Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 12:25, лекция
1. Виды и формы представления информации.
2. Мультимедиа и история ее развития.
а) Виды и формы представления информации
Мультимедиа-технологии являются одним
из многочисленных приемов представления
информации, на которых следует остановиться
более подробно. Очевидно, что рассмотрение
видов и форм представления информации
следует начинать с изучения собственно
понятия информация.
Термин информация уходит корнями к латинскому
informatio - разъяснение, изложение. Изначально
в это слово вкладывался смысл, соответствующий
"сведениям передаваемым одними людьми
другим людям, устным, письменным или другим
способом, а также сам процесс передачи
или получения этих сведений".
Жизнь и развитие человечества способствовали
постоянному накоплению исторических,
научных, культурных и многих других знаний,
основанных на информации. Однако в связи
с бурным развитием науки и техники в середине
ХХ века роль информации неизмеримо возросла.
Само понятие информации стало объектом
постоянных исследований в различных
областях научной деятельности человека.
На сегодняшний день существует три основные
направления развития научных исследований,
связанных с понятием информация. Первое
из них обеспечивает разработку математического
аппарата, отражающего основные свойства
информации. В этой связи уместно вспомнить
деятельность таких выдающихся ученых
как Г. Крамер, Б. Ван-дер-Варден, С. Кульбак
и других. Благодаря подобным исследованиям
информация разделена на типы, изучены
свойства и основные признаки каждого
вида информационных процессов.
Второе направление научной деятельности,
посвященной информации, осуществлялось
А. Харкевичем, Р. Карнапом и другими учеными.
Оно привело к теоретической разработке
различных аспектов понятия информация
на базе уже имеющихся математических
средств в исследовании основных свойств
информации. Практически решена сложнейшая
проблема измерения ценности и полезности
информации с точки зрения ее использования,
проблемы измерения количества информации
и другие вопросы.
Третий вид исследований проводится большим
количеством ученых из различных научных
областей и посвящен использованию информационных
методов в лингвистике, биологии, психологии,
социологии, педагогике, медицине и многих
других областях. Подобное разнообразное
использование понятия информация побудило
У. Эшби, Л. Бриллюэна, А. Урсула и некоторых
других ученых придать этому понятию общенаучное
значение.
Изучение информации, особенностей ее
обработки, безусловно, должно начинаться
с методов представления информации, поскольку
именно спецификой методов определяется
дальнейшая технология передачи и обработки
информации, возможностей ее использования
в традиционном и открытом образовании.
В связи с этим, вопросы, связанные с эффективным
представлением информации, в том числе
и учебного материала, являются одними
из важнейших проблем обучения. Особую
значимость они приобрели в настоящий
период, в связи с использованием информационных
технологий в процессе дистанционного
обучения и необходимостью представления
учебной информации на экране компьютеров.
Данная проблема осложняется еще и тем
фактом, что в последние годы значительно
увеличился объем информации по всему
циклу учебных дисциплин, а время, отводимое
на их изучение, не изменилось. Иначе говоря,
увеличилась плотность потока учебной
информации, изучение которой требуется
для подготовки специалистов на всех уровнях
системы образования.
Виды и формы представления информации
существенным образом зависят от форм
существования той или иной информации. Всю информацию, которую способен воспринимать
человек, можно разделить на два основных
класса:
Подготовка обучаемых в открытых учебных
заведениях представляет собой сложнейший
процесс, который не может быть описан
в рамках только одного вида информации.
При дистанционном изучении различных
дисциплин возможно взаимоналожение перечисленных
способов представления информации в
зависимости от рассмотрения конкретных
целей изучения той или иной информации.
Наиболее важная информация может быть
представлена, например, не только графически,
но и выделяться звуковым сопровождением
или сопровождением, воздействующим на
органы чувств человека.
Утверждения о целесообразности использования
различных типов информационного воздействия
в педагогическом процессе подтверждается
исследованиями в области психологии
воздействия информации на человека. В
частности, широко известное учение И.П.
