Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:09, реферат
К настоящему времени сложилось значительное количество разнообразных образовательных технологий. В основе всех технологий лежит идея создания адаптивных условий для каждого ученика, т.е. адаптация к особенностям ученика содержания, методов, форм образования и максимальная ориентация на самостоятельную деятельность или работу школьника в малой группе.
Сегодня педагогически грамотный специалист, в том числе и учитель информатики, должен владеть всем обширным арсеналом образовательных технологий.
Данный опыт может быть применим не только в классах с углубленным изучением математики, а в любых классах. Конечно, процессы обобщения и систематизации более привычны учащимся старших классов, но и в среднем, и в начальном звене они имеют полное право на существование и в зависимости от способностей детей должны присутствовать в процессе обучения в большем или меньшем объеме.
Для того, чтобы учителю овладеть данной технологией, ему нужно четко представлять себе структуру курсов алгебры и геометрии, знать последовательность изложения тем, видеть внутренние взаимосвязи между отдельными темами курса, знать не только теорию, но и держать в голове базовые задачи. И, конечно, все таблицы, сравнения и пр. должны быть не слепо скопированы, а учитель должен пропустить их «через себя», т.е. чтобы они стали «его» таблицами, его примерами, его видением математики. Конечно, многое будет изменяться под конкретного человека, конкретного учителя.
Одним из достоинств современных уроков считаю применение ИКТ.
Сегодня уже не вызывает сомнения, что компьютеры играют важную роль в цивилизации человечества, их внедрение приводит к коренному изменению технологии во многих отраслях современного производства. И от того, в какой степени и как будут решены проблемы компьютеризации обучения детей и молодежи, существенно зависит подготовленность подрастающего поколения к жизни в будущем обществе. Проблемы, с которыми сталкиваются дети, учителя, воспитатели в связи с компьютеризацией всех сторон жизни общества и всех сфер производственной деятельности, волнуют ученых, педагогов, социологов.
Основные применения ИТ в системе образования:
Орудийное — компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др.
Учебное — использование компьютера как средства обучения конкретному учебному предмету с применением педагогических программных средств специального назначения.
Профориентационное и трудовое — применение компьютеров и информационных технологий для выработки трудовых навыков и ориентации в разного рода профессиях.
Дефектологическое — компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития.
Досуговое — все виды использования компьютера, связанные с личными интересами (развлечения, ведение личного архива и т. п.).
Учительское — применение компьютера в различных видах организационно-педагогической и методической деятельности, включая организацию и контроль учебного процесса.
Организационное — использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы региональных, республиканских и союзных учреждений управления народным образованием.
Учебное
Компьютер является новым мощным учебно-техническим устройством, значительно, повышающим производительность труда как самого учителя, так и каждого ученика в отдельности. Между учителем и машиной создается симбиоз, в котором каждый делает то, что лучше может сделать. При этом ведущая роль остается за учителем.
Основная роль компьютера в процессе обучения — расширить возможности контактов обучаемого с обучающим.
Технический прогресс все стремительней врывается в нашу жизнь. Все больше школьников имеют домашние компьютеры, начиная с восьмого, а то и более младших, классов. Все больше учителей понимают, что изучать компьютер надо, что без техники в наш век просто не обойтись.
После проведения всероссийской программы компьютеризации школ все мы с вами имеем возможность использовать новые технологии на наших уроках. Сразу скажу о преимуществах данного метода работы. Это вызывает большой интерес у учащихся, и учителям доставляет большое удовольствие давать такие уроки. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем. Использовать ПК можно по-разному:
Использовать видеопроектор и экран как старый добрый кодоскоп. При этом все можно сделать в любом доступном редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь мы не ограничены в использовании цветов, и нам ничего не надо экономить, мы не тратим бумагу и краски. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint. Слайды, созданные в этой среде должны отображать основные этапы урока. Например, текст практической работы, тексты задач, домашнее задание, историческая справка, основные формулы, схемы, таблицы и прочее. Если коротко, то мы заготавливаем электронные плакаты. Это освобождает учителя от рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что очень экономит время, и потом чертеж на экране – это совсем другое, чем что-то нарисованное в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко.
При работе со слайдами учащиеся должны находиться в позиции субъектов обучения и собственного развития. Анализ качества слайдов можно проводить с двух позиций: цели слайда и отношение к зрителям.
Цель слайда не должна ограничиваться знакомством с информацией, поскольку для этой цели лучше использовать раздаточный материал.
Следующий способ использования техники (проведение исследовательской работы, тестов, индивидуальной работы с электронным учебником) требует сотрудничества с учителем информатики и предоставление для урока всего компьютерного класса (в первом случае, возможно было переносить в свой класс или зал один системный блок с клавиатурой или ноутбук и видеопроектор). Этот способ не требует особых навыков работы с компьютером у детей, но с другой стороны эти навыки должны быть у учителя.
Сейчас много говорится о материально-технической стороне создания компьютерной базы учебных заведений, о ликвидации компьютерной неграмотности обучающих и обучающихся, о том, как учить пользоваться все усложняющимся программном обеспечением, работать в Интернете и т.д. Но, совершенно недостаточное внимание уделяется важнейшей, первоочередной задаче – разработке общей методики применения современных информационных и телекоммуникационных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов в учебном процессе и вооружению частными приемами этой методики преподавателей каждого предметного профиля для каждодневной работы.
