Развитие Интернет-бизнеса в России, в частности в г. Кирове

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:54, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение основных принципов использования Интернета в торговой деятельности предприятий и выяснения способов оптимизации этой деятельности.
Целью работы является исследование основных тенденций развития Интернет-торговли в Кирове, анализ функционирования электронной коммерции в Кирове с учетом зарубежного опыта.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 152.46 Кб (Скачать файл)

Подобные исследования красноречиво свидетельствуют о том, что компания, недоучитывающая потенциал электронного бизнеса и электронной коммерции, может утратить свои коммерческие позиции под натиском более способных к адаптации в условиях новых реалий рынка конкурентов.

Часто происходит путаница двух базовых понятий: e-коммерции и e-бизнеса.

Согласно определению специалистов компании IBM, электронный бизнес (e-бизнес) - преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет технологий.

Таким образом, e-бизнесом мы называем любую деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.

Внутренняя организация компании на базе единой информационной сети (интранет), повышающей эффективность взаимодействия сотрудников и оптимизирующей процессы планирования и управления; внешнее взаимодействие (экстранет) с партнерами, поставщиками и клиентами - все это составные части e-бизнеса.

Электронная коммерция является важнейшим составным элементом e-бизнеса. Под электронной коммерцией (e-коммерция) подразумеваются любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей.

В России в качестве "локомотива" развития электронного бизнеса могут выступить прежде всего крупные российские компании, такие как РАО "ЕЭС", ОАО "Газпром", НК "ЛУКОйл", "ЮКОС", "Интеррос". Для этого они имеют объективные предпосылки:

- современную компьютерную технику  и средства связи;

- корпоративные информационные  системы с высоким уровнем  интеграции;

- выходы  в сеть Интернет, опыт использования Web-технологий и наличие соответствующих  специалистов;

- финансовые  возможности привлечения к развитию  электронного бизнеса ведущих  консалтинговых, компьютерных компаний, а также компаний, специализирующихся  на разработке информационных  технологий.

В 2000 г. количество постоянных пользователей Сети в России составило, по разным оценкам, 2,5-3 млн человек, при этом хотя бы раз входили в Сеть примерно 16 млн человек. В конце апреля 2001 г. были опубликованы результаты ежегодных исследований, проводимых американским изданием Computer Industry Almanac, согласно которым Россия попала в число первых 15 стран по количеству пользователей Интернета. В ближайшие годы высокая динамичность развития Интернета в России сохранится: к концу 2002 г. прогнозируется увеличение числа постоянных пользователей до 3,8 млн человек, к 2005 г. - до 17 млн человек, а в 2010 г., по данным Минсвязи, постоянно пользоваться Сетью будут не менее 26,1 млн.россиян. 
Рост числа пользователей Интернета был бы невозможен без развития инфраструктуры Сети: по данным на начало 2001 г., в Интернете насчитывалось более 40 тыс. русскоязычных сайтов, ежедневно появляется около 200 новых, причем все чаще можно встретить сайты, ориентированные на тот или иной вид бизнеса. Так, к началу 2001 г. в Сети действовало около 700 Интернет-магазинов, функционировали десятки торговых площадок и электронных бирж. Каждый день растет количество услуг, предоставляемых посредством Сети, к примеру, оплата счетов за услуги сотовой и пейджинговой связи, спутникового телевидения и т.п.

Согласно различным исследованиям, в 2000 г. покупки в Интернет-магазинах совершали около 225 тыс. пользователей, тогда как в 1999 г. число Интернет-покупателей не превышало 53 тыс. человек. Среднемесячная выручка Интернет-магазинов во втором полугодии 2000 г. выросла по сравнению с первым полугодием почти вдвое.

Таким образом, в настоящее время около 10% активных пользователей Сети являются клиентами Интернет-магазинов. С ростом числа постоянных пользователей Сети и развитием электронной торговли число Интернет-покупателей будет расти. В немалой степени росту оборота Интернет-торговли будет способствовать развитие систем электронной оплаты товаров и услуг. 

Оплатить приобретенные через Интернет товары и услуги можно одним из следующих способов:

  • с помощью почтового перевода;
  • передать деньги курьеру;
  • оплатить товар или услугу через Интернет с помощью банковской кредитной карты;
  • воспользоваться услугами платежной Интернет-системы;
  • получить доступ через Интернет к своему банковскому счету и осуществить перевод на счет магазина и т.п.

 


В 2000 г. большая часть платежей за приобретенные через Интернет товары и услуги (75%) была осуществлена внесетевыми способами, и лишь 25% всех платежей было перечислено через Интернет. Между тем, по сравнению с 1999г. доля Интернет-платежей заметно увеличилась и, по оценкам специалистов, в будущем продолжит расти. Это обусловлено несомненными удобствами он-лайн оплаты для пользователя. В числе наиболее значимых преимуществ оплаты товаров и услуг через Интернет можно назвать:

  • экономия времени - оплата совершается в режиме он-лайн, покупателю не нужно посещать банк, стоять в очереди, заполнять квитанцию, ждать перечисления денег, особенно в том случае, если услуга может быть доставлена мгновенно или сумма, которую необходимо заплатить, невелика;
  • экономия денег, что особенно актуально для регионов, так как перевод денег почтой увеличивает издержки покупателя на 20-30%.