Павлова о высшей нервной деятельности,
показывает, что происходит выработка
разных систем сигналов. Сигналами становятся
те раздражители или комплексы раздражителей,
которые получают, безусловно рефлекторное
подкрепление, т.е. становятся биологически
значимыми для организма [08].
Говоря о психологическом воздействии
информации на обучаемого, отметим, что
оптимальное представление информации позволяет
студентам принимать то или иное решение
без обычных длительных размышлений. Если
допустить, что представление информации
- это совокупность зрительных образов
и идей в сознании человека, то речь идет
о комплексе воздействий, которые, в конечном
счете, вызывают условный рефлекс.
Из психологии следует, что перед тем как
начнет срабатывать условный рефлекс,
вызываемый данным способом представления
и содержанием информации, должны сказаться
и многие другие психологические воздействия,
которые как бы нанизываются одно на другое.
В сознании обучаемого должны закрепиться
многие "рациональные" и "примитивные"
элементы памяти. При этом психологическая
комфортность при изучении той или иной
информации зависит не только от мышления,
но и от общего чувственного восприятия.
Общая специфика человеческого восприятия
различной информации определяется особенностями
функционирования различных органов чувств,
таких как зрение, слух, обоняние, осязание,
сенсорика. Мы будем рассматривать только
те виды информационного воздействия
на человека, которые возможны при работе
обучаемых с современной компьютерной
и коммуникационной техникой. Таким образом,
всю информацию по способу восприятия
обучаемыми, можно разделить на три основные
группы:
1. Информация, воспринимаемая слуховым
аппаратом человека, так называемая звуковая информация;
2. Информация, воспринимаемая зрением
человека, так называемая зрительная или визуальная информация,
включающая текст и графические изображения-картинки;
3. Информация, частично воспринимаемая
сенсорной системой человека при работе
с помощью специальных технических средств
с видеороликами, телеобъектами и др. - сенсорная или тактильная информация.
Все перечисленные виды информации можно
классифицировать и по другим критериям.
Одним из них является способ действия
информации на человека и его восприятие
информации. В этой связи всю поступающую
обучаемым информацию можно разделить
на ассоциативную и прямую.
Определим ассоциативную информацию как информацию,
действие которой основано на ассоциациях,
которые возникают под действием раннее
усвоенной информации. Например, при использовании
определенных программ, в их работе фигурируют
одни и те же персонажи, путеводители,
которые напоминают о каком-то блоке учебного
материала. Наличие таких путеводителей
или других устойчивых элементов, вызывает
у обучаемых определенные ассоциации,
полезные с точки зрения целей обучения.
Если воздействие ассоциативной информации
на студента осуществляется главным образом
через действие на его память уже знакомыми
объектами, то для успешного восприятия
прямой информации необходима ее броскость,
необычность. Прямая информация, чтобы обратить
на себя внимание, должна бать яркой заметной,
контрастной, резко отличающейся от всего,
чтобы после первого взгляда ее уже невозможно
было бы не заметить.
Методы представления информации могут
быть разделены на линейный и структурный
/74-79/. При линейном представлении учебной
информации, структура изложения учебного
материала однозначно определяется порядком
следования материала. Данный метод не
очень хорош с точки зрения формирования
у обучаемых понятия о делении преподаваемой
им информации на рода и виды в зависимости
от выбранных критериев классификации.
Он не позволяет обучаемым делать общие
выводы о том или ином информационном
объекте, исходя из аналогии, которую можно
провести с объектами того же класса.
Особый интерес представляет структурное представление информации.
Структурирование информации приводит
к использованию системного подхода к
изучению материала. При этом, структура
учебного материала рассматривается как
его модель и представляет собой совокупность
определенным образом выделенных частей
(элементов) учебного материала и связей
между ними. Процесс выявления таких частей
и связей называется структурированием. Важную роль в
усвоении изучаемого материала играют
его элементы и связи между ними, определяющие
структуру. Психологической основой структурирования
учебного материала является его понимание,
т.к. оно само характеризуется отражением
связей предметов и явлений действительности.
