Лекции по правовой информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:58, лекция

Описание работы

Основной целью учебного курса «Правовая информатика» является обучение студентов-юристов навыкам приобретения знаний в области создания, получения, обработки, хранения, распространения и использования правовой информации.

Файлы: 1 файл

Лекции по правовой информатике.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

 

Главным элементом знаний о проблемах  правовой информатики являются знания о правовой информации.

Прежде всего, хотелось бы дать краткую  классификацию информации.

В предмет курса не входит изучение проблем технической, математической, биологической и  других видах информации естественнонаучного  характера.

Нас интересует информация об обществе и общественных процессах – социальная информация.

Она охватывает политическую, правовую, экономическую и другие виды информации.

Различают следующие виды социальной информации.

По сфере применения: массовая информация; правовая информация; научно-техническая информация; политическая информация; статистическая информация; информация о чрезвычайных ситуациях; информация о личности (персональные данные).

По режимам доступа: открытая информация (без ограничения); информация с ограничением доступа; закрытая; государственная тайна; конфиденциальная информация; коммерческая тайна; профессиональная тайна; служебная тайна.

Информация по видам носителей: на бумаге; машиночитаемых носителях; в виде изображения на экране; в памяти ЭВМ; информация, передаваемая по каналам связи; на других носителях.

По функциональному назначению информация может быть разделена следующим образом.

Политическая информация — информация о статике и динамике политических отношений, политической линии государства, деятельности политических партий и общественных объединений. Разновидность — внешнеполитическая информация — данные о внешнеполитическом курсе государства, внешнеполитических акциях, состоянии международных отношений. Вместе с тем имеется такая политическая информация, которая является одновременно и правовой, т. е. имеет "двойное подчинение". Примером могут быть конституционные нормы о предоставлении политического убежища (ст. 63 Конституции РФ).

Экономическая информация отражает процессы производства, распределения и потребления, происходящие в обществе. Информатизация бизнеса приводит к тому, что сделки заключаются в компьютерных сетях.

Научно-техническая информация. — это публично оглашаемые сведения об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники и производства, полученные в ходе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, производственной и общественной деятельности. Эта информация, являясь продуктом интеллектуального творческого труда, представляет объект права интеллектуальной собственности.

Информация о гражданах (персональные данные) — пол, возраст, семейное положение, национальность, политические, религиозные взгляды, принадлежность к политическим партиям и общественным движениям и др. Основными элементами информации о личности являются: дата и место рождения, адрес, образование, семейное положение.

Компьютерная информация. В ст. 272 УК РФ она определяется как информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети. УК РФ различает три вида компьютерных преступлений: неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

В информатике используется термин "электронная информация", под которой понимаются все виды информации, зафиксированной и распространяемой на машиночитаемых носителях с целью ее дальнейшей обработки на ЭВМ. К электронной информации относятся и электронные версии нормативных правовых актов, справочников и других изданий. Об этом мы разговор еще впереди.

Понятие, природа, структура  и свойства правовой информации, ее теоретическое и прикладное значение входит в предмет общей теории права и общей теории информации, центрального звена общей теории информатики.

Следует отметить, что  дискуссии среди юристов относительно места информационных проблем применительно  к правоведению ведутся относительно давно. Примерно с того, времени, когда  наука «кибернетика» стала считаться  в нашей стране уже не «лженаукой». Первые письменные литературные источники появились уже в конце 50-х годов.

Первым из правоведов, кто стал активно участвовать  в научных дискуссиях вместе с  математиками, физиками и электронщиками, был  профессор Керимов Джангир  Аббасович, ныне член-корреспондент РАН, специалист в области теории права. В своем последнем фундаментальном труде «Методология права» он ссылается участие в одной из таких научных дискуссий с самим Норбертом Винером, отцом кибернетики, как это ныне считается. Это было на одной из многих научных конференций по проблемам кибернетики, проходившей в 1961 году у нас в России (тогда это был Советский Союз).

Очень активным участником многих дискуссий среди правоведов по проблемам правовой кибернетики  и информатики всегда был ныне здравствующий академик Кудрявцев В.Н. Будучи по своей специализации криминалистом, он, тем не менее, возглавляя сектор права в Российской академии наук (ранее это была Академия наук СССР), был организатором научных конференций по проблемам правовой информатики и кибернетики.

Итогом таких дискуссий  выходили фундаментальные научные  сборники под общим названием  «Проблемы правовой кибернетики» и  «Вопросы кибернетики и права»4.

Проповедником знаний в  области правовой информатики и  кибернетики был профессор Полевой  Н.С., который под своей редакцией издал несколько фундаментальных научных трудов и учебников по правовой информатике.

Активную позицию в  формировании правовой информатики  и развитии информационных основ  юридической науки всегда занимали видные ученые А.Б.Агапов, В.Б.Венгеров, О.А.Гаврилов, И.Л.Бачило, С.С.Москвин, М.М.Рассолов, А.Р.Шляхов, А.А.Эйсман, Л.Г.Эджубов и др.

 Видное место в  правовой информатике оставил  В.А.Копылов, который хотя и  не являлся юристом по специальности,  но по своей высокой квалификации (будучи доктором технических наук, профессором), он много научных и учебных работ посвятил информационным основам правоведения.

