Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 16:24, курсовая работа
Современное общество пытается освоить новое направление, заключающееся в социализации отношений для граждан, приобщении людей к труду в соответствии с их интересами, знаниями и способностью. Это направление носит глобальный характер. Однако общество не находится в начале пути. Одним из инструментов этого направления является коммуникационный менеджмент. Это новое научное направление, которое вносит значительные изменения в классические дисциплины: стратегический менеджмент, управленческие решения, паблик рилейшнз (общественные связи), управление изменениями, организационную культуру, общий менеджмент и др.
Введение 3
1. Понятие коммуникации, ее средства 6
1.1 Понятие коммуникации 6
1.2 Средства коммуникации 9
1.3 Коммуникационные сети 10
2. Коммуникационный менеджмент и управление персоналом 15
2.1 Роль коммуникационного менеджмента в управлении персоналом 15
2.2 Типы коммуникаций в организациях 20
2.3 Формальные и неформальные методы коммуникаций 29
3. Развитие коммуникаций в управлении персоналом 33
3.1 Поддерживающие коммуникации в управлении персоналом 33
3.2 Дистанционное управление персоналом 40
Заключение 43
Литература 45
СОДЕРЖАНИЕ
Современное общество пытается освоить новое направление, заключающееся в социализации отношений для граждан, приобщении людей к труду в соответствии с их интересами, знаниями и способностью. Это направление носит глобальный характер. Однако общество не находится в начале пути. Одним из инструментов этого направления является коммуникационный менеджмент. Это новое научное направление, которое вносит значительные изменения в классические дисциплины: стратегический менеджмент, управленческие решения, паблик рилейшнз (общественные связи), управление изменениями, организационную культуру, общий менеджмент и др.
Коммуникационный менеджмент представляет собой обязательный компонент общественной жизни. Какую бы сферу жизни общества ни сделать объектом изучения, в каждой из них определяющим условием ее жизнедеятельности является коммуникация - процесс обмена информацией.
Организации, которые добиваются значительных результате в своей деятельности, имеют высокие достижения и в коммуникационной сфере. Члены таких организаций своевременно получают информацию, которая им необходима для принятия правильных решений, и наоборот.1
В теории организации и управления коммуникации представляют собой прежде всего предпосылку принятий решений и способ существования и функционирования социальных систем. Коммуникации рассматриваются как средство достижения устойчивого взаимодействия, модификации поведения работников или социальных групп; как элементы процессов передачи информации; системы каналов связи, обеспечивающие обмен информацией и опосредующие ее содержание в процессе подготовки и исполнения управленческих решений, а также как источник искажений, помех и шумов, возникающих в процессе передачи информации, и др.
Большая роль в организации профессиональной деятельности принадлежит коммуникативным процессам, что связано с самой организацией многих видов профессиональной деятельности - их субъект-субъектным характером, предполагающим необходимость постоянных контактов между работниками. Широкая представленность коммуникаций в профессиональной деятельности обусловлена большим объемом самого понятия «коммуникация».
Актуальность исследования. Сама суть управленческой деятельности связана с необходимостью постоянной координации деятельности подразделений организации и ее отдельных членов для достижения общих целей. Эта координация осуществляется в различных формах, но в первую очередь - посредством многообразных контактов членов организации, т.е. в процессе их коммуникации. Все, что происходит в организации, прямо или косвенно связано с коммуникативными процессами, поэтому они являются одними из основных средств обеспечения ее целостности и функционирования. Система коммуникативных обменов, подобно кровеносной системе организма, пронизывает все «клеточки» организации, обеспечивая ее жизнедеятельность. По отношению к деятельности руководителя она также играет важнейшую, но достаточно специфическую роль. Эта специфика состоит в том, что, будучи важной сама по себе, коммуникативная функция встроена в реализацию всех иных управленческих функций; она выступает средством их реализации, а также взаимной координации. Поэтому коммуникативная функция наряду с функцией принятия решения рассматривается в качестве «связующего процесса» в организациях.
В общем плане коммуникация определяется как любой обмен информацией между людьми (или группами) независимо от того, приводит он к взаимопониманию или нет.2
Коммуникация представляет собой обмен информацией между людьми или группами людей, осуществляемый в различных формах. В профессиональной деятельности она выполняет функции:
координация деятельности подразделений организации, обеспечения ее функционирования в соответствии со стоящими перед ней целями;
поддержания связи внутри организации между отдельными равноправными структурами (по горизонтали), а также между руководством и исполнителями (по вертикали);
обеспечения связи с другими организациями;
создания определенного
индикации общего состояния дел в организации (на основании оценки качества коммуникативных процессов можно судить об успешности деятельности той или иной структуры);
регулирования (повышение
качества) функционирования организации.
Оптимизация информационных потоков,
улучшение психологического климата и другие связанные
с коммуникацией управленческие воздействия
положительно влияют на эффективность
деятельности соответствующей
структуры.3
Коммуникации играют важную роль в управлении персоналом.
Цель работы: рассмотреть роль коммуникационного менеджмента в управлении персоналом.
Задачи работы:
- изучить понятие коммуникации, ее средства, коммуникационные сети;
- рассмотреть роль коммуникационного менеджмента в управлении персоналом, типы коммуникаций в организациях; методы коммуникаций;
- рассмотреть развитие
коммуникаций в эффективном
Предмет исследования: коммуникационный менеджмент.
Объект исследования: коммуникации и управление персоналом.
Метод исследования: анализ документов.