Структурированная информация, выдаваемая
с использованием преимуществ компьютерной
техники, ускоряет процессы восприятия
и, как следствие, облегчает формирование
умственного образа изучаемого предмета.
Существует большое количество различных
информационных технологий, так или иначе
основанных на явных или неявных информационных
структурах. Однако в настоящее время
появилась довольно емкая технология,
вмещающая в себя практически все разрозненные
методы представления структурированной
информации и получившая широкое распространение
благодаря базированию на ней основных
телекоммуникационных систем, таких как
Интернет. Речь идет о гипертекстовых
технологиях, и связанных с ними технологиями
мульти- и гипермедиа.
В основе гипертекстового представления информации
лежит идея расширения традиционного
понятия текста, путем введения понятия
нелинейного текста, в котором между выделенными
текстовыми фрагментами устанавливаются
перекрестные связи и определяются правила
перехода от одного фрагмента текста к
другому. При этом получается сеть, которая
называется гипертекстом или нелинейным
текстом.
Гипертекст не является высшей и наиболее
универсальной стадией представления
и организации информации, поскольку увязывает
с учетом некоторой структуры информацию
только одного типа - текстовую. Внедрение
телекоммуникаций и повсеместное использование
информационных технологий в образовании
привели к созданию более прогрессивных
информационных средств - систем гипермедиа.
Гиперсредой или гипермедиа называется
гипертекст, в состав которого входит
структурированная информация разных
типов (текст, иллюстрации, звук, видео).
Неслучайно, одной из основных сфер применения
систем гипермедиа является открытое
образование. Подобные средства играют
огромную роль в процессе самообучения.
В настоящее время практически невозможно
найти учебную область для которой не
существовало бы электронных информационных
мультимедийных энциклопедий, справочников
и учебных пособий, каждое из которых является
гипермедиа-системой, сочетающей текст,
фотографии, видеофрагменты, связанные
по смыслу между собой. Часть из подобных
пособий размещена в Интернете в виде
сайтов. Можно констатировать факт создания
и начала распространения типовых учебных
гипертекстовых и гипермедиа-продуктов-
Представление разнотипной и, как правило,
структурированной информации с использованием
современных средств ИКТ стало возможным,
благодаря появлению специализированной
технологии мультимедиа.
Таким образом, в широком смысле "мультимедиа"
означает спектр информационных технологий,
использующих различные программные и
технические средства с целью наиболее
эффективного воздействия на пользователя
(ставшего одновременно и читателем, и
слушателем, и зрителем).
Благодаря применению в мультимедийных
продуктах и услугах одновременного воздействия
графической, аудио (звуковой) и визуальной
информации эти средства обладают большим
эмоциональным зарядом и активно включаются
как в индустрию развлечений, в практику
информационных учреждений, так и в домашний
досуг.
Экспериментально установлено, что при
устном изложении материала обучающийся
за минуту воспринимает и способен переработать
до одной тысячи условных единиц информации,
а при "подключении" органов зрения
до 100 тысяч таких единиц. Поэтому совершенно
очевидна высокая эффективность использования
в обучении мультимедийных средств, основанных
на зрительном и слуховом восприятии материала.
б) Мультимедиа и история ее развития
В настоящее время число названий мультимедийных
продуктов измеряется тысячами. Российский
рынок мультимедийных продуктов значительно
скромнее западного, хотя он, по данным
экспертов, развивается довольно быстро.
Мультимедиа-
Появление систем мультимедиа произвело
революцию во многих областях деятельности
человека: компьютерном тренинге, бизнесе
и других сферах профессиональной деятельности.
Одно из самых широких областей применения
технология мультимедиа получила в сфере
образования.
