Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:55, доклад
Принятие в 1991 г. Закона "О средствах массовой информации", "Концепции правовой информатизации России" и, наконец, Конституции РФ (1993 г.) ознаменовали переход к интенсивному развитию информационного законодательства России. В результате были разработаны первые системообразующие для этого раздела законодательства нормативные правовые акты. В 1992 г. кафедрой правовой информатики МГЮА было подготовлено первое учебное пособие по курсу "Правовая информатика"*(1), которое переиздавалось в 1993 и в 1996 гг.*(2).
* Автоматизированная система
Примером разработки и применения такой системы является АСИО-Прокуратура.
Ситуационные центры в последние
годы находят все большее применение
в сфере принятия обоснованных решений
для сложных аналитических
Можно отметить несколько групп потребителей ситуационных центров (комнат) - они отличаются, по мнению одного из ведущих специалистов в рассматриваемой области А.Н. Райкова, прежде всего, степенью детерминированности решаемых задач и когнитивностью - направлением вектора познания ситуации.
Детерминированность определяется степенью хаотичности ситуации, законченностью постановки задачи, информационной открытостью проблемы, стереотипностью обучающих примеров и прочими факторами. Например, к сильно детерминированным задачам можно отнести некоторые задачи управления движением ракетой или регулирования распределения электроэнергии. К менее детерминированным задачам можно отнести задачи всеобъемлющего управленческого учета в системах корпоративного или государственного операционного контроллинга. Стратегический и мотивационный контроллинг - это уже сфера слабо детерминированных задач. А вектор когнитивности определяет направленность информационных потоков при исследовании ситуации. Каждая ситуация должна быть познана и структурирована, иначе ее не разрешить.
Обычно российскими
Сейчас вектор познания ситуации в ситуационных комнатах все больше поворачивается в другом направлении. Чтобы справиться с задачей, участникам совещаний необходимо не столько впитывать в себя новую внешнюю информацию, сколько с помощью коллег извлекать из собственного неосознанного запаса новые знания, рефлектировать ситуацию. Это требует от разработчиков ситуационных комнат акцентирования внимания не столько на технических компонентах ситуационных комнат (компьютеры, экраны), сколько на методологических.
Отметим некоторые современные тенденции в развитии методологических подходов к проектированию ситуационных комнат. Разработчики переходят к новым приоритетам:
от точности к интеллектуальности;
от справочной работы к аналитической;
от одного эксперта к группе;
от внутренней среды к внешней;
от инерционной экстраполяции к поиску новых путей;
от регистрации данных к экстракции знаний;
от защиты информации к менеджменту безопасности;
от накопления опыта к когнитивным схемам.
Создание ситуационных центров (СЦ) является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров, и количество их продолжает увеличиваться. Достаточно активно сегодня ситуационные центры начинают внедряться и в образовании. Это действительно эффективная форма передачи знаний. Сегодня знания, кадры, специалисты - актуальнейшее условие, оно будет определять в ближайшее время развитие всех сфер деятельности в нашей стране.
Важнейшими факторами, обеспечивающими активное внедрение СЦ в практическую деятельность органов управления, являются:
необходимость совершенствования управленческих процедур путем включения в них руководства не только на этапе принятия, но и выработки решения;
возможность оптимизации принимаемых решений путем их экспертной оценки и моделирования ситуации с помощью современных информационных технологий;
возможность повышения качества предварительного анализа информации и вырабатываемого решения путем использования современных информационных технологий, обеспечивающих интеграцию средств связи, аналитической обработки и визуализации информации;
необходимость обеспечения лиц, вырабатывающих и принимающих решения, достоверной полной информацией по проблеме;
возможность оперативного доступа первого лица ко всей информации, относящейся к вопросу, требующему решения.
В целом можно выделить два типа СЦ: стационарные центры привязаны к конкретным помещениям, где проходят совещания, мобильные центры разворачиваются на месте событий, в конкретном регионе. При локальном обсуждении можно использовать теле- и аудиоконференц-связь с интеллектуальными центрами и местными региональными структурами.
Режимов работы ситуационного центра три. Первый - режим мониторинга, когда центр отслеживает те или иные процессы в конкретной сфере управления, фиксирует показатели, значения, всплески активности в том или ином регионе, отрасли, среди определенных групп населения. Второй - плановый, когда вырабатывается повестка, и группа экспертов формирует доклад с вариантами решения, с "подтягиванием" информации, с разработкой системы моделирования. Третий - режим работы в кризисных ситуациях, когда случается некое событие и нужно собрать необходимую информацию, смоделировать ситуацию, предложить решение и активным образом участвовать в предотвращении разрастания кризисной ситуации.
