Развитие информационных технологий в различных сферах управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

цель настоящей работы – рассмотреть теоретические основы системы информационного обеспечения управления, и исследовать элемент процесса информационного обеспечения – модель организации.
Цель работы раскрывает свое содержание через осмысление своих промежуточных задач:
1. Охарактеризовать информационное обеспечение различных этапов процесса управления;
2. Определить содержание для каждого этапа управленческого цикла;
3. Рассмотреть автоматизированные информационные системы;
4. Дать понятие процесса моделирования в управленческой деятельности;
5. Описать подходы к построению модели организации как объекта управления;
6. Сравнить модели организации с точки зрения отображения организационной структуры и механизма управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
1. Информационное обеспечение различных этапов процесса управления
1.1.Понятие управления. Структура управленческого процесса…………9
1.2.Информационное обеспечение процесса управления………………..13
2. Автоматизированные системы управления……………………………….16
3. Моделирование в управленческой деятельности
3.1.Понятие процесса моделирования. Классификация моделей………..25
3.2.Модель организации как объекта управления………………………...26
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………….………..39

Файлы: 1 файл

Развитие информационных технологий в различных сферах управленческой деятельности.docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4

   1. Информационное  обеспечение различных этапов  процесса управления

      1.1.Понятие  управления. Структура управленческого  процесса…………9

      1.2.Информационное  обеспечение процесса управления………………..13

   2. Автоматизированные  системы управления……………………………….16

   3. Моделирование в  управленческой деятельности

      3.1.Понятие  процесса моделирования. Классификация  моделей………..25

      3.2.Модель  организации как объекта управления………………………...26

Заключение………………………………………………………………………36

Список литературы……………………………………………………….………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         В начале третьего тысячелетия  в развитых странах индустриальное  общество достигает апогея и  создается необходимая информационно-производственная  база для перехода к постиндустриальному,  информационному обществу. Основным  ресурсом этого общества являются  знания, главной особенностью —  формирование новой хозяйственной  системы — экономики знаний, эффективность  которой определяется степенью  развития человека, базовой парадигмой  становится человекомашинное общество, а основной характеристикой —  скорость. Переход к информационному  обществу обеспечивает развитым  странам невиданный технологический  отрыв, в основе которого в  значительной степени лежат достижения  ученых всего мира в этой  области.

      Особенность  современного общества заключается  в непрерывном обмене информацией.  Полная, достоверная, своевременно  полученная информация является  необходимым условием успешного  функционирования любой организации  (промышленного предприятия, коммерческой  фирмы, государственного учреждения).

      При современном  уровне развития вычислительной  техники и средств связи автоматизация  процесса управления позволяет  быстро и эффективно решать  поставленные задачи, для чего  создаются комплексные автоматизированные  системы управления. Они включают  в себя множество автоматизированных  рабочих мест сотрудников, средства  коммуникации и обмена информацией,  другие средства и системы,  позволяющие автоматизировать работу  управленческого персонала.

        Управленческий  процесс в первую очередь связан  с информационным обменом между  субъектами и объектами управления. Рассмотрение информационного обеспечения  управления является актуальным, поскольку оно играет важную  роль в управленческой деятельности. При отсутствии необходимой информации  невозможно принятие правильных  и своевременных решений, определение  направлений развития и стратегии  организации. Наличие информации, неизвестной конкурентам, обеспечивает  более успешное функционирование  организации на рынке, ставит  ее в более выгодные условия.

Итак, тема данной курсовой работы – Основы системы информационного  обеспечения управления.

      Цель настоящей  работы – рассмотреть  теоретические  основы  системы информационного  обеспечения управления, и исследовать   элемент  процесса информационного   обеспечения – модель организации.

      Цель работы  раскрывает свое содержание через  осмысление своих промежуточных  задач:

1. Охарактеризовать информационное  обеспечение различных этапов  процесса управления;

2. Определить содержание  для каждого этапа управленческого  цикла;

3. Рассмотреть автоматизированные  информационные системы;

4. Дать понятие процесса  моделирования в управленческой  деятельности;

5. Описать  подходы  к построению модели организации  как объекта управления;

6. Сравнить модели организации  с точки зрения отображения  организационной структуры и  механизма управления.

      Объектом  исследования данной курсовой  работы является теоретические  основы информационного обеспечения  управления.

      Предмет  исследования -  модель организации  как объекта управления.

      Практическая  значимость обусловлена тем, что  для успешного осуществления  управленческой деятельности необходимо  составить четкое представление  о структуре организации, взаимодействии  ее составных частей и связях  организации с внешней средой.

       Методы  исследования:

        1. Изучение  специальной литературы по теме  работы;

        2. Анализ  информации;

        3. Систематизация  полученных данных;

        4. Сравнение;

        5. Обобщение.

      Курсовая  работа состоит из введения, трех  вопросов, которые полностью позволяют  раскрыть заданную тему и заключения.

      В первом  вопросе рассмотрено  понятие  управления, структура управленческого  процесса, функции управления и  его информационное обеспечение.

      Во втором  вопросе говорится об автоматизированных  информационных системах, их обеспечении.

      Третий  вопрос содержит в себе понятие  процесса моделирования, классификацию  моделей, рассмотрение модели  организации как объекта управления, а также модели внешней среды  организации.

      В заключении  работы излагаются выводы по  теме, характеризуется степень ее  раскрытия, определяется, достигнута  ли цель и задачи работы.

