Лекции по правовой информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:58, лекция

Описание работы

Основной целью учебного курса «Правовая информатика» является обучение студентов-юристов навыкам приобретения знаний в области создания, получения, обработки, хранения, распространения и использования правовой информации.

Файлы: 1 файл

Лекции по правовой информатике.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Решение современных  проблем управления обществом все  более и более  связывается  с развитием информационных процессов. Информация, информационные средства (ЭВМ) и способы (технологии) ее обработки  и использования становятся неотъемлемым компонентом общественных отношений. Закономерности информации и информационных процессов в условиях развития высоких технологий на рубеже 70-х годов прошлого века сформировали новое направление в науке – информатику.

Более чем полувековая эволюция информатизации привела к масштабному  использованию компьютеров и телекоммуникаций во всех сферах человеческой деятельности. Не стала исключением и правовая система.

В 70-90-х годах XX века правоведами  велись дискуссии в рамках соотношения  проблем информатики и права.  В результате наиболее плодотворным оказалось направление, которое к середине 90-х годов было объединено в общее наименование «правовая информатика», предметом которой являются проблемы оборота информации в правовой системе и информационное обеспечение юридической деятельности.

Таким образом, к концу века появилась  новая научная дисциплина, изучающая  основные закономерности правовой информации и информационных процессов в  праве (в правовой системе). С этого  же времени одноименная отрасль  знаний получила статус учебной дисциплины.

Основной целью учебного курса  «Правовая информатика» является обучение студентов-юристов навыкам приобретения знаний в области создания, получения, обработки, хранения, распространения  и использования правовой информации.

 

 

 

 ЛЕКЦИЯ 1

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ  И ЕЕ ПРЕДМЕТ

 

Тема 1. Понятие правовой информатики.

Правовая информатика  как наука и учебная дисциплина. Место правовой информатики в  системе наук.

Предмет правовой информатики: информация, информационные процессы,  информационные системы  в правовой сфере.

Информатизация  юридической деятельности.

 

1.1. Правовая  информатика как наука и учебная дисциплина.

 

Вначале несколько слов вводного характера.

Обратим внимание на окружающую нас действительность. Современная  жизнь все более усложняется  и становится в зависимость от новейших технических и технологических  факторов.

Научно-технический прогресс коснулся не только тех, кто связан непосредственно с физикой, математикой, техническими науками. Достижения науки и техники стали заметны и на бытовом уровне.

Все ваши бытовые приборы  и домашняя техника – это продукт  НТР.

Но если раньше от научного открытия до его бытового применения проходили многие годы, то сегодня это время значительно сократилось. Это обусловлено факторами экспотенциального развития общества, когда многие тенденции развития приобретают не линейное ускорение, а по экспоненте.

Сегодня появилась целая сфера профессиональной деятельности внедренческого характера. Ее основной целью является быстрейшее внедрение открытий в массовое производство бытовой техники.

Крупнейшие фирмы –  производители сложной электронной  техники создают не только научные лаборатории, но целые научно-исследовательские институты для прикладных исследований. Специалисты таких организаций  ведут изучают все открытия в области физики и математики, тщательно их анализируют с точки зрения использования и применения на бытовом уровне. Причем, работа эта очень высоко оплачивается. Именно туда приглашают наших специалистов в области физики, математики и программирования.

Одним словом, такие фирмы  занимаются внедрением современных  информационных технологий в массовое производство сложной бытовой техники. Мобильные телефоны, цифровые аудиопроигрыватели и цифровая фотовидеотехника вначале появляется из стен таких внедренческих фирм, испытывается, а потом уже ставится на конвейер ведущих фирм-производителей.

Таким образом, достижения НТР вы все видите и пользуетесь ими особенно не задумываясь над тем, как и что происходит на научно-техническом уровне.

Но причем здесь, скажете  вы, правоведение?

Все дело в том, что  эти самые достижения НТР внедряются и все больше проникают в юриспруденцию (профессиональную юридическую деятельность).

