Лекции по правовой информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:58, лекция

Описание работы

Основной целью учебного курса «Правовая информатика» является обучение студентов-юристов навыкам приобретения знаний в области создания, получения, обработки, хранения, распространения и использования правовой информации.

Файлы: 1 файл

Лекции по правовой информатике.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

-формирование Свода законов Российской Федерации в машиночитаемом виде.

Более подробно об этой системе  вы можете ознакомиться в учебниках  В.А.Копылова «Информационное право» и О.А.Гаврилова «Курс правовой информатики».

 

3.2.Государственные  и негосударственные справочные правовые системы. Основные негосударственные справочные правовые системы "Консультант Плюс",  "Гарант", "Кодекс", ЮСИС, их структура и х арактеристика, сравнительный анализ.

 

 

К сожалению, проекты  создания крупных автоматизированных правовых систем оказались незавершенны в силу разных причин. Одними из таких  причин являются их громоздкость, зависимость  от телекоммуникационных систем, дороговизна и неповоротливость.

К примеру, работа над  СПС «Эталон» Министерства юстиции  РФ велась около 10 лет и она близка к своему завершению, но до сих пор  все еще в таком незавершенном  состоянии находится уже несколько  лет. Причина, в основном, в недостаточной согласованности министерств и ведомств.

В таком же состоянии, если не худшем, находится и СПС, разрабатываемая Научно-техническим  центром «Система» Федерального агентства правительственной связи  и информации  при Президенте РФ (ФАПСИ).

И не дело не в том, что  эта структура в очередной  раз реорганизована, а в тех  причинах, которые мне пришлось назвать  чуть выше.

Главной из них является жесткая зависимость от телекоммуникационной сети и отсутствие хорошего сервиса.

С начала 90-х годов велась аналогичная работа по созданию негосударственных справочных правовых систем (СПС).

Первой негосударственной  СПС «Гарант» была создана (в 1990 году) в компании «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Среди негосударственных (частных) компьютерных фирм лидирующее место занимает Научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис" (создано в 1990 г.). Сегодня это высокотехнологическое и наукоемкое производство со штатом более 300 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия – свыше двух тысяч. В практической и научной деятельности "Гаранта" неразрывно соединены данные юридической науки и информатики. Фирма активно сотрудничает с Государственно-правовым управлением Аппарата Государственной Думы, рядом других федеральных учреждений и организаций.

Нормативные акты поступают в "Гарант" непосредственно из Администрации  Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Государственного таможенного комитета РФ, Государственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, других официальных источников.

Правовые базы и Справочники  составляют справочную правовую систему "Гарант". Федеральное законодательств представлено в универсальных и специализированных правовых базах. Универсальная база – "Законодательство России".

Такой порядок дает возможность  не только просто и эффективно обновлять  информационный банк пользователя, но и проводить эту операцию практически с любой необходимой периодичностью.

Система "Гарант" формирует подборки основных документов по всем разделам законодательства. В системе представлено банковское, таможенное, жилищное, земельное законодательство, уголовное и административное право, международное право (Россия – СНГ), судебная и арбитражная практика. Российское законодательство представлено в сети Интернет. По заказу Государственной Думы НПП "Гарант-Сервис" разрабатывает компьютерные средства для законотворческой и законопроектной деятельности.

Главным ее достоинством является ориентированность на экономическую тематику профессиональной деятельности, поэтому она пользуется наибольшим спросом у коммерческих структур финансово-экономической направленности.

Вторая СПС «Консультант Плюс» создана в середине 1994 году и занимает сегодня ведущее место  среди пользователей, особенно в государственном секторе. Однако и реальный сектор экономики является крупным заказчиком этой системы.

Акционерное объединение "Консультант Плюс". Ее сеть объединяет 300 региональных информационных центров, производящих поставку справочных правовых систем, сервисное обслуживание и передачу информации пользователям Информационные ресурсы "Консультант Плюс" — более 340 тыс. документов. Объединение обслуживает более 105 тыс. пользователей, из них — 20 тыс. в органах государственной власти. В его составе работает до 10 тыс. сотрудников.

Технология "Консультант Плюс" позволяет  обновлять информационный банк пользователя без его полной замены, требующей больших материальных и временных затрат.

В пополнение включаются только новые документы  и изменения уже находящихся в эталонном банке документов.

Региональные  информационные центры ежедневно получают текущие дополнения и изменения из эталонного банка Координационного Центра Сети по системе электронных телекоммуникаций. Пользователю пополнение доставляется либо по модему, либо курьером регионального центра.

В результате процедуры обновления, занимающей несколько  минут, информационный банк пользователя становится идентичным эталонному информационному банку.

Одним из приоритетных направлений работы Сети "Консультант Плюс" является сотрудничество с правотворческими органами. На настоящий момент в государственных учреждениях используется более 6 тыс. систем. Эффективность и надежность сервиса и технологии "Консультанта Плюс" позволяет обслуживать органы власти и управления вплоть до местного уровня, в том числе в самых удаленных регионах России. Объединение создает центры правовой информации в каждом регионе страны. Кроме того, установлены коммерческие и научные связи с рядом аналогичных зарубежных фирм и организаций.

В середине 90-х годов  создана еще одна СПС – «Кодекс», которая содержит в своей базе данных более 25 тыс. нормативных актов  России. Каждая отрасль права представлена: основными документами; множеством инструкций; приложениями и комментариями, подробно разъясняющими тот или иной законодательный акт. Все содержащиеся в базе документы получены по официальной рассылке из органов государственной власти, причем большая часть документов передается в электронном виде.

Общее число источников информации — более 170.

Имеется база данных "Правовое регулирование бизнеса в России" на английском языке.