      Для создания  этой курсовой работы было  использовано 9 источников, а также   нормативно-правовые акты. В их  числе как фундаментальные научные  труды, учебники по теме работы, так и материалы периодических  изданий, сайтов.

1 Информационное обеспечение  различных этапов процесса управления

 

      1.1 Понятие  управления. Структура управленческого  процесса

 

      Во всех  сферах жизни управление играет  огромную роль. Любая организация  нуждается в рациональном и  эффективном управлении. Понятие  «организация» может употребляться  в широком смысле и иметь  много значений. Поэтому здесь  под организацией будут пониматься  различные общественные образования:  промышленные предприятия, коммерческие  фирмы, государственные учреждения  и др. Учитывая, что информационное  обеспечение управления их деятельностью  осуществляется по одним и  тем же принципам, употребление  в тексте термина «организация»  будет означать справедливость  приводимых утверждений и для  предприятия, фирмы, учреждения, и наоборот.

      Под управлением  понимается целенаправленное воздействие  субъекта на объект с целью  перевода его в качественно  новое состояние.

Как субъектом, так и объектом управления может быть человек, группы людей, подразделение предприятия, предприятие в целом, а также  различные информационные системы  и пр. Различие между субъектом  и объектом заключается в том, что субъект является источником управляющего воздействия, а объект подчинен этому воздействию.

      Любой процесс  управления связан с информационным  обменом, который заключается  в циклическом осуществлении  следующих процедур:

     • сбор информации  о текущем состоянии управляемого  объекта;

     • анализ  полученной информации и сравнение  текущего состояния с желаемым;

     • выработка  управляющего воздействия с целью  перевода управляемого объекта  в желаемое состояние;

     • передача  управляющего воздействия объекту.

      Процесс  управления подразумевает наличие  обратной связи, т. е. информационного  потока, направленного от объекта  к субъекту.

      Обратная  связь позволяет установить, насколько  эффективно оказанное на объект  управляющее воздействие.

      На этом  уровне организация управления  включает в себя операции:

     • выявление  функций управления;

     • установление  рационального количества уровней  управления;

     • распределение  функций, прав и ответственности  между различными уровнями;

     • определение  профессионального и численного  состава кадров;

     • разработка  нормативно-методической базы.

      Функция  управления представляет собой  относительно самостоятельный и  обособленный вид управленческой  деятельности. Функции управления  имеют структуру, содержание и  механизм реализации.

      Специалисты  выделяют следующие основные  функции управления:

     • планирование;

     • календарно-плановое  руководство;

     • оперативное  управление;

     • контроль.

      Некоторые  специалисты выделяют также такие  функции, как мотивация, регулирование  и др. С точки зрения информационного  обеспечения процесса управления, выделенные функции являются  наиболее важными. В данной  работе мы ограничимся их рассмотрением.

      Планирование  представляет собой процесс создания  планов и определение необходимых  ресурсов для их реализации. Планирование  включает в себя:

     • определение  целей и задач;

     • разработку  стратегий, программ и планов  для достижения поставленных  целей;

     • определение  необходимых ресурсов;

     • доведение  планов до конкретных исполнителей, ответственный за их реализацию.

      Таким образом,  планирование позволяет организовать  работу предприятия по решению  первостепенных, наиболее важных  вопросов в конкретный период  времени, а также повысить ответственность  исполнителей за порученную им  работу и улучшить контроль  за выполнением плана.

      Календарно-плановое  руководство заключается в слежении  за выполнением плана.

      Данная  управленческая функция реализуется,  в двух направлениях: регулирование  и координация.

      Регулирование  — это процесс устранения отклонений  текущих показателей от плановых.

      Координация  добивается согласованности действий  во времени и пространстве  структуры управления и внешней  среды.

      Оперативное  управление заключается в осуществлении  следующих процессов:

     • непрерывное  распознавание ситуации относительно  элементов системы управления;

     • сбор и  обработка оперативной информации  о состоянии системы и ее  элементов, создание банков данных;

     • анализ  и прогнозирование развития ситуации;

     • принятие  решения по оперативному вмешательству  в функционирование системы;

     • разработка  предложений по корректировке  плановых решений по функционированию  системы;

     • оформление  соответствующих отчетных документов. Неотъемлемой частью оперативного  управления является процесс

     • принятия  управленческих решений.

      Принятие  решений играет важную роль  и при выполнении других функций  управления. Так, например, на этапе  планирования принимаются важные  стратегические решения, касающиеся  перспектив развития организации.  Однако наибольшее значение процесс  принятия решений имеет на  уровне оперативного управления.

      Контроль, основной задачей которого является  определение допустимых отклонений, фиксирование и быстрое их  устранение, можно разделить на  два этапа: слежение за выполнением  намеченных планом работ и  корректирование всех значительных  отклонений от плана.

      Специалисты  выделяют три стадии контроля: предварительная, текущая и заключительная.

      Предварительный  контроль осуществляется до начала  плановых работ, когда тщательно  оценивается выполнение функций  подразделениями и должностных  обязанностей исполнителями.

      Текущий  контроль заключается в оценке  деятельности подразделений и  конкретных исполнителей.

      В ходе  заключительного контроля осуществляется  анализ ошибок и определение  мер поощрения или наказания  исполнителей. Эта стадия дает  руководству информацию, необходимую  для дальнейшего планирования.

Информация о работе Развитие информационных технологий в различных сферах управленческой деятельности