Экономическая информация в автоматизированных информационных системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 23:05, реферат

Описание работы

Экономическая информация – это совокупность различных сведений экономического характера, используемых для планирования, учета, контроля, анализа и управления народным хозяйством и его звеньями. Экономическая информация включает сведения о трудовых, материальных и денежных ресурсах и деятельности экономических объектов (предприятий, организаций, банков, фирм и т.д.) на определенный момент времени. Эти сведения представляются натуральными и стоимостными показателями.
Экономическую информацию, циркулирующую в любом экономическом объекте, можно классифицировать по разным признакам:
· по функциям управления – учетная, плановая, статистическая, оперативного управления и др.;
· по месту возникновения – внутренняя и внешняя;
· по стадиям образования – первичная и вторичная;

Файлы: 1 файл

0782845_3A1CF_bazy_dannyh.doc

— 863.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

6.4. Создание схемы данных и  корректировка БД 

 

Схема данных является удобным и наглядным средством отображения логических связей таблиц БД. Связи используются для объединения записей связанных таблиц при любой обработке. Это упрощает процесс конструирования многотабличных запросов, форм и отчетов. Если создается  связь с поддержкой целостности данных, то можно предусмотреть  в БД следующие каскадные операции (операции по корректировке БД):

    • каскадное обновление связанных полей – изменение значений ключа в записи главной таблицы влечет автоматическое изменение значений вторичного ключа в подчиненных записях;
    • каскадное удаление связанных записей  - удаление записи из главной таблицы  приводит к автоматическому удалению всех подчиненных записей.

Для создания схемы данных вводится команда Сервис / Схема данных. Затем необходимо:

    • в окне Добавление таблицы на вкладке Таблицы поочередно выделять значки связываемых таблиц и нажимать  [Добавить], после чего нажать  [Закрыть];
    • в окне Схема данных разместить списки полей таблиц, представленные в отдельных окнах,  согласно логической структуре БД и приступить к связыванию таблиц. Для установки связи между двумя таблицами следует перетащить первичный ключ на вторичный;
    • в окне Изменение связей задать целостность данных, после чего – каскадные операции. При необходимости изменить способ объединения записей, заданный по умолчанию, воспользовавшись кнопкой «Объединение». После нажатия [Создать]  произойдет возврат к окну Схема данных. В этом окне  между таблицами установится связь, обозначенная на схеме, например, как 1:1, 1:

При создании схемы данных возможны неточные действия пользователя:

    • добавление таблицы лишний раз. Тогда для исключения лишнего списка полей из окна Схема данных он выделяется и нажимается клавиша Delete;
    • перетаскивание первичного ключа не на вторичный ключ. Для удаления образовавшейся в этом случае линии связи она выделяется и нажимается клавиша Delete.

Для печати схемы данных используется команда

Файл / Печать схемы данных 

Для изменения параметров существующей связи  выполняется:

    • открытие окна Схема данных;
    • двойной щелчок по линии связи, подлежащей изменению;
    • изменение параметров связи в появившемся окне Изменение связей.

 

 

 

6.5. Работа с  таблицей 

 

Работа с таблицей осуществляется в режиме таблицы. В этом режиме возможны операции, описанные в нижеследующих таблицах.  

 

Таблица 3

Операции со значениями полей  и их выполнение 

 

Наименование операции

Обеспечивающие действия и команды

Редактирование значения поля

  • щелчок на значении поля;

Поиск значения в поле

  • выделение поля;
  • ввод команды Правка  / Найти

Замена значения в поле

  • выделение поля;
  • ввод команды Правка  / Заменить

 

 

Таблица 4

Операции с записями и их выполнение  

 

Наименование операции

Обеспечивающие действия и команды

Добавление записи

  • ввод команды Вставка / Новая запись

Удаление записи

  • выделение записи;
  • ввод команды Правка  / Удалить

Сортировка записей

  • выделение поля, по которому будут сортироваться записи;
  • ввод команды Записи / Сортировка

Фильтр по выделенному

  • выделение значения поля;
  • ввод команды Записи / Фильтр / Фильтр по выделенному

Обычный фильтр

  • ввод команды Записи / Фильтр / Изменить  фильтр;
  • выбор значений, по которым будет осуществляться отбор записей;
  • ввод команды Фильтр / Применить фильтр

Расширенный фильтр

  • ввод команды Записи / Фильтр / Расширенный фильтр;
  • очистка бланка фильтра и формирование условия отбора записей;
  • ввод команды Фильтр / Применить фильтр

Отображение подчиненных записей для записи главной таблицы

  • выбор подчиненной таблицы по команде Вставка / Подтаблица;
  • щелчок на значке «+» (плюс) слева от записи

Отображение всех подчиненных записей в главной таблице

  • ввод команды Формат / Подтаблица / Развернуть все

Примечание. Фильтр временно разделяет записи таблицы на два подмножества, одно из которых будет показано, а другое – нет.    Для отмены фильтра используется команда Записи / Удалить фильтр.

2. Для отмены отображения  подчиненных записей у записи главной таблицы производится щелчок на значке «-» (минус) слева от записи; всех подчиненных записей - применяется команда Формат / Подтаблица  / Свернуть все. 

 

Таблица 5

Операции со столбцами и их выполнение 

 

Наименование операции

Обеспечивающие действия и команды

Переименование столбца

  • двойной щелчок на заголовке столбца

Вставка столбца

  • выделение столбца, перед которым осуществляется вставка;
  • ввод команды Вставка / Столбец

Удаление столбца

  • выделение столбца;
  • ввод команды Правка / Удалить столбец

Скрытие столбца

  • выделение столбца;
  • ввод команды Формат / Скрыть столбцы

Перемещение столбца

  • выделение столбца;
  • ухват мышью заголовка столбца и указание его нового расположения

Закрепление столбца

  • выделение столбца, который должен быть крайним левым при прокрутке таблицы вправо;
  • ввод команды Формат / Закрепить столбцы

Примечание. Для отмены скрытия столбца используется команда Формат / Отобразить   столбцы; для отмены закрепления столбца – команда Формат / Освободить столбцы.