Согласно наиболее распространенного
определения мультимедиа (мультимедиа средства)
представляет собой компьютерные средства
создания, хранения, обработки и воспроизведения
в оцифрованном виде информации разных
типов: текста, рисунков, схем, таблиц,
диаграмм, фотографий, видео- и аудио- фрагментов
и т.п.
Таким образом, упрощенно под мультимедиа
можно понимать комбинированное представление
информации в разных формах (текст, звук,
видео и т.д.).
Мультимедиа обеспечивают возможность
интенсификации обучения и повышение
мотивации обучения за счет применения
современных способов обработки аудиовизуальной
информации, таких, как:
В частности, системы мультимедиа обеспечивают
целый арсенал средств более выразительных,
чем текст. Программы мультимедиа предоставляют
информацию не только в виде текстов, но
и в виде трехмерной графики, звукового
сопровождения, видео, анимации.
При использовании мультимедийных средств
в открытом образовании существенно возрастает
роль иллюстраций.
Существует два основных толкования термина
"иллюстрация":
Первое из них более соответствует традиционному книжному учебнику, а второе - достаточно точно отражает роль иллюстраций в мультимедийных образовательных электронных изданиях. Теперь все мультимедийные средства ИКТ должны быть использованы для наглядного и убедительного, то есть доступного объяснения главных, основополагающих, наиболее сложных моментов учебного материала, задействованного в системе открытого образования.Таким образом, иллюстрации - это ведущая, наиболее значимая подсистема в структуре образовательного электронного издания.
Появление в образовательных мультимедиа-средствах
новых видов иллюстраций вовсе не означает
полного отказа от прежних подходов, использовавшихся
при издании традиционных учебников на
бумажных носителях. В области иллюстрирования
и полиграфического оформления традиционных
учебных книг накоплен значительный опыт,
согласно которого выделяются собственно
иллюстрации, особенности пространственной
группировки элементов издания, акцентирование
(зрительное) отдельных элементов, физиологические
стороны восприятия (четкость печати,
особенности шрифтов и т.д.).
В настоящее время созданы мультимедийные
энциклопедии по многим учебным дисциплинам
и образовательным направлениям. Разработаны
игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные
обучающие системы, позволяющие организовать
учебный процесс с использованием новых
методов обучения.
Создается диалоговое кино, где пользователь
может управлять ходом зрелища с клавиатуры
дисплея посредством реплик, если к компьютеру
подключено устройство распознавания
речи.
Отдельной разновидностью технологий
обработки графики, использующей достижения
мультимедиа, являются системы автоматизированного
проектирования. Они предназначены для
автоматизации проектно-конструкторских
работ в машиностроении, автомобилестроении,
промышленном строительстве, дизайне
и т.д.
Особые перспективы мультимедиа открывает
для открытого и дистанционного образования.
Мультимедиа является исключительно полезной
и плодотворной образовательной технологией
благодаря присущим ей качествам интерактивности,
гибкости и интеграции различных типов
мультимедийной учебной информации, а
также благодаря возможности учитывать
индивидуальные особенности учащихся
и способствовать повышению их мотивации.
Предоставление интерактивности является
одним из наиболее значимых преимуществ
цифровых мультимедиа по сравнению с другими
средствами представления информации.
Интерактивность подразумевает процесс
предоставления информации в ответ на
запросы пользователя. Интерактивность
позволяет, в определенных пределах, управлять
представлением информации: ученики могут
индивидуально менять настройки, изучать
результаты, а также отвечать на запросы
программы о конкретных предпочтениях
пользователя. Они также могут устанавливать
скорость подачи материала и число повторений,
удовлетворяющие их индивидуальным академическим
потребностям.
Более того, возможность предоставлять
взаимодействие с пользователем, ориентированная
на потребности учащихся, отличает мультимедийное
средство от любого другого средства представления
информации, не требующего активного участия
человека.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно
и гармонично сочетать многие виды мультимедийной
информации. Это позволяет с помощью компьютера
представлять знания в различных формах,
таких как: