Основы правовой информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:55, доклад

Описание работы

Принятие в 1991 г. Закона "О средствах массовой информации", "Концепции правовой информатизации России" и, наконец, Конституции РФ (1993 г.) ознаменовали переход к интенсивному развитию информационного законодательства России. В результате были разработаны первые системообразующие для этого раздела законодательства нормативные правовые акты. В 1992 г. кафедрой правовой информатики МГЮА было подготовлено первое учебное пособие по курсу "Правовая информатика"*(1), которое переиздавалось в 1993 и в 1996 гг.*(2).

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Таким образом, основным препятствием на пути математического описания правовых норм является неоднозначность понятийного  аппарата юридической науки, которая  многократно возрастает при некритичном  использовании математических средств  для его анализа. Противоречие состоит в том, что без применения математического аппарата невозможно обеспечить полноту и точность правовых исследований, а применение математического аппарата невозможно в условиях существующей неоднозначности понятийного аппарата права.

5.8. Методы теории информации

 

Теорией информации, как уже отмечалось, называется наука, изучающая количественные закономерности, связанные с получением, передачей, обработкой и хранением  информации.

Информация, для того чтобы быть переданной, должна быть закодирована в виде сигналов, с помощью которых информация передается по различным каналам связи. Это привело к необходимости решения задачи повышения эффективности функционирования систем связи. Сложность при проектировании и эксплуатации средств, систем и каналов связи состоит в том, что недостаточно решить задачу с физических и энергетических позиций. С этой точки зрения системы могут быть самыми совершенными и экономичными. Важно кроме этого оценить, какое количество информации может пройти через передающую систему. Результатом явилась необходимость подсчитать, измерить информацию количественно.

В теории информации при вычислении количества информации абстрагируются от смысла информации. Такой подход в точности соответствует задаче канала связи, который должен передать информацию вне зависимости от ее ценности для адресата.

Любое сообщение, с которым мы имеем  дело в теории информации, представляет совокупность сведений о некоторой  физической системе. Например, на вход системы правоохранительных органов поступает сообщение о количестве и видах совершенных преступлений.

Оценка количества информации основывается на законах теории вероятностей и  определяется через вероятность  событий. Сообщение имеет ценность только тогда, когда мы узнаем из него об исходе события, имеющего случайный характер, т.е. исход события заранее не известен. Чем больше интересующее нас событие имеет случайных исходов, тем ценнее сообщение о его результате, тем больше информации содержит данное сообщение. Очевидно, если бы состояние системы было известно заранее, не было бы смысла передавать сообщение.

Поэтому в качестве объекта в  теории информации рассматривается  некоторая физическая система Х, которая случайным образом может  оказаться в том или ином состоянии, т.е. система, которой заведомо присуща некоторая степень неопределенности. Очевидно, чем большая неопределенность присуща системе, тем ценнее полученные сведения.

Что значит "большая" или "меньшая" неопределенность?

Сравним две системы: игральную  кость и монету. Неопределенность первой системы больше, так как больше состояний, в которых она может оказаться.

Однако степень неопределенности определяется не только числом состояний  системы.

Устройство работает в 99% случаев  и не работает в 1%. Имеет два состояния, как и монета, но вероятность состояния предсказать гораздо легче: с большой степенью уверенности мы можем сказать, что устройство работать будет.

Таким образом, степень неопределенности физической системы определяется не только числом ее возможных состояний, но и вероятностями состояний.

В общем случае некоторая физическая система Х может принимать  какое-то конечное число состояний:

х1, х2, х3, ... , хn

с вероятностями

p1, p2, p3, ... , pn

где

pi = P(Х ~ хi),

вероятность того, что система Х  примет состояние хi, т.е. Х ~ хi.

 

Очевидно, что

 

"Формула 1"

 

В качестве меры априорной неопределенности системы в теории информации применяется  специальная характеристика, называемая энтропией.

Энтропией системы называется сумма  произведений вероятностей различных  состояний системы на логарифмы этих вероятностей, взятая с обратным знаком:

 

"Формула 2"

 

Энтропия обладает рядом свойств, оправдывающих ее выбор в качестве характеристики степени неопределенности. Во-первых, она превращается в ноль, когда одно из состояний достоверно, а другие - невозможны. Во-вторых, при заданном числе состояний она превращается в максимум, когда данные состояния равновероятны, а при увеличении числа состояний - увеличивается. Наконец, и это самое главное, она обладает свойством аддитивности, т.е. когда несколько независимых систем объединяются в одну, их энтропии складываются.

Таким образом, в правовой реальности энтропия рассматривается в качестве меры неопределенности состояния всякой правовой системы. Становится ясно, что  в процессе получения сведений неопределенность правовой системы может быть уменьшена; чем больше объем полученных сведений, чем они более содержательны, тем больше будет информации о рассматриваемой системе правового управления, тем менее неопределенным будет ее состояние. Естественно поэтому количество информации измерять уменьшением энтропии той системы, для уточнения состояний которой предназначены сведения.

