Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:55, доклад
Принятие в 1991 г. Закона "О средствах массовой информации", "Концепции правовой информатизации России" и, наконец, Конституции РФ (1993 г.) ознаменовали переход к интенсивному развитию информационного законодательства России. В результате были разработаны первые системообразующие для этого раздела законодательства нормативные правовые акты. В 1992 г. кафедрой правовой информатики МГЮА было подготовлено первое учебное пособие по курсу "Правовая информатика"*(1), которое переиздавалось в 1993 и в 1996 гг.*(2).
Для решения вопросов в области правовой информации 25 июня 1975 г. было издано постановление Совета Министров СССР за N 58 о создании Научного центра правовой информации (НЦПИ). Он был первой в стране организацией, решающей на современном научно-техническом уровне проблемы поиска правовой информации, кодификации законодательства, повышения уровня законодательной техники, приведения ведомственных нормативных актов в соответствие с союзным законодательством.
На НЦПИ приказом Министра юстиции СССР с 1 июля 1977 г. возлагалась обязанность приема на государственный учет правовых актов. Центр осуществлял централизованный сбор и регистрацию этих актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и предоставление комплексной информации о них. Для обеспечения полноты и правильности государственного учета НЦПИ с этого времени оказывает министерствам и ведомствам СССР методическую помощь по вопросам государственного учета принимаемых ими нормативных актов. В целях систематизации и совершенствования законодательства ЦК КПСС, Президиумом Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР в марте 1978 г. было принято совместное постановление об издании в 1981-1985 годах Свода законов СССР. Значительная роль в организации этой работы отводилась НЦПИ.
Сегодня НЦПИ осуществляет информационно-правовое обеспечение центрального аппарата и учреждений Минюста России, федеральных органов исполнительной власти, судебных органов и др. Научный центр правовой информации выступает как головное учреждение по вопросам правовой информатизации в Министерстве юстиции РФ.
Научный Центр правовой информации - государственное учреждение, имеющее наибольший в России опыт работы по автоматизированной обработке правовой информации. С начала 1990-х гг. в НЦПИ создается база нормативных актов "Эталон", а затем и Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Сегодня программный комплекс "Эталон Плюс" представляет собой полнотекстовую базу данных по действующему российскому законодательству. В "Эталон" входят более 200 000 текстов действующих нормативных актов в контрольном состоянии, среди них: законы и постановления Федерального Собрания Российской Федерации; указы и распоряжения Президента Российской Федерации; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти; международные договоры и соглашения, а также другие нормативные акты межгосударственного характера; действующие нормативные акты бывшего СССР.
Программный комплекс "Эталон Плюс" содержит разделы:
Федеральное законодательство - нормативные акты высшего представительного и законодательного органа Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, актов межгосударственного характера Содружества Независимых Государств, бывшего СССР, законодательные акты субъектов Российской Федерации;
Законодательство Москвы;
Законодательство Московской области.
Программный комплекс "Эталон Плюс" предназначен для:
информационного обеспечения деятельности центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов, подведомственных федеральных служб и государственных учреждений, НЦПИ и его филиалов в субъектах Российской Федерации;
автоматизации основных технологических процессов ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и фонда актов федерального законодательства на основе использования современных информационных технологий распределенной обработки данных;
формирования и ведения
использования в качестве информационно-технической системы по законодательству в органах государственной власти, правоохранительных органах и других организациях и учреждениях.
В 2001 г. во исполнение Указа Президента
РФ от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных
мерах по обеспечению единства правового
пространства Российской Федерации"
и постановления Правительства РФ от 29
ноября 2000 г. N 904 "Об утверждении Положения
о порядке ведения федерального регистра
нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации" Министерством
юстиции Российской Федерации разработана
автоматизированная подсистема "Федеральный
регистр" единой системы информационно-
Система ведения Федерального регистра
основана на использовании распределенной
базы данных Регистра, представляющей
собой совокупность региональных баз
данных отдельных структурных единиц,
связанных между собой в
Взаимодействие между региональными массивами и их синхронизация осуществляется посредством пакетов обновлений. Прием и учет обновлений, создаваемых субъектами Российской Федерации с целью пополнения информационного массива нормативных правовых актов с использованием каналов связи и электронной почты сети Интернет, ведется ежедневно.
В фонде НЦПИ содержится огромное количество правовой информации на бумажных носителях:
45 025 нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти бывшего Союза ССР;
1800 ведомственных нормативных
45 000 нормативных правовых актов органов законодательной и исполнительной власти;
более 7670 нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Имеются также нормативные правовые акты органов судебной власти.
В фонде бумажных носителей представлены
нормативные правовые акты, принятые
законодательной и
Также в фонде имеются нормативные правовые акты бывшего Союза ССР и РСФСР, переплетенные по источникам опубликования: Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР с 1917 г.; Собрание законов и распоряжений СССР с 1924 г.; Собрание постановлений Правительства СССР с 1938 г.; Ведомости Верховного Совета СССР с 1954 г.
