Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 11:31, дипломная работа
Целью дипломной работы является «Разработка информационной системы и базы данных для автоматизации учета книжного фонда библиотеки филиала РГГУ в г. Улан-Удэ».
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать деятельность библиотеки в контексте учета движения книжного фонда.
Исследовать специфику работы сотрудников библиотеки.
Проанализировать предметную область и методы проектирования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА БИБЛИОТЕКИ РГГУ В Г. УЛАН-УДЭ…6
Основные задачи и функции филиал РГГУ в г. Улан-Удэ…………....6
Характеристики существующей организации обработки информации
библиотеки филиала РГГУ в г. Улан-Удэ…………………………………..8
Обоснование необходимости создания учета книг в библиотеке
РГГУ в г Улан-Удэ...........................................................................................13
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА
«АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА КНИЖНОГО ФОНДА БИБЛИОТЕКИ ФИЛИАЛА РГГУ»……………………….…………………………….............15
Постановка задачи………………………………………….....................15
Обзор и анализ существующего программного обеспечения для
решения задач ……………………………...............................................20
Информационное обеспечение задачи…………………………………25
Классификация и кодирование информации……………….…...25
Характеристика входной информации……………………….….27
Характеристика нормативно-справочной информации…….…..31
Характеристика результатной информации……………..............35
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА
УЧЕТА КНИГ В БИБЛИОТЕКЕ РГГУ в г. Улан-Удэ.......................................39
Выбор языка программирования для реализации программного продукта
Программная реализация задачи..............................................................42
Технологический процесс решения задачи и его описание………….44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
Учет движения книжного
фонда проводит библиотекарь, он
является непосредственным
Все это неотъемлемая часть, составляющей работы, за которую отвечает библиотекарь.
Библиотекарь при автоматизации должен вводить данные по книжному фонду из первичных документов: счет-фактура, формуляр читателя, акт о списании книжного фонда в компьютеры и сформировать соответствующие отчеты.
Затем библиотекарь сдает главному бухгалтеру всю отчетность за отчетный период на проверку.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет в библиотеке в зависимости от объемов учетной работы может вестись самостоятельным структурным подразделением, централизованной бухгалтерией или непосредственно главным бухгалтером (бухгалтером) при отсутствии соответствующего структурного подразделения. В данном случае учет движения книжного фонда возложен на библиотекаря.
Теперь, рассмотрев процесс движения документооборота в библиотеке, мы можем сформулировать требования к создаваемому программному продукту.
Требуется создать автоматизированную систему учета для библиотеки РГГУ, которая позволит выдавать книги читателям, отслеживать задолженности читателя и формировать отчеты по совершенным операциям за заданный период.
В программе должны фиксироваться следующие события:
Для каждого события в конфигурации необходимо предусмотреть соответствующий документ.
Правила работы библиотеки следующие:
В программе реализовать возможность формирования библиотечной выписки, которая показывает все совершенные операции за заданный период. Необходимо предусмотреть возможность выбора операции только по указанному читателю и/или по указанной книге.
В программе предусмотреть вывод информации по задолженностям каждого читателя на данный момент, т.е. какие книги у него сейчас на руках и когда он должен их вернуть.
В конфигурации разработать возможность поиска нужной книги по следующим критериям:
Каждому читателю и каждой книге должен быть присвоен уникальный код. В экранных формах выбор читателя должен производится путем введения кода, программа должна найти читателя или книгу в справочнике по коду.
Денежные расчеты.
Каждая книга имеет определенную цену. При потере книги читатель должен заплатить штраф и стоимость утерянной книги. Предусмотреть реализацию этой функции.
Отмена документов.
При отмене проведения документов все изменения, которые, он сделал в системе, должны быть также отменены. Для сохранения непротиворечивости базы данных, отмена документов должна проводиться в обратном порядке для каждого читателя и книги.
Для решения задачи «Автоматизация учета книжного фонда в библиотеке» используются следующие формы первичных документов:
На основании этих документов составляются входные файлы:
На основании имеющейся информации сформировать отчеты:
При работе с данными использовать следующие расчетные формулы:
Источником входной информации является библиотекарь.
Получателем результатной информации является библиотекарь и бухгалтерия.
Для установки данной автоматизированной системы и ее нормального функционирования необходимы следующие минимальные требования к системе:
Потребителями результатной информации являются библиотекарь и бухгалтерия.
2.2. Обзор и анализ существующего программного обеспечения для решения задач
Система автоматизации библиотек АИБС "МАRC"
Автоматизированная информационно-библиотечная система "МАRC" (АИБС "МАRC") предназначена для автоматизации наиболее трудоемких библиотечных процессов, связанных с комплектованием, обработкой первоисточников, печатью стандартных выходных форм от оформления предварительного заказа до списания, регистрацией читателей и их обслуживанием.
Система позволяет
заменить привычный карточный
каталог литературы так называе
Использование АИБС "МАRC" совместно с Генератором выходных форм позволяет самим библиотекарям спроектировать и распечатать практически любые выходные формы (документы), своевременно и без дополнительных затрат реагируя на любые изменения стандартов, а также внутренних нормативных актов по ведению библиотечной документации.
АИБС "МАRC" позволяет
библиотечным работникам
Одной из новых разработок является автоматизированная информационно- библиотечная система "MARC - Web". Используя это программное средство, можно производить поиск информации в базах данных других библиотек через Internet. Удаленный пользователь, обратившись на Web- страницу библиотеки может произвести санкционированный поиск информации и получить результаты поиска. При наличии дополнительных прав доступа пользователь сможет переписать себе необходимую информацию из базы данных в различных видах (например, в MARC - формате). Такой принцип позволяет осуществлять межбиблиотечный обмен данными на качественно новом уровне. Таким образом, с помощью "MAРК - Web" библиотека становится получателем информации из Internet и других сетей, и передатчиком собственной накопленной информации другим пользователям, т.е. становится полноценным участником мирового рынка информации.
Многие наработки, сделанные при создании и эксплуатации АИБС "MARC - Web", легли в основу другой автоматизированной системы - "MARC - SQL". Автоматизированная информационно- библиотечная система АИБС "MARC-SQL" представляет собой информационную систему для автоматизации библиотечных процессов и предназначена для использования в библиотеках различного уровня и принадлежности.
АИБС "MARC-SQL" (Internet) относится
к системе третьего поколения
и обеспечивает комплексную
АИБС "MARC-SQL" позволяет
осуществлять автоматизацию
АИБС "MARC-SQL" базируется на архитектуре "клиент - сервер" и функционирует под WINDOWS 95/98/2000. Основные функции АИБС "MARC-SQL" реализованы в виде модульной структуры, реализован дружественный графический интерфейс, осуществляется поддержка диалогового режима работы. АИБС "MARC-SQL" состоит из пяти модулей: Администратор, Комплектование, Каталогизация, Абонемент, Поиск.
АИБС "MARC-SQL" обладает мощными поисковыми возможностями. В системе реализованы различные виды поиска: простой, расширенный, фиксированный, по словарям, по фильтрам, которые рассчитаны как на неподготовленного, так и на опытного пользователя. Поиск информации может осуществляться по любым элементам библиографического описания и их сочетания.[15]