Эволюция знаний в  области правовой информации, правовой информатики и правовой кибернетики  даются в учебниках «Правовая  информатика и кибернетика» под редакцией Н.С.Полевого (1993 г.), «Правовая информатика» под редакцией О.А.Гаврилова (2000 г.), а также в учебниках и учебных пособиях по информационному праву.

Наша кафедра рекомендует  вам обратиться к этим изданиям для  того, чтобы вы получили более глубокие знания в области информационных основ права.

При изучении курса рекомендуется  изучить и фундаментальные основы социальной информатики. В частности, учебное пособие К.К.Колина «Фундаментальные основы информатики: социальная информатика» (2000 г.), учебное пособие И.Л.Бачило «Информационное право: основы практической информатики» (2000 г.), монографию А.И.Ракитова «Философия компьютерной революции» (1991 г.) и др.

 В этих работах  даются сводные знания об информационных  процессах в современном общественном  развитии.

В предмет курса «правовая информатика» входит изучение знаний:

- об основных особенностях  феномена информации в правоведении;

- о видах правовой  информации;

- об использовании  знаний информатики в формировании  и использовании правовой информации;

- об особенностях информатизации  юридической деятельности и использовании информационных технологий в юриспруденции.

 

Информатизация  юридической деятельности

 

При изучении курса «правовая  информатика» студенты должны приобрести знания о  процессах информатизации юридической деятельности.

Основываясь на знаниях из курса «информатика», вы помните, что информатизация – это организованный процесс по информационному обеспечению общественно-полезной деятельности (удовлетворению информационных потребностей).

Остановимся кратко хотя бы на  основных положениях организации такого процесса по удовлетворению информационных потребностей.

Принятый в начале 90-х годов нашим государством и обществом курс на всеобщую информатизацию выдвинул среди прочих информационную функцию государства5

Для изучения процесса информатизации правовой сферы необходимо обратиться к  основным положениям государственной политики в области правовой информатизации.

Для этого необходимо изучить тексты Указов Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года «Концепция правовой информатизации» и от 4 августа 1995 года «О президентских программах правовой информатизации».

Кроме того, при изучении проблем правовой информатизации рекомендуется  изучить тексты Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 г. N 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 477 "О мерах по ускорению создания центров правовой информации". Функции по реализации программы правовой информатизации России возложены на Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ).

Для того, что понять основные положения государственной политики в области информатизации, необходимо остановиться на государственной программе правовой информатизации органов государственной власти.

Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 963 "О  мерах по реализации правовой информатизации России" на научно-технический центр  правовой информации "Система" (далее именуется - НТЦ "Система") Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) возложены функции головной организации по реализации программы правовой информатизации России.

Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 года N 808 «О президентских программах по правовой информатизации» утверждена  Президентская программа  "Правовая информатизация  органов государственной власти Российской Федерации"

Важнейшими  задачами (целевыми показателями) программы являются:

- создание  оптимальных условий для наиболее  полного удовлетворения информационно-правовых  потребностей органов государственной власти Российской Федерации на основе внедрения прогрессивных согласованных между собой информационных технологий;

- создание первой очереди Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания (далее именуется - РАСИПО);

- создание  и сохранение единого информационно-правового пространства органов государственной власти Российской Федерации;

- разработка  унифицированной комплексной технологии  обработки, распространения и  предоставления правовой информации;

- развитие  сферы информационно-правовых услуг в условиях рыночной экономики;

- создание  предпосылок для формирования  единого общегосударственного информационно-правового  пространства;

- создание условий  и предпосылок для организации  и осуществления межгосударственного  (в рамках Содружества Независимых Государств) и международного сотрудничества в области правовой информатизации.

 

Основными направлениями программных мероприятий являются:

 

-разработка плана  проведения работ по подготовке  проектов законов и других  нормативных актов, регулирующих  отношения в сфере правовой информатизации и использования систем правовой информации;

-формирование центрального узла  правовой информации на базе  НТЦ "Система";

-создание центрального интегрированного  банка правовой информации, включающих  ретроспективу российского законодательства и зарубежное законодательство;

-создание и развитие в интересах  органов государственной власти  Российской Федерации электронных  систем доступа к информационно-правовым  ресурсам центрального узла правовой  информации;

-создание оптоволоконной телекоммуникационной системы, объединяющей органы государственной власти Российской Федерации и центральный узел правовой информации;

-разработка системы долговременного  (архивного) хранения систематизированных  фондов органов государственной  власти Российской Федерации;

-создание предпосылок для формирования  информационно-коммуникационной среды   единого  общегосударственного информационно-правового пространства,  построения региональных узлов правовой информации, интегральных баз данных органов государственной власти субъектов Российской    Федерации    и    обеспечения    их взаимодействия с  центральным  узлом правовой информации на базе НТЦ "Система".

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

  • повысить оперативность, обоснованность и корректность принимаемых решений по регулированию различных сфер общественной жизни за счет информатизации правотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации;
  • обеспечить свободный, оперативный доступ к существующим в электронном виде информационно-правовым ресурсам со стороны органов государственной власти Российской Федерации;
  • создать организационные и технические возможности информационно-правового обмена с планируемыми региональными узлами правовой информации, субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.

Информация о работе Лекции по правовой информатике