Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:09, реферат
К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе.
Сегодня педагогически грамотный специалист, в том числе и учитель информатики, должен владеть всем обширным арсеналом образовательных технологий.
на этапе основного общего образования:
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, имеющихся средств информационных технологий;
комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
владение умениями совместной информационной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками);
на этапе среднего (полного) образования:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
поиск и оценка информации по заданной теме в источниках различного типа;<
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
МОУ гимназия №5 г. Брянск
Опыт использования ИКТ в системе образования
Человек – продукт природы, а формирует его общество. Учебно-исследовательская деятельность по своей природе коллективна. Она предполагает критическое сопоставление разных позиций, точек зрения. А это требует умения общаться.
Ребенок – субъект учения – источник энергии, активности, деятельности. Он – партнер учителя в учебно-воспитательном процессе (одна из основных позиций развивающей системы обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова).
Перед каждым учителем неоднократно встает вопрос «Как в условиях традиционной системы с ее усредненным подходом к обучению обеспечить выработку навыка решения задач у всех учащихся?». Ошибочным является мнение, что прочность навыка зависит от количества задач, то есть чем больше задач, тем лучше ученики их решают. Целью учителя должно стать обучение общим приемам решения одних задач и умению сознательно переносить их на решение других задач.
Изучение психологической литературы показывает, что задачам развития творческой активности учащихся отвечает развивающее обучение.
Развивающее это такое обучение, при котором формы, методы, приемы, средства преподавания направлены не только на усвоение знаний (умений навыков), но и на интенсивное всестороннее развитие личности учащегося, овладение им способами добывания знаний, развитие его творческой активности.
И если обучение математике построить на принципе обобщения и систематизации знаний, то оно будет удовлетворять всем принципам развивающего обучения Объем информации, которую перерабатывает ученик в школе, растет. Увеличивается нагрузка на память ученика, а поскольку память и усвоение взаимосвязаны, то усвоение материала для значительной части школьников затрудняется. Психологи установили, что нагрузка на произвольную память тем больше, чем меньше связаны между собой усваиваемые понятия. Отсюда следует, что усвоение большого количества информации за одну и ту же единицу времени возможно только на пути укрупнения единиц усвоения, т. е. на пути формирования теоретических обобщений и систематизации знаний. Этим создаются условия для объединения единичных многочисленных фактов, и облегчается их усвоение и запоминание
Поэтому обобщение, сравнение и систематизация знаний являются эффективным средством углубления, универсализации, упорядочения понимания и запоминания знаний. «Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления, чтобы какой-нибудь предмет был понят ясно, отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите сходство с самыми отдельными от него предметами, тогда только вы выясните себе все существенные признаки, а это значит – понять предмет". (К.Д. Ушинский)
Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления черт сходства и черт различия между ними. Суждения, выражающие результат сравнения, служат цели раскрытия содержания понятий сравниваемых объектов". (Философский словарь).
Известно, что обобщение, сравнение и систематизация - неотъемлемое свойство умственной деятельности, лежащее в основе установления существенных взаимосвязей между изучаемыми явлениями и научного познания вообще.
"Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, - писал К.Д. Ушинский, - похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто"[1].
Последовательное осуществление систематизации - необходимое условие формирования обобщенных знаний, творчески применяемых в различных ситуациях. Обобщение знаний, в свою очередь, естественным образом предполагает их систематизацию.
Математика, как и всякая наука, представляя собой систему понятий (суждений) и их отношений, имеет свою специфику. Для школьного курса математики характерным является также то, что многие понятия не вводятся сразу в полном объеме и содержании. Содержание и объем таких понятий расширяются и обогащаются постепенно, по мере развития курса.
Формирование у детей обобщений и понятий считается одной из главных целей школьного образования.
Процесс нахождения системы в знаниях на основе выделенных фундаментальных принципов называют систематизацией. Объективным условием систематизации является определенная логическая структура любого учебного предмета, поскольку в нем сочетаются фундаментальные и частные знания.
Систематизация знаний избавляет учащихся от необходимости запоминать материал как набор, сумму фактов. А если в этом процессе активное участие принимают сами учащиеся, то сгруппированный материал легче и прочнее запоминается и, главное, его в дальнейшем несравненно удобнее использовать. На определенной стадии работы систематизация превращается в метод углубленного изучения объектов систематизации, поскольку в процессе анализа и сравнения учащиеся могут увидеть, например, переход количественных изменений в качественные и другие фундаментальные законы. Глубокие обобщения трудно осмысленно усвоить без самостоятельной работы по систематизации.
Обобщение темы или раздела ставит школьника в условия, когда необходимо подняться над выученным материалом, обозреть его сверху, выделив самое главное. Одновременно идет активное повторение учебного материала, знания углубляются, расширяются, доводятся до мировоззренческого уровня, вырабатываются интеллектуальные умения и навыки. Параллельно формируются практические умения и навыки (решение задач, примеров, упражнений, графические построения и т.п.), то есть теоретические знания применяются в прикладной деятельности учащихся. Благодаря тому, что эти знания также обобщаются и систематизируются, удается значительно расширить зону их приложения, увеличить объем упражнений и поднять эффективность практической работы учащихся.
