файл)

В разделе <выводы> собраны все  основные понятия по теме урока, что  с одной стороны закрепляет пройденный материал, а с другой облегчает  повторение материала и подготовку к контрольным работам. В разделе <справочники> ученик может найти определения, законы, теоремы и аксиомы, справочные таблицы.

Использование Виртуальной школы  не только даст возможность школьнику  объективно оценить свои знания, но и научит самостоятельности и  ответственности по отношению к учебе.

С помощью Виртуальной школы  учитель может отслеживать в  режиме реального времени этапы прохождения урока, проводить тестирование группы учащихся по учебным предметам с отражением объективных результатов на компьютере преподавателя.

Все результаты тестирования, контрольных  занятий хранятся в индивидуальных дневниках успеваемости учеников. В руководстве пользователя приведена таблица соответствия заработанных учеником баллов и школьных отметок, что облегчает работу учителя по выставлению оценок за сделанную учеником работу в классный журнал.

Интернет-школа позволяет решить следующие дидактические задачи:

  • Оказание учебно-методической помощи и информационной поддержки учащихся в самостоятельной работе над учебным материалом при использовании учителем таких  педагогических технологий как: метод проектов, исследовательский метод, разноуровневая технология организации учебного процесса и т.д. или при желании учащегося  углубить свои знания по отдельным предметам, разделам, вопросам программы, либо ликвидировать пробелы в знаниях,  с целью формирования ключевой компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
  • Предоставление возможности получения образования людям с ограниченными физическими возможностями и отбывающим сроки в местах лишения свободы, то есть  обучаться дистанционно, если в силу субъективных или объективных причин нет возможности посещать очную школу в какой-то период жизни, и таким образом получить общее среднее образование;
  • Предоставление возможности получения образования людям, предпочитающим домашнее обучение по религиозным и этнокультурным соображениям  или изучение одного или нескольких предметов базового учебного плана дистанционно в случае, например, отсутствия квалифицированного преподавателя в школе;
  • Оказание мультимедийной поддержки  урока с целью реализации дидактического принципа наглядности (иллюстративный материал – интерактивы, лекции)
  • Оказание методической помощи учителю в учете и контроле усвоенного объема учебной информации, формировании отчетности;
  • Оказание методической поддержки молодым специалистам в конструировании плана урока, использовании мультимедийных средств обучения.

Интернет-школа позволяет решить следующие методические задачи:

  • формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации
  • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ;
  • формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности учеников;
  • формировать навыки работы в команде;
  • развивать умение сформулировать  задачу и кооперативно ее решить; 
  • формировать навыки самоконтроля;
  • формировать мотивацию к учению  в целом и к конкретному курсу в частности.

С появлением всемирной глобальной сети Интернет и бурным развитием  мультимедийных средств появилась  возможность вывести образование  на другой качественный уровень. Ребенок  может быть очевидцем любого процесса и увидеть то, что было нереально при обучении с мелом и книгой. Особенно это важно на таких уроках, как химия, физика, биология, астрономия и др., где так нужна наглядность многих процессов.

При этом не следует упускать еще  один немаловажный аспект - финансовый. Возможно, лучше больше внимания уделить современному техническому оснащению школ в плане компьютеризации (Интернет, современные компьютеры, мультимедийные средства и т.д.), не тратя финансы на устаревшее оборудование, реактивы, приборы для проведения практических работ на уроках физики, химии? Сейчас стало модным делать в школах евроремонты, затрачивая на это огромные финансы, и при этом школа может быть оснащена устаревшими компьютерами, а учителя - не иметь представления о том, как работать с компьютером, не знать возможностей мультимедиа и никогда не заглядывать в Интернет.

Глава 2. Методическая разработка программы  базового курса «Информатика» для  учащихся 8-9 классов общеобразовательной  школы. 

2.1  Программа для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы.

 

Пояснительная записка.

Настоящая программа рассчитана на обучение учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы по теме “Интернет технологии”.Общая сумма часов – 39 часов.

Программа обучения рассчитана на определенный уровень подготовки учащихся:

      • базовые знания по информатике;
      • владение основными приемами работы в операционной системе Microsoft Windows не ниже версии -95;
      • владение пакетом «Microsoft Office» не ниже версии - 97.