Возможно также изменение макета таблицы, а именно:

    • изменение ширины столбцов (Формат / Ширина столбца) и высоты строк (Формат / Высота строки);
    • специальное оформление таблицы, задание линий сетки, их цвета и типа, фона и типа границы таблицы (Формат /  Режим таблицы)

и проверка орфографии в текстовых полях (Сервис / Орфография).

 

7. Формирование запросов  в СУБД Access

 

7.1. Возможности, типы  и способы создания запросов 

 

Запрос – это важнейший инструмент для извлечения информации из одной или нескольких таблиц БД. Посредством запроса можно  вносить изменения в саму БД. Запрос может служить источником данных для форм, отчетов и страниц доступа к данным. Его результатом является новая таблица, которая может быть просмотрена, проанализирована, а затем сохранена или не сохранена.

Запросы позволяют решать многие задачи, не прибегая к программированию. Например, представлять данные в агрегированном виде, производить вычисления над полями БД, группировать записи и находить для полей итоговые значения с помощью статистических функций: Sum, Avg (соответственно сумма, среднее значений поля); Max, Min (соответственно максимальное, минимальное значение поля); Count (число значений поля) и др.

СУБД  Access  позволяет создавать запросы трех типов: запросы выбора, перекрестные запросы, запросы действия.

Запрос выбора является наиболее часто используемым типом запроса. Он дает возможность: выбирать записи, удовлетворяющие условиям отбора; включать в результирующую таблицу  поля из одной или нескольких таблиц в нужном порядке; осуществлять вычисления над полями БД; выполнять статистические расчеты для групп записей. Разновидностью запроса выбора является запрос с параметрами — это запрос, при выполнении отображающий в собственном диалоговом окне приглашение ввести интересующее пользователя значение критерия отбора записей.

Перекрестный запрос представляет собой специальный запрос итогового типа. Он отображает результаты итоговых статистических расчетов  над  значениями некоторого  поля в виде перекрестной таблицы. В ней   значения одного или нескольких столбцов слева образуют заголовки строк,  верхняя строка – заголовки столбцов из значений определенного поля, а на пересечении строк и столбцов – итоговые значения.

Запрос действия   – это запрос, который вносит изменения в саму БД. Существует четыре типа запросов действия:

1) запрос на удаление - удаляет группу записей из одной таблицы или нескольких взаимосвязанных таблиц БД, для которых задано каскадное удаление связанных записей;

2) запрос на обновление - служит для изменения информации в полях таблицы БД;

3) запрос на добавление - производит добавление записей из таблицы с результатами запроса в таблицу БД;

4) запрос на создание таблицы - создает новую таблицу на основе всех или части данных из одной или нескольких таблиц БД. Этот запрос полезен в случае: создания таблицы для экспорта в другую БД Access; создания страниц доступа к данным, отображающих данные соответственно указанному моменту времени; создания резервной копии таблицы; создания архивной таблицы, содержащей старые записи.

СУБД Access позволяет создавать запросы  с помощью Мастеров и с помощью Конструктора. Мастера используются для создания следующих запросов:

    • простого запроса на выборку полей из источника запроса и подведение итогов;
    • перекрестного запроса;
    • запроса на поиск повторяющихся записей в таблице;
    • запроса на поиск записей, не имеющих  подчиненных им записей в другой таблице.

С помощью Конструктора можно создать любой запрос выбора, перекрестный запрос, запрос действия. 

 

 

 

7.2. Создание запроса  выбора 

 

Для создания запроса выбора с помощью Конструктора необходимо открыть окно Конструктора запроса, выполнив действия:

Окно БД Þ объект Запросы Þ [Создать] Þ

окно Новый запрос Þ выбрать Конструктор Þ

окно Добавление таблицы Þ выбрать таблицы-источники запроса Þ

[Закрыть].

Окно Конструктора запроса имеет вид как на рис. 1. 

 

Рис. 1. Окно Конструктора запроса  

 

Оно разделено на две панели.  

Верхняя панель содержит схему данных запроса. В ней  представлены списки полей, выбранных в качестве источника запроса таблиц и запросов. Если ранее была создана связь между этими таблицами, то она показывается на схеме  данных. В противном случае может отображаться связь, автоматически созданная системой Access. Пользователь может сам установить новую связь между таблицами.

Нижняя панель  есть бланк запроса по образцу (QBE-запроса). Он представлен в виде таблицы, предназначенной для определения структуры  результирующей таблицы запроса и задания условий отбора данных из таблиц. Каждый столбец бланка относится к одному полю таблицы. Строки бланка имеют следующее назначение:

    • Поле – указывает имена полей, участвующих в формировании  запроса;
    • Имя таблицы - указывает имена  таблиц, которым принадлежат эти поля;
    • Сортировка – дает возможность отсортировать записи в результирующей таблице запроса;
    • Вывод на экран – позволяет управлять отображением полей в этой таблице;
    • Условие отбора – служит для задания условий отбора записей;
    • или – позволяет объединять условия отбора логической операцией ИЛИ. При этом условия отбора могут указываться в нескольких строках бланка запроса.

Включение отдельных полей в бланк запроса можно выполнить одним из следующих способов:

Информация о работе Экономическая информация в автоматизированных информационных системах