Комплексное использование элементов новых образовательных технологий на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе.
Сегодня педагогически грамотный специалист, в том числе и учитель информатики, должен владеть всем обширным арсеналом образовательных технологий.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)


Городской семинар учителей информатики

 

 

 

 

 

Комплексное использование элементов новых образовательных технологий на уроках информатики

 

 

 

 

Учитель информатики

МОУ-СОШ № 47

Хахалева Оксана Владимировна

 

 

 

 

 

 

Белгород

2005 г.

 


Комплексное использование элементов образовательных технологий на уроках информатики

Слайд 1.

К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе.

Сегодня педагогически грамотный специалист, в том числе и учитель информатики, должен владеть всем обширным арсеналом образовательных технологий.

Слайд 2.

Для достижения выше сказанного нами - учителями информатики применяются на уроках различные методы и формы обучения, современные технологии: это и обучение в сотрудничестве, и проблемное обучение, игровые технологии, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, технологии развивающего обучения,  технология модульного обучения, технология проектного обучения, технология развития критического мышления учащихся и другие.

Слайд 3.

Изучая целесообразность применения метода сотрудничества в практике отечественной школы, мы пришли к выводу, что совокупность технологий сотрудничества в различных вариантах отражает задачи личностно-ориентированного подхода на этапе усвоения знаний, формирования интеллектуальных умений, необходимых и достаточных для дальнейшей самостоятельной исследовательской  и творческой работы в проектах.

В своей работе можно использовать следующие варианты применения обучения в сотрудничестве:

      Проверка правильности выполнения домашнего задания (в группах учащиеся могут прояснить непонятые в ходе выполнения домашнего задания детали);

      Одно задание на группу, с последующим рассмотрением заданий каждой группой (группы получают различные задания, что позволяет к концу урока разобрать большее их число);

      Совместное выполнение практической работы (в парах);

      Подготовка к тестированию, самостоятельной работе (затем учитель предлагает выполнить задания или тест индивидуально каждому ученику);;

     Выполнение проектного задания.

Нам кажется, что технологии проектного обучения и обучение в сотрудничестве, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой, займут прочное место  и на уроках информатики и во внеурочной деятельности.

Слайд 4-5.

Приложения.

Конечно, переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение не стоит.

Для современного этапа развития системы образования важно обогатить практику многообразием личностно-ориентированных технологий.

Слайд 6.

Для реализации целей дифференциации обучения можно предложить использовать следующие виды разноуровневых заданий на уроке:

      При изучении темы «Кодирование текстовой информации. Измерение информации» разноуровневые задания:

A.    Подсчитайте количество информации на странице учебника, имеющей 50 строк по 60 символов?

B.     Достаточно ли места на дискете объемом 1,44 Мб для хранения книги из 600 страниц, содержащих по 90 строк из 50 знаков?

C.     Матричный принтер имеет скорость 1024 бит/с. Сколько времени необходимо для распечатки 10 листов, если каждый лист вмещает 30 строк по 60 символов, а смена листа занимает 10 с?

      Разноуровневые тестовые задания;

      Разноуровневые практические работы.

Слайд 7.

A.    В данном тексте выполните следующие задания:

1.                  Задайте поля от границ листа по 2 см.

2.                  Установите альбомную ориентацию листа.

3.                  Удалите пустую строку между первым и вторым абзацем

4.                  Выполните выравнивание абзацев:

      Первый абзац –  по левому краю;

      Второй абзац – по правому краю;

      Третий абзац -  по центру;

      Четвертый абзац - по ширине страницы;

5.                  Выполните форматирование символов:

      Первый абзац –  обычный, 14 пт;

      Второй абзац – полужирный, 12 пт;

      Третий абзац – курсив, 14 пт;

      Четвертый абзац  - обычный, 12 пт.

Слайд 8.

B.     Выполните задания 1-5.

6.                  Задайте двойной интервал между строками первого абзаца; Установите интервал после первого абзаца 18 пт.

7.                  В третьем абзаце выполните форматирование символов: цвет символов - синий, интервал разряженный (2 пт);

8.                  После второго абзаца вставьте пустую строку;

9.                  Четвертый абзац установите  с новой страницы, установите в нем красную строку 2 см.

10.             Разделите четвертый абзац на три абзаца. Пятый абзац должен начинаться со слов «римская система…», шестой – со слов «алфавитная система…».

Слайд 9.

С.      Выполните задания 1-10.

11.             Оформите два последних абзаца как список. Обозначьте элементы списка символом . Установите для списка двойной абзацный отступ.

12.             В четвертом абзаце создайте буквицу (в тексте, высота в строках 2).

