Основы социальной информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработка содержания и системы задач для обучения учащихся основной школы по теме «Основы социальной информатики». Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Проанализировать исторические аспекты становления социальной информатики в условиях информатизации общества.
Выявить психолого-педагогические особенности учащихся основной школы.
Определить возможности развития школьного курса информатики за счет вопросов социальной информатики.
Разработать содержание учебного материала, необходимого при изучении темы «Основы социальной информатики» учащимися основной школы. Разработать систему задач для обучения учащихся основной школы по теме «Основы социальной информатики».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ».. ……………………………………………………………6
1.1. Мировоззренческий потенциал линии «Основы социальной информатики в школьном курсе».……...…………………..…6
1.2. Изучение и анализ современных учебных программ содержательной линии «Основы социальной информатики в школе»……......9
Выводы по первой главе………………………………………………….16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ»…...……17
2.1 Особенности методической системы обучения содержательной линии «Основы социальной информатики в школе» ………….17
2.2 Содержание учебного материала по теме «Основы социальной информатики школьного курса информатики» …….....25

Файлы: 1 файл

курсовая лена.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Чтобы процесс обучения выступал как целостная система, любая методическая система должна включать такие взаимосвязанные  компоненты, как цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения.

Определим цели курса  «Основы социальной информатики».

Образовательные. В процессе обучения социальной информатике были поставлены следующие образовательные цели:

  1. Формирование представлений учащихся о роли и месте социальной информатики в современной системе научных знаний, ее проблемах и основных направлениях дальнейшего развития.
  2. Развитие мировоззрения учащихся посредством характеристики основных закономерностей глобального процесса информатизации общества и показа роли средств вычислительной техники в информатизации общества.
  3. Формирование знаний учащихся об основных особенностях информационного общества, а также проблемах и тенденциях его становления.
  4. Формирование знаний учащихся об основных видах информационных ресурсов общества, их роли в социально- экономическом, научно-техническом и духовном развитии.
  5. Формирование у учащихся понятия «Информационная культура» общества и обоснование основных фактов ее развития.

Развивающие цели методической системы связаны с деятельность по общему развитию учащихся, предполагающей развитие интересов и способностей, а также интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сферы личности, умений организации учебного труда, работы с книгой и другими источниками информации, развитие культуры речи.

Воспитательные. В процессе обучения социальной информатики были поставлены следующие цели:

  1. Уменьшить негативное влияние электронной информации на сознание учащихся.
  2. Переключить внимание на написание полезных программ, предупредить об опасности безответственного использования информационных ресурсов.

Рассмотрев основные цели курса «Социальная информатика» предлагаем рассмотреть основные принципы воспитания и обучения, которые помогут  нам грамотно составить наш курс.

Принципы воспитания:

Принцип всестороннего  развития личности. Основной целью этого принципа является подготовка всестороннего развития. Всестороннее развитие личности предполагает умственное и нравственное развитие, образование и профессиональную подготовку, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическое развитие. Поэтому реализация общей цели воспитания требует решения более частных задач, которые рассматриваются в качестве составных частей или сторон воспитания.

Принцип единства мировоззрения  и морали. Содержательная направленность воспитания в обучении социальной информатике определяется формированием мировоззрения и морали. Формирование мировоззрения и морали - центральная задача воспитания.

Принципы обучения:

Принцип научности. Под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет трем признакам: соответствие содержания образования уровню современной науки, создающие у учащихся верные представления об общих методах научного познания, показ важнейших закономерностей процесса познания.

Принцип оптимальности как один из принципов научной организации педагогического труда, предъявляет требования рациональности, разумности, чувства меры в применении всех компонентов обучения. Этот принцип опирается также на дидактическое положение о необходимости выделять в деятельности главное ключевое звено. Таким понятием в нашей работе является информация.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Во избежание фрагментарности в демонстрации функциональных особенностей системы и для того, чтобы представить целостный характер методической системы, иллюстрация содержательных возможностей системы осуществляется в рамках нескольких тем, последовательность изучения которых дает возможность наглядно представить системный характер процесса формирования социально значимых качеств школьников, а также глубже проникнуть в природу изучаемых явлений и увидеть их перспективы.

Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

Принцип точности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.

На основе выше изложенных целей и принципов разработаем учебный материал и систему задач для темы «Основы социальной информатики». Содержание будет включать наиболее значимые разделы науки социальной информатики:

  1. § Информационная культура. Роль информационной культуры в жизни каждого человека.
  2. § Информационные ресурсы общества. Роль информации в развитии  общества. Информационные ресурсы общества. Информационные услуги.
  3. §Информационное общество. Становление и развития информационного общества. Информатизации как глобальный процесс.
  1. § Проблема информационной безопасности личности, общества и государства. Информационные угрозы.

  1. § Правовая охрана интеллектуальной собственности. Виды программного обеспечения.

