Развитие информационных технологий в различных сферах управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

цель настоящей работы – рассмотреть теоретические основы системы информационного обеспечения управления, и исследовать элемент процесса информационного обеспечения – модель организации.
Цель работы раскрывает свое содержание через осмысление своих промежуточных задач:
1. Охарактеризовать информационное обеспечение различных этапов процесса управления;
2. Определить содержание для каждого этапа управленческого цикла;
3. Рассмотреть автоматизированные информационные системы;
4. Дать понятие процесса моделирования в управленческой деятельности;
5. Описать подходы к построению модели организации как объекта управления;
6. Сравнить модели организации с точки зрения отображения организационной структуры и механизма управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4
1. Информационное обеспечение различных этапов процесса управления
1.1.Понятие управления. Структура управленческого процесса…………9
1.2.Информационное обеспечение процесса управления………………..13
2. Автоматизированные системы управления……………………………….16
3. Моделирование в управленческой деятельности
3.1.Понятие процесса моделирования. Классификация моделей………..25
3.2.Модель организации как объекта управления………………………...26
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………….………..39

Файлы: 1 файл

Развитие информационных технологий в различных сферах управленческой деятельности.docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

    Эта структура  представляет собой решетчатую  систему, построенную по принципу  двойного подчинения исполнителей. С одной стороны, они подчинены непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой — руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. В данном случае руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: постоянными членами проектной группы и другими работниками функциональных подразделений, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.

    Матричная структура  используется во многих отраслях  промышленности, особенно в наукоемких  производствах (например, в производстве  электронной техники), а также  в некоторых организациях непроизводственной  сферы.

 

    Рис. 1.5 Матричная  организационная структура.

 

    Механизм управления  описывают функциональной и информационной  моделями.

    Функциональная  модель, как правило, строится  в виде диаграмм. Одним из параметров  этой модели являются функциональные  подразделения предприятия, в  качестве других параметров выступают  общие функции управления (планирование, календарно-плановое руководство,  оперативное управление, контроль) и специальные управленческие  функции каждого подразделения.  Модель отображает распределение  различных функций управления  по функциональным подразделениям  предприятия, а также взаимосвязь  и зависимость этих функций.

    Информационная  модель отражает структуру циркулирующих  в организации информационных  потоков, их связь со структурой  самой организации и состав  ее информационных ресурсов. Информационная  модель чаще всего строится  в виде таблиц.

         Модель управленческих структур.

    Модель структур  управления предприятием, как правило,  соответствует организационной  структуре и ее модели.

    В состав модели  структур управления обычно входят  следующие элементы (функциональные  подсистемы):

 маркетинг;

 управление инновациями;

 управление производством;

 управление персоналом;

 управление финансами.

    Цели, задачи и  функции данных подсистем определяются  конкретно для каждого предприятия  с учетом его особенностей  на основании общих целей и  функций управления.

 

    Модель внешней  среды организации.

    При создании  модели организации как управляемой  системы нельзя не учитывать  процессы взаимодействия предприятия  и окружающей его внешней среды.  При этом следует выделить  и обосновать параметры, достоверно  отображающие взаимосвязи между  элементами внешней среды и  составляющими внутренней среды  организации. Таких взаимосвязей  существует большое множество,  но для построения моделей  берутся только те, которые обладают  наибольшей устойчивостью и имеют  решающее значение для функционирования  организации.

      Обычно во внешней среде, с которой взаимодействует предприятие, выделяют два уровня:

    •  микросреда  — среда прямого воздействия;

    •  макросреда  — среда косвенного воздействия.

 

Микросреда - это:

 поставщики;

 партнеры;

 акционеры;

 потребители продукции;

 конкуренты;

 органы власти и  государственного управления;

 общественные организации;

 законы и законодательные  акты.

Макросреда учитывает  следующие факторы:

      — политические;

 экономические;

 демографические;

 социально-культурные;

 научно-технические;

 природные и географические.

    Характеристиками  внешней среды являются следующие  параметры:

     • взаимосвязанность  всех факторов — определяет  степень влияния одного фактора  на другие;

     • сложность  — определяет число и разнообразие  факторов, оказывающих значительное  влияние;

     • динамичность  — определяет относительную скорость  изменения внешней среды;

     • неопределенность  — характеризует относительное  количество

       информации  о внешней среде и уверенность  в ее достоверности.

    К внешней среде  организации также относятся  инфраструктура (транспорт, связь  и пр.), средства массовой информации  и т. п.

    Рассмотрение  взаимодействия предприятия с  внешней средой его функционирования  является одним из ключевых  моментов при построении модели  и организации системы управления. Ни одна организация не может  существовать в изоляции от  множества других предприятий,  фирм, учреждений. Каждое из них  оказывает определенное воздействие  на процесс функционирования  данной организации. Например, несвоевременные  поставки сырья (из-за задержек со стороны поставщиков или транспортных проблем) могут нарушить сроки поставок готовой продукции на рынки сбыта. Все подобные моменты должны быть учтены, для этого в системе управления должны иметься необходимые механизмы для корректировки таких ситуаций и сведения к минимуму их негативных последствий.

    Анализ внешней  среды предприятия служит инструментом, с помощью которого можно контролировать  внешние факторы, для прогнозирования  потенциальных угроз развитию  организации, а также открывающихся  новых возможностей.

    При анализе  экономических факторов прежде  всего необходимо рассматривать  темпы инфляции, изменение налоговых  ставок, международный платежный  баланс, уровень занятости населения  в целом и в данной отрасли,  платежеспособность организаций.  Кроме того, следует учитывать  жизненные циклы различных товаров  и услуг, уровень конкуренции  в отрасли, изменение доли рынка,  занимаемой организацией, емкость  рынка.