В этом же фонде имеются нормативные правовые акты Союза ССР и РСФСР: Постановления Совета Министров РСФСР с 1955 г.; Законы и Указы СССР с 1938 г.; Сборник Законов СССР с 1938 г.; Протокольные Постановления Совета Народных Комиссаров СССР с 1923 г.; Постановления Совета Народных Комиссаров СССР с 1935 г.; Протоколы Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР с 1935 г.; Постановления Экономического Совета при Совете Народных Комиссаров СССР с 1930 г.; Постановления Совета Министров СССР с 1946 г.; Распоряжения Совета Министров СССР с 1924 г.; Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы с 1958 г.; Бюллетени Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы с 1978 г.; Бюллетени финансового и хозяйственного законодательства СССР с 1925 г.; Бюллетени Всесоюзного Центра Совета Профессиональных Союзов с 1929 г.; Сборники финансового и хозяйственного законодательства с 1941 г.; Постановления Министерства финансов СССР с 1946 г.; Постановления Совета труда и обороны СССР с 1923 г.; Распоряжения и Постановления Высшего Совета народного хозяйства СССР с 1963 г.; Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР; Ведомости Верховного Совета РСФСР с 1972 г.
А также в Фонде представлены Своды законов республик СССР.
В современном разделе фонда
НЦПИ имеется библиотека источников
опубликования нормативных
Деятельность Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные стандарты и нормы, применяемые в этой области. Информационные системы Министерства юстиции РФ строятся с учетом перспективы интеграции в различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции согласовываться с решением задач планирования государственной социально-экономической политики.
Контрольные вопросы
1. Какова роль современных
2. Сформулируйте основные
3. Приведите примеры
4. Каковы возможности
5. Какова роль информационных
систем Министерства юстиции
РФ в правотворческой
6. Какова роль информационных систем Министерства юстиции РФ в налаживании международного информационного обмена?
7. Какие информационные системы
созданы и функционируют в
Научном центре правовой
8. Охарактеризуйте состав
Рекомендуемая литература:
1. Введение в правовую
2. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000.
3. Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. М., 1998.
4. Жиров М.В. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Федерации ФСРФ//НТИ. Сер. 1. 1999. N 1. С. 1, 2.
5. Морозов А.В. Система правовой информации Минюста России. М., 1999.
6. Пашин С.А., Косовец А.А. Экспертные системы в области правосудия и законотворчества: опыт и перспективы//НТИ. Сер. 1. 1992. N 10, 11.
7. Правовая информатика в
8. Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. М.: Юристъ, 1996.
Текущий уровень информатизации судов до 1999 г. определялся, прежде всего, результатами работ, выполненных по заказам Минюста России в рамках Программы информатизации судов и органов юстиции на 1996-1997 годы, одобренной постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 марта 1996 г. Оснащение судов разрозненными средствами вычислительной техники и большой процент (в среднем - 64%) устаревших компьютеров затруднял, а иногда делал невозможным увязку процессов обмена информацией в электронном виде. Значительная часть районных судов, оснащенных морально устаревшими компьютерами, не имела возможности использовать средства новых информационных технологий. Содержание баз данных правовой информации, используемых в судах, не учитывало в достаточной степени специфику потребностей судей и аппаратов судов в этой информации*(109).
В ряду перспективных технологий, настоятельно требующих внедрения в процесс информатизации судов, выделяются технологии протоколирования судебных заседаний и использования средств "видеоконференц-связи". Стимулом для развития и внедрения технологий видеоконференц-связи, предназначенных для использования при рассмотрении уголовных дел в кассационном порядке, явилось Постановление Конституционного Суда РФ от 10 декабря 1998 г. N 27-П. Этим Постановлением было признано не соответствующим Конституции РФ положение ч. 2 ст. 335 УПК РСФСР, предоставляющее право судам принимать окончательное решение по делу, не предоставляя осужденным возможности знакомиться с материалами судебного заседания, а также изложить суду свою позицию по рассматриваемым им вопросам. Очевидно, что технологии видеоконференц-связи имеют такие преимущества, как ускорение процесса судопроизводства и экономия средств за счет уменьшения затрат на перевозку подсудимых в здание суда и их конвоирования.
В указанный период становится особо
актуальной проблема телекоммуникационного
обеспечения информационного
Пути решения указанных проблем нашли свое отражение в разработанной в 1999 г. Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, получившей одобрение у судейского сообщества, что отражено в постановлении Совета судей Российской Федерации от 29 октября 1999 г.
Концепция предусматривает создание
единой информационной инфраструктуры
судов с поэтапным
Совет судей Российской Федерации 29 апреля 2000 г. принял постановление "О поэтапном развертывании Федерального и региональных центров внедрения информационных технологий Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации". Постановление определяет первоочередные шаги по созданию центров внедрения информационных технологий.