Основы правовой информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:55, доклад

Описание работы

Принятие в 1991 г. Закона "О средствах массовой информации", "Концепции правовой информатизации России" и, наконец, Конституции РФ (1993 г.) ознаменовали переход к интенсивному развитию информационного законодательства России. В результате были разработаны первые системообразующие для этого раздела законодательства нормативные правовые акты. В 1992 г. кафедрой правовой информатики МГЮА было подготовлено первое учебное пособие по курсу "Правовая информатика"*(1), которое переиздавалось в 1993 и в 1996 гг.*(2).

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

В процессе информационно-аналитической  работы субъект квалификации преступлений на основе собранной и обработанной уголовно-правовой, доказательственной и иной информации делает вывод об уголовно-правовой оценке деяния, т.е. принимает квалификационное решение. Итак, принятие решения представляет собой специфический мыслительно-волевой акт. Оно выступает в форме акта выбора тем или иным субъектом квалификации определенной модели поведения.

Под принятием решения обычно понимается не отдельный акт выбора одного из некоторых готовых решений, а многоэтапный процесс, имеющий сложную динамическую структуру. Поэтому в решении отражается все то ценное, что было получено в процессе предшествующей информационно-аналитической деятельности.

Существенное влияние на повышение  качества принимаемых решений оказывает  использование современных технологий принятия решений, в которых далеко не последняя роль отводится использованию  различных методов экспертного  оценивания.

Под экспертными оценками обычно понимаются суждения высококвалифицированных специалистов-профессионалов, высказанные в виде содержательной, качественной или количественной оценки исследуемого объекта для использования при принятии решений.

В настоящее время проблема выявления экспертных знаний разработана недостаточно. В научных исследованиях и методических рекомендациях, как правило, говорится о том, что знания, полученные от экспертов, должны быть полны, непротиворечивы, структурированы и т.д., однако практически нигде не даются рекомендации, как этого добиться, с помощью каких методов и алгоритмов.

Таким образом, основная цель организации и проведения экспертиз - повысить профессиональный уровень принимаемых решений  за счет использования специально разработанных и проверенных на практике технологий экспертного оценивания.

В криминологии данный метод используется в ходе прогнозирования преступности, оценки уровней различных видов преступности, при исследовании социальной обусловленности  и эффективности норм и институтов уголовного права. Сущность данного метода применительно к криминологическим проблемам заключается в том, что в основе качественной и количественной оценок различных факторов, влияющих на преступность, лежит мнение специалистов, опирающееся на их профессиональный научный и практический опыт*(74).

Для того чтобы  получаемая экспертная информация была качественной, необходимы следующие  условия:

наличие экспертной комиссии, состоящей из специалистов, профессионально знакомых с объектом экспертизы и имеющих опыт работы эксперта;

наличие аналитической группы, профессионально владеющей технологией организации и проведения экспертиз, методами получения и анализа экспертной информации;

получение достоверной экспертной информации;

корректная обработка и анализ экспертной информации*(75).

Зачастую при проведении экспертизы перед экспертами стоит задача оценки объекта или явления по заранее  определенному набору характеристик (критериев, фактов).

Так, при прогнозировании преступности необходимо учитывать различного рода факторы, которые характеризуют не только преступность, но и другие социальные явления, влияющие на преступность, - социально-политические, организационно-правовые, экономические, демографические и т.д.

Величины значимости вклада, вносимые различными критериями в общую оценку такого явления, как преступность, неодинаковы. В связи с этим возникает задача определения для каждой характеристики ее ранга - порядкового номера в цепочке рассматриваемых характеристик, выстроенных по значимости.

Существуют специальные методы экспертного оценивания для решения поставленной задачи.

Обработка уголовно-правовой и иной информации при квалификации преступлений осуществляется человеком - субъектом  квалификации. Им же разрешаются и  все проблемы получения исходной и передачи вторичной информации, их анализа, логического, эвристического и другого преобразования, оценки и т.д. В определенных случаях при квалификации преступлений задачи обработки, анализа и оценки уголовно-правовой и иной информации могут решаться с помощью компьютерной техники.

Информатика (в том числе правовая информатика) рассматривает алгоритмические  и эвристические теории решений, особенности принятия решений в  условиях неопределенности, в диалоге  с компьютером, исследует проблемы оптимизации принятия решений, создания компьютерных программ поддержки решений и др.*(76) Возможность и эффективность применения для этих целей ситуационных центров, по-видимому, не вызывает сомнений.