Все платежи, которые проводятся через Интернет, можно подразделить на следующие группы:

  1. Оплата со своего счета в банке, доступ к которому можно получить через Интернет.
  2. Оплата с помощью кредитных карт.
  3. Оплата через специальную платежную Интернет-систему.

 

Крупные российские корпорации, имеющие значительные объемы экспорта и обширные внешнеэкономические связи, просто не могут позволить себе остаться вне пространства современного мирового рынка, в котором все большая доля начинает приходиться на его электронную часть. Поэтому они должны быть технически и информационно готовы если не к созданию собственных отраслевых электронных бирж, то, во всяком случае, к активному участию в деятельности уже существующих. Большие объемы продаж позволяют, даже в случае реализации на первых этапах незначительной части производимой продукции, обеспечивать экономическую эффективность своих электронных площадок. Следует иметь, что многими крупными российскими корпорациями, особенно в нефтегазовой отрасли, значительные объемы продукции законтрактованы в рамках долгосрочных договоров, многие из которых к тому же выступают в качестве гарантий по долговременным обязательствам. Поэтому российские компании не могут свободно распоряжаться всей производимой продукцией. В такой ситуации перспективным сектором рынка для внедрения технологий электронной коммерции может стать развивающийся в Европе оптовый рынок, дающий возможность реализовывать дополнительные (помимо законтрактованных) объемы продукции на долгосрочных условиях. Например, запланированные на текущий год оптовые продажи газа сравнительно невелики - 600-700 млн. м3. Однако, принимая во внимание возможный дефицит газа в Великобритании, в ближайшие годы они могут возрасти в несколько раз. Высокий уровень диверсификации производства крупных российских корпораций и наличие значительного числа дочерних и зависимых обществ, производящих разнообразную продукцию - от потребительских товаров до машин и оборудования, обеспечивает заинтересованность в участии в деятельности создаваемых ими электронных бирж широкий спектр потенциальных покупателей.

Огромные ежегодные объемы приобретения сырья, материалов, комплектующих, машин и оборудования делают эффективным для крупных российских корпораций использование такой формы электронного бизнеса, как электронные закупки и проведение электронных тендеров. Затраты только на приобретение материалов в составе себестоимости реализации товаров, работ, услуг составляют в крупных компаниях 3-6%, счет здесь идет на сотни миллионов долларов США. Аналогичные формы электронного бизнеса применимы в определенных масштабах и при распределении подрядных работ в капитальном строительстве. Одним из преимуществ крупных корпораций при освоении электронного бизнеса в условиях России является возможность подключения к организации расчетов и платежей дружественных российских финансовых учреждений, пользующихся доверием у населения и предпринимателей.

И, наконец, "раскрученность" торговых марок крупнейших российских структур делает возможным их успех при развитии электронной коммерции типа В2С. Известность и доверие, которыми пользуются эти торговые марки, могут в данной ситуации рассматриваться как важнейший коммерческий ресурс, который приобретается другими компаниями за много лет при значительных затратах на рекламу. Для крупных компаний целесообразна следующая последовательность вхождения в электронную коммерцию:

- электронная торговля непрофильной  продукцией, включая продукцию дочерних  и совместных предприятий;

- электронная закупка сырья  и комплектующих, проведение электронных  тендеров на поставку материалов;

- электронная  торговля основной продукцией. Расчеты  показывают, что перевод на электронную  торговлю всего десятой части  этих рынков в расчете на  фактические объемы 1999 года может  принести крупной компании экономию  порядка 5-15 млн. долл.

Объем российского рынка Интернет-услуг в 2000 году составлял всего 160 миллионов долларов, причем большая часть этой суммы приходится на оплату услуг провайдеров, обеспечивающих доступ к сети.

График 1.

 В стратегическом плане перспектива распространения в России различных видов электронного бизнеса обусловливается, прежде всего, теми преимуществами, которые он обеспечивает:  заметное сокращение расходов на проведение торговых операций (трансакционных издержек) и решение проблем, связанных с неудобным географическим расположением и порождаемых большими расстояниями (что весьма актуально для России)  создание условий для прямых контрактных отношений между продавцами и покупателями, способствование появлению новых участников на растущем числе рынков. В этих условиях малые и средние предприятия получают возможность успешно конкурировать даже на международных рынках;  повышение прозрачности рынков: покупатели и продавцы практически мгновенно получают информацию о ценах, качестве и условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами (это обстоятельство особо важно при организации закупок для государственных нужд);  препятствование таким негативным явлениям, как криминализация рыночных процессов, уклонение от налогов, утечка капиталов за рубеж и т.п

Бурный рост информационно-коммуникационных технологий способствовал развитию бизнес-процессов, использующих электронные средства передачи данных. На этой основе во всем мире происходит становление специфической формы коммерческой деятельности – электронной коммерции.