Далее опишем арсенал  методов и форма обучения, используемых в методической системе. В дидактике  под методами обучения понимаются способы  совместной деятельности учителя и  учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников. В решении проблемы методов обучения в информатике будем руководствоваться формулировкой известного дидакта Ю.К.Бабанского, определяющего методы обучения как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития личности.16

В своей методической системы мы будем использовать следующие  методы:

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы связаны с  усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют рассказ, объяснение, лекция, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.

Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении  проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи. Метод находит выражение в доказательном изложении материала учителем, в учебнике, книге, демонстрации, экскурсии и др.

При использовании частично-поискового метода школьники привлекаются к  созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.

Исследовательский метод, включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами  и др. В этом случае учитель выступает  в качестве организатора самостоятельной  поисковой деятельности обучаемых.

Метод самостоятельной  работы. В методической системе определенное место занимают самостоятельные работы, без выполнения которых знания школьников не получают достаточной полноты и прочности. Являясь необходимой частью учебного процесса, самостоятельные работы обеспечивают дополнение, закрепление и развитие знаний и умений, полученных, соответственно, на лекциях и семинарских занятиях. В процессе самостоятельных работ происходит внутренняя переработка теоретического материала и формирование собственных оценочных суждений, необходимых для глубокого освоения и последующего творческого использования предметных знаний. Определенная часть самостоятельных работ связана и с процессом самостоятельного приобретения школьниками новых знаний путем изучения дополнительной литературы, учебно-методических материалов, содержания учебников, выполнения домашних практических заданий. Самостоятельная работа школьников планируется:

  • в форме специальных заданий по обобщению и классификации
  • изученного ранее материала;
  • в виде решения социальных проблем (например, предлагается выявить недостатки глобальной сети Интернет).

При организации учебной  деятельности учащихся можно сочетать различные методы. При выборе и  сочетании методов обучения учителю  информатики необходимо руководствоваться  соответствием методов целям  и задачам обучения и каждого конкретного урока, содержанию изучаемого материала, возрастным особенностям школьников, возможностям учителя и условиям, в которых протекает процесс обучения. При этом целесообразно учитывать и особенности самих методов.

Знания сравнительных возможностей методов являются важным условием их оптимального сочетания и эффективности современного урока.

Основные формы организации  учебного процесса это занятия, проводимые в форме урока, урока-практикума.

После описания содержания учебного материала, мы предложим один из вариантов изложения этого материала в виде уроков. Эти уроки будут направлены на изучение аспектов социальной информатики, что поможет учащимся понимать процессы, протекающие вокруг них и принимать активное участие в жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Содержание учебного материала по теме «Основы социальной информатики» школьного курса информатики.

В данном параграфе описано содержание учебного материала по теме «Основы социальной информатики» предназначенное для средних общеобразовательных школ. План изучения данной темы составлен в соответствии с федеральным Базисным учебным планом. Который предполагает изучение дисциплины «Информатика и ИКТ» по 1 часу в неделю.

Тематическое планирование учебного материала:

§1.Информационная культура. Роль информационной культуры в жизни каждого человека.

§2.Информационные ресурсы  общества. Роль информации в развитии  общества. Информационные ресурсы общества. Информационные услуги.

§3.Информационное общество. Становление и развития информационного общества. Информатизации как глобальный процесс.

§4.Проблема информационной безопасности личности, общества и        государства. Информационные угрозы. (1 час)

§5.Правовая охрана интеллектуальной собственности. Виды программного обеспечения.

§6.Урок обобщения и  систематизации знаний, выполнение контрольной  работы по теме: «Основы социальной информатике».

§ 1. Информационная культура

Перед системой образования  стоит задача формирования информационной культуры у всех граждан страны.

Выясним, что же такое  информационная культура. В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к  быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

Рассмотрим несколько  подходов к определению понятия  информационной культуры.

Информационная культура как один из важнейших компонентов  культуры вообще.

Под культурой общества понимают совокупность практических, материальных и духовных достижений, которые отображают исторически достигнутый уровень развития общества и человека.

Поэтому, можно сказать, что информационная культура — это область культуры, связанная с работой информации в обществе и формированием информационных качеств личности, этических норм и правил.

Информационная культура является продуктом разнообразных способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности использовать в своей деятельности многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных носителей, и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;

Обобщающий вариант  определения приводится в «Толковом словаре по информатике»: «Информационная культура - это уровень информатизации, степень его освоения и качество использования его человеком; владение методами и средствами информатики».

Анализируя выше изложенный материал, мы будем исходить из определения  информационной культуры личности как умения и потребности человека работать со средствами информационных и коммуникационных технологий, самостоятельно увеличивать недостающие знания: общекультурные, профессиональные, и соблюдении этических ном и правил.

Информация о работе Основы социальной информатики