Основы социальной информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработка содержания и системы задач для обучения учащихся основной школы по теме «Основы социальной информатики». Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Проанализировать исторические аспекты становления социальной информатики в условиях информатизации общества.
Выявить психолого-педагогические особенности учащихся основной школы.
Определить возможности развития школьного курса информатики за счет вопросов социальной информатики.
Разработать содержание учебного материала, необходимого при изучении темы «Основы социальной информатики» учащимися основной школы. Разработать систему задач для обучения учащихся основной школы по теме «Основы социальной информатики».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ».. ……………………………………………………………6
1.1. Мировоззренческий потенциал линии «Основы социальной информатики в школьном курсе».……...…………………..…6
1.2. Изучение и анализ современных учебных программ содержательной линии «Основы социальной информатики в школе»……......9
Выводы по первой главе………………………………………………….16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ»…...……17
2.1 Особенности методической системы обучения содержательной линии «Основы социальной информатики в школе» ………….17
2.2 Содержание учебного материала по теме «Основы социальной информатики школьного курса информатики» …….....25

Файлы: 1 файл

курсовая лена.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ».. ……………………………………………………………6

1.1.  Мировоззренческий потенциал линии «Основы социальной информатики в школьном курсе».……...……………………………………..…6

1.2. Изучение и анализ  современных учебных программ  содержательной линии «Основы  социальной информатики в школе»……......9

Выводы по первой главе………………………………………………….16

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ»…...……17

2.1 Особенности методической системы обучения содержательной линии «Основы социальной информатики в школе» ………….................…..17

2.2 Содержание учебного материала по теме «Основы социальной информатики школьного курса информатики» …………………….…………25

Выводы по второй главе………………………………………………….51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………..…………………………………………...52

ЛИТЕРАТУРА………..………………………………………………….54

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества. Цель современной школы развитие личности учащегося, формирование его ценностного сознания. Этой цели невозможно достичь без ориентации подростков на значимые для него ценности, без развития духовного мира школьника, его нравственной и эстетической воспитанности.

Для достижения указанных  задач в школьном курсе информатики  необходимо уделять больше внимания основам социальной информатики, формировать знания, помогающие школьникам осуществлять информационную деятельность, работать, преобразовывать, передавать и хранить социально значимую информацию, понимать процессы протекающие в обществе.

Изучение основ социальной информатики в школьном курсе информатики позволяет учащимся сформировать элементы информационной культуры и научного мировоззрения, содействовать успешной социализации обучаемых в обществе, активному освоению новых интеллектуальных продуктов.

В то же время в школьном курсе информатики недостаточно уделяется внимание изучению аспектов социальной информатики, отсутствует система задач для методической поддержки данного направления. Поэтому необходимо рассмотреть возможности выстраивания методической системы обучения основам социальной информатики в курсе информатики для основной школы. Этим определяется проблема и актуальность темы исследования.

Объект исследования является процесс обучения информатике учащихся основной школы в условиях формирующегося информационного общества.

В качестве предмета исследования выступает методическая система обучения основам социальной информатики учащихся основной школы.

Цель курсовой работы: разработка содержания и системы задач для обучения учащихся основной школы по теме «Основы социальной информатики».

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие  задачи:

  1. Проанализировать исторические аспекты становления социальной информатики в условиях информатизации общества.
  2. Выявить психолого-педагогические особенности учащихся основной школы.
  3. Определить возможности развития школьного курса информатики за счет вопросов социальной информатики.
  4. Разработать содержание учебного материала, необходимого при изучении темы «Основы социальной информатики» учащимися основной школы.
  5. Разработать систему задач для обучения учащихся основной школы по теме «Основы социальной информатики».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

Во введении показана актуальность данной темы. Сформулирована цель, задачи и исследования.

В первой главе рассмотрен исторический аспект становления социальной информатики. Показана значимость информатизации общества для развития системы образования. Проведен анализ учебников и учебных пособий по информатике, который дает оценку того, насколько полно в этих пособиях представлены аспекты социальной информатики. Так же дана психолого-педагогическая характеристика учащихся основной школы, которая необходима для разработки содержания учебного материала и системы задач для обучения учащихся информатики 8-9 классов.

Во второй главе описывается реализация методической системы обучения основам социальной информатики в рамках курса информатики для основной школы. Предложен один из вариантов реализации темы «Основы социальной информатики», который представлен в виде тематического планирования для обучения учащихся основной школы на уроках информатики. Тематическое планирование конкретизируется наполнением содержания учебного материала. Предлагается система задания для обучения учащихся основам социальной информатики, которая содержит контрольные вопросы, задания для выполнения за компьютером, диктанты, задания тестовой формы.

В заключение дана характеристика успешности решения поставленных во введении задач исследования. Сделан вывод о том, что положительные результаты исследования обеспечили достижение поставленной цели исследования.

Объем и структура работы определены логикой исследования и последовательностью решения его задач. Курсовая работа (55 с.) состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ».

 

1.1. Мировоззренческий потенциал линии «Основы социальной информатики в школьном курсе».

 

Образование –  одна из самых консервативных общественных систем. Форма, методы и организация системы образования, в основном сложившиеся в XVII веке и господствующие в современном мире, на протяжении нескольких веков практически не реагировали на развитие технологий. Однако новые информационные технологии, адекватные процессу образования по существу (поскольку обучение, передача знаний от поколения к поколению, является древнейшим информационным процессом), уже внести в образование существенные новации; еще больше они сулят в развитом информационном обществе.

