Основы социальной информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработка содержания и системы задач для обучения учащихся основной школы по теме «Основы социальной информатики». Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
Проанализировать исторические аспекты становления социальной информатики в условиях информатизации общества.
Выявить психолого-педагогические особенности учащихся основной школы.
Определить возможности развития школьного курса информатики за счет вопросов социальной информатики.
Разработать содержание учебного материала, необходимого при изучении темы «Основы социальной информатики» учащимися основной школы. Разработать систему задач для обучения учащихся основной школы по теме «Основы социальной информатики».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ».. ……………………………………………………………6
1.1. Мировоззренческий потенциал линии «Основы социальной информатики в школьном курсе».……...…………………..…6
1.2. Изучение и анализ современных учебных программ содержательной линии «Основы социальной информатики в школе»……......9
Выводы по первой главе………………………………………………….16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ»…...……17
2.1 Особенности методической системы обучения содержательной линии «Основы социальной информатики в школе» ………….17
2.2 Содержание учебного материала по теме «Основы социальной информатики школьного курса информатики» …….....25

Файлы: 1 файл

курсовая лена.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Учебник Н.В. Макаровой  «Информатика. Базовый курс» (7-9 класс), предусматривает формирование информационной культуры школьника, под которой  понимается умение целенаправленно  работать с информацией и использовать для этого возможности компьютера, оставляя в стороне социальные аспекты информатики. В программе предусмотрены темы теоретической информатики: «Понятие информации. Представление информации» (7 класс, 2 часа % «Информационная деятельность человека» (7 класс, 1 час), «Информационные процессы» (7 класс, 1 час), «Представление об объектах окружающего мира» (7 класс - 8 часов, 8 класс - 2 часа) «Информационная модель объекта» (8 класс - 2 часа). На изучение курса отводится 204 часа, по 68 часов в каждом классе. Темы теоретической информации излагаются в течение 22 часов.3

Учебник А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Я.Н. Зайдельман. Информатика. 7-9 классы4. Новый учебник информатики продолжает линию школьного курса информатики, начатую в 1985 году академиком А.П. Ершовым. Учебник во многом опирается на предыдущий учебник этого коллектива5 и развивает его основные идеи, адаптированные для изучения в 7-9 классах. Основное внимание авторы уделяют общим принципам обработки информации, независимым от конкретной технической базы. Специализированное программное обеспечение (система Кумир) работает на всех типах компьютеров, имеющихся в российских школах. Вопросы социальной информатике не рассматриваются.

Учебник И.Г. Семакин, Т.Ю.Шеина. Преподавание базового курса информатики. Учебник предназначен для изучения базового курса информатики в 8,9 классах общеобразовательных школ. Содержание учебника соответствует рекомендованному Министерством образования обязательному минимуму содержания предмета. Учебник разделен на две части. Первая часть учебника обеспечивает обязательный минимальный уровень изучения предмета. Материал второй части ориентирован на углубленный курс информатики. Во второй части затрагиваются следующие вопросы: «Информационные ресурсы современного общества, Проблемы формирования информационного общества»6.

Учебник A.T. Гейна, И. Залогогова «Информатика» (7-9 классе) Учебник предназначен для изучения базового курса информатики  в 7-9 классах общеобразовательных школ. В учебнике не содержатся вопросы, затрагиваемы при изучении темы основы социальной информатике.

Учебник A.T. Гейна, Н.А. Юнермана «Информатика» (10-11 классе) включает мировоззренческий  аспект, связанный с формированием  представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, особенностях самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов, но на эту тему отводится только 3 часа. На изучение курса отводится по 68 часов в каждом классе, из них только 3 часа - теоретической информатике. Вопросы социальной информатике не рассматриваются.7

Учебник Н.В. Марковой «Информатика» (10-11 класс)

В рассматриваемом учебном  пособии можно выделить следующие  содержательные линии: школа

  • Информация и информационные процессы;
  • Технологии обработки текстовой информации;
  • Технологии обработки числовой информации;
  • Технологии хранения, поиска и сортировки информации;
  • Мультимедийные технологии;

Социальная информатика  затрагивается только в одной  теме: «От индустриального общества к информационному», На изучение темы уделяется один час..8

Учебник Н.В. Макарова Информатика  и ИКТ для 10 класса. Ориентирован на изучение старшеклассников, предлагает теоретический материал по изучению информационно-коммуникационных технологий работы в компьютерной сети и разработки проэкта. Рассматривает следующие вопросы социальной информатике: "Информационный процесс", "Информационная модель объекта", также присутствует практикум по созданию проекта "Жизнь без сигарет" в котором рассматриваются социальные аспекты курения.9

Учебник "Информатика  и ИКТ" для 11 класса авторы: Н.В. Макарова. Ориентирован на обучение старшеклассников. Рассматривает теоретический материал по основам социальной информатики. Включает следующие темы:

От индустриального  общества к информационному.

Информационная культура современного человека

Информационные ресурсы.

