Основы правовой информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:55, доклад

Описание работы

Принятие в 1991 г. Закона "О средствах массовой информации", "Концепции правовой информатизации России" и, наконец, Конституции РФ (1993 г.) ознаменовали переход к интенсивному развитию информационного законодательства России. В результате были разработаны первые системообразующие для этого раздела законодательства нормативные правовые акты. В 1992 г. кафедрой правовой информатики МГЮА было подготовлено первое учебное пособие по курсу "Правовая информатика"*(1), которое переиздавалось в 1993 и в 1996 гг.*(2).

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

* Автоматизированная система информационного  обеспечения (АСИО) - это автоматизированная  информационная система, обеспечивающая  максимально полное удовлетворение информационно-правовых потребностей различных правовых образований на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов.

Примером разработки и применения такой системы является АСИО-Прокуратура.

4.3. Ситуационные центры и их применение

 

Ситуационные центры в последние  годы находят все большее применение в сфере принятия обоснованных решений  для сложных аналитических задач. Они эффективно используются для  управления ресурсами компаний и  регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях.

Можно отметить несколько групп  потребителей ситуационных центров (комнат) - они отличаются, по мнению одного из ведущих специалистов в рассматриваемой  области А.Н. Райкова, прежде всего, степенью детерминированности решаемых задач и когнитивностью - направлением вектора познания ситуации.

Детерминированность определяется степенью хаотичности ситуации, законченностью постановки задачи, информационной открытостью  проблемы, стереотипностью обучающих  примеров и прочими факторами. Например, к сильно детерминированным задачам можно отнести некоторые задачи управления движением ракетой или регулирования распределения электроэнергии. К менее детерминированным задачам можно отнести задачи всеобъемлющего управленческого учета в системах корпоративного или государственного операционного контроллинга. Стратегический и мотивационный контроллинг - это уже сфера слабо детерминированных задач. А вектор когнитивности определяет направленность информационных потоков при исследовании ситуации. Каждая ситуация должна быть познана и структурирована, иначе ее не разрешить.

Обычно российскими разработчиками ситуационная комната рассматривается  как интеллектуальная вершина, в  которую поступает множество  сообщений по каналам связи, а  группа людей, сидящая в комнате, - как некий супермозг, который всю эту информацию впитывает и перерабатывает. При таком подходе, конечно, допустимы и интерактивные процессы. Они приемлемы для организации мониторинга, исследования детерминированной сферы, разрешения некоторых чрезвычайных ситуаций. В любом случае эффективность использования ситуационной комнаты здесь связана с максимизацией мультимедийных средств и коммуникационных каналов.

Сейчас вектор познания ситуации в  ситуационных комнатах все больше поворачивается в другом направлении. Чтобы справиться с задачей, участникам совещаний необходимо не столько впитывать в себя новую внешнюю информацию, сколько с помощью коллег извлекать из собственного неосознанного запаса новые знания, рефлектировать ситуацию. Это требует от разработчиков ситуационных комнат акцентирования внимания не столько на технических компонентах ситуационных комнат (компьютеры, экраны), сколько на методологических.

Отметим некоторые современные  тенденции в развитии методологических подходов к проектированию ситуационных комнат. Разработчики переходят к  новым приоритетам:

от точности к интеллектуальности;

от справочной работы к аналитической;

от одного эксперта к группе;

от внутренней среды к внешней;

от инерционной экстраполяции  к поиску новых путей;

от регистрации данных к экстракции знаний;

от защиты информации к менеджменту  безопасности;

от накопления опыта к когнитивным  схемам.

Создание ситуационных центров (СЦ) является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров, и количество их продолжает увеличиваться. Достаточно активно сегодня ситуационные центры начинают внедряться и в образовании. Это действительно эффективная форма передачи знаний. Сегодня знания, кадры, специалисты - актуальнейшее условие, оно будет определять в ближайшее время развитие всех сфер деятельности в нашей стране.

Важнейшими факторами, обеспечивающими активное внедрение СЦ в практическую деятельность органов управления, являются:

необходимость совершенствования  управленческих процедур путем включения  в них руководства не только на этапе принятия, но и выработки  решения;

возможность оптимизации принимаемых решений путем их экспертной оценки и моделирования ситуации с помощью современных информационных технологий;

возможность повышения качества предварительного анализа информации и вырабатываемого  решения путем использования  современных информационных технологий, обеспечивающих интеграцию средств связи, аналитической обработки и визуализации информации;

необходимость обеспечения лиц, вырабатывающих и принимающих решения, достоверной  полной информацией по проблеме;

возможность оперативного доступа первого лица ко всей информации, относящейся к вопросу, требующему решения.