Коммуникация означает: а) процесс передачи информации включающий коммуникатора, каналы, кодирование, дешифровку, содержание (объект), эффективность, контроль, ситуацию, намерение, получателя (реципиента); б) акт общения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание; в) обмен информацией любого вида между различными системами связи4.
В общем плане коммуникация определяется как любой обмен информацией между людьми (или группами) независимо от того, приводит он к взаимопониманию или нет. В силу такого общего и широкого определения содержание явлений и процессов, включаемых в понятие «коммуникация», также очень обширно и многообразно. Отсюда возникает необходимость структурировать понятие коммуникации.
Коммуникации объединяют все процессы, посредством которых осуществляется передача и прием информации. К коммуникациям могут быть отнесены факты, намерения, взгляды и проч.; главная цель коммуникаций - обеспечить, чтобы получатель информации однозначно понял, что имеет в виду тот, кто ее посылает.5 Таким образом, коммуникация считается неполной (незавершенной) до тех пор, пока она не получена адресатом и не понята им. Поскольку обычным результатом понимания является изменение поведения, эффективные коммуникации могут рассматриваться как часть процесса обучения. Общая модель коммуникационного процесса была предложена Клодом Шэнноном и Уорреном Уэйвером (Claude Shannon, Warren Weaver), которые охарактеризовали коммуникационную систему как взаимоотношение между вводом и выводом данных. Модель Шэннона-Уэйвера обобщенно представлена на рис. 1.
Источник информации → Передатчик → Сигнал ↓ → Полученный
сигнал → Получатель → Назначение
Характеристика содержания коммуникативной функции включает следующие основные направления:
Сущность коммуникативной функции руководителя и ее основная задача заключаются в обеспечении оптимального обмена информацией внутри организации между отдельными ее подразделениями и индивидами (а также - с внешним окружением). Критерием оптимальности при этом выступает то, насколько существующая коммуникативная сеть содействует достижению общих целей организации. Создание эффективных коммуникаций достигается несколькими основными путями. Так, формулировка ясной, четкой и определенной цели организации, а также ее конкретизация на подцели для каждого подразделения сама по себе «снимает» многие вопросы, делает излишними дополнительные разъяснения и оптимизирует коммуникации. Адекватный и детализированный план, четко регламентирующий основные виды работ подразделений и их нормативы, также является действенным средством урегулирования деловых контактов. Далее, правильно выбранный тип организации (экономичность ее структуры, отсутствие дублирующих подразделений, множественного подчинения в ней) также содействует созданию оптимальной коммуникативной сети. Наконец, эффективная система контроля - его справедливость, понятность подчиненным, гласность, систематичность - все это устраняет «ненужные разговоры», выяснения и конфликты. Таким образом, можно видеть, что средствами реализации коммуникативной функции являются все иные - основные управленческие функции (целеполагание, планирование, организация, контроль). Данное обстоятельство отчетливо указывает на специфичность коммуникативной функции. С одной стороны, коммуникативная функция является предметом специального регулирования со стороны руководителя. Но, с другой стороны, она в еще большей степени обеспечивается не непосредственно, а через все иные управленческие функции в ходе их реализации. Существует и обратная зависимость: в основном именно через коммуникативную функцию руководитель реализует все иные свои функции. В этом и заключается главная специфическая особенность рассматриваемой функции: чем менее она представлена как самостоятельная и чем в большей степени она реализуется «за счет» других функций, тем выше ее собственная эффективность. И наоборот, она выходит на первый план, требует от руководителя особо пристального внимания в тех случаях, когда «организация дает сбои» - работает неэффективно. Как справедливо отмечают в этой связи Г. Кунп и С. О'Доннел, «области наиболее высокой концентрации информационной плотности... сопряжены с теми, где активность незначительна или отсутствует вообще».
Тот факт, что через
коммуникативную функцию
К коммуникационным целям в организации относят:
обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления, а также между организацией и ее окружением;
совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;
создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;
регулирование и рационализация информационных потоков.6
Средства коммуникации - это средства передачи информации от одного человека к другому, с помощью жеста, речи, приборов или в письменной форме. Именно посредством коммуникаций информация передается лицам, принимающим решения, решения - их исполнителям. Без коммуникаций не может быть фирмы, поскольку без них невозможно обеспечить координацию деятельности людей. Там, где коммуникации недостаточны, координация деятельности сотрудников фирмы неразвита так как координация подразумевает взаимную информированность людей об их планах. Более того, сотрудничество также предполагает наличие коммуникаций и зависит от них.
Источник информации является и источником сообщения. Передатчик превращает сообщение в сигналы и передает их приемнику по коммуникационному каналу. Приемник превращает сигналы обратно в сообщение, которое направляется пользователю информации. Слова «передатчик» и «приемник», употребляемые здесь в самом широком смысле, включают такие понятия, как пишущие машинки, магнитофоны, телефоны и даже стенографические записи, сделанные секретарем-машинисткой. Источник шума вносит искажения в сигналы сообщения.
Шум - это любой дополнительный сигнал, не предусмотренный источником информации и искажающий или создающий ошибки в сообщении. Термин «шум» используется в техническом смысле и может совпадать с общеупотребительным значением термина применительно к радио- и телефонным передачам. Кроме того, сюда включаются стенографические ошибки, ошибки машинисток, опечатки телетайпа или даже неверное истолкование Произнесенной фразы. В устной речи источником информации является мозг, передатчиком - голосовые связки; коммуникационным каналом - воздух; приемником - ухо слушателя; пользователем - мозг слушателя. Шум - это побочные звуки, которые затрудняют восприятие сообщения.