По мере продвижения  к информационному обществу наблюдаются  следующие тенденции в сфере  образования.

Переход от механического, репродуктивного процесса обучения к органическому, гуманистическому. Информационные технологии позволяют адаптировать учебный процесс к нуждам отдельного индивидуума и быстро реагировать на возникающие перемены. Организационный способ достичь этого – индивидуальное (или глубоко индивидуализированное) обучение. В социальном плане это может обеспечить учащимся более равные возможности в получении образования.

Необходимо особо подчеркнуть мировоззренческую роль нового курса информатики в современной системе образования. Изучение этого курса содействует формированию у обучаемых целостной системно информационной картины мира, пониманию ими общности информационных основ процессов управления в живой природе, обществе и технике.

Таким образом, информатика  сегодня – это актуальная комплексная  междисциплинарная проблема, в решении  которой одинаково важны как  фундаментальные, так и прикладные исследования. Для ее решения необходимо тесное взаимодействие специалистов академической науки и системы образования. Главным итогом вышеуказанного взаимодействия должно стать продвижение новых идей и результатов в области фундаментальной информатики в сферу образования. Сегодня этот процесс уже стал практически необратимым, так как поддерживается не только специалистами академической науки, но также многими учеными и преподавателями, работающими в сфере образования.

Исследование гуманитарных проблем информатики играет ведущую мировоззренческую роль, которая проявляется в формировании у человека целостной системно-информационной картины мира, а также понимания общности информационных процессов управления в живой природе, обществе и технике. Все более актуальными становятся решение методологических проблем информатизации, исследование процессов информатизации в контексте их влияния на человека, изучение закономерностей и тенденций практического взаимодействия человека и информатики, в ходе которого объектами изучения становятся сам человек, его биофизические, социокультурные, интеллектуальные и профессиональные потребности, создание информационных систем, ориентированных на персонифицированные потребности каждого человека   и др.

Важную роль в решении  подобных задач способна сыграть  гуманитарная информатика, ориентированная  на внедрение современных методологических подходов и исследовательских методик  в гуманитарные науки, на поиск междисциплинарных  методов исследования, гуманитарное осмысление условий и перспектив развития информационного общества.

Гуманитарная информатика  является комплексной, междисциплинарной  наукой, которая демонстрирует яркие  примеры того, как объединение  ученых разных специальностей дает качественно  новые возможности развития не только общества в целом, но и каждого человека, повышения его конкурентоспособности.

В силу своей комплексности  и междисциплинарности гуманитарная информатика имеет серьезный  потенциал для организации гуманитарной экспертизы информационных проектов, прогнозирования развития региона и его ИТ-сферы, исследования последствий информатизации и ее влияния на человека, обеспечения информационной прозрачности общества, самостоятельного проектирования экспертно-аналитических информационных систем.

На наш взгляд, обучение в школе должно обеспечить формирование у учащихся новых знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том числе  и для получения образования  в условиях широкого использования информационных технологий обучения. Итак, целью данного исследования на этом основании является разработка методической системы обучения социальной информатике учащихся средних общеобразовательных школ.

 

 

 

1.2.  Изучение и анализ современных учебных программ содержательной линии «Основы социальной информатики в школе».

 

Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике  и ИКТ утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. На базовом уровне определяет объем и содержание учебного материала, предъявляемые школой учащимся, включает следующие разделы:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ:

  1. Представление информации.
  2. Передача информации.
  3. Обработка информации.
  4. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
  5. Информационные процессы в обществе. В данный раздел включены следующие вопросы социальной информатики: Информационные ресурсы общества, информационная безопасность, информационные этика и право.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В результате обучения ученик должен использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, к таким знаниям в области социальной информатике относятся: умение передавать информацию по телекоммуникационным каналам связи в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

В последнее время  издается большое количество учебников  и методических пособий по информатике. С одной стороны, это помогает учителям, им есть из чего выбирать необходимый  материал для проведения уроков. Но, с другой стороны, выбирать становится все сложнее и сложнее из-за большого количества информации.

Проведем анализ программ базового курса информатики в  основной школе (7-9 классы) и в старшем  звене (10-11 классы). Выясним, какие темы раздела «Основы социальной информатики» рассматриваются и сколько учебных часов выделяется на эти темы.

Учебник А.А. Кузнецова  «Основы информатики» (8-9 классы). Во введении к курсу даются первоначальные представления о предмете информатики, основных областях деятельности человека, связанных с применением информатики и вычислительной техники - 2 часа. 10 часов отводится следующим темам: «Информация и управление» (4 часа) и «Представление и передача информации» (6 часов). Формированию учащимися знаний о современной научной картине мира, об информационных процессах в живой природе, обществе, технике и т.д. уделяется всего 2 часа. На освоение курса предлагается 68 учебных часов, из них 12 часов уделяется теоретическим основам информатики Вопросы социальной информатике не рассматриваются.1

Учебник А.Г. Гейна. А.И. Сенокосова «Информатика» (7-9 классы) направлена на овладение учащимися конкретных навыков использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности. К теоретическим основам  информатики относятся темы: «Понятие информации. Виды информации» (7 класс, 2 часа), «Кодирование информации. Двоичное кодирование. Количество информации» (9 класс, 2 часа). Социальные аспекты информатики не рассматриваются. На изучение курса отводится по 68 часов в каждом классе, из них только 3 часа теоретической информатики2.

Информация о работе Основы социальной информатики