Основы правовой информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:55, доклад

Описание работы

Принятие в 1991 г. Закона "О средствах массовой информации", "Концепции правовой информатизации России" и, наконец, Конституции РФ (1993 г.) ознаменовали переход к интенсивному развитию информационного законодательства России. В результате были разработаны первые системообразующие для этого раздела законодательства нормативные правовые акты. В 1992 г. кафедрой правовой информатики МГЮА было подготовлено первое учебное пособие по курсу "Правовая информатика"*(1), которое переиздавалось в 1993 и в 1996 гг.*(2).

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Для решения вопросов в области  правовой информации 25 июня 1975 г. было издано постановление Совета Министров СССР за N 58 о создании Научного центра правовой информации (НЦПИ). Он был первой в стране организацией, решающей на современном научно-техническом уровне проблемы поиска правовой информации, кодификации законодательства, повышения уровня законодательной техники, приведения ведомственных нормативных актов в соответствие с союзным законодательством.

На НЦПИ приказом Министра юстиции  СССР с 1 июля 1977 г. возлагалась обязанность приема на государственный учет правовых актов. Центр осуществлял централизованный сбор и регистрацию этих актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и предоставление комплексной информации о них. Для обеспечения полноты и правильности государственного учета НЦПИ с этого времени оказывает министерствам и ведомствам СССР методическую помощь по вопросам государственного учета принимаемых ими нормативных актов. В целях систематизации и совершенствования законодательства ЦК КПСС, Президиумом Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР в марте 1978 г. было принято совместное постановление об издании в 1981-1985 годах Свода законов СССР. Значительная роль в организации этой работы отводилась НЦПИ.

Сегодня НЦПИ осуществляет информационно-правовое обеспечение центрального аппарата и учреждений Минюста России, федеральных органов исполнительной власти, судебных органов и др. Научный центр правовой информации выступает как головное учреждение по вопросам правовой информатизации в Министерстве юстиции РФ.

Научный Центр правовой информации - государственное учреждение, имеющее наибольший в России опыт работы по автоматизированной обработке правовой информации. С начала 1990-х гг. в НЦПИ создается база нормативных актов "Эталон", а затем и Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Сегодня программный комплекс "Эталон Плюс" представляет собой полнотекстовую базу данных по действующему российскому законодательству. В "Эталон" входят более 200 000 текстов действующих нормативных актов в контрольном состоянии, среди них: законы и постановления Федерального Собрания Российской Федерации; указы и распоряжения Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти; международные договоры и соглашения, а также другие нормативные акты межгосударственного характера; действующие нормативные акты бывшего СССР.

Программный комплекс "Эталон Плюс" содержит разделы:

Федеральное законодательство - нормативные  акты высшего представительного  и законодательного органа Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, актов межгосударственного характера Содружества Независимых Государств, бывшего СССР, законодательные акты субъектов Российской Федерации;

Законодательство Москвы;

Законодательство Московской области.

Программный комплекс "Эталон Плюс" предназначен для:

информационного обеспечения деятельности центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и государственных учреждений, НЦПИ и его филиалов в субъектах Российской Федерации;

автоматизации основных технологических  процессов ведения Федерального регистра нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации  и фонда актов федерального законодательства на основе использования современных информационных технологий распределенной обработки данных;

формирования и ведения единого  банка данных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации  на основе информации субъектов Российской Федерации, поступающей в центральный аппарат Минюста России;

использования в качестве информационно-технической  системы по законодательству в органах  государственной власти, правоохранительных органах и других организациях и  учреждениях.

В 2001 г. во исполнение Указа Президента РФ от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" и постановления Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. N 904 "Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" Министерством юстиции Российской Федерации разработана автоматизированная подсистема "Федеральный регистр" единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения.

Система ведения Федерального регистра основана на использовании распределенной базы данных Регистра, представляющей собой совокупность региональных баз  данных отдельных структурных единиц, связанных между собой в иерархическую  систему.

Взаимодействие между региональными массивами и их синхронизация осуществляется посредством пакетов обновлений. Прием и учет обновлений, создаваемых субъектами Российской Федерации с целью пополнения информационного массива нормативных правовых актов с использованием каналов связи и электронной почты сети Интернет, ведется ежедневно.

В фонде НЦПИ содержится огромное количество правовой информации на бумажных носителях:

45 025 нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти бывшего Союза ССР;

1800 ведомственных нормативных правовых  актов бывшего Союза ССР;

45 000 нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти;

более 7670 нормативных правовых актов  органов исполнительной власти Российской Федерации, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Имеются также нормативные правовые акты органов судебной власти.

В фонде бумажных носителей представлены нормативные правовые акты, принятые законодательной и исполнительной властью г. Москвы.

Также в фонде имеются нормативные правовые акты бывшего Союза ССР и РСФСР, переплетенные по источникам опубликования: Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР с 1917 г.; Собрание законов и распоряжений СССР с 1924 г.; Собрание постановлений Правительства СССР с 1938 г.; Ведомости Верховного Совета СССР с 1954 г.

В этом же фонде имеются нормативные  правовые акты Союза ССР и РСФСР: Постановления Совета Министров  РСФСР с 1955 г.; Законы и Указы СССР с 1938 г.; Сборник Законов СССР с 1938 г.; Протокольные Постановления Совета Народных Комиссаров СССР с 1923 г.; Постановления Совета Народных Комиссаров СССР с 1935 г.; Протоколы Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР с 1935 г.; Постановления Экономического Совета при Совете Народных Комиссаров СССР с 1930 г.; Постановления Совета Министров СССР с 1946 г.; Распоряжения Совета Министров СССР с 1924 г.; Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы с 1958 г.; Бюллетени Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы с 1978 г.; Бюллетени финансового и хозяйственного законодательства СССР с 1925 г.; Бюллетени Всесоюзного Центра Совета Профессиональных Союзов с 1929 г.; Сборники финансового и хозяйственного законодательства с 1941 г.; Постановления Министерства финансов СССР с 1946 г.; Постановления Совета труда и обороны СССР с 1923 г.; Распоряжения и Постановления Высшего Совета народного хозяйства СССР с 1963 г.; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР; Ведомости Верховного Совета РСФСР с 1972 г.