На рис. 8 представлена типовая схема, отображающая последовательность процедур оценки ситуации и принятия решения.

В последнее время в юридической  литературе осуществлен достаточно глубокий анализ решений, принимаемых  в уголовном судопроизводстве, обосновываются их классификации по тем или иным основаниям. В этой сфере обычно выделяют следующие группы решений:

а) организационные (или управленческие) решения - о возможных способах организации  расследования (единоличное расследование, создание следственной или следственно-оперативной  группы), об организации системы взаимодействия между участниками расследования, о распределении между ними обязанностей, технических средств и т.д.;

б) процессуальные решения - о способах собирания доказательств, о проведении необходимых следственных действий в той или иной следственной ситуации, о порядке проведения следственных действий и др.;

в) тактические решения - о применении и оценке применения тех или иных тактических приемов при проведении следственных и оперативно-розыскных  действий;

г) решения, имеющие уголовно-правовое значение, - здесь выделяют решения о юридической оценке совершенного деяния, привлечении к уголовной ответственности или освобождении от него, назначении и освобождении от наказания, определении сроков наказания;

д) комбинированные решения - в  них сочетаются признаки нескольких типов решений (так, наиболее часто в литературе упоминается об интеграции процессуальных и тактических решений).

 

"Рис. 8. Блок-схема подготовки  информации для принятия решения  с использованием экспертных  оценок"

 

Проведенный анализ видов решений в сфере уголовного судопроизводства показывает, что уголовно-правовая оценка совершенного общественно опасного деяния дается в рамках решений, имеющих уголовно-правовое значение. Принятие в процессе квалификации решений, как указывает В.Н. Кудрявцев, "всегда связано с переработкой значительного объема разнообразной информации, сопоставлением, проверкой, оценкой собранных по делу доказательств в их совокупности, построением логически последовательной "цепочки" суждений, на основании которых могут быть сделаны достоверные и обоснованные выводы"*(77).

Новые тенденции в развитии методологических подходов к проектированию ситуационных центров позволяют перейти к  непосредственному их использованию  для принятия обоснованных решений в деятельности средств массовой информации.

В настоящее время мир переживает весьма сложную ситуацию, связанную  с так называемыми цивилизационными вызовами нового тысячелетия. Перечислим некоторые, наиболее важные из них: конфликт техники и общества; конфликт человека с самим собой - центральная проблема цивилизации; истощение природных ресурсов, обострение борьбы за них; необходимость поиска альтернативных ресурсов и новых моделей социального и научно-технического развития; финансово-экономическая, промышленно-техническая, информационно-коммуникационная глобализация и опасность потери контроля за развитием сверхбольших систем; близкая опасность масштабных техногенных, экологических и культурных катастроф; сверхопасный разрыв между тенденциями глобализации и процессами сохранения и развития культуры; в явном виде деградация духовной среды обитания человека; лавинообразный рост информации и информационных систем; потеря контроля над процессами фундаментализации знания и, как следствие, деградация культуры познания; массовая трагедия отчуждения и неуверенности человека в современном мире; нивелирование личности, потеря индивидуальности; рост насилия и агрессивности и многие другие.

Информационные, коммуникационные и  аудиовизуальные технологии становятся фундаментом, основой для построения структуры новой образовательной среды, организации учебно-исследовательского пространства нового типа. В результате этого возможно осуществление перехода от репродуктивного типа обучения к креативному. Одним из действенных способов решения этой задачи является перестройка учебного пространства, организация комплекса учебных аудиторий по аналогии построения ситуационных центров. Ситуационный центр в образовании может рассматриваться как учебная аудитория принципиально нового типа, предназначенная для моделирования процессов и ситуаций в широком спектре изучаемых дисциплин. Думается, что с точки зрения дидактики это может претендовать на высший уровень освоения предметного и операционального полей. Кроме того, на повестке дня современного образования находится вопрос комплексного изучения влияния новых информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий на обучаемых, а для исследования учебного процесса в условиях реального времени, для работы экспертов (психологов, специалистов-предметников, медиков, методистов и др.) требуются специальным образом оборудованные помещения. По сути своей системной интеграции такая лаборатория представляет собой ничто иное, как исследовательский ситуационный центр.