    При анализе  политических факторов рекомендуется  отслеживать состояние соглашений  по торговле между странами, таможенной  политики, нормативных актов местных  и центральных органов власти, правового регулирования экономики.  Также надо обращать внимание  на состояние и изменения в  антимонопольном законодательстве, кредитную политику местных властей  и т. п.

    В области научно-технического  развития необходимо следить  за появлением новых технологий, материалов, изменениях в способах  сбора и обработки информации, совершенствованием средств связи  и вычислительной техники. Подобные  изменения могут оказывать как  положительное, так и негативное  воздействие. Последний случай  связан с появлением новых  перспективных технологий у конкурентов,  что может нарушить конкурентоспособность  вашей организации.

    Анализ факторов  конкуренции означает постоянный  контроль со стороны организации  за действиями конкурентов. Здесь  можно выделить четыре диагностические  зоны: анализ будущих целей конкурентов,  оценка их текущей стратегии,  оценка перспектив развития конкурентов  и отрасли в целом, изучение  сильных и слабых сторон конкурентов.  Слежение за деятельностью конкурентов  позволяет организации быть готовой  к потенциальным угрозам ее  развитию и функционированию.

    Анализ социальных  факторов включает в себя отслеживание  изменений общественных ценностей,  социальных установок, отношений  в обществе и т. п. В условиях  нестабильной экономики социальная  сфера порождает множество проблем,  с которыми приходится сталкиваться  организации. Для того чтобы  эффективно решать подобные проблемы, организация как социальная система  должна изменяться, приспосабливаться  к внешней среде.

    Анализ внешней  среды обычно завершается составлением  перечня как внешних опасностей, так и возможностей, открывающихся  перед организацией. Форма представления  данного перечня может быть  различной. Как правило, он  включает в себя взвешенные  факторы в упорядоченной последовательности  по степени их воздействия  на предприятие и оценку данного  воздействия. Для наглядности  внешние факторы в этом перечне  можно расположить в два столбца:  в одном — факторы, создающие  благоприятные возможности для  организации, в другом — угрожающие  факторы, расположенные по степени  убывания воздействия.

 

Заключение

 

    Веками человечество  накапливало знания, навыки работы, сведения об окружающем мире, другими словами – собирало  информацию. Вначале информация  передавалась из поколения в  поколение в виде преданий  и устных рассказов. Возникновение  и развитие книжного дела позволило  передавать и хранить информацию  в более надежном письменном  виде. Открытия в области электричества  привели к появлению телеграфа,  телефона, радио, телевидения –  средств, позволяющих оперативно  передавать и накапливать информацию. Развитие прогресса обусловило  резкий рост информации, в связи  с чем вопрос о ее сохранении  и переработке становился год  от года острее. С появлением  вычислительной техники значительно  упростились способы хранения, а  главное, обработки информации. Развитие  вычислительной техники на базе  микропроцессоров приводит к  совершенствованию компьютеров  и программного обеспечения. Появляются  программы, способные обработать  большие потоки информации. С  помощью таких программ создаются  информационные системы. Целью  любой информационной системы  является обработка данных об  объектах и явлениях реального  мира и предоставление человеку  нужной информации о них.

    Тем самым, с  течением времени, упростились  функции хранения, обработки, получения  информации в организациях, а  система информационного обеспечения  управления стала боле совершенной,  позволяющей оперативно и качественно  принимать решения и осуществлять  деятельность в соответствии  с намеченным планом.

      Информационное  обеспечение организации необходимо  на всех этапах деятельности, и, заключается в осуществлении  следующих процедур:

     • сбор информации  о текущем состоянии управляемого  объекта;

     • анализ  полученной информации и сравнение  текущего состояния с желаемым;

     • выработка  управляющего воздействия с целью  перевода управляемого объекта  в желаемое состояние;

     • передача  управляющего воздействия объекту.

      Указанные  процедуры  используются применительно  каждой из  функций управления:

     • планирование;

     • календарно-плановое  руководство;

     • оперативное  управление;

     • контроль.

 

      В современном  мире информационное обеспечение  управления осуществляется при  помощи автоматизированных систем  управления.

      Автоматизированная  система управления (АСУ) — информационная  система, предназначенная для  автоматизированного осуществления  управленческих процессов. К ним  предъявляется ряд требований, и  каждая АСУ должна выполнять  следующие функции:

     • сбор, обработка  и анализ информации (сигналов, сообщений,  документов и т. п.) о состоянии  объекта управления;

     • выработка  управляющих воздействий (программ, планов и.т.д.)

     • передача  управляющих воздействий (сигналов, указаний, документов) на исполнение  и контроль их передачи;

     • реализация  и контроль выполнения управляющих  воздействий;

     • обмен  информацией (документами, сообщениями  и т. п.) с другими связанными  с ней автоматизированными системами.

      Применение  автоматизированной системы управления  способствует повышению производительности  конкретной организации и обеспечивает  определенный уровень качества  управления. Наибольшая эффективность  АСУ достигается путем оптимизации  планов работ предприятий и  отраслей в целом.

      Для успешного  осуществления управленческой деятельности  необходимо составить четкое  представление о структуре организации,  взаимодействии ее составных  частей и связях организации  с внешней средой, что обеспечивает  применение моделирования.

Моделирование - это создание модели, т. е. образа объекта, заменяющего  его, для получения информации об этом объекте путем проведения экспериментов  с его моделью. Любая модель организации  должна полно отображать организационную  структуру управления, механизм управления и ее информационное обеспечение.

Информация о работе Развитие информационных технологий в различных сферах управленческой деятельности