Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:55, доклад
Принятие в 1991 г. Закона "О средствах массовой информации", "Концепции правовой информатизации России" и, наконец, Конституции РФ (1993 г.) ознаменовали переход к интенсивному развитию информационного законодательства России. В результате были разработаны первые системообразующие для этого раздела законодательства нормативные правовые акты. В 1992 г. кафедрой правовой информатики МГЮА было подготовлено первое учебное пособие по курсу "Правовая информатика"*(1), которое переиздавалось в 1993 и в 1996 гг.*(2).
В процессе информационно-аналитической работы субъект квалификации преступлений на основе собранной и обработанной уголовно-правовой, доказательственной и иной информации делает вывод об уголовно-правовой оценке деяния, т.е. принимает квалификационное решение. Итак, принятие решения представляет собой специфический мыслительно-волевой акт. Оно выступает в форме акта выбора тем или иным субъектом квалификации определенной модели поведения.
Под принятием решения обычно понимается не отдельный акт выбора одного из некоторых готовых решений, а многоэтапный процесс, имеющий сложную динамическую структуру. Поэтому в решении отражается все то ценное, что было получено в процессе предшествующей информационно-аналитической деятельности.
Существенное влияние на повышение
качества принимаемых решений оказывает
использование современных
Под экспертными оценками обычно понимаются суждения высококвалифицированных специалистов-профессионалов, высказанные в виде содержательной, качественной или количественной оценки исследуемого объекта для использования при принятии решений.
В настоящее время проблема выявления экспертных знаний разработана недостаточно. В научных исследованиях и методических рекомендациях, как правило, говорится о том, что знания, полученные от экспертов, должны быть полны, непротиворечивы, структурированы и т.д., однако практически нигде не даются рекомендации, как этого добиться, с помощью каких методов и алгоритмов.
Таким образом, основная цель организации и проведения экспертиз - повысить профессиональный уровень принимаемых решений за счет использования специально разработанных и проверенных на практике технологий экспертного оценивания.
В криминологии
данный метод используется в ходе
прогнозирования преступности, оценки
уровней различных видов
Для того чтобы получаемая экспертная информация была качественной, необходимы следующие условия:
наличие экспертной комиссии, состоящей из специалистов, профессионально знакомых с объектом экспертизы и имеющих опыт работы эксперта;
наличие аналитической группы, профессионально владеющей технологией организации и проведения экспертиз, методами получения и анализа экспертной информации;
получение достоверной экспертной информации;
корректная обработка и анализ экспертной информации*(75).
Зачастую при проведении экспертизы перед экспертами стоит задача оценки объекта или явления по заранее определенному набору характеристик (критериев, фактов).
Так, при прогнозировании
Величины значимости вклада, вносимые различными критериями в общую оценку такого явления, как преступность, неодинаковы. В связи с этим возникает задача определения для каждой характеристики ее ранга - порядкового номера в цепочке рассматриваемых характеристик, выстроенных по значимости.
Существуют специальные методы экспертного оценивания для решения поставленной задачи.
Обработка уголовно-правовой и иной информации при квалификации преступлений осуществляется человеком - субъектом квалификации. Им же разрешаются и все проблемы получения исходной и передачи вторичной информации, их анализа, логического, эвристического и другого преобразования, оценки и т.д. В определенных случаях при квалификации преступлений задачи обработки, анализа и оценки уголовно-правовой и иной информации могут решаться с помощью компьютерной техники.
Информатика (в том числе правовая информатика) рассматривает алгоритмические и эвристические теории решений, особенности принятия решений в условиях неопределенности, в диалоге с компьютером, исследует проблемы оптимизации принятия решений, создания компьютерных программ поддержки решений и др.*(76) Возможность и эффективность применения для этих целей ситуационных центров, по-видимому, не вызывает сомнений.
На рис. 8 представлена типовая схема, отображающая последовательность процедур оценки ситуации и принятия решения.
В последнее время в юридической литературе осуществлен достаточно глубокий анализ решений, принимаемых в уголовном судопроизводстве, обосновываются их классификации по тем или иным основаниям. В этой сфере обычно выделяют следующие группы решений:
а) организационные (или управленческие) решения - о возможных способах организации расследования (единоличное расследование, создание следственной или следственно-оперативной группы), об организации системы взаимодействия между участниками расследования, о распределении между ними обязанностей, технических средств и т.д.;
б) процессуальные решения - о способах собирания доказательств, о проведении необходимых следственных действий в той или иной следственной ситуации, о порядке проведения следственных действий и др.;
в) тактические решения - о применении
и оценке применения тех или иных
тактических приемов при
г) решения, имеющие уголовно-правовое значение, - здесь выделяют решения о юридической оценке совершенного деяния, привлечении к уголовной ответственности или освобождении от него, назначении и освобождении от наказания, определении сроков наказания;
д) комбинированные решения - в них сочетаются признаки нескольких типов решений (так, наиболее часто в литературе упоминается об интеграции процессуальных и тактических решений).
