Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 11:31, дипломная работа
Целью дипломной работы является «Разработка информационной системы и базы данных для автоматизации учета книжного фонда библиотеки филиала РГГУ в г. Улан-Удэ».
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать деятельность библиотеки в контексте учета движения книжного фонда.
Исследовать специфику работы сотрудников библиотеки.
Проанализировать предметную область и методы проектирования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА БИБЛИОТЕКИ РГГУ В Г. УЛАН-УДЭ…6
Основные задачи и функции филиал РГГУ в г. Улан-Удэ…………....6
Характеристики существующей организации обработки информации
библиотеки филиала РГГУ в г. Улан-Удэ…………………………………..8
Обоснование необходимости создания учета книг в библиотеке
РГГУ в г Улан-Удэ...........................................................................................13
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА
«АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА КНИЖНОГО ФОНДА БИБЛИОТЕКИ ФИЛИАЛА РГГУ»……………………….…………………………….............15
Постановка задачи………………………………………….....................15
Обзор и анализ существующего программного обеспечения для
решения задач ……………………………...............................................20
Информационное обеспечение задачи…………………………………25
Классификация и кодирование информации……………….…...25
Характеристика входной информации……………………….….27
Характеристика нормативно-справочной информации…….…..31
Характеристика результатной информации……………..............35
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА
УЧЕТА КНИГ В БИБЛИОТЕКЕ РГГУ в г. Улан-Удэ.......................................39
Выбор языка программирования для реализации программного продукта
Программная реализация задачи..............................................................42
Технологический процесс решения задачи и его описание………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
ТПК сопровождается пояснительной запиской, в которой кратко излагаются сведения о библиотеке, библиотечном фонде и принципах его комплектования, характеризуется состав фонда и его использование по темам и видам документов, состав пользователей (читателей), их информационные потребности и запросы. ТПК утверждается директором филиала. [7]
Организация обработки информации в библиотеке начинается с работы с первичными документами. Первичный документ представляет собой бланк установленной формы, заполненный необходимыми данными и подписанный должностными лицами, что придает ему юридическую силу.
Прием вновь поступившей литературы ведется по сопроводительному документу (счету, накладной и т.д.). При обнаружении недостачи, замене одного издания другим, наличии дефектных экземпляров и невозможности устранения ошибки сотрудником библиотеки составляется акт в двух экземплярах, в котором указывается, какие издания и на какую сумму отсутствуют в данной партии литературы.
Прежде всего, в библиотеку вместе с поступающей литературой (как на электронных носителях, так и на бумажных) предоставляется товарный чек. Товарный чек - основной бухгалтерский бланк, обозначающий передачу товара от продавца покупателю в организациях, у частных предпринимателей, в магазинах и лавках, где не имеется рассчетно-кассового аппарата. Покупать литературу имеют право только материально-ответственные лица (например, директор филиала).
Кассовый чек (в случае приобретения в книжных магазинах) - это документ, который печатается контрольно-кассовой машиной при регистрации купли-продажи товара. Накладные (в случае поступления литературы из другой организации) - документ, в соответствии с которым происходит передача товара, материальных ценностей из одних рук в другие.
Кассовый и товарный чек представляют собой один документ. В отсутствие одного из составляющих, второй считается недействительным.
Счет на оплату служит для оформления намерения покупателя приобрести товар или услугу. Подобный счет выставляется, в основном, при оформлении заказа на периодические издания.
На издания, поступившие без сопроводительного документа, составляется соответствующий акт о передаче, который подписывается тремя ответственными лицами. Нумерация актов на поступление изданий без сопроводительного документа ежегодно начинается с единицы.
По данным сопроводительного документа на оборотной стороне задней переплетной крышки книги проставляется цена издания.
Оценка стоимости изданий, поступивших в качестве дара, производится сотрудником библиотеки самостоятельно. [11]
Важнейшую роль в комплектовании фонда библиотеки играет головной вуз. При пересылке литературы из РГГУ филиал обязан сообщить о получении грузобагажа. Для этого заполняется специальный бланк, подписанный директором филиала, передающийся начальнику экспедиционно-транспортного отдела УРР (Управление регионального развития).
Вся поступающая литература подлежит суммарному и индивидуальному учету.
Формой суммарного учета является «Книга суммарного учета» (далее КСУ), по которой устанавливается объем и контролируются итоги движения фонда. Книга суммарного учета состоит из трех частей:
• часть III - Итого движения года
Суммарному учету подлежат все документы (издания), поступающие в фонд или выбывающие из него, независимо от вида документа и его материальной основы.
Перед проведением операций по суммарному учету поступившей литературы партия подлежит разделению на балансовую (инвентарную) и безбалансовую (безинвентарную) литературу. Не подлежат инвентарному
учету брошюры (объем до 48 страниц), методически разработки, программы, раздаточные материалы. После завершения учетных операций в сопроводительном документе производится запись о количестве полученных экземпляров, о записи в книге суммарного учета (с приведением даты получения, количества экземпляров и общей сумме) и инвентарной книге, где присваивается инвентарный номер. Все сопроводительные документы подписываются ведущим библиотекарем и передаются в бухгалтерию.
Каждая отдельная партия литературы, поступившая фонд, записывается в первой части книги под очередным порядковым номером на отдельной строке. Порядковый номер в первой части книги учета ежегодно начинается с первого номера.
В соответствии с ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика» учет фонда осуществляется в названиях и экземплярах.
