Лекции по правовой информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:58, лекция

Описание работы

Основной целью учебного курса «Правовая информатика» является обучение студентов-юристов навыкам приобретения знаний в области создания, получения, обработки, хранения, распространения и использования правовой информации.

Файлы: 1 файл

Лекции по правовой информатике.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

-информационное обеспечение процесса  обсуждения законопроекта до  его рассмотрения на пленарном  заседании;

-распространение текстов правовой  и иной информации среди депутатов;

-информационное обеспечение работы  пленарного заседания Думы, в том числе компьютерно-техническое;

-электронно-техническое обеспечение  пленарных заседаний и голосования;

-подготовка текста принятого  закона для передачи его в  Совет Федерации.

В аппарате Государственной Думы создана  и функционирует электронная база нормативно-правовой информации "Закон", которая содержит свыше 50 тыс. документов федеральных органов государственной власти и органов субъектов Федерации.

Практика выдвигает  новые формы применения ЭВМ в  законопроектной деятельности. К их числу относится компьютерный мониторинг (процедур слежения) законодательного процесса.

Компьютерный мониторинг применяется с целью получить оперативную информацию о состоянии и динамике всей массы законопроектов, о соблюдении установленных Конституцией РФ сроков выполнения тех или иных действий.

В базе системы находятся: исходный вариант законопроекта, все остальные  варианты вплоть до окончательного, этапы движения законопроекта во всех государственных органах; сведения о лицах, ответственных за состояние законопроекта, а также о лицах и органах (министерство, комитет), давших на него заключение, поступившие от заинтересованных и должностных лиц предложения. Кроме того, в память ЭВМ введены некоторые иные параметры — контрольные сроки, результаты рассмотрения законопроекта в первом и втором чтениях, реализация Президентом РФ права вето.

Система выполняет следующие операции: ввод информации в базу данных, поиск  и отбор информации о динамике законопроекта, ведение справочной информации.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы выступило с инициативой создания национального электронного архива законодательства России, который может быть использован для изучения истории правового регулирования, сравнительных правовых исследований.

Состав национального архива:

-архив законодательства  России;

-архив международного  права;

-архив регионального  законодательства;

-архив муниципального  права;

-архив судебной практики;

-архив административной  практики;

-архив криминальной  и судебной статистики;

-архив научных исследований (докторские и кандидатские диссертации);

-архив правовой публицистики;

-архив сопряженных  с правом произведений литературы  и искусства, обычаев, традиций, ритуалов, фольклора, мифов и т. д.

В национальный архив предполагается включить правовые документов в том виде, в каком они были приняты.

В базе данных помещаются сведения как  об источнике опубликования, так  и о месте хранения подлинника правового документа. Когда подлинник  документа отличается от официально опубликованного текста или несет на себе важные дополнительные элементы, об этом сообщается в научно-вспомогательном комментарии либо путем подключения фотокопии подлинного текста.

В соответствии со ст. 96 Регламента Государственной  Думы электронная система может быть использована для:

а) регистрации депутатов Государственной  Думы;

б) записи депутатов на выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок;

в) подсчета голосов и определения  результатов голосования.

В Комитете по регламенту и организации  работы Государственной Думы создана группа, которая осуществляет контроль за использованием электронной системы (в частности, в ходе голосования). Группа контроля обязана до начала тайного голосования проверить исправность электронной системы. Результаты работы электронной системы оформляется протоколом. 

Автоматическую обработку всех документов Госдумы обеспечивает электронная  система документооборота (система  управления электронным документооборотом), которая представляет собой совокупность программных устройств, с помощью  которых организована процедура оборота документов в электронном виде.

Она обеспечивает:

- ввод правовых и иных текстов  документов;

- поиск документов по различным  реквизитам;

- обработку и распечатывание;

- доступ пользователей к документам-

- и т.д.

Система дает возможность пользователю создавать, хранить, обрабатывать и распространять документы в электронном и бумажном виде, контролировать исполнение поручений со стороны руководителей.

Информатизация  деятельности Совета Федерации.

 

Информационное обеспечение работы Совета Федерации возглавляет информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации.

Информационно-коммуникационной системы (ИКС) Совета Федерации  предназначена  для обеспечения индивидуальной и коллективной деятельности депутатов и Аппарата Совета Федерации..

Она обеспечивает решение  двух задач:

-централизованное информационное  обеспечение Совета, его аппарата, а также внешних пользователей;

-информационное обслуживание конкретных  комитетов, комиссий, депутатов, структурных подразделении Аппарата.

Структура ИКС состоит из следующих  элементов:

-информационно-справочный центр;

-информационно-коммуникационный  центр;

-информационно-аналитический центр;

-ситуационный цент;

-автоматизированная информационная  система документооборота и делопроизводства;

-информационные системы подразделений,  установленные в комитетах и  комиссиях;

-электронные офисы руководства  и депутатов;

-мобильные информационные системы;

-систему технологического обеспечения  заседаний Совета Федерации.

В основе ИКС находится совокупность самых различных баз правовой и иной социально-политической информации. Каталог информационных ресурсов Совета Федерации содержит 4 раздела:

а) нормативно-правовая информация;

б) экономическая информация;

в) общественно-политическая информация;

г) справочная информация.

Всего система информационных ресурсов объединяет более чем 150 баз  данных.

Работники и специалисты  Информационно-аналитического управления обеспечивают:

-справочно-аналитическое  сопровождение законодательной  работы комитетов и комиссий Совета Федерации;

-анализ принятых нормативных  правовых текстов и прогнозирование  возможных последствий их окончательного  введение в действие;

-выработка предложений  для законодателей;

-подготовка различных  аналитических докладов, записок  и других материалов по наиболее актуальным вопросам общественно-политической жизни.

Как правило, руководители информационных и аналитических  подразделений возглавляют крупные  специалисты в области информатики.

Например, информационно-аналитическое  управление возглавлял до недавнего времени профессор Е.И.Орлов, известный специалист в области разработки и принятия управленческих решений.

Руководитель Аппарата Совета Федерации В.А.Никитов подготовил и опубликовал Словарь терминов и определений по информатике.

В предмет курса не входит изучение проблем информатизации деятельности Администрации Президента РФ.

В соответствии с Конституцией РФ именно Президент РФ ставит окончательную  точку перед выходом в свет закона.

Бывают случаи, когда  он не ставит свою подпись и возвращает закон в Федеральное Собрание. Для того, чтобы преодолеть вето Президента, Государственной Думе необходимо вновь рассматривать закон на пленарном заседании и вновь принимать квалифицированным большинством голосов.

Одним словом, Президент  РФ завершает законотворческий процесс, поэтому в Аппарате Администрации Президента предусмотрены структурные подразделения, которые участвуют в нормотворческой деятельности.

Например, Государственно-правовое управление, в обязанность которого входит подготовка заключений на принятые законы и другие нормативные правовые акты, в том числе на проекты Указов Президента РФ. Информационным обеспечением Администрации Президента РФ занимаются несколько структурных подразделений, которые по своему характеру аналогичны структурам Федерального Собрания.

Их объединяют общие  функции по обеспечению информатизации:

-формирование информационных  ресурсов;

-компьютеризация рабочих  мест;

-наладка сетей передачи  информации;

-использование высоких  информационных технологий.

 

В ходе изучения курса студенты должны иметь представление о проблемах информационного обеспечения деятельности правотворческих органов и усвоить содержание деятельности информационной системы Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

ЛЕКЦИЯ 5.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ  ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 
  Тема 5. Информатизация правоохранительной деятельности 

Задачи и  функции информатизации правоохранительных органов.  
Автоматизированные информационные системы правоохранительных органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ.

Структура и  состав автоматизированных информационных систем следственной,  оперативно-розыскной  и экспертной деятельности.

 

5.1.Задачи и  функции информатизации правоохранительных  органов. 

Информационное обеспечение  деятельности правоохранительных органов в общих чертах ничем не отличается от информатизации вообще.

Основные цели, задачи и функции автоматизированных систем правоохранительных органов типичны.

Целью является эффективное  применение норм права и использование  большого массива правовой информации.

Общие задачи информатизации, в основном, сводятся к следующему:

-формирование информационных  правовых ресурсов;

-максимально возможное  компьютерное оснащение;

-использование современных  информационных технологий.

Функции информатизации зависят от специфики задач и полномочий конкретных видов правоохранительных органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и др.

Общим для всех них  является то, что они наряду с  формированием, обработкой и использованием большего объема правовой информации, сами создают новую информацию, имеющую правовое значение. В ходе правоприменительной деятельности (расследование юридических дел и принятие правовых актов), правоохранительные органы создают большие массивы ненормативной информации, которую могут использовать другие органы и организации в своей деятельности.

Например, обобщение правоприменительной  практики (расследовании уголовных  дел) может быть использовано для  анализа конкретных групп общественных отношений, которые нуждаются в  правовом регулировании. По результатам такого обобщения могут быть приняты решения о разработке нормативных правовых актов.

 

5.2.Информатизация  правоохранительных органов: Прокуратуры  РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ.

 

Информатизация  прокуратуры.

Деятельность  Генеральной прокуратуры РФ и подчиненных ей органов на местах связана с надзором за исполнением законов и расследованием уголовных дел по наиболее опасным преступлениям.

 В силу  этого прокуратура получает и  обрабатывает большие объемы  правовой, политической и социально-экономической информации.

В НИИ проблем  укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ разработана Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО «Прокуратура»).

Цель Концепции  заключается в создании за сравнительно короткий срок на всей территории страны единой информационной системы, которая  способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.

Система, в  частности,  включает следующие задачи:

-создание  автоматизированных рабочих мест сотрудников органов прокуратуры;

-создание городских,  районных и региональных информационно-вычислительных сетей системы прокуратуры, а также центральной информационной сети аппарата Генеральной прокуратуры РФ;

-создание глобальной  информационно-вычислительную сети, объединяющей центральную и региональную сети.

Генеральная прокуратура  поддерживает тесную связь с информационными системами федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

Информатизация органов  прокуратуры сосредоточена, в основном, на центральном и областном уровнях. Правда, в последнее время фрагменты современных подходов информационного обеспечения наблюдаются и на районном (городском) уровне. Отдельные городские прокуратуры имеют все компоненты информационной системы.

 

Министерство  юстиции РФ.

Автоматизированная система информационного  обеспечения «Юстиция» призвана осуществлять информационное обеспечение органов и учреждений Министерства юстиции РФ.

Министерство  юстиции РФ.

Автоматизированная система информационного  обеспечения «Юстиция» призвана осуществлять информационное обеспечение органов и учреждений Министерства юстиции РФ.

Информация о работе Лекции по правовой информатике