Этические и правовые нормы информационной деятельности людей

Информационная безопасность10

Программа «Информатика 10-11» авторы: И.Г. Семакин. Е.К. Хеннер. Предлагаемый курс информатики является профильным для старших классов, изучаемый после освоения учащимися базового курса информатики в основной школе. Этот курс рассчитан для старших классов общеобразовательных школ с углубленным изучением дисциплин образовательных областей обществознания и филологии. Предлагаемый курс состоит из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть курса рассматривает следующие темы: «Структура и содержание предметной области современной информатики» (3 часа), «Информационные ресурсы компьютерных сетей» (3 часа), «Социальная информатика» (3 часа). Вопросы рассматриваемы по социальной информатике: информационные ресурсы; информационное общество; информационная культура; правовое регулирование в информационной сфере11

Учебник для 10-11 классов. Информатика и информационные технологии. Н.Д. Угринович Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и информационные технологии» (ИИТ) в общеобразовательных учреждениях. Учебно-методический комплект (учебник, практикум, методическое руководство, компьютерный практикум на CD-ROM), в который входит данный учебник, полностью соответствует разработанному Министерством образования новому общеобразовательному стандарту по ИИТ и обеспечивает возможность изучения углубленного курса ИИТ в 10-11 классах по естественно-математическому, информационно-технологическому и общеобразовательному профилям. Особое внимание уделено изучению объектно-ориентированного программирования на языке Visual Basic, основ логики, систем счисления и коммуникационных технологий. Содержание учебника соответствует программе вступительных экзаменов по информатике в вузы и может быть использовано для подготовки к экзаменам. На изучение социальной информатики отводится целая глава – «Информатизация общества», в которую включено 6 параграфов:

  • Информационное общество
  • Информационная культура
  • Правовая охрана программ и данных
  • Лицензионное ПО
  • Правовая охрана информации
  • Защита информации

Итак, анализируя выше приведенные  программы научную и методическую литературу, мы видим, что на сегодняшний  день школьный курс информатики в большей степени рассматривает разделы, связанные с компьютерной обработкой информации, а «Социальная информатика» представлена далеко не во всех учебных издания и как правило, ориентирована на старшую школу (10-11 класс). Для 8-9 класса можно увидеть материал в учебнике И.Г. Семакин Т.Ю. Шейна. Для 10-11 класса материала значительно больше, его можно найти в учебниках Макаровой Н.В. и Угриновича Н.Д. для 10-11 классов.

Как показано в исследованиях  К.К. Колина, социальная информатика прошла этап институционализации, в настоящее время учебный курс по социальной информатике используется в программах подготовки студентов ряда ведущих высших учебных заведений России (МГСУ, МГУ им М.В. Ломоносова, Институт молодежи и т.д.). Нами определено, что такой же курс проводился в лицее научно-инженерного профиля (ЛНИП, г. Королев Московская область) и в других средних общеобразовательных учреждениях. Положительные результаты проведения занятий по социальной информатике в высших и средних профессиональных учебных заведениях послужило основой проведения эксперимента по внедрению курса «Социальная информатика» в средних общеобразовательных учреждениях.

На сегодняшний день, вопросы отбора содержания образования  являются сложной и актуальной проблемой, постоянно привлекающей внимание ученых, методистов, преподавателей. Существует большое количество различных подходов к преподаванию, в процессе разработки и реализации которых вырабатывается специфический язык учебных дисциплин, выявляются основные понятия образовательных областей, определяются содержание и структура обучения. Решение проблемы отбора содержания усложняется и в связи с тем, что в настоящее время в преподавании практически всех дисциплин помимо учебников и учебных пособий необходима разработка средств информатизации, нацеленных на комплексное использование компьютерной техники в учебном процессе.

 

 

Выводы по первой главе

 

В первой главе теоретически обоснована необходимость и целесообразность изучения основы социальной информатики в школе. Для этого рассмотрен мировоззренческий потенциал социальной информатики школьного курса. Выяснили, что гуманитарная информатика является комплексной, междисциплинарной наукой, которая демонстрирует яркие примеры того, как объединение ученых разных специальностей дает качественно новые возможности развития не только общества в целом, но и каждого человека, повышения его конкурентоспособности.

Показана значимость информатизации общества для развития системы образования. Проведен анализ учебников и учебных пособий по информатике, который показывает, что материала для изучения в 8-9 классах мало, а весь он сосредоточен в учебниках 10-11 классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ  «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ  ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ».

 

2.1 Особенности методической системы обучения содержательной линии «Основы социальной информатики в школе».

 

В системе среднего образования  вопросам социальной информатики не уделяется достаточного внимания. Одним  из путей решения данной проблемы является введение в программу общеобразовательного курса информатики для основной школы раздела «Основы социальной информатики».

Для разработки методической системы обучения основам социальной информатике необходимо определить круг вопросов, которые будут рассматриваться в соответствующем разделе. За основу возьмем структуру, предложенную на 2 Международном конгрессе ЮНЕСКО членами российской делегации. В раздел «Социальная информатика» было включено12:

- Информационные ресурсы  как фактор социально-экономического и культурного развития общества.

- Информационное общество - закономерности и проблемы становления  и развития. Информационная инфраструктура  общества.

- Новые возможности  развития личности в информационном  обществе. - Проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения.

- Информационная культура  и информационная безопасность  личности.

Данную информацию мы будем использовать, при составлении  своей методической системы, но прежде чем приступить к ее созданию, необходимо определить какой круг вопросов входит в стандарт общего образования. Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени13.

Федеральный компонент  государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен  на базовом и профильном уровнях.

На базовом уровне «Основы социальной информатики» рассматривают следующие вопросы:

- Основные этапы становления  информационного общества (Этот материал, подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников).

- Этические и правовые  нормы информационной деятельности  человека.14

На профильном уровне в разделе «Информационная деятельность человека» включены некоторые вопросы, касающиеся раздела «Социальная информатика» такие как:

- Образовательные информационные ресурсы.

- Информационная этика и право, информационная безопасность.

- Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения

в информационной сфере, меры их предотвращения.15

Получив информацию о  минимуме содержания образовательной программы и требования к уровню подготовки выпускников, проанализировав учебные издания и рассмотрев некоторые точки зрения на преподавание «Социальной информатики» можно приступить к разработке собственной методической система обучения для учащихся 8-9 классов.

Информация о работе Основы социальной информатики