В целом можно выделить два типа СЦ: стационарные центры привязаны  к конкретным помещениям, где проходят совещания, мобильные центры разворачиваются  на месте событий, в конкретном регионе. При локальном обсуждении можно использовать теле- и аудиоконференц-связь с интеллектуальными центрами и местными региональными структурами.

Режимов работы ситуационного центра три. Первый - режим мониторинга, когда  центр отслеживает те или иные процессы в конкретной сфере управления, фиксирует показатели, значения, всплески активности в том или ином регионе, отрасли, среди определенных групп населения. Второй - плановый, когда вырабатывается повестка, и группа экспертов формирует доклад с вариантами решения, с "подтягиванием" информации, с разработкой системы моделирования. Третий - режим работы в кризисных ситуациях, когда случается некое событие и нужно собрать необходимую информацию, смоделировать ситуацию, предложить решение и активным образом участвовать в предотвращении разрастания кризисной ситуации.

Для решения стоящих перед ситуационными  центрами задач требуются большие  объемы и высокая интенсивность  поступления входной информации, что делает абсолютно необходимым  использование современных средств, обеспечивающих высокие возможности приема, воспроизведения и восприятия информации. Технологической основой построения СЦ всех типов служит соединение комнаты, в которой заседают эксперты и лица, принимающие решения, и центров подготовки информации, расположенных рядом или удаленных от ситуационных комнат.

Основным элементом технического оснащения СЦ является экран коллективного  пользования - позволяющий создать  единый информационный язык для лиц, работающих в ситуационном центре. Экран может представлять собой видеостену или проекционную установку. Видеостены, т.е. системы мультиэкранного отображения данных различного вида (электронные карты, видеоизображения, графики и диаграммы, текстовая документация в электронном виде) предназначены для коллективного пользования и, благодаря модульной конструкции, могут быть сконфигурированы индивидуально под конкретные помещения и задачи. Ключевым свойством для видеостен является разрешение и, соответственно, информационная емкость, позволяющая представлять на одном экранном поле множество "окон", содержащих полноценные изображения от множества источников. Для представления дополнительной информации используются мониторы и плазменные панели.

Необходимыми техническими средствами оснащения СЦ также являются:

- Средства видеоконференц-связи,  передающие изображение и звук  по телекоммуникационным сетям  и использующие различные конфигурации  связных терминалов - как в виде  автономных устройств, так и  на базе персональных компьютеров.  Высококачественные звуковые системы, включающие специальные звуковые конференц-системы, а также системы управления светом.

- Электронные средства ввода  графических данных: сканеры, цифровые  фото- и видеокамеры. Сюда же  можно отнести и специализированные  документ-камеры.

- Интегрированные системы управления. Подобные системы становятся насущной необходимостью при управлении сложными аппаратными комплексами, где изменение состояния системы требует одновременного переключения множества устройств (коммутаторов, микшеров, источников и т.д.).

- Для организации работы ситуационного  центра необходимо иметь несколько  типов рабочих станций: презентационную,  станцию для проведения аналитических  расчетов, студию нелинейного монтажа  для работы с видеоматериалами, узел связи с абонентскими пунктами для взаимодействия с другими информационными системами. Сегодня типовой набор аппаратных средств понятен, модифицируется в зависимости от объемов, целей и задач той или иной структуры.

Несомненно, важнейшим средством  является информация, которая размещается в ситуационном центре. Это не только алфавитно-цифровая информация, с которой привыкли иметь дело специалисты (наименование показателя, единицы измерения, количественные значения показателя), но и текстовые, картографические, аудио- и видеобазы данных, цифровые и мультимедийные базы.

