Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработка содержания и системы задач для обучения учащихся основной школы по теме «Основы социальной информатики». Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Проанализировать исторические аспекты становления социальной информатики в условиях информатизации общества.
Выявить психолого-педагогические особенности учащихся основной школы.
Определить возможности развития школьного курса информатики за счет вопросов социальной информатики.
Разработать содержание учебного материала, необходимого при изучении темы «Основы социальной информатики» учащимися основной школы. Разработать систему задач для обучения учащихся основной школы по теме «Основы социальной информатики».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ».. ……………………………………………………………6
1.1. Мировоззренческий потенциал линии «Основы социальной информатики в школьном курсе».……...…………………..…6
1.2. Изучение и анализ современных учебных программ содержательной линии «Основы социальной информатики в школе»……......9
Выводы по первой главе………………………………………………….16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ»…...……17
2.1 Особенности методической системы обучения содержательной линии «Основы социальной информатики в школе» ………….17
2.2 Содержание учебного материала по теме «Основы социальной информатики школьного курса информатики» …….....25
Составляющие информационной культуры буде считать:
Очевидно, процесс формирования информационной культуры можно считать непрерывным в течение всей жизни человека.
§ 2. Информационные ресурсы
Несмотря на все более широкое использование понятия "информационный ресурс", в настоящее время отсутствует его общепринятое определение.
Ресурс – это запас или источник некоторых средств. Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются:
Материальные – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты;
Природные ресурсы - объекты, процессы, природные условия, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
Трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
Финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
Энергетические – носители энергии: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, электроэнергия;
В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы.
Со временем значимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключается в том, что уже на нынешней фазе продвижения к информационному обществу информационные ресурсы становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.
«Информационные
ресурсы – отдельные документы
и отдельные массивы
В документах и массивах информации, о которых говорилось выше, в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их.
Эти знания зачастую уникальны; их использование позволяет экономить материальные ресурсы, совершенствовать социально-экономические отношения и т.п.
Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым.
Однако между информационными и всякими иными ресурсами существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается «не сжигаемым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.
Более того, по мере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, но чаще при этом генерируется дополнительная информация.
Вместе с
тем, необходимо понимать, что информационный
ресурс несамостоятелен и сам
по себе имеет лишь потенциальное
значение. Только соединяясь с другими
ресурсами – техникой, энергией,
сырьем и т.д., информационный ресурс
реализуется как нечто материал
§ 3. Информационное общество
Давайте подумаем, откуда появился термин «информационное общество», и что способствовало его развития. Для этого необходимо узнать значение «информационной революции».
Информационная революция представляет собой радикальные изменения инструментальной основы, способов хранения и передачи информации. Информационная революция создает технологическую основу для объединения интеллектуальных способностей человечества.
Первая революция – связана с изобретением письменности.
Изобретение письменности обусловило качественный гигантский и количественный скачок в развитии общества. Появились средства и методы накопления информации и передачи информации. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай.
Вторая революция (середина XVI века) – связана с изобретением книгопечатания.
Человек получил не только средства хранения информации, но и средства систематизации и размножения информации. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.
Третья революция (конец XIX века) – связана с изобретением электричества.
Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать информацию в любом объеме. Появились средства информационной коммуникации. Именно в этот исторический период началось зарождение того процесса, который в наши дни называют глобализацией. Прогрессивные средства передачи информации в значительной мере способствовали бурному развитию науки и техники.
Четвертая революция (70-е годы XX века) – связана с изобретением персонального компьютера.
Именно эта революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, определившим появление нового термина – “информационное общество”.
Впервые термин «информационное общество» предложили в Японии, и определили его как общество, в котором в циркулирует высокая по качеству информация, а так же есть все необходимые средства для хранения, распределения и использования этой информации. Япония первой вступила в информационное общество.
В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации.
В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:
- наличие компьютеров,
- уровень развития компьютерных сетей
- доля населения, занятого
в информационной сфере, а
Изменение структуры экономики и структуры труда
В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволит автоматизировать обработку информации. В результате этого процесса станет производство информационного, а не материального продукта.
Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект.
Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий:
- создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;
- появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;
- выработка единых правил поведения в сетях и поиск в них информации.
Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой 200 миллионам человек.
Как уже отмечалось, информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего благоденствия. Те же факторы, которые порождают его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности.
Все опасности можно разделить на две группы: глобальные опасности и локальные. Рассмотрим некоторые из них.
К глобальным , можно отнести опасности касающиеся все планеты.
Одной из таких проблем является обеспечение безопасности развития человечества. Ярким примером решения этой проблемы - предупреждение ядерной катастрофы и экологического разрушения биосферы.
Проблема защиты права личности, общества и государства на секретность определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которых в массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилия по охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственному органу или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использована ему во вред.
К локальным опасностям можно отнести:
Теперь рассмотрим информационные угрозы, здесь можно дать 2 классификации. Первая классификация разделяет на внешние и внутренние факторы. К внешним источникам угроз мы отнесем:
К внутренним источникам можно отнести:
Вторая классификация делит информационные угрозы на случайные и преднамеренные. К случайным угрозам мы отнесем:
К преднамеренным угрозам можно отнести:
Хищение информации (с помощью атак и нападений хакеров);
Распространение компьютерных вирусов;
Физические действия на аппаратуры (вывод ее из строя, внесение изменений)
Данный вид угрозы самый опасный, т.к. вирусы занесенные на ваш компьютер могут причинить много вреза, испортить систему и стереть данные. Все чаще причиной информационных диверсий называют Интернет. Все чаще вместе с электронной почтой, бесплатными программами приходят компьютерные вирусы. Будьте осторожны.
§ 5. Правовая охрана интеллектуальной собственности. Виды программного обеспечения
Правовая охрана программ для компьютера и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”, который вступил в силу в 1992 году. Предоставляемая настоящим законом правовая охрана распространяется на все виды программ для компьютера, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст на языке программирования и машинный код. Однако правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе. Для признания и осуществления авторского права на программы для компьютера не требуется ее регистрация в какой-либо организации. Авторское право на программы для компьютера возникает автоматически при их создании. Для оповещения о своих правах автор (Автор- это физическое лицо творческим трудом которого было создано произведение.) программы может, начиная с первого выпуска в свет программы, использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:
- буквы С в окружности или круглых скобках ©;
- наименования правообладателя;
- года первого выпуска программы в свет.
Пример: © Корпорация WER, 2009
Все программы по их юридическому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Лицензионные программы распространяются разработчиками на основании договоров с пользователями на платной основе. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют ее нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность. Некоторые фирмы – разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно-бесплатные программы в целях их рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с ограниченным сроком действия или версия программы с ограниченными функциональными возможностями. Бесплатные программные продукты: