Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:55, доклад
Принятие в 1991 г. Закона "О средствах массовой информации", "Концепции правовой информатизации России" и, наконец, Конституции РФ (1993 г.) ознаменовали переход к интенсивному развитию информационного законодательства России. В результате были разработаны первые системообразующие для этого раздела законодательства нормативные правовые акты. В 1992 г. кафедрой правовой информатики МГЮА было подготовлено первое учебное пособие по курсу "Правовая информатика"*(1), которое переиздавалось в 1993 и в 1996 гг.*(2).
Система "Учеты" позволит следователю
подготовить запрос на необходимый
ему уровень централизации
Эта система обеспечивает также
подготовку сопроводительных писем
при направлении учетных
АИСС "Планирование" предлагает
пользователю перечень шаблонов документов,
соответствующих требованиям
Эта система учитывает различные ситуации по расследуемому преступлению, например планирование расследования преступления:
а) по одноэпизодному делу с одним обвиняемым;
б) по многоэпизодному делу с одним обвиняемым;
в) по одноэпизодному делу с несколькими обвиняемыми;
г) по многоэпизодному делу с несколькими обвиняемыми.
Заполненные шаблоны могут храниться в виде твердых копий или обрабатываться в рамках АИСС. В этом случае следователь будет получать уведомления об истечении контролируемых им сроков (например, сроков предварительного следствия, выполнения допросов, отдельных поручений органу дознания и др.).
Для повышения эффективности
Третий блок автоматизированной системы "АРМ-следователя" - "Ведение уголовного дела" предназначен для информационно-аналитического сопровождения деятельности следователя при расследовании уголовных дел, находящихся у него в производстве. По каждому уголовному делу (и даже по отдельному эпизоду) можно получить установочные данные: обвиняемых, потерпевших, свидетелей и иных субъектов процесса предварительного следствия; получить сведения обо всех проведенных следственных действиях по делу и дате их проведения. Система позволяет в автоматизированном режиме контролировать сроки предварительного следствия, содержания обвиняемых под стражей, выполнения плана расследования и др.
Подготовка и систематизированное хранение документов следственных действий в рамках уголовного дела позволит, используя шаблоны документов, получать твердые копии процессуальных документов для помещения в уголовное дело, а также хранить эти документы на магнитных носителях, что обеспечит не только быстроту их отыскания, но и неоднократность использования (например, при подготовке обвинительного заключения). Следует отметить, что использование в "АРМ-следователя" системы паролей должно обеспечивать защиту информации по уголовным делам, находящуюся на магнитном носителе, от несанкционированного доступа.
Созданные и разрабатываемые в рамках "АРМ-следователя" автоматизированные системы являются системами открытого типа, т.е. позволяют включать по мере создания дополнительные функциональные подсистемы или комплексы задач, включать в уже функционирующие системы новые документы, а также корректировать имеющиеся документы.
Развитие системы
централизованное оснащение
создание информационно-
обеспечение на этой базе выхода во внешние информационные системы;
внедрение информационно-аналитических технологий в деятельность прокуратуры, в частности, создание электронных носителей по применению норм УПК РФ.
Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественного порядка на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперработников, участковых инспекторов милиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения:
о правонарушителях и преступниках;
о владельцах автомототранспортных средств;
о владельцах огнестрельного оружия;
о событиях и фактах криминального xapaктера, правонарушениях;
о похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата;
а также другая информация, подлежащая хранению.
Службы и подразделения
о силах и средствах, которыми располагает орган;
о результатах их деятельности.
Перечисленные выше сведения используются при организации работы подразделений и принятии практических мер по борьбе с преступностью и правонарушениями.
В информационном обеспечении органов внутренних дел центральное место занимают учеты, которые используются для регистрации первичной информации о преступлениях и лицах, их совершивших.
Учет - это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах.
Учет подведомственных МВД России преступлений охватывает 95% криминальных проявлений и дает достаточно полную картину оперативной обстановки в стране и ее регионах.
В целом по России в последние годы с помощью информации, содержащейся в учетах, раскрывается от 19 до 23% совершаемых преступлений, или почти каждое четвертое от общего числа по линии уголовного розыска.
В СССР в 1961 г. была введена Инструкция по учетам в органах внутренних дел. При МВД СССР в 1971 г. был создан Главный научный информационный центр управления информацией (ГНИЦУИ), впоследствии переименованный в Главный информационный центр (ГИЦ), а в МВД, УВД были созданы информационные центры (ИЦ).
Главный информационный центр - самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной информации в системе МВД России. На него возложена задача обеспечения органов и учреждений внутренних дел различной информацией - статистической, розыскной, оперативно-справочной, криминалистической, производственно-экономической, научно-технической, архивной. Это уникальные, многопрофильные централизованные массивы информации, в целом насчитывающие около 50 млн. учетных документов.
В пофамильной оперативно-
Информационные центры МВД, УВД
являются важнейшим звеном в системе
информационного обеспечения
Информационные центры являются головными подразделениями в системе МВД, УВД, УВТД в области информатизации: обеспечении статистической, оперативно-справочной, оперативно-розыскной, криминалистической, архивной и иной информацией, а также компьютеризации и построения региональных информационно-вычислительных сетей и интегрированных банков данных. Информационные центры выполняют возложенные на них обязанности в тесном взаимодействии с подразделениями аппаратов МВД, УВД, УВТД и горрайлинорганами, а также ГИЦ МВД России.
С помощью учетов получается информация, которая помогает в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, розыске преступников, установлении личности неизвестных граждан и принадлежности изъятого имущества. Они формируются в горрайлинорганах, ИЦ МВД, ГУВД, УВД по территориальному (региональному) принципу и образуют федеральные учеты ГИЦ МВД России. Кроме того, учеты имеются в паспортных аппаратах.
Наряду с учетами в органах
внутренних дел ведутся экспертно-
Накапливаемая в учетах, коллекциях и картотеках оперативно-справочная, розыскная и криминалистическая информация именуется криминальной.
Учеты классифицируются по функциональному и объектовому признакам.
Функционально учеты разделяются на три группы: оперативно-справочные, розыскные, криминалистические.
По объектовому признаку учеты разделяют на лиц, преступлений (правонарушений), предметов.
Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируется в горрайлинорганах. Часть ее оседает на месте, а другая - направляется в ИЦ и ГИЦ для формирования единого банка данных.
Информационная база системы МВД построена на принципе централизации учетов. Ее составляют оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, УВД, УВДТ, и локальные учеты горрайлинорганов. В целом их массивы оцениваются примерно в 250-300 млн. учетных документов.
Централизованные оперативно-
судимость, место и время отбывания наказания, дата и основание освобождения;
перемещение осужденных;
смерть в местах лишения свободы, изменение приговора, амнистия, номер уголовного дела;
место жительства и место работы до осуждения;
задержание за бродяжничество;
группа крови и дактилоформула осужденных.
Дактилоскопический учет позволяет
устанавливать личность преступников,
арестованных, задержанных, а также
неизвестных больных и
Учеты органов внутренних дел в зависимости от способа обработки информации подразделяются на три вида: ручные, механизированные, автоматизированные.
Автоматизированные учеты
13 июня 2002 г. приказом МВД России N 562 объявлена "Концепция развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 годы". В ней намечены пути решения двух взаимосвязанных задач: повышения эффективности использования существующих в МВД России информационных ресурсов и обеспечения развития ИВС МВД России как системы, интегрирующей информационные ресурсы органов внутренних дел на основе перспективных технологий их обработки.
Реализация положений
В 2003 г. решением Совещания при Министре внутренних дел РФ на ГИЦ МВД России были возложены функции по руководству, координации и контролю за процессами внедрения и использования современных информационных технологий в системе МВД России, формированию единой научно-технической политики в органах внутренних дел.
В 2004 г. в целях концентрации усилий на
важнейших направлениях работ по совершенствованию
информационного обеспечения органов
внутренних дел страны, обеспечению комплексного
подхода к их решению разработана Программа
"Создание единой информационно-
Составной частью Программы являются Подпрограммы: "Реконструкция и техническое перевооружение информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте", "Создание системы межрегиональных автоматизированных банков данных дактилоскопической информации федеральных округов и федеральной АДИС-ГИЦ и развитие сети программно-технических комплексов АДИС регионального уровня", "Создание автоматизированной информационно-поисковой системы биометрической идентификации личности по изображению лица на 2005-2006 годы".
Реализация Программы позволит поднять информационное обеспечение процесса раскрытия и расследования преступлений, предотвращения преступлений на новый качественный уровень путем оперативного получения сотрудниками органов внутренних дел в режиме реального времени точной и достоверной оперативно-справочной, розыскной и криминалистической информации, интегрируемой в системе МВД России.