Подготовка специалистов в учебных центрах и вузах, как правило, проводится в аудиториях, оборудованных компьютерной, проекционной, аудио- и видеотехникой и, уже нередко, - устройствами интерактивной визуализации. Работа преподавателя в таких условиях пока еще не очень эффективна, что связано со сложностью самого оборудования и с трудностью оперативного управления. Сегодня эта задача решается привлечением ассистентов, технических специалистов. Однако есть и другое решение - создание оперативного ситуационного центра, отдела мониторинга состояния многофункциональных аудиторий, из которого возможно осуществление поддержки преподавателей и удаленного управления оборудованием.

Внедрение технологий визуализации данных для их последующего анализа, приводит к созданию специализированных ситуационных центров и, как следствие, необходимости подготовки специалистов, умеющих эффективно работать в новых условиях. В некоторых российских вузах уже ведется подготовка таких специалистов, однако качество их подготовки пока недостаточно. Одной из причин является отсутствие реальных условий в вузах для столь специфической подготовки. В учебном заведении должны быть построены ситуационные центры учебного назначения для реализации на практике основных навыков работы экспертов, людей, вырабатывающих и принимающих решения.

Сейчас время от коммерческой идеи до получения прибыли сократилось  с нескольких лет до нескольких месяцев. В результате возникла проблема: руководитель становится самым слабым звеном в  цепочке бизнес-отношений (человек  не выдерживает нагрузки). Причины перегрузки современного руководителя: рост объема обозреваемой информации и сокращение времени бизнес-цикла. Многие полагают, что бизнесмены управляют капиталом. Однако в действительности бизнесмены управляют идеями!

Интеллектуальные инструменты в виде систем гибридного интеллекта позволяют наладить серийное производство новых идей. Виртуальная ситуационная комната - это персональный инструмент руководителя, который реализует интеллектуальный конвейер для генерации новых идей в любое время и в любом месте.

Разработанные технологии позволяют  руководителю максимально использовать свои возможности и потенциал, быстро реагировать на любую нестандартную  ситуацию, повышают мощность и быстродействие "коллективного интеллекта", гарантируют генерирование новых идей, предоставляют новые рабочие места и престижную профессию.

Проект "Виртуальная ситуационная комната". Цель проекта на современном  этапе: привлечение новых инвесторов и поиск новых партнеров. Суть проекта - создание сети консалтинговых центров (КЦ) для оказания услуг различным компаниям и организациям по реинжинирингу их деятельности в области корпоративной практики управления знаниями. Конкретное направление - деятельность по генерации новых идей для принятия решений в сложных, неопределенных, нестандартных рыночных и иных ситуациях.

Практическая деятельность КЦ основана на концепции виртуальной ситуационной комнаты (ВСК) для мобильных интеллектуальных групп (МИГ). По этой концепции все  МИГ вооружены гибридными интеллектуальными системами (поиск и анализ информации, генерация новых идей) и оснащены мобильными телекоммуникационными средствами для коллективной работы.

Причем акцент делается на работу с плохо формализованной и  слабо структурированной информацией. Такая ситуация характерна, в частности, для задач принятия решений в сфере средств массовой информации.

Аналитическая система поддержки  решений (АСПР) создает интеллектуальную телекоммуникационную среду групповой  поддержки решений при анализе  политического климата и выведении прогнозных рейтингов лидеров партий и движений. Эта система, в отличие от предыдущей, не инвариантна и ориентирована на конкретную предметную область.

АСПР позволяет визуализировать  разнородные данные и одновременно дает возможность аналитику или  аналитической группе произвести качественный анализ рейтингов лидеров партий и движений. Многооконный интерфейс системы использует моноэкранный режим пользователя. Два интерактивно-информационных окна системы осуществляют возможность визуализации данных по качественной характеристике партий и общественных движений в полях "экономика - социальная защита населения", "национальные отношения - государственность", "политическая система - государственный режим/строй", "собственность - распределение", а необходимые данные о количественных характеристиках региональной активности электората по выборным кампаниям или их прогноз визуализируются в специальном окне. Дальнейший прогноз рейтингов лидеров партий и движений осуществляется по модернизированному алгоритму метода анализа иерархий.

Информация о работе Основы правовой информатики