Целью программы является формирование у учащихся целостного представления о глобальном информационном пространстве и принципах получения информации, формирование умений работы в Интернете.

Основные задачи программы:

      • систематизировать подходы к изучению предмета;
      • сформировать представление о процессе передачи информации в глобальной сети;
      • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
      • научить работать в среде браузера Microsoft Internet Explorer;
      • научить пользоваться электронной почтой и сформировать умение использовать почтовые программы-менеджеры на примере программы Outlook Express;
      • показать основные приемы эффективного использования информационных ресурсов Интернет, в том числе поиск информации по ключевым словам;
      • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Основные знания и умения.

Учащиеся должны знать:

      • Основные правила и инструкции по технике безопасности при работе с ПК;
      • Основные принципы построения глобальной сети Интернет;
      • Виды компьютерных сетей и ресурсов Интернет;
      • Основные понятия технологии Интернет;
      • Единицы измерения информации и скорости передачи информации;
      • Виды протоколов передачи и обмена информации;
      • Принципы адресации в Интернет;
      • Функции браузеров и их виды;
      • Способы подключения к Интернету;
      • Функции почтовых программ-менеджеров;

 

Учащиеся должны уметь:

      • Работать в среде браузера Microsoft Internet Explorer;
      • Задать электронный адрес страницы/сайта и осуществлять переход вперед-назад по просмотренным страницам;
      • Пользоваться электронной почтой: корректно создавать и отправлять письма, получать сообщения, использовать возможности предоставляемого сервиса;
      • Работать с помощью программы Outlook Express;
      • Сохранять страницы полностью или фрагментами;
      • Работать в автономном режиме;
      • Пользоваться поисковыми серверами (машинами);
      • Правильно задать запрос поисковой машине и локализовать нужный сайт;
      • Находить информацию по заданной теме с использованием логических операторов.

Необходимость создания подобной программы  для базового курса «Информатика» образования вызвана тем, что навыки владения электронной почтой и целевого поиска информации в глобальной сети становятся необходимыми на каждом этапе профессионального образования будущего специалиста. Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по использованию ресурсов Интернет должны происходить в режиме On-Line. При отсутствии стабильного доступа к Интернету, рекомендуется использовать режим Off-Line с заранее подготовленным информационным материалом. Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного, письменного опроса, тестирования или практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными, лабораторными работами (приложение 1). В конце учебного года проводится экзамен. Методические разработки вопросов экзамена и его практических заданий прилагаются (приложение 2).

 

Поурочно-тематическое планирование.

Раздел.

Количество часов.

Тема урока.

Вид урока.

Количество часов.

Введение. История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет. Обзор возможностей Интернет.

4

История создания и развития информационных ресурсов и технологий Интернет.

Теория.

1

Второе путешествие по Интернету.

Практика.

1

Классификация и описание услуг, предоставляемых компьютерными сетями. Виды ресурсов Интернет.

Теория.

1

Краткий обзор возможностей E-mail, ftp, usenet, www.

Практика.

1

Топология Интернет.

4

Семейство протоколов TCP/IP. Цифровой IP-адрес.

Теория.

1

Посещение школьного сайта.

Практика.

1

Доменная система имен.

Теория.

1

Посещение доменов 1 уровня (по принципу принадлежности и географических).

Практика.

1

Виды ресурсов в Интернете.

4

WWW – всемирная паутина. Веб-страница.

Теория. 
Практика.

1

Сайт. Сервер. Портал.

Теория. 
Практика.

1

Электронная почта. FTP-ресурсы. Конференции.

Теория. 
Практика.

1

Контрольная работа

Практика.

1

Основы работы с браузером Microsoft Internet Explorer.

5

Браузер – что это такое. Microsoft Internet Explorer. Программы в составе Internet Explorer.

Теория. 
Практика.

1

Интерфейс Internet Explorer. Управляющее меню.

Адресная строка и панель кнопок. Контекстное меню.

Теория. 
Практика.

3

Контрольная работа

Практика.

1

Основы безопасности при работе в Интернете.

4

Вирусы, «троянские программы», хакерские атаки через порты и меры борьбы с ними.

Теория. 
Практика.

1

Программы для обеспечения безопасности в Интернет.

Теория. 
Практика.

2

Контрольная работа

Практика.