При обобщении следует:
Выделить главное, основное содержание в обобщаемых объектах;
Выделить основные факты, характеристики, отношения между объектами;
Сравнить их между собой, выделить общее, фундаментальное, что легло бы в основу обобщения;
Сформулировать на основе обобщения вывод (общую тенденцию, закономерность, фундаментальную идею и т. д.).
К. Д. Ушинский считал, что «в дидактике сравнение должно быть основным приемом»[2]. Эта мысль верна и для обучения математике.
Используя метод сравнения, необходимо иметь в виду следующие принципы:
1. Сравнивать можно только такие объекты, которые имеют определенную связь друг с другом, т.е. сравнение должно иметь смысл.
2. Сравнение должно проходить планомерно, т.е. требуется четкое выделение тех свойств, по которым производится сравнение.
3. Сравнение по одним и тем же свойствам математических объектов должно быть полным, доведенным до конца.
Способные учащиеся обобщают и сравнивают математический материал не только быстро, но и широко. Они очень легко находят существенное и общее в частном, скрытую общность в, казалось бы, различных математических выражениях и задачах.
Способные к математике учащиеся, наконец, обобщают и сравнивают и методы решения, принципы подхода к решению задач, поэтому способность к обобщению сказывается и на эффективности решения нетиповых, нестандартных математических задач.
Психологами доказано, что отношения между объектами сохраняются в памяти значительно дольше, чем отдельные предметы. Если объекты расположены в строго продуманной системе, то их восприятие требует минимальных усилий, хаотическое же их расположение требует значительных волевых усилий. Схемы, отражающие отношения между понятиями, позволяют лучше сохранить в памяти ученика учебный материал.
В схемах и таблицах выделяются не только элементы системы, но и отражаются системообразующие отношения между ними. Они выступают в качестве модели структуры материала в сознании ученика, а так же играют роль средства усвоения результатов обобщений.
Ценность схем и таблиц состоит в том, что по мере дальнейшего изучения материала они могут периодически обновляться и дополняться.
Методы работы с данными схемами могут быть различными:
учитель проводит эвристическую беседу, выразив ее результаты в виде схемы;
учитель предлагает учащимся план беседы, а затем по составленному плану проводит ее;
учитель предлагает самостоятельно обобщить материал и выразить результаты обобщения в виде схемы;
учитель предлагает схему, по которой учащиеся самостоятельно проводят обобщение.
К составлению систематизирующих таблиц и схем учащиеся должны подготавливаться постепенно. На первом этапе учащимся следует предлагать готовые схемы и таблицы. После уяснения их основного назначения, существенных сторон их составления школьникам можно дать заполнение таких схем и таблиц. Этап самостоятельного конструирования явится завершающим. Следовательно, вначале учитель выполняет основную роль, а затем постепенно происходит вытеснение его участия самостоятельной работой школьников.
Основная идея представляемого мной опыта следующая: учить математике надо так, чтобы ребенку было интересно ее учить, школьник должен захотеть изучать математику, т.е. необходимо повысить познавательную деятельность учащихся, развивать их творческую активность, а эти два фактора уже работают на развитие мышления школьников. Это можно сделать, если обучать математике через обобщение и систематизацию, когда постоянные сравнения сходных объектов побуждают учеников проводить аналогии, а затем с помощью доказательств убеждаться в верности сделанного предположения или же простым примером опровергнуть только что выдвинутую гипотезу. Но даже для того, чтобы просто сравнить какие-то объекты и получить результат, у ученика должно появиться желание это сделать, т.е. должен быть интерес. А интерес появляется тогда, когда появляется вопрос, на который ученик хочет ответить и сможет ответить (может быть, сам, может с помощью товарищей, а может под руководством учителя). Значит, перед учеником всегда должна быт какая-то проблема. Тем более, что введение проблемности в учебный процесс – важнейшая мера повышения его развивающего эффекта. Учащиеся упражняются в решении проблем вообще, ибо все проблемы имеют нечто общее: противоречие между прежними знаниями и новыми фактами, между известными способами действий и теми, которые необходимы для разрешения данного противоречия и т.д. Обучение, построенное таким образом, активизирует творческие силы ребенка, ускоряет его развитие. А ведь главная задача педагога в наши дни – помочь ребенку в его развитии.
Именно поэтому я считаю, что будущее за той школой, в которой учитель и ученик вместе ставит задачу и в поиске ее решения вместе достигают результата.
Мои уроки объяснения нового материала чаще всего носят характер эвристической беседы, но это может быть и лекция, и доклад самих учеников по новой теме, это может быть самостоятельная работа учащихся с учебником (законспектировать, составить список вопросов по данной теме для соседа, выделить главное, составить план ответа по некоторой теме, подобрать задачи на применение данных формул и теорем, найти ответы на поставленные вопросы в учебнике или в сети Интернет), когда с помощью операции сравнения, анализа, метода обобщения, выделения главного и др. учащиеся самостоятельно приходят к новым для них фактам. Построение обучения на принципе обобщения и систематизации позволяет ученикам увидеть математику не как набор хаотически перемешанных фактов, никак не связанных между собой, а как стройную систему понятий, находящихся между собой в четко определенных отношениях. Установление логических связей, работа на базе сравнения, анализа, обобщения, конкретизации и т.д. позволяет не только углублять математические знания, но и оказывает огромное влияние на формирование процесса мышления учащихся