Основы правовой информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:55, доклад

Описание работы

Принятие в 1991 г. Закона "О средствах массовой информации", "Концепции правовой информатизации России" и, наконец, Конституции РФ (1993 г.) ознаменовали переход к интенсивному развитию информационного законодательства России. В результате были разработаны первые системообразующие для этого раздела законодательства нормативные правовые акты. В 1992 г. кафедрой правовой информатики МГЮА было подготовлено первое учебное пособие по курсу "Правовая информатика"*(1), которое переиздавалось в 1993 и в 1996 гг.*(2).

Файлы: 1 файл

1.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Подсистема "Связь и передача данных" представляет современную телекоммуникационную среду для обеспечения достоверной, надежной и оперативной передачи данных между комплексами средств автоматизации ГАС "Правосудие" всех уровней;

Подсистема "Судебная экспертиза" предназначена для повышения  эффективности информационного взаимодействия пользователей ГАС "Правосудие" всех ее уровней при автоматизации судебно-экспертной деятельности судов общей юрисдикции в части удовлетворения соответствующих информационных запросов судей, их помощников, сотрудников аппарата судов и иных пользователей подсистемы;

Подсистема "Судебное делопроизводство и статистика" создана с целью  предоставления пользователям средств  формирования, анализа и интеграции информационных массивов данных, возникающих  в процессе судопроизводства в судах  общей юрисдикции, формирования и анализа массивов данных судебной статистики, фиксации хода судебного разбирательства, а также автоматизации процессов регистрации, сбора и хранения информации о лицах, привлеченных к уголовной ответственности и в отношении которых вынесены судебные постановления, вступившие в законную силу;

Подсистема "Судебное сообщество" предназначена для автоматизации  информационных процессов, связанных  с документационным обеспечением управления деятельности органов судебного  сообщества;

Подсистема "Управление и контроль функционирования" предназначена для обеспечения централизованного управления распределенными компонентами комплексов средств автоматизации и оперативного получения данных о текущем состоянии узлов вычислительной сети объектов информатизации ГАС "Правосудие" для выявления и устранения нештатных ситуаций;

Подсистема "Финансы" предназначена  для автоматизации деятельности подразделений Судебного департамента, управлений Судебного департамента в субъектах Федерации (округах), осуществляемой ими в процессе управления бюджетными средствами, на основе единого правового, методологического и информационного пространства.

В период с 31 октября по 20 ноября 2006 г. проходила работа Государственной комиссии по приемке работ по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие". Комиссия сделала следующие выводы: "Созданная Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие" с положительными результатами прошла проверки и готова к постоянной эксплуатации. Основные этапы и мероприятия федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России (на 2002-2006 годы)" в части информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ выполнены".

Комиссия рекомендовала предусмотреть при передаче ГАС "Правосудие" в постоянную эксплуатацию создать организационно-штатные структуры на всех уровнях системы судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, выполняющие полноценные функции по использованию ГАС "Правосудие", обеспечению информационной безопасности в автоматизированной системе, а также по организации эксплуатации, обучения пользователей системы, сервисного и технического обслуживания ГАС "Правосудие". Кроме того, было рекомендовано для повышения эффективности использования внедряемых технологических решений, формирования и обеспечения безопасности информационных накоплений, разработать соответствующую правовую и нормативную базу ГАС "Правосудие".

Итогам работ по реализации мероприятий  по информатизации судов и задачам дальнейшего развития данного направления посвящено постановление Совета судей Российской Федерации от 30 ноября 2006 г. N 170 "О реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы по информатизации судов общей юрисдикции и задачах в свете федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы".

В нем отмечается, что в ходе выполнения мероприятий Программы  по созданию ГАС "Правосудие" и  формированию информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента общая численность компьютеров увеличилась более чем в 4 раза и достигла почти 60 тыс. единиц, что составляет около 100%-ной компьютеризации судов общей юрисдикции в объемах, обозначенных Программой по состоянию на 2002 год, более половины из них объединены в локальные вычислительные сети. Вместе с тем значительное увеличение штатной численности судей и работников аппаратов судов, прошедшее за 5 лет, потребовало создания дополнительных автоматизированных рабочих мест, в связи с чем в областных и равных им судах фактическая обеспеченность компьютерной техникой составляет 95%, а в районных судах - 60%.

Комплексы средств автоматизации  системы ГАС "Правосудие" сформированы во всех республиканских, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах, во всех территориальных органах Судебного департамента, в более чем 700 районных судах (с большим количественным составом судей), в большинстве гарнизонных военных судов.

Все суды областного уровня, территориальные  органы Судебного департамента, более  половины районных судов имеют устойчивый доступ в Интернет.

Началось создание ведомственной  системы связи и передачи данных, обеспечивающей формирование единого информационно-телекоммуникационного пространства.

Практически все суды областного уровня оснащены системами видеоконференц-связи  для проведения кассационных процессов  с участием осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, для чего оборудованы 143 зала судов и 161 помещение изоляторов.

На основе подсистемы "Интернет-портал ГАС "Правосудие" обеспечивается представительство всех судов общей  юрисдикции в публичной информационной сети Интернет.

В настоящее время в Российской Федерации не осталось ни одного суда общей юрисдикции, не имеющего средств  автоматизации судопроизводства на базе компьютерного оборудования.

