Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 23:05, реферат
Экономическая информация – это совокупность различных сведений экономического характера, используемых для планирования, учета, контроля, анализа и управления народным хозяйством и его звеньями. Экономическая информация включает сведения о трудовых, материальных и денежных ресурсах и деятельности экономических объектов (предприятий, организаций, банков, фирм и т.д.) на определенный момент времени. Эти сведения представляются натуральными и стоимостными показателями.
Экономическую информацию, циркулирующую в любом экономическом объекте, можно классифицировать по разным признакам:
· по функциям управления – учетная, плановая, статистическая, оперативного управления и др.;
· по месту возникновения – внутренняя и внешняя;
· по стадиям образования – первичная и вторичная;
Выражения используются при выполнении многих операций Access (например, при определении условий в запросах). Выражение - комбинация значений и операторов, дающая определенный результат. Например, следующее выражение позволяет вывести в запросе сумму значений полей «СуммаЗаказа» и «СтоимостьДоставки» :
= [СуммаЗаказа] + [СтоимостьДоставки]
В качестве значений в выражениях используют литералы, константы, функции и идентификаторы.
Литерал - фактическое значение в виде числа, текстовой строки, даты (например, 100, "Минск", #1-янв-99#).
Константа - не изменяющееся значение (например,Yes, No, True, False и Null).
Функция – небольшая программа, которая всегда возвращает значение (число или строку символов), являющееся результатом расчетов или выполнения других операций. К функции обращаются по имени, за которым в круглых скобках указывают ее аргументы. Имеются и безаргументные функции, например, Date(). В Access определено множество типов функций: статистические, математические, даты/время, текстовые, финансовые и др.
Идентификатор
- ссылка на значение поля, элемента управления или свойства.
Например, Forms![Заказы]![
Оператор - операция над значениями. В выражениях используются четыре типа операторов: арифметические операторы, операторы сравнения, логические операторы, текстовый оператор.
Арифметические: + (сложение), – (вычитание), * (умножение), / (деление), % (проценты), ^ (возведение в степень) и др.
Операторы сравнения: = (равно), > (больше), < (меньше), >= (больше или равно), <= (меньше или равно), <> (не равно).
Логические операторы: AND (логическое умножение), OR (логическое сложение), NOT (логическое отрицание).
Текстовый оператор: & (слияние строковых значений).
Пользователь имеет возможность создавать выражения с помощью построителя выражений или путем набора их на клавиатуре. Построитель выражений доступен во всех случаях, когда требуется ввести выражение.
В верхней части окна построителя выражений находится поле выражения. Под ним располагаются кнопки с часто используемыми операторами. Ниже содержится раздел, предназначенный для создания элементов выражения. Процесс создания выражения сводится к последовательному выбору в разделе необходимых значений – констант, функций, идентификаторов, – и вставке их в поле выражения. При этом с помощью кнопок попутно вставляются между значениями необходимые операторы. Литералы, присутствующие в выражении, набираются на клавиатуре.
СУБД Access имеет разнообразные инструментальные средства, дающие возможность непрофессиональным пользователям решать задачи без использования языка запросов или языка программирования VBA.
Для автоматизации создания объектов БД (за исключением модулей) в Access используются специализированные средства, называемые конструкторами. Конструктор предоставляет пользователю ряд инструментальных средств, с помощью которых можно быстро и просто создавать и модифицировать объекты БД. Для конструирования макета формы, отчета, страницы используется панель элементов, появляющаяся при вызове конструктора. В Access имеется также множество мастеров, используемых для создания объектов БД и выполнения специальных операций. Мастер задает пользователю ряд вопросов и на основе его ответов строит законченный объект БД или осуществляет определенную операцию.
СУБД Access по праву считают носителем современной компьютерной технологии в области электронной обработки данных.
6. Создание и корректировка БД в СУБД Access
6.1. Проектирование
базы данных для учебного
Для цели описания технологии создания БД и работы с ней будем использовать следующий пример.
Пусть для обеспечения эффективной работы деканата и бухгалтерии института требуется создать БД ДЕКАНАТ_БУХГАЛТЕРИЯ, включающую сведения: о студентах, об их успеваемости, о начислениях им стипендии, об удержаниях со стипендии.
Перед созданием реляционной БД в Access пользователь должен определить: из каких таблиц должна состоять БД, какие данные предметной области надо поместить в каждую таблицу, как связать таблицы.
В результате анализа предметной области ДЕКАНАТ-БУХГАЛТЕРИЯ выявлены следующие документы-источники данных для создания БД:
Сведения о студентах
Номер зачетки |
ФИО |
Дата |
Семейное |
Откуда |
9(6) |
А(15) |
ДД.ММ.ГГ |
А(9) |
А(40) |
Сведения об успеваемости студентов
Номер |
Курс |
Группа |
Оценка по |
Оценка по |
9(6) |
9(1) |
А(6) |
9(1) |
9(1) |
Начисления студентам
Виды |
Сумма |
Номер |
А(7) |
9(5) |
9(6) |
Реквизит «Виды начислений» имеет следующие значения: СТИП – стипендия, НАДБАВ - надбавка к стипендии, МАТ_ПОМ - материальная помощь, ПРЕМИЯ - премия за заслуги студента. Студенту, не получающему стипендию, начисляется стипендия в размере ноль рублей.
Удержания со стипендии студентов
Виды |
Сумма |
Номер |
А(8) |
9(5) |
9(6) |
Реквизит «Виды удержаний» имеет следующие значения: ОБЩЕЖИТ - плата за проживание в общежитии, ПРОФ_ВЗН - профсоюзные взносы, ПРОЧИЕ - штрафы за нарушение правил дорожного движения и др.
Для реквизитов документов указаны форматы их значений.