13.             Расставьте переносы в документе.

14.             Пронумеруйте страницы по нижнему краю листа, слева. Номер должен стоять и на первой странице.

15.             Вставьте верхний колонтитул. В нем укажите фамилию и имя. Форматирование: по центру, полужирный курсив, 10 пт, шрифт Arial Cyr. Сделайте обрамление по нижнему краю двойной линией.

Слайд 10.

Индивидуализировать обучение по содержанию, по темпу обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля нам позволяет модульная технология.

Слайд 11.

Приложение «Модуль»

Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий

      законченный блок информации;

      целевую программу действий ученика;

      рекомендации (советы) учителя по её успешной реализации.

Слайд 12.

Приложение (таблица).

Мы предлагаем Вашему вниманию таблицу «Сравнительные возможности образовательных технологий», которая позволит Вам сориентироваться в возможностях современных образовательных технологий в соответствии с той или иной характеристикой,  и выбрать  из них те, которые подходят именно Вам по своим параметрам в каждой конкретной ситуации, на конкретном учебном занятии.

 

45

 



Сравнительные возможности образовательных технологий

п/п

Характеристики

технологий

ТЕХНОЛОГИИ

Объяснительно-иллюстративное
обучение

Технология
разноуровневого
обучения

Технология
модульного
обучения

Технология
учебной
дискуссии

Технология
учебной
деловой
игры

Технология
проблемного
обучения

Технология
Мастерских

Технология проектного обучения

Технология развития критического мышления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Доминирует формирование теоретических знаний

3

3

3

2

2

3

2

2

2

2

Доминирует формирование практических умений

При использовании наглядности

2

3

2

3

2

2

3

2

3

Способствует развитию памяти

2

2

3

2

3

3

2

3

3

4

Способствует развитию мышления

Ситуативно

2

2

3

3

3

3

3

3

5

Формирует познавательную активность, познавательную самостоятельность

2

3

3

3

3

3

3

3

3

6

Формирует положительные эмоции

Ситуативно

Ситуативно

Ситуативно

3

3

3

3

3

3

7

Ориентирует отвечать на вопросы: кто? что?

да

да

да

 

 

 

 

 

 

8

Ориентирует отвечать на вопрос: как?

 

 

да

да

да

да

да

да

да

9

Ориентирует отвечать на вопрос: зачем?

 

 

 

 

да

да

 

да

да

10

Количество решений

Одно

Одно

В зависимости от заданий

Много

В зависимости от заданий

Много

Много

Много

Много

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

11

Позиция учителя

«Сверху»

«Сверху»

Рядом

Рядом, вместе

Рядом, вместе, один из всех

Впереди, рядом, вместе, один из всех

Один из всех

Рядом

Рядом

12

Потребление продукта (интеллектуального, эмоционального, материального)

3

3

В соответствии с целями учителя

2

1

1

2
(если учитель впереди)

1

1

1

13

Производство продукта (в виде своих способностей)

1

1

3

2

3

3

2

3

3

14

Взаимообмен продуктом (интеллектуальным, эмоциональным, материальным)

1

1

2

2

2

В зависимости от позиции учителя

3

1

3

15

Материальные затраты при подготовке к занятиям

Обычное оборудование

Уровневые программы

Модули

При КСО: учебные материалы для каждого ученика

Дополни-тельная литература: книги, словари, справочники

Дополни-тельное оборудова-ние, дополни-тельная литература

Обычное оборудование

Обычное оборудование

Тексты для каждого или обычное оборудование

16

Временные затраты на подготовку к учебному занятию

Зависят от подготовлен-ности учителя

Как и при традиционном обучении

Значительные (составление МП, модулей, их размножение)

Несколько больше, чем при традицион-ном

Могут быть значитель-ными

Несколько больше, чем

при традицион-ном

Несколько больше, чем при традицион-ном

Несколько больше, чем при традицион-ном

Как и при традиционном обучении

17

Расход учебного времени

В пределах учебного плана

Зависит от темпа учения школьника

Может увеличиться

Большой, в дальнейшем окупается

Большой, в дальнейшем окупается

Большой, в дальнейшем окупается

Большой

Большой

Большой, в дальнейшем окупается

18

Способствует формированию ценностных ориентаций

Ситуативно

1

2

3

3

3

3

2

3

Обозначения: 1 - 1-й уровень, слабо способствует достижению данного параметра; 2 - 2-й уровень, способствует достижению по отдельным компонентам; 3 – 3 уровень, способствует наиболее полной реализации параметра.

Т.И.Шамова и др. Управление образовательными системами: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-384 с.