Зарубежными экспертами сформулированы пять основных недостатков функционирования ситуационных центров, которые должны быть преодолены новыми технологиями: затруднен доступ к необходимым  знаниям, слишком велико время, расходуемое на их поиск; многочисленны и разнородны системы поддержки принятия решений; затруднено сотрудничество людей, работающих над разрешением проблем; теряется ноу-хау сразу же, как только проблема разрешена; не создаются базы лучших практических наработок, что приводит к тому, что каждый новый участник начинает решение проблемы с самого начала. Изложенные выше принципы создания и развития ситуационных центров для органов государственной власти РФ совпадают с принципами, заложенными в системы ситуационных центров за рубежом, и позволяют сформулировать следующие основные направления развития СЦ ОГВ РФ:

- Расширение спектра решаемых  задач: совершенствование системы  мониторинга; проведение экспертных  сессий с участием высшего  руководства; доведение принятых решений до исполнителя; технологическое обеспечение контроля исполнения принятых решений.

- Создание комплексной системы  моделирования.

- Повышение оперативности доступа  к удаленным БД.

- Разработка и внедрение новых  систем функционирования: видеоконференций; интерактивного управления видеопрезентацией самим пользователем; создания специализированной базы прецедентов.

- Внедрение новых технологий: переход  на мультиэкранное представление  информации с использованием  видеопроцессора; освоение программных  пакетов для визуализации больших массивов данных; внедрение информационного портала; освоение трехмерной графики.

- Разработка мобильного компонента: создание базового комплекта  задач; создание базового комплекта  программно-технических средств;  подготовка организационно-инструктивных материалов.

- Внедрение инструментальной среды  проектирования процессов: создание  организационно-технических процедур  принятия коллективных решений.

Практическая деятельность юристов  на всех этапах ее осуществления связана  с процессами принятия решений. Характерной особенностью этих процессов является многочисленность вариантов, допускаемых обстоятельствами рассматриваемой ситуации, из числа которых необходимо выбрать единственное, вполне определенное и максимально обоснованное решение. При этом объем подлежащей обработке исходной информации, как правило, зависит от количества возможных вариантов выбора, а условия задачи могут быть заданы в достаточно громоздком виде. Наконец, для того, чтобы судить, в большей или меньшей степени соответствует ли принятое решение поставленной цели, необходимо иметь возможность количественно оценивать степень достижения цели для каждого принятого варианта.

Возникает необходимость использования  в юридических задачах принятия и оценки решений математических методов для оптимизации выполняемых операций. В связи с этим необходимо осуществить математическое описание условий, в которых протекает процесс принятия решения, а также цели его проведения. По существу, эта проблема сводится к реализации математического моделирования ситуации, по которой принимается решение.

Рассмотрим процесс принятия решений  на примере одной из наиболее распространенных задач юридической деятельности - квалификации преступлений.

В основном собранная для квалификации преступлений информация хранится и накапливается у субъекта квалификации: доказательственная информация - в протоколах следственных действий и иных процессуальных документах, иная - на различных носителях (книги, папки, карточки и др.). Хранение может осуществляться и на машинных носителях информации*(73).

Субъект квалификации анализирует  поступившую к нему и распределенную по тем или иным признакам уголовно-правовую и иную информацию (материалы дела, протоколы и постановления с  оценками и выводами дознавателя, следователя) с точки зрения достаточности для принятия того или иного квалификационного решения (о квалификации деяния в целом, о квалификации эпизодов преступной деятельности, деяний отдельных лиц, о наличии или отсутствии того или иного квалификационного признака и др.). При недостаточности уголовно-правовой, доказательственной или иной информации для принятия уголовно-правового решения им определяются направления поиска недостающей информации и вырабатываются дополнительные квалификационные, следственные и иные версии, которые направляются по каналам обратной связи во внешнюю среду (вторичная информация). Информационный процесс повторяется снова и снова до тех пор, пока субъект квалификации преступлений не достигнет поставленных целей и задач.

После получения субъектом квалификации дополнительной информации процесс  ее обработки возобновляется (повторяется) на основании ранее выдвинутых квалификационных версий до момента, пока им не будет  признана достаточность уголовно-правовой, доказательственной и иной информации для принятия квалификационного решения по делу.

Таким образом, можно констатировать, что сбор, передача, хранение, переработка  и использование уголовно-правовой и иной информации являются при квалификации преступлений целенаправленным информационным процессом с прогнозирующими и управленческими функциями, осуществляемым до достижения поставленных целей и задач квалификации, т.е. до момента, пока объем информации не станет пригодным (достаточным) для принятия конкретным уполномоченным субъектом итогового квалификационного решения.

Информация о работе Основы правовой информатики