Чтобы овладеть методикой выбора методов обучения, необходимо хорошо знать все их многообразие, уметь эффективно использовать каждый из них. Так как урок в качестве неотъемлемых компонентов имеет организацию, стимулирование и контроль, то и методы обучения можно разделить на три большие группы:
методы организации учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;
методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Каждая из названных групп методов состоит из конкретных методов обучения.
Хочется уточнить, что под ИКТ следует понимать любые носители информации: бумажные (традиционная библиотека), магнитные (аудио- и видеокассеты), цифровые (компьютеры и программное обеспечение) и телекоммуникационные (компьютерные сети). В свою очередь информационные компьютерные ресурсы для образовательных целей можно разделить на следующие категории:
- электронные учебники;
- электронные справочники (словари, энциклопедии и т.п.)
- электронные библиотеки объектов (базы данных текстовой, графической, звуковой и видеоинформации).
Централизованные хранилища цифровых образовательных объектов пока не стали у нас достаточно популярны. Однако существуют Интернет-ресурсы энциклопедического характера, которые позволяют пользователям применять их материалы.
В рамках реализации федеральной целевой программы “Развитие единой образовательной среды” создаются сетевые сообщества или объединения учителей. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущих в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить. Изучение компьютерных технологий во внеурочное время позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат.
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности.
НИТ в органическом сочетании с традиционными средствами воспитания и обучения входят в жизнь на ранней ступени образования, повышая качество обучения, способствуя развитию ребенка как творческой личности.
Информатизация образования приводит к радикальной перестройке содержания и методов воспитания и обучения. Новые информационные технологии входят в систему дидактики по ряду направлений: они становятся новыми средствами игровой деятельности, умственного, речевого, физического развития детей, обогащают новым содержанием общения детей друг с другом и с учителем, входят в систему с традиционными методами и приемами, техническими средствами обучения, разнообразят ассортимент и содержание дидактических пособий. Открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспита
МОУ гимназия №5 г. Брянск
Анализ разработок обучающих программ
При разработке программно-педагогического обеспечения основное внимание должно уделяться идейной стороне: методическим, педагогическим и психологическим приемам, логике развертывания содержания изучаемой темы, развитию творческих способностей ученика.
Учебные пакеты можно проанализировать с различных точек зрения. Так, в многоязыковых системах возможны инструментальные принципы организации фонда пакетов – по языковым средствам реализации. Для системного программиста может оказаться интересным подразделение множества пакетов по используемым механизмам программирования. Организация, тиражирующими и распространяющим учебное программное обеспечение, и в частности учебное ППП, удобно концентрировать пакеты по типам ЭВМ, типам информационных носителей или типам используемых периферийных устройств. Школьному учителю - предметнику важна привязка того или иного пакета к темам или урокам предмета.
Наиболее полное представление о функциональных возможностях этого вида средств, программно обеспечивающих урок дает классификация школьных пакетов прикладных программ (ППП) с точки зрения их методической направленности. Обсуждаемая здесь классификация расширят и уточняет первую попытку систематизации учебных пакетов.
Приведу схему данной классификации.
Структуры верхнего уровня составляют управляющие, предметные, инструментальные и объектные пакеты.
Управляющие пакеты решают задачи управления и организации урока. Дидактика средней школы определяет некоторую общую схему организации урока, единую для всех предметов. Такая схема может быть структурирована программными средствами. Программы, реализующие последовательность выводов запланированных на уроке пакетов, образуют структурирующие пакеты. Возможность выделить структурирующие пакеты в самостоятельную группу обеспечивается тем, что соответствие между элементами структурирующего пакета и содержанием конкретного урока, для которого учитель комплектует набор планируемых пакетов, устанавливается с помощью специальных программ-формирователей - в ходе диалога пользователя - учителя с формирующим пакетом. Наконец, после урока учителю предстоит собрать информацию о ходе урока, успехах и неудачах учеников. Сбор, структурирование и форматирование итогов урока выполняют протоколирующие пакеты.
Информация, собранная протоколирующими пакетами и соответствующим образом структурированная, чаще всего непосредственно используется учителем, проводившим компьютеризованный урок. Статистическая учебная информация позволяет формировать научно обоснованные суждения о степени усвоения материала отдельными учащимися, группами, учащимися всего класса.
Выполняемая по алгоритмам - заданиям, разработанным специалистами по педагогической психологии, статистическая обработка учебной информации, которая собрана персональными машинами школьного кабинета информатики во время урока, дает возможность квалифицированно диагностировать учебный процесс, вырабатывать сообщения учителю, классному руководителю, родителям с дополнительными рекомендациями, касающимися разных аспектов учебной деятельности школьников, также физического и психологического их состояния. В такого рода программах заинтересованы психологи, исследующие школьный учебный процесс. Программные средства этих, вообще говоря, малосвязанных с содержанием конкретных уроков преобразований информации представляют собой статистические пакеты.
В том случае, когда школьный кабинет информатики представляет собой локальную сеть ПЭВМ, а не автономный набор машин, среди управляющих пакетов существенную роль начинают играть сетевые пакеты - распределители (организующие информационные потоки от учительской машины к ученическим) и интеграторы (собирающие информацию с ученических машин в учительскую).