45

 



Практика показывает, что большинство учителей ориентируется на полученные методические рекомендации (это, безусловно, полезно), но никакая наука не даст конкретному учителю рецепт конструирования образовательного процесса в том ученическом классе, где он работает. Выбор же способов, технологий, средств организации образовательного процесса у преподавателя очень широк! Какие их них дадут оптимальный результат? Какие «подходят» учителю и тем условиям, в которых он работает? На эти вопросы надо отвечать самому учителю.


Литература:

1.            Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе/  Т.М.Давыденко. -  М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.

2.            Т.И.Шамова и др. Управление образовательными системами: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-384 с.

3.            Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.- 256 с.

4.            Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.

5.            Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. -  Мурманск, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований.

Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

углубленная научная подготовка с учетом профилизации обучения в старшем звене школы; овладение современными педагогическими и информационными технологиями в целях индивидуализации обучения, углубления работы с одаренными детьми, в разновозрастных коллективах классов сельских, малокомплектных школ.

а) реальной разгрузки содержания общего образования;
б) использования эффективных методов обучения;
в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи; обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ; более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности; отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования; усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность; обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка; предусмотреть введение обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы и обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы; создать в системе профессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии; отработать в порядке эксперимента в 2002-2003 годах различные механизмы реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольного и начального образования); организовать на селе систему "школьных автобусов"; обеспечить в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)" развитие дистанционного образования и др.; разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей; создать эффективную государственно-общественную систему экспертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержки организации и проведения конкурсов среди авторов на создание учебников нового поколения; обеспечить государственную поддержку образовательным учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса модернизации образования; создать независимую от органов управления образованием государственную систему оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности.

экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена.

 

В утвержденном в 2004 году новом базисном учебном плане законодательно закреплено обучение информатике на двух ступенях: в основной школе в 8-9 классах и в старшей школе в 10-11 классах. До этого перенос изучения информатики на ранние ступени был прерогативой школ и реализовывался за счет регионального или школьного компонента. Такое положение дел привело к появлению большого количества учебных программ по информатике и соответствующих учебных пособий. В результате сложилась ситуация при которой ученики к 10-го классу имели разный уровень подготовки. В соответствии с новым базисным учебным планом утвержден и новый образовательный стандарт по информатике, в котором выделены приоритетные объекты изучения. В основной школе это информационные процессы и информационные технологии, в старшей школе – автоматизированные информационные системы и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода. Таким образом, акцент обучения переносится на старшую школу и направлен на развитие у учащихся основ системного видения мира посредством информационного моделирования.

Авторский коллектив Санкт-Петербурга под руководством профессора Н.В. Макаровой много лет работает над концепцией курса информатики и содержанием обучения. Результатом этой работы является учебно-методический комплект по информатике. В нем реализована непрерывная линия обучения информатике с 5 го по 11 класс средней школы. Этот комплект включает учебники для школьников и учебно-методические пособия для учителей. В основу комплекта положена системно-информационная концепция обучения информатике [1]. Она базируется на идеях системного анализа, реализуемых на базе компьютерных технологий. Первостепенное значение придается формированию способности оценивать проблему с системных позиций и умению представлять ее в виде информационной модели. Одним из современных инструментов системного анализа является информационное моделирование, проводимое с использованием компьютерных технологий. В учебно-методическом комплекте идеи системно-информационной концепции реализованы на основе интеграции знаний из других школьных предметов.

В результате сравнительного анализа можно констатировать, что авторская концепция и соответствующие учебные программы во многом идентичны требованиям нового государственного стандарта и примерной программы по информатике, предложенной Министерством образования РФ.

В отличие от стандарта в авторской концепции предлагается вводить обучение с 5-го класса за счет регионального компонента с углубленным изучением информационного моделирования. Это приводит к необходимости пересмотра содержания обучения в старшей школе для соответствия требованиям стандарта. В этой связи потребовалась переработка ранее изданного учебника для 10-11 классов [2], в котором многие темы не входили в стандарт и были обозначены авторами как вариативная составляющая. Теперь же авторы сочли возможным расширить некоторые темы и ввести новые. Основной акцент в новых учебниках для 10-го и 11-го классов сделан на изучение технологии работы в автоматизированных информационных системах широкого применения. Углубленное изучение информационных технологий проводится на фоне решения конкретных прикладных задач путем построения и исследования информационных моделей. Кроме этого решается задача систематизации полученных знаний на уроках информатики в течение всего непрерывного курса. Новое содержание учебников соответствует требованиям базового уровня среднего (полного) общего образования.

Информация о работе Комплексное использование элементов новых образовательных технологий на уроках информатики