Помимо законодательных  актов в правовой системе "Кодекс" содержится также консультационная информация, разъяснения отдельных положений законов, практика их применения; ответы на некоторые вопросы, возникающие в работе юриста. Собранная в этой базе информация в основном была опубликована в периодических изданиях, таких, как "Экономика и жизнь", "Финансовая газета", "Коммерсантъ". Все материалы, содержащиеся в базе, были получены в электронном виде непосредственно от их авторов и благодаря специальной технологии обработки документов не содержат ошибок.

Значительно меньший портфель заказов  имеет СПС «ЮСИС».

У каждой из названных СПС имеются  свои преимущества и недостатки. В целом все они друг друга в чем-то дополняют.

Компьютерные фирмы работают в  тесном контакте с правотворческими органами, вследствие чего повышается их влияние на эффективность правотворческих решений.

Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги. Формируется мировой рынок информационных технологий. Законы конкуренции и рынка обеспечивают неуклонное повышение качества информационных продуктов.

В нашу с вами задачу будет  входить ознакомление со всеми СПС и овладение практическими навыками работы.

На практических занятиях нам предстоит  изучить основные характеристики наиболее распространенных государственных  и негосударственных справочных правовых систем, провести их сравнительный  анализ, а также особенности обращения, поиска и получения информации при использовании этих систем. Необходимо иметь представление об условиях их приобретения и применения.  

ЛЕКЦИЯ 4.

 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Тема 4. Информатизация правотворческой деятельности 

Задачи и  функции информатизации правотворческих  органов.  
Информационное обеспечение разработки и принятия нормативных правовых актов в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Применение  информационных технологий федерального и корпоративного нормотворчества.

 

4.1.Задачи и  функции информатизации правотворческих  органов.  

Как известно под правотворчеством понимается деятельность государства по разработке, подготовке, принятию и изменению нормативных правовых актов.

Но чтобы быть более  точным в изложении проблем нормотворчества, следует включить в предмет изучения и проблемы разработки и создания нормативных актов локального регулирования, действующих исключительно только в тех, организациях, орган управления которых их принимает (уставы, положения, приказы и инструкции и др.).

Правотворчество, таким  образом, представляет собой процесс, состоящий из нескольких стадий, совокупности относительно самостоятельных действий, объединенных одной целью.

На стадии разработки необходимо изучить:

- актуальность правового  регулирования общественных отношений;

- практику применения  действующего законодательства;

- историю правового регулирования;

- зарубежный опыт нормотворчества  по аналогичным проблемам.

Как видите, для решения  всех этих вопросов нужно собрать  и проанализировать много информации по актуальным проблемам общественных отношений, входящим в предмет будущего закона или иного нормативного правового акта, а также собрать и обобщить в плане сравнительного правоведения исторические и зарубежные аналоги.

На второй стадии необходимо разработать проект нормативного правового  акта, организовать его всестороннее предварительное обсуждение, провести экспертизу и подготовить к окончательному обсуждению и принятию.

Здесь также требуется  кропотливая работу по сбору, обработке  и анализу большого объема информации, ее размножению и вновь сбору, обработке и анализу. Итак, до тех пор, пока не будет разработан и согласован окончательный вариант законопроекта.

На третьей стадии предстоит работа по детальному обсуждению законопроекта в нескольких чтениях, его принятию (возможно, несколькими  органами) и опубликованию.

Как видите, для того, чтобы был принят законопроект, необходимо провести много работы, связанной со сбором, обработкой и анализом огромного массива различной информации.

Для того, чтобы выполнить  эту работу, необходима современная  вычислительная техника, надежные каналы связи для передачи информации, а также использовать современные информационные технологии (способы сбора, обработки и передачи информации).

Таким образом, целью  информатизации правотворческой деятельности является оказание помощи в деятельности государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов путем формирования  ресурсов правовой информации, применения информационных средств и технологий.

Основными задачами информатизации являются:

-формирование массива  информационных ресурсов;

-оснащение правотворческих  органов современной вычислительной  и другой техникой обработки  и передачи информации;

-внедрение информационных  технологий;

-обучение персонала  навыкам работы с информационными  средствами.

 

В предмет курса входит изучение структуры и содержания деятельности по информатизации (информационному  обеспечению) Федерального Собрания Российской Федерации и его палат –Государственной Думы и Совета Федерации.

Наиболее подробно современное  состояние информатизации законотворчества  в Федеральном Собрании описаны  в специальной литературе. Можно  воспользоваться и кратким описанием  О.А.Гаврилова в его учебнике «Курс  правовой информатики».

 

4.2.Информационное обеспечение разработки и принятия нормативных правовых актов в Федеральном Собрании Российской Федерации.

 

Информатизация  деятельности Государственной Думы РФ.

 

В  исполнительном органе Государственной Думы РФ функционирует  несколько структурных подразделений, обеспечивающих информатизацию.

Управление документационного  обеспечения обеспечивает документооборот в Государственной Думе, главным образом, в печатном виде: размножение и доставку депутатам всех документов в печатном виде. Работники этого же управления обеспечивают стенографирование заседаний Думы и ее распечатывание.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы обеспечивает экспертизу законопроектов, в том числе лингвистическую, то есть проверку текста законопроекта с точки зрения языкознания и правил грамматики.

Управление информационно-технологического обеспечения Аппарата Государственной Думы организует функционирование и развитие компьютерной сети Государственной Думы, позволяющей депутатам и структурным подразделениям аппарата оперативно получать необходимую правовую и иную информацию.

Информатизация нормотворческого процесса в Думе включает следующие  этапы:

-разработка, подготовка и формирование  текста законопроекта и необходимых  приложений;

-контроль за соблюдением всех  необходимых для прохождения документа условий;

Информация о работе Лекции по правовой информатике