В Постановлении также отмечается, что в результате реализации Программы:

разработаны системный подход и единая политика решения задачи информатизации судов,

заложена основа для формирования единого информационного пространства всех федеральных судов общей  юрисдикции и системы Судебного департамента и материально-технической базы ГАС "Правосудие",

созданы условия для формирования и накопления информационных ресурсов судебной практики и банков судебных решений,

обеспечено представительство  судов общей юрисдикции в Интернете.

Таким образом, задачи по информатизации судов общей юрисдикции в объемах, обозначенных федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России" на 2004-2006 годы, выполнены.

Следующим этапом ГАС "Правосудие", в свете федеральной целевой  программы "Развитие судебной системы  России" на 2007-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583, должно стать создание единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента с целью оперативного представления информации о деятельности судов общей юрисдикции, обеспечения доступности и прозрачности российского правосудия. Развитие дополнительных функциональных возможностей ГАС "Правосудие" и мероприятий, направленных на соблюдение требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации, должны привести к повышению доверия граждан судебной системе России в целом.

В целях обеспечения функционирования ГАС "Правосудие" и информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента в 2007-2011 гг. должны быть выполнены следующие основные мероприятия:

обеспечение функционирования ГАС "Правосудие" и ее использования во всех судах  общей юрисдикции и органах Судебного  департамента;

формирование, сопровождение и обеспечение авторизованного доступа к информационным ресурсам судов общей юрисдикции, банкам судебных решений;

формирование постоянно действующей  системы эксплуатации и технического обслуживания, ремонта, восстановления программно-технических средств;

развитие дополнительных функциональных возможностей ГАС "Правосудие" и  мероприятий с целью соблюдения требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства  в свободном обмене информацией  и необходимыми ограничениями на распространение информации;

кадровое обеспечение функционирования и развития ГАС "Правосудие".

8.2. Информатизация Прокуратуры

 

Деятельность прокурора включает в себя: надзор за расследованием уголовных  дел; поддержание обвинения по уголовным  делам и участие в рассмотрении гражданских дел судами; надзор за исполнением законов и законностью правовых актов; разрешение большого количества жалоб и заявлений граждан и другие аспекты. Очевидно, что содержание прокурорского надзора по всем его направлениям непосредственно связано с анализом разнообразной информации. Чем более полная и достоверная информация находится в распоряжении прокурора, тем выше вероятность принятия верного решения, причем закон отводит прокурору определенное, а зачастую весьма ограниченное время для выбора решения.

Проведение этой работы эффективно и на должном уровне невозможно без  использования современных информационных технологий.

Основными целями информатизации прокуратуры  являются*(111):

1) качественное расширение возможностей анализа состояния законности и правопорядка, защиты прав и интересов граждан путем расширения номенклатуры учетных показателей, систематизации и обобщения накопленной информации;

2) повышение достоверности обрабатываемой  информации за счет автоматизированного сопоставления и контроля однотипных данных, полученных из разных источников;

3) упрощение существующей системы  делопроизводства, главным образом  за счет упорядочения документооборота;

4) обеспечение поддержки принятия  решений по основным направлениям деятельности прокуратуры, заключающейся в реализации единой методологии автоматизированного сбора, учета, интегрированного хранения и многоцелевой обработки информации, необходимой для решения всех типов функциональных задач;

5) освобождение сотрудников прокуратуры от рутинного непроизводительного труда, улучшение их информированности;

6) значительное сокращение сроков  обработки информации и обеспечение высокой оперативности требуемых сведений;

7) использование ЭВМ для обеспечения  некоторых контрольных функций за соблюдением сроков исполнения различных документов, разрешаемых сотрудниками прокуратуры.

В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной  прокуратуре РФ на основе методологии системного структурного анализа разработана также Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура)*(112).

Целью данной программы является создание на всей территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной среды, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.

Единая информационная среда создается для органов прокуратуры, распределенных по всей территории России и образующих трехуровневую систему:

1 уровень - Генеральная прокуратура  РФ;

2 уровень - прокуратуры республик  в составе Российской Федерации;  прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей;

3 уровень - прокуратуры городов  и районов; специализированные  прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.

В рамках создания АСИО-Прокуратура  Программой предусматривается решение  следующих основных задач:

организация автоматизированных рабочих  мест (АРМ) по каждому виду деятельности органов прокуратуры и формирование локальных проблемно-ориентированных баз данных и программно-технических средств для решения определенной логически полной группы задач по каждому направлению деятельности (надзору за исполнением законов, защите прав и свобод граждан, расследованию преступлений и др.);

объединение локальных баз данных на каждом из уровней управления (районном, межрайонном, городском, областном, республиканском, федеральном) в интегрированный  банк данных и формирование программно-технических  средств, обеспечивающих возможность коллективного использования данных, содержащихся в интегрированном банке;

объединение вычислительных и информационных ресурсов органов прокуратуры в  единую информационно-вычислительную сеть с адаптацией к существующей в стране информационной инфраструктуре;

обеспечение информационного взаимодействия с автоматизированными информационными  системами и базами данных, созданными в органах государственной власти и управления, министерствах и  ведомствах правовой сферы, других министерствах  и ведомствах.

В рамках реализации АСИО-Прокуратура сегодня созданы и развиваются следующие информационные технологии и системы.

Информационные системы в сфере  делопроизводства представлены в настоящее  время автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими те или  иные направления работы с документами, которые могут действовать и в составе локальной вычислительной сети.

Информация о работе Основы правовой информатики