А также в Фонде представлены Своды законов республик СССР.

В современном разделе фонда  НЦПИ имеется библиотека источников опубликования нормативных правовых актов за последние 5 лет: "Российская газета", "Парламентская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации", "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", "Тверская, 13", "Вестник мэра и Правительства Москвы".

Деятельность Министерства юстиции  РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные  стандарты и нормы, применяемые  в этой области. Информационные системы  Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач планирования государственной социально-экономической политики.

 

Контрольные вопросы

1. Какова роль современных информационных  технологий в правотворческой деятельности?

2. Сформулируйте основные направления  использования информационных систем  в правотворческой деятельности.

3. Приведите примеры информационных  систем, используемых в правотворческой деятельности.

4. Каковы возможности современных  информационных систем при систематизации  законодательства?

5. Какова роль информационных  систем Министерства юстиции  РФ в правотворческой деятельности?

6. Какова роль информационных систем Министерства юстиции РФ в налаживании международного информационного обмена?

7. Какие информационные системы  созданы и функционируют в  Научном центре правовой информации?

8. Охарактеризуйте состав информационного  фонда НЦПИ.

 

Рекомендуемая литература:

1. Введение в правовую информатику.  Учебное пособие/Под ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. М., 1999.

2. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.

3. Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. М., 1998.

4. Жиров М.В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Федерации ФСРФ//НТИ. Сер. 1. 1999. N 1. С. 1, 2.

5. Морозов А.В. Система правовой информации Минюста России. М., 1999.

6. Пашин С.А., Косовец А.А. Экспертные системы в области правосудия и законотворчества: опыт и перспективы//НТИ. Сер. 1. 1992. N 10, 11.

7. Правовая информатика в компьютерных  технологиях/Под ред. А.М. Коркина. Программный комплекс ЮСИС. Версия 7.4. М.: Финансы и статистика, 1998.

8. Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996.

8. Информатизация правоприменительной  и правоохранительной деятельности

8.1. Концепция информатизации судов  общей юрисдикции

 

Текущий уровень информатизации судов до 1999 г. определялся, прежде всего, результатами работ, выполненных по заказам Минюста России в рамках Программы информатизации судов и органов юстиции на 1996-1997 годы, одобренной постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 марта 1996 г. Оснащение судов разрозненными средствами вычислительной техники и большой процент (в среднем - 64%) устаревших компьютеров затруднял, а иногда делал невозможным увязку процессов обмена информацией в электронном виде. Значительная часть районных судов, оснащенных морально устаревшими компьютерами, не имела возможности использовать средства новых информационных технологий. Содержание баз данных правовой информации, используемых в судах, не учитывало в достаточной степени специфику потребностей судей и аппаратов судов в этой информации*(109).

В ряду перспективных технологий, настоятельно требующих внедрения  в процесс информатизации судов, выделяются технологии протоколирования судебных заседаний и использования  средств "видеоконференц-связи". Стимулом для развития и внедрения технологий видеоконференц-связи, предназначенных для использования при рассмотрении уголовных дел в кассационном порядке, явилось Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1998 г. N 27-П. Этим Постановлением было признано не соответствующим Конституции РФ положение ч. 2 ст. 335 УПК РСФСР, предоставляющее право судам принимать окончательное решение по делу, не предоставляя осужденным возможности знакомиться с материалами судебного заседания, а также изложить суду свою позицию по рассматриваемым им вопросам. Очевидно, что технологии видеоконференц-связи имеют такие преимущества, как ускорение процесса судопроизводства и экономия средств за счет уменьшения затрат на перевозку подсудимых в здание суда и их конвоирования.

В указанный период становится особо  актуальной проблема телекоммуникационного  обеспечения информационного взаимодействия судов с органами государственной  власти, адвокатурой и правоохранительными  органами Российской Федерации.

Пути решения указанных проблем нашли свое отражение в разработанной в 1999 г. Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, получившей одобрение у судейского сообщества, что отражено в постановлении Совета судей Российской Федерации от 29 октября 1999 г.

Концепция предусматривает создание единой информационной инфраструктуры судов с поэтапным развертыванием Федерального центра информатизации (ФЦИ), межрегиональных (МРЦ) и региональных центров (РЦ) внедрения информационных технологий. Указанные выше центры планируется создавать преимущественно на базе территориальных управлений Судебного департамента или отдельных судов субъектов Федерации (судов областного уровня), имеющих необходимые для этого ресурсы и опыт информатизации. В этих центрах создаются группы высококвалифицированных специалистов для внедрения новых компьютерных технологий в деятельность судов, а также сопровождения эксплуатации и развития этих технологий в зоне своей ответственности. Приоритетным направлением деятельности центров является тиражирование информационных технологий, апробированных в судах, и обучение персонала судов этим технологиям.

Совет судей Российской Федерации 29 апреля 2000 г. принял постановление "О поэтапном развертывании Федерального и региональных центров внедрения информационных технологий Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации". Постановление определяет первоочередные шаги по созданию центров внедрения информационных технологий.

Информация о работе Основы правовой информатики