Начиная со студенческой скамьи, юрист уже погружается  в новые информационные и компьютерные реалии. На первом курсе вы изучали  информатику и приобрели первый практический опыт работы на компьютерной технике. На втором курсе вы получаете знания о том, как использовать свои информационные знания на практической работе. На третьем курсе вы будете изучать информационное право, то есть систему правовых норм, регулирующих информационные процессы.

Когда вы поступите на работу в качестве юриста, вам доверят сложную компьютерную технику и огромные массивы информации, характер которой во многом будет зависеть от того, где вы будете работать.

Если пойдете на работу в хозяйственные структуры (или, как говорят, в реальный сектор экономики), то вы будете работать с финансово-экономической и связанной с ней правовой информацией.

Если поступите на службу в банковских структурах, то кроме банковской информации, там  будет еще и информация, которая  носит название «коммерческая или служебная тайна».

Если же кому-то из вас  доведется трудиться в правоохранительных органах, то там тоже сегодня компьютеризированы рабочие места. Кроме того, нередко  применяются специальные программные  средства для управления юридической  деятельностью.

Одним словом, вся профессиональная информация сегодня занесена в компьютеры и для ее обработки требуются  профессиональные знания.

Вам, будущим юристам  необходимо хорошо освоить применение компьютерной техники для поиска нужных текстов законов, кодексов и других нормативных правовых актов. Для того, чтобы быстро найти нужный правовой текст и обработать его для использования, нужны также знания.

 

Ну а теперь перейдем к вопросу о понятии правовая информатика.

Прежде чем объяснить  смысл и значение относительно сложных для вас категорий, связанных с правовыми проблемами информатики, мне хотелось бы вернуться к вашим знаниям из области информатики.

В прошлом году вы, изучали  курс информатики и помните о  том, что информатика – это комплексная межотраслевая наука, которая изучает закономерности природы информации, ее структуры и свойства, а также информационных процессов (формирования, передачи и использования информации) в естественной и искусственной системах.

Давайте вспомним и рассмотрим еще раз это определение, остановимся кратко на главных его признаках. Замечу вам, что это важно для общего понимания всех проблем информационной тематики.

Для наглядности давайте  нарисуем несколько схем.

1. Итак, вначале о природе информации.

Происхождение слова  «информация» латинское, буквально означающее – осведомление, сообщение, осведомляющее о положении дел или о чьей-либо деятельности. 

Надо сказать, что в  словарях Даля вообще нет слова «информация». В русском языке для нас  имеются более выразительные  синонимы – ведать (знать), извещать.

Итак, информировать –  значит осведомлять, извещать.

В этом значении термин информация так и использовался до 50-годов  прошлого века, то до того, как информация приобрела несколько иное значение, особенно в математике и кибернетике. В математике, как вам, наверное, известно «информация – это количественная мера снижения неопределенности, или энтропии».

 Теория информации  нашла свое место именно в  названных науках, особенно в  кибернетике, предметом которой  являются количественные закономерности движения информации1 Научное использование термина «информация» и «кибернетика» связано с теорией управления, наукой ХХ века, особенно с именами таких выдающихся ученых, как Тейлор и Винер. Первый занялся теорией управления в связи с необходимостью разработки новейших методов повышения производительности труда, а второй в двадцатых годах прошлого века начал вести математические поиски обоснования управленческих процессов. Видимо модно было тогда этим заниматься. Частичное объяснение этому мы находим в автобиографии Винера.

Фундаментальные открытия в области теории управления и  информации привели многих ученых к  выводу о том, что природа информации лежит в плоскости теории отражения  материальных и нематериальных объектов и явлений.2.

Давайте с вами вспомним основные моменты применения теории отражения к проблемам понимания природы информации.

Основываясь на кратком  изложении концепции природы  информации Н.С.Полевого, которую он сформулировал в учебнике по правовой информатике и кибернетике, попробуем описать ее модель следующим образом.

Согласно всеобщему  философскому закону ОТРАЖЕНИЯ все  существующие в природе и обществе ЯВЛЕНИЯ в той или иной степени  находят свое ОТРАЖЕНИЕ в других объектах и явлениях.  Они ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ  между собой и это взаимодействие, взаимосвязи и взаимозависимости легли в основу многих других закономерностей и теорий.