Для решения стоящих перед
Основным элементом
Необходимыми техническими средствами оснащения СЦ также являются:
- Средства видеоконференц-связи,
- Электронные средства ввода
графических данных: сканеры, цифровые
фото- и видеокамеры. Сюда же
можно отнести и
- Интегрированные системы управления. Подобные системы становятся насущной необходимостью при управлении сложными аппаратными комплексами, где изменение состояния системы требует одновременного переключения множества устройств (коммутаторов, микшеров, источников и т.д.).
- Для организации работы
Несомненно, важнейшим средством является информация, которая размещается в ситуационном центре. Это не только алфавитно-цифровая информация, с которой привыкли иметь дело специалисты (наименование показателя, единицы измерения, количественные значения показателя), но и текстовые, картографические, аудио- и видеобазы данных, цифровые и мультимедийные базы.
Зарубежными экспертами сформулированы пять основных недостатков функционирования ситуационных центров, которые должны быть преодолены новыми технологиями: затруднен доступ к необходимым знаниям, слишком велико время, расходуемое на их поиск; многочисленны и разнородны системы поддержки принятия решений; затруднено сотрудничество людей, работающих над разрешением проблем; теряется ноу-хау сразу же, как только проблема разрешена; не создаются базы лучших практических наработок, что приводит к тому, что каждый новый участник начинает решение проблемы с самого начала. Изложенные выше принципы создания и развития ситуационных центров для органов государственной власти РФ совпадают с принципами, заложенными в системы ситуационных центров за рубежом, и позволяют сформулировать следующие основные направления развития СЦ ОГВ РФ:
- Расширение спектра решаемых
задач: совершенствование
- Создание комплексной системы моделирования.
- Повышение оперативности
- Разработка и внедрение новых систем функционирования: видеоконференций; интерактивного управления видеопрезентацией самим пользователем; создания специализированной базы прецедентов.
- Внедрение новых технологий: переход
на мультиэкранное
- Разработка мобильного
- Внедрение инструментальной
Практическая деятельность юристов на всех этапах ее осуществления связана с процессами принятия решений. Характерной особенностью этих процессов является многочисленность вариантов, допускаемых обстоятельствами рассматриваемой ситуации, из числа которых необходимо выбрать единственное, вполне определенное и максимально обоснованное решение. При этом объем подлежащей обработке исходной информации, как правило, зависит от количества возможных вариантов выбора, а условия задачи могут быть заданы в достаточно громоздком виде. Наконец, для того, чтобы судить, в большей или меньшей степени соответствует ли принятое решение поставленной цели, необходимо иметь возможность количественно оценивать степень достижения цели для каждого принятого варианта.
Возникает необходимость использования в юридических задачах принятия и оценки решений математических методов для оптимизации выполняемых операций. В связи с этим необходимо осуществить математическое описание условий, в которых протекает процесс принятия решения, а также цели его проведения. По существу, эта проблема сводится к реализации математического моделирования ситуации, по которой принимается решение.
Рассмотрим процесс принятия решений на примере одной из наиболее распространенных задач юридической деятельности - квалификации преступлений.
В основном собранная для квалификации преступлений информация хранится и накапливается у субъекта квалификации: доказательственная информация - в протоколах следственных действий и иных процессуальных документах, иная - на различных носителях (книги, папки, карточки и др.). Хранение может осуществляться и на машинных носителях информации*(73).
Субъект квалификации анализирует поступившую к нему и распределенную по тем или иным признакам уголовно-правовую и иную информацию (материалы дела, протоколы и постановления с оценками и выводами дознавателя, следователя) с точки зрения достаточности для принятия того или иного квалификационного решения (о квалификации деяния в целом, о квалификации эпизодов преступной деятельности, деяний отдельных лиц, о наличии или отсутствии того или иного квалификационного признака и др.). При недостаточности уголовно-правовой, доказательственной или иной информации для принятия уголовно-правового решения им определяются направления поиска недостающей информации и вырабатываются дополнительные квалификационные, следственные и иные версии, которые направляются по каналам обратной связи во внешнюю среду (вторичная информация). Информационный процесс повторяется снова и снова до тех пор, пока субъект квалификации преступлений не достигнет поставленных целей и задач.
После получения субъектом
Таким образом, можно констатировать,
что сбор, передача, хранение, переработка
и использование уголовно-