Комплексное использование элементов новых образовательных технологий на уроках информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе.
Сегодня педагогически грамотный специалист, в том числе и учитель информатики, должен владеть всем обширным арсеналом образовательных технологий.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

II.  СТАНДАРТ ПО ОСНОВНЫМ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ ЛИНИЯМ КУРСА

Стандарт образования по информатике представлен в виде двух взаимосвязанных компонентов по каждой из выделенных содержательных линий курса:

o         обязательного минимального (базового) уровня предъявления учебного материала;

o         требований к уровню подготовки школьников,

 

 

3.      ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

        получить представление о сущности информационных процессов, структуре и назначении основных элементов информационных систем, функциях обратной связи, общности информационных принципов строения и функционирования систем различной природы;

        получить представление о носителях информации, процессе передачи информации, линии связи;

        познакомиться со способом измерения информации, единицами количества информации (бит, байт, килобайт и т. д.).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

        уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

        иметь представление об информационных системах, общности информационных принципов строения и функционирования управляющих органов этих систем независимо от их природы;

        иметь представление о принципах работы замкнутых и разомкнутых систем управления, обратной связи; иметь представление о мере количества информации, знать основные единицы количества информации.

 

 

o         ЛИНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

        понять функции языка как способа представления информации;

        познакомиться с двоичной формой представления информации, ее особенностями и преимуществами;

        получить представление о типах величин;

        познакомиться с принципами представления данных и команд в компьютере.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

        знать особенности и преимущества двоичной системы счисления;

        знать типы величин и формы их представления для обработки на компьютере.

o         АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебною материала данной содержательной линии курса обеспечивает учащимся возможность:

        уяснить (на основе анализа примеров) смысл понятия алгоритма, узнать свойства алгоритмов, понять возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

        освоить основные алгоритмические конструкции (цикл, ветвление, процедура), применение их для построения алгоритмов решения учебных задач;

        получить представление о «библиотеке алгоритмов», научиться использовать библиотеку для построения более сложных алгоритмов;

        получить представление об одном из языков программирования (или учебном алгоритмическом языке), использовать этот язык для записи алгоритмов решения простых задач.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

        понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на примерах конкретных алгоритмов;

        понимать возможность автоматизации деятельности человека при исполнении алгоритмов;

        знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов;

        определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд, строить и исполнять на компьютере алгоритм для учебного исполнителя (типа «черепахи», «робота» и т. д.);

        записывать на учебном алгоритмическом языке (или языке программирования) алгоритм решения простой задачи.

o         ЛИНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ (КОМПЬЮТЕРА)

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

        получить представление о функциональной организации компьютера, общих принципах работы его основных устройств и периферии;

        понять принцип автоматического исполнения программ в компьютере;

        узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функциях базового программного обеспечения, назначении программы транслятора, применении языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения;

        узнать основные типы ЭВМ и их важнейшие характеристики;

        познакомиться с основными этапами развития информационновычислительной техники и программного обеспечения ЭВМ.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

        знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ;

        знать название и функциональное назначение основных устройств компьютера;

        иметь представление о программном обеспечении компьютера;

        уметь пользоваться клавиатурой ЭВМ;

        уметь использовать «меню», «запрос о помощи», инструкции для пользователя.

.

o         ЛИНИЯ ФОРМАЛИЗАЦИИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

        получить представление о моделировании как методе научного познания;

        понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.

Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны:

        иметь представление о сущности формализации и методе моделирования;

        уметь построить простейшие модели и исследовать их с использованием компьютера.

.

o         ЛИНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обязательный минимум содержания учебного материала

Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

        знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;

        пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;

        пользоваться простым графическим редактором;

        обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;

        осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления; применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;

        иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;

        иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.

.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

        исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т. д.);

        набирать на компьютере и корректировать простой текст;

        строить простейшее изображение с помощью графического редактора;

        уметь обращаться с запросами к базе данных; выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);

        уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;

        иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.

III.                      ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА

В этом разделе характеризуется система и обосновываются подходы к разработке технологии проверки и оценки, а также приводятся образцы «измерителей» уровня подготовки школьников по основам информатики. Эта технология конкретизирует требования к обязательной подготовке, выражая их в виде типовых заданий и процедур оценивания их выполнения учащимися.

Основное назначение системы оценки выполнения обязательных требований — выявить, овладел или не овладел каждый конкретный учащийся знаниями, умениями, видами деятельности, зафиксированными в стандарте. Поэтому содержание требований к обязательному уровню подготовки должно стать основой для определения содержания и важнейшим критерием оценки ее результатов.