1

Поиск информации в Интернете.

5

Каталоги и рейтинги.

Теория. 
Практика.

1

Поисковые системы.

Теория. 
Практика.

1

Знакомство с поисковыми системами «Яndex», «Rambler» и «Google».

Практика.

2

Контрольная работа

Практика.

1

Работа с электронной почтой и почтовыми программами.

5

Как работает электронная почта. Получение бесплатного почтового адреса.

Теория. 
Практика.

1

Создание, отправление и прием  писем. Правила хорошего тона при  написании писем.

Теория. 
Практика.

1

Программы-менеджеры почты и  новостей. Программа Outlook Express. Настройка почтового сервиса. Рабочее окно. Основные команды. Адресная книга. Борьба с вирусами и спамом

Теория. 
Практика.

1

Программа Outlook Express. Создание красочных  писем. Прикрепление файлов к письмам.

Теория. 
Практика.

1

Контрольная работа

Практика.

1

Итоговые занятия.

4

Тестирование. Подготовка к экзамену.

Теория. 
Практика.

2

Экзамен.

Практика.

2

итого

34

   

34


2.2. Конспекты некоторых занятий факультатива по данной программе.

 

Тема урока: «Доменная система имен».

Дата:

Класс:

Учитель:

Цель урока:

      • сформировать представление  о доменной системе имен в Интернете.

Задачи учителя:

      • изучить новый материал;
      • ввести систему понятий  доменов по принципу принадлежности и географических;
      • объяснить особенности доменов разного уровня.

Оборудование и источники информации:

      • Компьютеры;
      • ОС Windows XP Professional;
      • MS Internet Explorer 6.0;
      • Документ MS Word c гиперссылками сайтов (доменные имена географические и по принципу принадлежности разного уровня).

 

Ход урока:

Время урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

8-00 – 8-02

Организационный.

Приветствует класс. Пишет на доске тему урока.

Сели на места, приготовились к уроку.

8-02 – 8-05

Подготовка учащихся к активному  усвоению нового материала.

Начинаем изучение новой темы. Каждый из нас имеет свой адрес. Из чего он состоит? Можно ли найти предприятие, организацию в определенной географической зоне не зная точного адреса, например, нашей школы, зная только ее номер? У ресурсов Интернета тоже есть свои адреса, которые могут иметь географический потенциал, либо определение принадлежности к сфере деятельности. Это домены разных уровней.

Учащиеся приводят примеры своих адресов, называют их составляющие. Далее приводят примеры нахождения организаций без точного географического адреса.

8-05 – 8-20

Усвоение новых знаний.

Дать определение домена, уровня домена, сервиса доменных имен DNS. На примерах рассмотреть различные географические домены первого уровня (ru, su, ua, us, fr, uk и др.), второго уровня (nsk, omsk, tula, msk, spb и др.). Рассмотреть примеры доменов разделенных по принципу тематической принадлежности (gov, com, edu, mil, net, org, web, firm, info и др.). Рассмотреть алгоритм составления доменного имени (например, «search.enc.mail.ru»).

Записывают в тетради определение  домена, уровня домена, сервиса  DNS. Записывают некоторые примеры доменных имен разного уровня. Записывают алгоритм составления доменного имени.

8-20 – 8-35

Закрепление новых знаний.

Предложить учащимся открыть заранее подготовленный документ Word с гиперссылками сайтов с доменными именами разных уровней. Рассмотреть и определить состав заданных доменных имен. Разобрать с учащимися, какие именно сайты могут быть под данными именами. Пользуясь алгоритмом составления доменного имени составить доменное имя для своей школы второго и третьего уровня. Подключиться к сети Интернет. Предложить перейти по гиперссылкам на заданные сайты. Проверить правильность предположений.

Выполняют задание на компьютере.

8-35 – 8-40

Сообщение учащимся о домашнем задании.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Учащиеся записывают домашнее задание в тетрадь.

8-40 – 8-45

Подведение итогов урока.

Кратко повторяет, что нового узнали на уроке. Предлагает сделать выводы учащимся о пройденном материале, задать вопросы, отвечает на них. Выставляет оценки за урок.

Учащиеся делают выводы о пройденном материале, задают вопросы, если им что-то непонятно.

Информация о работе Интернет-технологии в общеобразовательной школе