Под электронной коммерцией понимается технология, обеспечивающая полный замкнутый цикл операций, включающий заказ товара (услуги), проведение платежей, участие в управлении доставкой товара (выполнения услуги). Эти операции проводятся с использованием электронных средств и информационных технологий и обеспечивают передачу прав собственности или прав пользования одним юридическим (физическим) лицом другому.

По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли общий оборот электронной коммерции (включая корпоративный и государственный сегменты) в России составил 3,3 млрд.долл., что в 3,5 раза больше показателя 2003 года.

 География  стран по посещаемости Интернета.

Страна

Посетители

Россия

57.6181%

Украина

6.5101%


 

Как видно, электронный бизнес в России активно развивается, хотя отставание от европейских стран и Северной Америки существенно. Особенно оно заметно в регионах, имеющих больше проблем, нежели предпосылок для формирования рынка электронной торговли. Не исключением является территория исследования - Кировская область.

Кировская область находится в центрально- восточной части Европейской России, простираясь на 570 километров с севера на юг и на 440 километров с запада на восток. Общая площадь территории области в современных границах составляет 120,8 тысяч квадратных километров. 
Область выгодно расположена на перекрестке торговых путей. Через нее проходят железнодорожные магистрали, связывающие центр России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, а также с южными регионами. По водным путям- реке Вятке и ее притокам протяженностью более двух тысяч километров- область имеет выход в Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря. С соседними регионами Кировская область связана сетью автомобильных дорог, крупнейшая из которых- автомагистраль федерального значения Санкт- Петербург-Екатеринбург. 
Основное природное богатство Вятки- лес, преимущественно хвойных пород, занимающий более 60% территории. По запасам леса Кировская область является одним из богатейших регионов в европейской части. Среди ведущих предприятий деревопереработки - фанерный комбинат "Красный якорь" (г. Слободской), Нововятский лесоперерабатывающий комбинат. Продукция мебельных фабрик "Стайлинг", "Вятская крона", "Мебельный деревообрабатывающий комбинат" всегда пользуется высоким спросом потребителей. Высоких наград, в том числе и международных, удостоена продукция компании "Mobel&Zeit", специализирующейся на выпуске мягкой мебели.асти России. Деловая древесина и материалы экспортируются в десятки стран мира.

Интернет-торговля в Кирове занимает не такое значительное место, как, например, в Москве или Санкт-Петербурге, где достаточно много Интернет-магазинов.

Считается, что для полноценного развития рынка электронной торговли процент проникновения Интернета в стране должен превысить 15% (в развитых странах этот показатель 30%). Исследования Фонда «Общественное мнение» показали, что за 2004 год интернетизация страны все-таки перешла 15-процентный рубеж, но в основном за счет увеличения доли пользователей в Москве. По приблизительным оценкам проникновение Интернета в Кирове не превышает 5%, что меньше общероссийского показателя - 7%.

При этом проблемой является не столько уровень развитости рынка предоставления услуг доступа в Интернет (в настоящее время работают 5 Интернет-провайдеров), сколько уровень образования и культуры населения в области электронного бизнеса.

Для появления культуры покупок через Интернет требуется серьезная поддержка со стороны кировских СМИ, усилия образовательных учреждений, а также заинтересованных в развитии инфраструктуры компаний.

Телевизионные- и радио-каналы, газеты и журналы, выпускаемые в Кирове, и даже электронные издания не уделяют должного внимания освещению проблем электронной коммерции. А ведь это их задача пропагандировать и освещать новую экономику. Объяснить подобную пассивность можно не только недальновидностью журналистов, но и отсутствием заинтересованных организаций . К заинтересованным можно отнести торговые организации, стремящиеся к увеличению сбыта или узнаваемости, финансовые структуры и высокотехнологичные компании. Например, банки-эмитенты кредитных карт, основного платежного инструмента, не обращают внимания клиента на возможность их использования в Сети. А ведь от уровня доверия клиента к электронным платежам зависит не только состояние рынка онлайн-коммерции, но и прямая прибыль банков и платежных систем.

Исключительно важной можно назвать проблему отставания от современных тенденций в экономике сферы образования. В городе не проводится платных курсов для потенциальных потребителей или бизнесменов, семинаров или конференций для специалистов, при высших учебных заведениях не организована специальных кафедр или дискуссионных клубов для обмена опытом или исследовательской работы. В связи с этим потенциальные участники рынка не могут удовлетворить свои информационные потребности и не имеют возможности повысить свой образовательный уровень.

Положительным фактором можно назвать открытие в прошлом году на кафедре «Экономики и предпринимательства» Вятского Государственного Университета специализации «Электронная коммерция» для студентов дневного отделения, что в некоторой мере позволит восполнить пустующую нишу специалистов в данной области.

Информация о работе Развитие Интернет-бизнеса в России, в частности в г. Кирове