Отсюда всеобщность  законов отражения и взаимозависимости  стали важным условием понимания  теории информации.

 Но для понимания  природы и сущности информации  необходимо представить себе сам механизм отражения. Для того, чтобы не вносить терминологическую путаницу, процесс отражения (как теоретическая предпосылка) будем иногда называть процессом (или механизмом) ОТОБРАЖЕНИЯ. Тем более он важен для нас с точки зрения понимания структуры информации, то есть внутреннего строения всех ее элементов.

Сразу же сделаем оговорку в части того, что модель информации нами дается применительно к человеческому  измерению.

2. Теперь на нашей  схеме определим структуру информации.

Каков же состав элементов структуры информации и как они между собой связаны?

Известно, что все явления  и предметы материального и нематериального  мира находятся в постоянном ИЗМЕНЕНИИ  или в ДВИЖЕНИИ. В силу этого  фактора все они друг на друга  оказывают влияние, то есть передают друг другу отдельные свои внешние либо внутренние свойства, а также внешние либо внутренние (характерные) черты.

Забегая вперед, заметим, что РЕЗУЛЬТАТ влияния или  взаимодействия есть СВЕДЕНИЯ (содержательный образ) о том предмете или явлении, которое и оказывает влияние на другое явление (предмет). В этом содержательном образе и весь смысл понимания ИНФОРМАЦИИ.

Итак, отражение или  взаимодействие – есть всеобщая закономерность влияния одних объектов на другие.

Заметим, что для механизма отражения важным условием является то, чтобы отображаемый образ был наиболее адекватным, то есть точным. Только тогда имеет смысл представлять себе механизм отражения.

Представим на схеме  один такой объект в виде объекта (А), а другой объект, на который оказывается влияние в виде объекта (Б).

Отразившейся образ  объекта А (то есть, происходящие изменения на объекте Б) обозначим еще одним элементом, допустим, (С).

Отметим для себя еще  одно важное условие механизма отражения.

В процессе отражения  может участвовать и еще один объект, через который  происходит сам процесс влияния (или взаимодействия). Назовем его ОТРАЖАЮЩИМ ОБЪЕКТОМ (Д). В неживой природе он выглядит всегда в виде материального объекта, а в человеческом обществе - в виде субъекта общественных отношений. Легче его представить в виде простого зеркала, в которое мы заглядываем ежедневно и в котором отражаются наши с вами не всегда симпатичные для лица.

Структура механизма  такого влияния (отражения) выглядит следующим  образом:

- взаимодействуют всегда ДВА и более объектов или явлений (один влияет, то есть отражает свои свойства и черты, а другой фиксирует на себе или воспринимает переданные ему свойства или черты);

- в процессе отражения  может участвовать еще один  так называемый «материальный  носитель» отображения  Д, о котором шла речь чуть выше.

- ОТОБРАЖЕНИЕ - есть  результат (или сведения) любого  взаимодействия (или его «след»), то есть результат каких-либо  изменений в отображаемом объекте;

- отображение (или  образ, след, оттиск) несет в себе  качественные либо количественные свойства (признаки) объекта А, материальным носителем которых может быть какой-либо КОД либо СИМВОЛ (СООБЩЕНИЕ).

Таким образом, мы теперь можем себе представить внутреннюю структуру процесса отражения: отражаемый и отображаемый объекты, отражающий объект (или субъект), результат отображения и его материальный носитель (код, символ, сообщение).

Результат отображение (сведения) и его материальный носитель (сообщение) и есть ИНФОРМАЦИЯ (или как их в настоящее время называют - данные).

Вы должны помнить  о том, что такое описанная  модели информации – это теоретическая  конструкция для общего понимания  сущности информации. В реальной жизни  чаще мы наблюдаем только результаты процесса отображения действительности, то есть различные материальные носители информации:

- буквенные символы  и их системы (текстовая информация);

- графические символы  (изображение);

- звуковые сигналы  (звуковая информация);

- математические символы  и коды (компьютерной информация) и др.

Информация о работе Лекции по правовой информатике