На основании анализа документов выделены информационные объекты, описанные в табл. 1
Таблица 1
Информационные объекты предметной области
Информационный объект |
Наименование |
Имя |
Характер |
СТУДЕНТ |
Номер зачетки |
НОМ_ЗАЧ |
К |
ФИО студента |
ФИО_СТУД |
О | |
Дата рождения |
ДАТ_РОЖ |
О | |
Семейное положение |
СЕМ_ПОЛ |
О | |
Откуда прибыл |
ОТК_ПРИБ |
О | |
УСПЕВАЕМОСТЬ |
Номер зачетки |
НОМ_ЗАЧ |
К |
Курс |
КУРС |
О | |
Группа |
ГРУП |
О | |
Оценка по математике |
ОЦ_ПО_МАТЕМ |
О | |
Оценка по информатике |
ОЦ_ПО_ИНФ |
О | |
НАЧИСЛЕНИЯ |
Виды удержаний |
ВИД_НАЧ |
О |
Сумма удержаний, руб. |
СУМ_НАЧ |
О | |
Номер зачетки |
НОМ_ЗАЧ |
К | |
УДЕРЖАНИЯ |
Виды удержаний |
ВИД_УДЕР |
О |
Сумма удержаний, руб. |
СУМ_УДЕР |
О | |
Номер зачетки |
НОМ_ЗАЧ |
К |
После выявления информационных объектов определяются связи между ними. Наличие связи обусловлено природой реальных объектов, процессов, явлений, отображаемых информационными объектами. Связь устанавливается между двумя информационными объектами. В нашем примере имеются связи, описанные в табл. 2.
Таблица 2
Типы связей между информационными объектами
Связь |
Ключ |
Тип |
Пояснения |
СТУДЕНТ – УСПЕВАЕМОСТЬ (студент характеризуется определенной успеваемостью) |
НОМ_ЗАЧ |
1 : 1 |
каждый студент получает только одну оценку по математике и по информатике |
УСПЕВАЕМОСТЬ - НАЧИСЛЕНИЯ (стипендия начисляется в зависимости от успеваемости) |
НОМ_ЗАЧ |
1 : М |
каждому студенту могут быть произведены начисления нескольких видов |
СТУДЕНТ – УДЕРЖАНИЯ (удержания производятся с учетом сведений о студентах) |
НОМ_ЗАЧ |
1 : М |
из стипендии каждого студента могут быть произведены удержания нескольких видов |
Графическое представление информационно-логической модели рассматриваемой предметной области в соответствии с выявленными информационными объектами и связями между ними приведено на рис. 1
Логическая структура реляционной БД предметной области ДЕКАНАТ-БУХГАЛТЕРИЯ является адекватным отображением ее информационно-логической модели. Создавая эту структуру, надо каждый информационный объект модели данных отобразить структурой реляционной таблицы и установить связи между таблицами. Графическое изображение логической структуры БД рассматриваемой предметной области приведено на рис. 2
6.2. Создание файла БД
Создание файла для новой БД требует выполнения следующих действий:
6.3. Создание таблицы
В Access существует три способа создания таблицы: в режиме таблицы, с помощью мастера, в режиме конструктора.
Создание таблицы в режиме таблицы наиболее просто. От пользователя требуется: полям стандартной таблицы присвоить имена полей собственной таблицы; заполнить эти поля конкретными значениями; присвоить имя собственной таблице. Создание таблицы с помощью мастера сводится к созданию новой таблицы на основе образца таблицы из деловой или личной сферы.
Для создания таблицы в режиме конструктора необходимо открыть окно конструктора таблицы с помощью ярлыка в окне БД « Создание таблицы в режиме конструктора» или выполнив последовательности действий:
окно Новая таблица Þ выбрать Конструктор Þ [ОК]
Окно конструктора таблицы имеет вид как на рис. 3.
В этом окне пользователь должен описать структуру таблицы, т.е. для каждого поля: указать его имя в столбце «Имя поля», выбрать его тип из раскрывающегося списка в столбце «Тип поля», при необходимости дать комментарий к нему в столбце «Описание поля», задать присущие ему свойства в строках раздела окна «Свойства поля», доступных после выбора типа поля. Значения одних свойств могут совпадать со значениями, принятыми по умолчанию; других – введены с клавиатуры или получены с помощью построителя выражений; третьих – выбраны из раскрывающегося (путем щелчка в строке свойства) списка.
Если создается таблица главная, то в ней необходимо определить первичный ключ. Для этого выделяется поле, играющее роль ключа, путем щелчка в столбце маркировки поля и вводится команда Правка / Ключевое поле.
В случае создания подчиненной таблицы надо учесть следующее. Если между главной и подчиненной таблицами связь типа 1:1, то для вторичного ключа следует задать свойство «Индексированное поле» со значением «Да (Совпадения не допускаются)»; если связь типа 1:М, то со значением «Да (Допускаются совпадения)».
Описав структуру таблицы, окно конструктора закрывают, на вопрос о сохранении таблицы дают утвердительный ответ и таблице присваивают имя, после чего она регистрируется в окне БД.
Для заполнения созданной таблицы конкретными данными она открывается в режиме таблицы посредством кнопки «Открыть». Поочередно заполняются записи таблицы. При этом переход к новой записи вызывает автоматическое сохранение предыдущей записи.
В процессе работы с БД может понадобиться корректировка структуры таблицы. Она выполняется в режиме конструктора. Поля таблицы можно: перемещать при помощи мыши, удалять по команде Правка / Удалить, вставлять по команде Вставка / Строки. Кроме того, возможно изменение имен, типов, свойств полей. Изменение типа может привести к потере информации, и оно должно выполняться с осторожностью.
Информация о работе Экономическая информация в автоматизированных информационных системах