Рассмотрим некоторую систему  Х, над которой производятся наблюдения, и оценим информацию, получаемую в  результате того, что состояние системы Х становится полностью известным. До получения сведений (априори) энтропия системы была Н(Х); после получения сведений состояние системы полностью определилось, т.е. энтропия стала равной нулю. Обозначим Iх информацию, полученную в результате выяснения состояний системы Х. Она равна уменьшению энтропии:

IX = Н(Х) - 0 или IX = Н(Х),

т.е. количество информации, приобретаемое  при полном выяснении состояний  некой физической системы, равно  энтропии этой системы.

Используя формулу для энтропии, получим следующее представление для количества информации:

 

"Формула 3"

 

Если информация выражена в двоичных единицах, то ей можно дать довольно наглядное истолкование: измеряя  информацию в двоичных единицах, мы условно характеризуем ее числом ответов "да" и "нет", с помощью которых можно приобрести ту же информацию.

Использование современных информационных технологий и вычислительных средств  позволяет рассчитать количество информации в сложных сообщениях и тем  самым оптимизировать информационные процессы, протекающие в социально-правовых системах.

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные методы  правовой информатики.

2. Раскройте содержание системного  подхода, лежащего в основе  большинства методов познания.

3. В чем суть социально-правового  моделирования?

4. Какова роль социально-правового  моделирования в юридических  научных исследованиях?

5. Определите этапы процесса  социально-правового моделирования.

6. Охарактеризуйте содержание кибернетического  метода.

7. В чем заключается метод  формализации?

8. Определите понятие "алгоритм".

9. В чем суть метода алгоритмизации  и программирования?

10. Раскройте содержание семантического  и синтаксического анализа.

11. Какова роль математических  методов при изучении информационных  процессов и систем в правовой  сфере?

12. Охарактеризуйте метод теории  информации.

 

Рекомендуемая литература:

1. Андреев Б.В. Правовая информатика. М.: ИМП, 1998.

2. Гаврилов О.А. Интеллектуальные системы и технологии в правовой сфере//НТИ. Сер. 1. 1993. N 11.

3. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.

4. Информатика для юристов и  экономистов/Под ред. С.В. Симоновича. СПб.: Питер, 2002.

5. Право и информатика. М.: Изд-во  Московского университета, 1990.

6. Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996.

7. Богатов Д.Ф., Богатов Ф.Г., Минаев В.А. Информатика и математика для юристов: Учебное пособие/Под ред. В.А. Минаева. М.: Изд-во ПРИОР, МЮИ МВД Россия, 1998.

6. Государственная политика в информационной сфере

6.1. Основные этапы государственной  политики в информационной сфере

 

Политика (от греч. polis - город-государство  и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и проч.; politika - государственные и общественные дела) - особая форма социальной деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами*(89).

Формирование четкой сбалансированной информационной государственной политики в данной области имеет своей целью формирование российского информационного пространства, развитие системы массовой информации, организацию международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство. При этом настоятельно требуют своего решения проблемы предотвращения вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и деформации структуры международного информационного обмена, обеспечения необходимой государственной поддержки деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок, обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Решение этих проблем невозможно без развития кадрового потенциала, научным и производственным коллективам которого, действующим в области создания средств информатизации, телекоммуникации и связи, нанесен серьезный урон в результате массового ухода из этих коллективов наиболее квалифицированных специалистов. Наметившееся в конце прошлого - начале нового столетия отставание отечественных информационных технологий вынудило федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при создании информационных систем идти по пути закупок импортной техники и привлечения иностранных фирм, из-за чего повысилась вероятность несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и возрастает зависимость России от иностранных производителей компьютерной и телекоммуникационной техники, а также программного обеспечения. В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных информационных систем и международных информационных систем возросли угрозы применения "информационного оружия" против информационной инфраструктуры России.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации с учетом сложившегося положения дел определяет как  безотлагательные для решения следующие  задачи:

разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной  информационной политики России;

разработка методов повышения  эффективности участия государства  в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных  средств массовой информации;

разработка основных направлений  государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;

развитие и совершенствование  системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также системы противодействия этим угрозам;

разработка, принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, обеспечение информационной безопасности Российской Федерации;

гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечения  информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и  телекоммуникационных систем общего и  специального назначения;

разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также сертификации этих систем и средств;

совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, включая механизмы реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, формы и способы реализации правовых норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации;

установление ответственности  должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности;

координация деятельности федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения "информационного оружия";

обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники; создание безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства, создание информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации;

Информация о работе Основы правовой информатики