Такой подход к оценке достижений школьников принято называть критериальноориентированным. Он существенно отличается от принятого сейчас нормированного подхода, который нацелен в основном на ранжирование учащихся по уровню успешности овладения учебным материалом.

Принципиально иное назначение проверки результатов обучения школьников при критериальноориентированном подходе определяет специфику целого ряда требований к ее содержанию и технологии оценки уровня обученности.

Основным итогом проверки достижения обязательного уровня обученности должно стать заключение о том, соответствует или нет подготовка школьника этому уровню. Поэтому для оценки достижения обязательной полготовки целесообразно использовать дихотомическую (двоичную, альтернативную) шкалу типа «зачет» или «незачет» и т. п. Это суждение должно выноситься на основе интегральной оценки, полученной учащимся за выполнение проверочной работы.

Интегральная оценка суммирует результаты выполнения всех заданий, включенных в работу. При этом задания признаются равными по своей значимости для выявления достижения учащимися уровня обязательной подготовки. В этих условиях выполнение каждого из них естественно также оценивать по дихотомической шкале типа «верно» или «неверно», «достаточно» или «недостаточно» и т. п.

Обязательный характер проверки и оценки необходимого уровня обученности каждого школьника, заложенный в стандарте, неразрывно связан с посильностью для учащихся предлагаемой системы проверочных заданий. Требования к обязательной подготовке учащихся в стандарте должны быть заведомо достижимы каждым физически и психически полноценным школьником, выполняющим в полном объеме свои учебные обязанности. Посильность проверочной работы обеспечивается включением в нее заданий, обязательных для выполнения, известных учащимся и отработанных с ними на уроках.

Проведение проверки и оценки в условиях введения общеобразовательных стандартов неразрывно связано с требованием адекватности содержания проверки тем минимально необходимым результатам обучения, которые зафиксированы в стандарте. Иначе говоря, содержание проверочных заданий должно соответствовать целям контроля, в данном случае — определению достижения учащимся тех требований к результатам обучения, которые заданы стандартом. Такое соответствие в дидактике принято называть «валидностью».

Требованиям валидности должно отвечать не только отдельное задание, но и вся проверочная работа в целом. Здесь важна полнота охвата заданиями проверяемого учебного материала, или, как говорят в дидактике, «репрезентативность» (представительность) проверочных заданий. Если речь идет об итоговой проверочной работе, то ею охватывается весь курс, важнейшие его темы или наиболее значимый в них материал.

Критериальноориентированный характер оценки определяет также ряд требований к отбору проверочных заданий, которые, например, неприемлемы при нормированном подходе. Так, при включении задания в тест должны учитываться прежде всего его содержательная валидность и соответствие его сложности уровню обязательных результатов обучения, но не приниматься во внимание дифференцирующая сила задания (возможность ранжировать учащихся но уровню усвоения). При нормированном подходе дифференцирующая сила задания, наоборот, один из важнейших критериев его включения в тест.

Форма заданий (с выбором ответа, с альтернативным ответом, с кратким или развернутым свободноконструируемым ответом и т. д.) должна выбираться в зависимости от специфики учебного материала каждой содержательной линии курса и посильности для учащихся.

Как уже отмечалось, специфика учебного предмета заключается в значительном влиянии средств обучения на его содержание в ряде важнейших разделов этого курса. В силу различного уровня оснащения отдельных регионов и школ вычислительной техникой, функциональных возможностей компьютеров разного типа, используемых в школах («Кувт86», «Корвет», УКНЦ, IBMPC и т. л.), выполнение требований к обязательной подготовке школьников, отнесенных к федеральному компоненту стандарта, в целом ряде случаев будет проверяться с помощью измерителей, содержание которых должно быть конкретизировано на региональном и даже школьном уровне.

Поэтому для ряда содержательных линий («Алгоритмическая линия», «Линия исполнителя», «Линия информационных технологий») в этом разделе будут приведены примеры «измерителей», заданных в виде некоторой схемы, конкретизация которой должна быть проведена на региональном и школьном уровне применительно к типу той вычислительной техники, которая используется в учебном процессе каждой конкретной школы.

 

профессиональной компетентности педагогических кадров на уровне современных требований»

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что основная задача современного образования состоит в достижении соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, самообразованию и самосовершенствованию. Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики. Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. В соответствии с этими требованиями можно определить основные подходы к развитию профессионализма педагога:

Информация о работе Комплексное использование элементов новых образовательных технологий на уроках информатики