"Рис. 8. Блок-схема подготовки
информации для принятия
Проведенный анализ видов решений в сфере уголовного судопроизводства показывает, что уголовно-правовая оценка совершенного общественно опасного деяния дается в рамках решений, имеющих уголовно-правовое значение. Принятие в процессе квалификации решений, как указывает В.Н. Кудрявцев, "всегда связано с переработкой значительного объема разнообразной информации, сопоставлением, проверкой, оценкой собранных по делу доказательств в их совокупности, построением логически последовательной "цепочки" суждений, на основании которых могут быть сделаны достоверные и обоснованные выводы"*(77).
Новые тенденции в развитии методологических подходов к проектированию ситуационных центров позволяют перейти к непосредственному их использованию для принятия обоснованных решений в деятельности средств массовой информации.
В настоящее время мир переживает
весьма сложную ситуацию, связанную
с так называемыми
Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии становятся фундаментом, основой для построения структуры новой образовательной среды, организации учебно-исследовательского пространства нового типа. В результате этого возможно осуществление перехода от репродуктивного типа обучения к креативному. Одним из действенных способов решения этой задачи является перестройка учебного пространства, организация комплекса учебных аудиторий по аналогии построения ситуационных центров. Ситуационный центр в образовании может рассматриваться как учебная аудитория принципиально нового типа, предназначенная для моделирования процессов и ситуаций в широком спектре изучаемых дисциплин. Думается, что с точки зрения дидактики это может претендовать на высший уровень освоения предметного и операционального полей. Кроме того, на повестке дня современного образования находится вопрос комплексного изучения влияния новых информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий на обучаемых, а для исследования учебного процесса в условиях реального времени, для работы экспертов (психологов, специалистов-предметников, медиков, методистов и др.) требуются специальным образом оборудованные помещения. По сути своей системной интеграции такая лаборатория представляет собой ничто иное, как исследовательский ситуационный центр.
Подготовка специалистов в учебных центрах и вузах, как правило, проводится в аудиториях, оборудованных компьютерной, проекционной, аудио- и видеотехникой и, уже нередко, - устройствами интерактивной визуализации. Работа преподавателя в таких условиях пока еще не очень эффективна, что связано со сложностью самого оборудования и с трудностью оперативного управления. Сегодня эта задача решается привлечением ассистентов, технических специалистов. Однако есть и другое решение - создание оперативного ситуационного центра, отдела мониторинга состояния многофункциональных аудиторий, из которого возможно осуществление поддержки преподавателей и удаленного управления оборудованием.
Внедрение технологий визуализации данных для их последующего анализа, приводит к созданию специализированных ситуационных центров и, как следствие, необходимости подготовки специалистов, умеющих эффективно работать в новых условиях. В некоторых российских вузах уже ведется подготовка таких специалистов, однако качество их подготовки пока недостаточно. Одной из причин является отсутствие реальных условий в вузах для столь специфической подготовки. В учебном заведении должны быть построены ситуационные центры учебного назначения для реализации на практике основных навыков работы экспертов, людей, вырабатывающих и принимающих решения.
Сейчас время от коммерческой идеи до получения прибыли сократилось с нескольких лет до нескольких месяцев. В результате возникла проблема: руководитель становится самым слабым звеном в цепочке бизнес-отношений (человек не выдерживает нагрузки). Причины перегрузки современного руководителя: рост объема обозреваемой информации и сокращение времени бизнес-цикла. Многие полагают, что бизнесмены управляют капиталом. Однако в действительности бизнесмены управляют идеями!
Интеллектуальные инструменты в виде систем гибридного интеллекта позволяют наладить серийное производство новых идей. Виртуальная ситуационная комната - это персональный инструмент руководителя, который реализует интеллектуальный конвейер для генерации новых идей в любое время и в любом месте.
Разработанные технологии позволяют руководителю максимально использовать свои возможности и потенциал, быстро реагировать на любую нестандартную ситуацию, повышают мощность и быстродействие "коллективного интеллекта", гарантируют генерирование новых идей, предоставляют новые рабочие места и престижную профессию.
Проект "Виртуальная ситуационная комната". Цель проекта на современном этапе: привлечение новых инвесторов и поиск новых партнеров. Суть проекта - создание сети консалтинговых центров (КЦ) для оказания услуг различным компаниям и организациям по реинжинирингу их деятельности в области корпоративной практики управления знаниями. Конкретное направление - деятельность по генерации новых идей для принятия решений в сложных, неопределенных, нестандартных рыночных и иных ситуациях.
Практическая деятельность КЦ основана
на концепции виртуальной
Причем акцент делается на работу
с плохо формализованной и
слабо структурированной
Аналитическая система поддержки
решений (АСПР) создает интеллектуальную
телекоммуникационную среду групповой
поддержки решений при анализе
политического климата и
АСПР позволяет