Основы социальной информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработка содержания и системы задач для обучения учащихся основной школы по теме «Основы социальной информатики». Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Проанализировать исторические аспекты становления социальной информатики в условиях информатизации общества.
Выявить психолого-педагогические особенности учащихся основной школы.
Определить возможности развития школьного курса информатики за счет вопросов социальной информатики.
Разработать содержание учебного материала, необходимого при изучении темы «Основы социальной информатики» учащимися основной школы. Разработать систему задач для обучения учащихся основной школы по теме «Основы социальной информатики».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ».. ……………………………………………………………6
1.1. Мировоззренческий потенциал линии «Основы социальной информатики в школьном курсе».……...…………………..…6
1.2. Изучение и анализ современных учебных программ содержательной линии «Основы социальной информатики в школе»……......9
Выводы по первой главе………………………………………………….16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ»…...……17
2.1 Особенности методической системы обучения содержательной линии «Основы социальной информатики в школе» ………….17
2.2 Содержание учебного материала по теме «Основы социальной информатики школьного курса информатики» …….....25

Файлы: 1 файл

курсовая лена.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

новые недоработанные (бета) версии программных продуктов (это  позволяет провести их широкое тестирование);

устаревшие версии программ;

драйверы к новым  устройствам или улучшенные драйверы к уже существующим.

Система задач  для обучения учащихся средней общеобразовательной школы.

Целью создания системы  задач является закрепление, углубление и контроль знаний и умений, полученных во время изучения темы «Основы социальной информатики» учащимися средних общеобразовательных заведений. Туда включены контрольные вопросы по данной теме, упражнения для самостоятельного выполнения в тетрадях и задания для работы за компьютером в классе, после объяснения нового материала, тесты, диктанты. Данная система задач сгруппирована по темам параграфов. Задания для проверки знаний выполнены в различных формах: устные ответы на вопросы, письменные ответы на вопросы, тестирование, защита проектов. В каждом блоке представлены тестовые задания и диктанты по каждой теме параграфа. На последнем уроке, который отведен под обобщение и проверку знаний, учитель может провести проверочные испытания, представленные тестовые задания и диктанты раздать по уровням. Данная система задач рекомендуется учащимся средних общеобразовательных школ, а также преподавателям информатики и информационных технологий.

§ 1. Информационная культура

Контрольные вопросы

  1. Что такое информационная культура?
  2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?
  3. Какие факторы способствуют развитию информационной культуры?
  4. Назовите составляющие информационной культуры?

Упражнение  №1

Продолжите предложение.

Информационная культура человека заключается в..

  • его умения пользоваться бытовыми приборами;
  • его умение работать с информацией;
  • его умение определять количество потребляемой информации;
  • его умения и потребности работать с информацией, средствами информационный и коммуникационных технологий
  • наличие у него среднего образования.

Упражнение  №2

Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.

Задание №1 для  работы за компьютером.

С помощью системы  Интернет и программы Microsoft PowerPoint создайте свой проект, в котором будет отражена информация по теме «Информационная культура человека». Данная презентация может состоять из любого количества слайдов (от 2 до 5) После просмотра презентации мы должны понять, в чем заключается информационная культура человека.

Задание №2 для  работы за компьютером.

С помощью системы  Интернет, найдите иллюстрации из любых источников, которые составлены безграмотно, с несоблюдением норм информационной культуры. Найденную информацию скопируйте в программу Microsoft Office Word с помощью операции Print Screen и дайте комментарий, почему в данном сообщении отсутствует информационная культура.

Данная рассылка не содержит приветствия и пропагандирует распространение  нелегальных дисков.

Диктант

Диктант состоит из утверждений, на которые следует ответить да или  нет, соответственно записав единицу  или ноль в проверочном бланке.

      1. Информационная культура человека заключается в его умении работать с большим объемом информации.
      2. Процесс формирования информационной культуры закончится после окончания высшего учебного заведения.
      3. Информационная культура является продуктом разнообразных способностей человека.
      4. Информационной культуры личности это потребности человека самостоятельно запрашивать недостающую информацию по средствам коммуникационных технологий.
      5. Информационная культура человека проявляется в умении извлекать и использовать информация из разных источников.
      6. Информационная культура важна для каждого человека.

Тест по теме «Информационная культура»

1. Совокупность практических, материальных и духовных достижений, которые отображают исторически  достигнутый уровень развития. Отражает:

  1. культуру человека
  2. культуру общества

2. Определение. Информационная культура это:

  1. умение общаться со сверстниками на понятном им языке
  2. область культуры, связанная с работой информации в обществе и формированием информационных качеств личности, этических норм и правил
  3. умение отправлять и принимать сообщения через мобильный телефон и знание основ ЭВМ

3. Информационная культура человека проявляется в.

  1. умение пользоваться всемирной сетью ИНТЕРНЕТ
  2. умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных носителей, и уметь ее эффективно использовать

4. Информационная культура важна для каждого человека.

  1. Потому что, информационная культура красит каждого человека и делает его сильнее и умнее
  2. Потому что, она формирует навыки работы с информационными и коммуникационными технологиями, и учит получать недостающие знания и различных источников

5. Составляющие информационной культуры.

  1. культура чтения познавательной литературы
  2. культура поиска новой информации
  3. умение работать в коллективе
  4. умение работать с компьютером

§ 2. Информационные ресурсы

Контрольные вопросы

  1. Какие бывают ресурсы?
  2. Что такое информационные ресурсы?
  3. Какими свойствами обладают информационные ресурсы по сравнению с другими?
  4. Почему информационные ресурсы можно назвать товарами?

Упражнение  №1

Из предложенного списка выберите те ресурсы, которые являются для вас информационными.

  • Денежные средства на обед в школе.
  • Домашняя библиотека.
  • Набор видеофильмов.
  • Диски <span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_043f_043e_043c_00203__Char" style

Информация о работе Основы социальной информатики