Название - это каждое новое или повторное издание, другой документ, отличающийся от остальных заглавием, выходными данными или другими элементами оформления.
Единицей учета названий являются:
Экземпляр - это каждая отдельная единица из тиража.
Единицей учета экземпляров являются:
Вся литература, выбывшая из фонда, отражается во второй части КСУ. В КСУ сведения вносятся только после утверждения акта на списание руководителем филиала. Каждый акт вносится в КСУ отдельной записью на одной строке под одним порядковым номером.
По окончании полугодия (года) библиотека подводит итоги поступлений и выбытия литературы и определяет объем, и состав фонда на начало каждого полугодия (года). Эти сведения вносятся в третью часть книги суммарного учета фонда.
Второй вид учета - индивидуальный учет. Этот вид учета фиксируется в инвентарной книге. Инвентарная книга является важнейшим библиотечным документом и хранится наравне с денежными документами. В библиотеке должна быть едина инвентарная книга на весь книжный фонд.
В инвентарную книгу записываются издания, стоимость которых берется на баланс филиала. Стоимость указывается в соответствии с данными сопроводительного документа. Каждому экземпляру издания, поступившему в фонд, присваивается свой индивидуальный номер, который сохраняется за ним на весь период его нахождения в библиотеке. В инвентарную книгу записываются инвентарный номер, автор, заглавие, год издания и цена одного экземпляра.
При записи дублетов в инвентарной книге указывается только инвентарный номер и цена. При списании вычеркивается инвентарный номер и цена и ставится номер акта на списание.
Учет периодических изданий ведется на регистрационных карточках.
Каждая книга снабжена формуляром, который хранится в специальном «кармашке» на внутренней стороне обложки книги.
При поступлении в университет, студенту выдается читательский билет. При выдаче, из книги изымается формуляр, на котором получатель ставит дату получения и подпись, и помещается в читательский билет получателя. При возвращении книги в библиотеку, формуляр изымается из читательского билета и вкладывается в книгу.
Списание литературы из библиотечного фонда производят не реже одного раза в год. Отбор изданий на списание осуществляет специальная комиссия, утвержденная приказом по филиалу. В состав комиссии должны войти представители руководства филиала, бухгалтерии, кафедр, ведущий библиотекарь.
Исключение литературы из фонда оформляется актом, в котором указывается причина списания. В каждый отдельный акт включаются издания, списываемые по одной причине (физический износ, дефектность, устарелость по содержанию, дублетность, непрофильность, утрата). [11]
Из описанного понятно, что процесс поступления и списания литературы из библиотечного фонда, а также учет движения книг среди читателей довольно трудоемкий.
1.3.Обоснование необходимости создания автоматизированного
учета книг в библиотеке филиала РГГУ в г. Улан-Удэ
В ходе происходящих преобразований в России, библиотеки, как хранилища знаний и информации, являющаяся важнейшими факторами развития экономики и неуклонно повышают свою значимость. Сегодня библиотеки в первую очередь ориентируются на пользователя, а не только занимаются формированием своих фондов. Это весьма показательная переориентация центров тяжести во внутрибиблиотечной деятельности.
Развитие фонда предполагает принятие решений относительно состава и структуры книгохранения.
Ручной способ решения задачи сопровождается значительными временными затратами по составлению, оформлению и переноса данных на бумажные носители. Для решения задачи ручным способом требуется внимательность при вычислениях и немало времени для заполнения документов. Важное значение имеет правильность заполнения бланков и формуляров, так как занесенные данные влияют на отчетность. Инвентаризационная опись составляется один раз в год (в конце года). В ведомость заносится наименование, количество и цена книги на момент инвентаризации. Годовой отчет оформляется в конце каждого года, отражая все выполненные работы за год, как плановых заказов книг для библиотеки, так и прочитанных читателями.
Таким образом можно сделать вывод, что сегодня, на рабочие места сотрудников библиотеки установлены компьютеры, т.е. созданы автоматизированные рабочие места библиотекарей. В данный момент необходимо совершенствование библиотечно-информационного обслуживания, повышение уровня сервиса и качества, сокращение времени на поиск необходимых книг и составление отчетности. Поэтому, необходимо, используя современные информационные технологии, автоматизировать процесс учета книжного фонда в библиотеке.[15]
Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА «АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА КНИЖНОГО ФОНДА БИБЛИОТЕКИ филиала РГГУ»
2.1. Постановка задачи
Задачей дипломной работы является автоматизированный учет движения книг в библиотеке РГГУ, с целью повышения эффективности учета книжного фонда и уровня обслуживания читателей.
Одной из задач библиотеки является – обеспечение планомерного и сбалансированного пополнения своего фонда новой литературой в соответствии с профилем комплектованием библиотечного фонда.
В решении задачи участвуют поставщики, поставляющие в библиотеку книги, библиотекарь, который организует работу с читателями и осуществляет сбор, обработку, анализ и обобщение данных и выводит необходимую информацию.
При решении данной задачи следует обратить внимание на понятие ее узловых вопросов – точная и своевременная постановка на учет поступивших в филиал книг, расходов на их приобретение, постоянный контроль над движением книжного фонда библиотеки.
Общий перечень документов, регламентирующих деятельность библиотеки высшего учебного заведения, включает:
Решением этой задачи предусматривается автоматизированная обработка данных, необходимая для повышения эффективности, скорости работы. Предметом исследования является ручная обработка данных о книжном фонде библиотеки филиала.
Организационные аспекты учетной политики библиотеки должны содержать следующие основные разделы: