Коммуникационный менеджмент в УП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Современное общество пытается освоить новое направление, заключающееся в социализации отношений для граждан, приобщении людей к труду в соответствии с их интересами, знаниями и способностью. Это направление носит глобальный характер. Однако общество не находится в начале пути. Одним из инструментов этого направления является коммуникационный менеджмент. Это новое научное направление, которое вносит значительные изменения в классические дисциплины: стратегический менеджмент, управленческие решения, паблик рилейшнз (общественные связи), управление изменениями, организационную культуру, общий менеджмент и др.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие коммуникации, ее средства 6
1.1 Понятие коммуникации 6
1.2 Средства коммуникации 9
1.3 Коммуникационные сети 10
2. Коммуникационный менеджмент и управление персоналом 15
2.1 Роль коммуникационного менеджмента в управлении персоналом 15
2.2 Типы коммуникаций в организациях 20
2.3 Формальные и неформальные методы коммуникаций 29
3. Развитие коммуникаций в управлении персоналом 33
3.1 Поддерживающие коммуникации в управлении персоналом 33
3.2 Дистанционное управление персоналом 40
Заключение 43
Литература 45

Файлы: 1 файл

Коммуникационный менеджмент в УП - копия.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Важным основополагающим направлением, без которого сегодня невозможно представить науки о коммуникации, является структурный метод и его лингвистические и, в более широком смысле, семиологические приложения. Среди авторов, положивших начало структурным исследованиям коммуникации, необходимо назвать Д. Хоманса, К. Леви-Стросса, М. Фуко, Р. Барта, К. Метца, У. Пирса и др. Методы структурного анализа применяются к художественным и профессиональным текстам, аудио-, видео- и кинодокументам. Парадигма взаимодействия индивидов, ориентированного на взаимопонимание, была названа Ю. Хабермасом коммуникативным действием.

Американский социолог и психолог Д. Хоманс с позиций  необихевиоризма рассматривал функционирование социальных систем на основе анализа  элементарного социального поведения индивидов, которое представляет собой обмен деятельностью (вещи, идеи, чувства) ради того или иного вознаграждения. Предполагается, что рационально построенная система социальной коммуникации в организации является важным условием успеха ее деятельности, управления и стимулирования персонала издательских организаций. При этом такая система обеспечивает взаимодействие организации с внешней средой, гармонизацию факторов ее внешней и внутренней среды, оперативное реагирование на то, что мешает, и на то, что помогает нормально работать.

Это позволяет также  эффективно решать все задачи кадрового  менеджмента - проводить аттестации, тестирование, отбор и прием новых  сотрудников, их обучение и продвижение, оценивать результаты их деятельности, переводить на другое рабочее место или увольнять при сокращении численности персонала, обеспечивать справедливость заработной платы и социального пакета в целом, соблюдение трудовых прав и обязанностей сотрудников, формирование трудовых команд.13

Одним из проявлений коммуникационной функции управления персоналом в издательских организациях оказывается осуществление внутриорганизационных связей. Задачей этих связей становится выявление неформальных элементов отношений в организации, которые формируются в рамках формальной структуры. Тем самым можно создать положительный имидж работодателя.

В рамках выполнения производственных задач возможны следующие мероприятия  по поддержке коммуникаций:

• формирование стиля  управления, который обеспечивал  бы причастность сотрудников к процессам принятия решений;

• полнота и объективность  оценки персонала;

• регулярные собрания и  беседы с сотрудниками, в процессе которых обсуждаются мероприятия  по управлению организацией;

• действенная внутриорганизационная  система приема и рассмотрения предложений сотрудников и т.п.

Удовлетворение социальных потребностей вне производственного  процесса может обеспечиваться, например, через такие мероприятия, как  формирование групп свободного времени, консультирование сотрудников по персональным проблемам, организация спортивных мероприятий, издание внутрифирменного журнала или газеты, организация внутрифирменных праздников и т.п.

Нужно добиваться, чтобы  персонал был заинтересован в  своей работе. Каждый отвечает за свой участок, брак исправляется и стандартизируется, чтобы предотвратить его появление в будущем. Нужно воспитывать чувство ответственности за проделанную работу и конечный результат. Очень важен внутренний микроклимат в организации, каждый сотрудник должен быть специалистом в своей области. Он обязан оказывать помощь другим сотрудникам при возникновении затруднений в выполнении поставленной задачи.

Управляющий, активно  вовлекающий своих сотрудников (их знания, опыт и энтузиазм) в проработку вариантов решений, облегчает организацию успешного выполнения окончательного решения. Все, что может способствовать налаживанию контактов с сотрудниками, должен учитывать современный работодатель, сохраняя при этом субординацию.

Руководителю необходимо найти компромисс между качеством, временем и издержками.

Социальная коммуникация оказывается весьма сложным процессом  и современный руководитель должен уметь подобрать нужные рычаги управления.

 

 

 

 

 

2.2 Типы коммуникаций в организациях

 

По признаку ориентации, направленности коммуникаций руководителя они подразделяются на внешнеорганизационные и внутриорганизационные. Любая организация находится в определенном внешнем окружении, зависит от него и вынуждена постоянно адаптироваться к его изменениям. В силу этого имеют место ее постоянные и интенсивные коммуникации с внешней средой. Средства коммуникации со средой многообразны. Это - деятельность руководителя по организации рекламы и создание (поддержание) имиджа организации; деятельность руководителя по проведению маркетинговой политики на внешнем рынке; его участие в подготовке регулярных отчетов для вышестоящих инстанций; само участие в работе этих инстанций.

Это специфическая черта  коммуникативной функции нашла  отражение в многочисленных выражениях «народной психологии»; «хорошая работа - это когда все ясно без слов», «не требуется комментариев» и наоборот «много слов - мало дела», «кто много говорит - тот мало делает», «когда армия не воюет, она пишет».

Особую роль во внешнеорганизационных  коммуникациях руководителя играет представительская функция, о которой будет сказано далее. Любой руководитель постоянно контактирует и с паритетными ему по статусу руководителями других - смежных организаций, и с вышестоящими руководителями организаций, в которые возглавляемое им учреждение входит на правах структурного подразделения. В этих случаях он как бы олицетворяет (персонифицирует) организацию в целом, представляет ее во внешней среде, Этот тип коммуникаций специфичен. Когда руководитель участвует в работе вышестоящих инстанций, он выступает одновременно и как подчиненный. В связи с этим возникает явление маргиналъности его коммуникативного поведения.

Внутриорганизационные коммуникации подразделяются на  вертикальные и горизонтальные. Вертикальные коммуникации представляют собой обмен информацией между иерархическими уровнями организации, а горизонтальные - обмен в пределах паритетных иерархических уровней. В свою очередь, вертикальные коммуникации делятся также на два основных типа - нисходящие и восходящие коммуникации.

Первые чаще всего  являются основной формой, в которой руководитель реализует свои управленческие воздействия. Это - приказы, распоряжения, указания, предписания, установки, рекомендации, директивы и др. Вторые представляют собой систему каналов движения информации «снизу вверх». Эта информация также может быть различной по своему функциональному предназначению и выступает, в частности, в форме сигналов о событиях, оповещения о неблагополучии дел, официальных отчетов (устных и письменных), неформального осведомительства и др.

Горизонтальные коммуникации разнотипны. Во-первых - это коммуникации между паритетными подразделениями организации (в том числе - между группами). Они возникают вследствие необходимости координации их работы и служат этим целям. Во-вторых - коммуникации между исполнителями, составляющие наиболее обширное «поле» всех коммуникативных обменов в организации.

Здесь возникают многочисленные и противоречивые социально-психологические  феномены, с которыми должен считаться  руководитель, например межличностные  конфликты. В-третьих - коммуникации между паритетными руководителями подразделений внутри организации (например, между руководителями среднего и особенно низшего звена управления).

Вертикальные и горизонтальные коммуникации имеют определяющее значение для функционирования организации. Обычно принято считать, что вертикальные коммуникации более значимы, поскольку они реализуют главный принцип построения организации - иерархический. Он, однако, всегда синтезирован с другим - координационным принципом, который требует коммуникаций по горизонтали. Лишь через сочетание этих двух принципов и соответственно типов обеспечивается коммуникативная функция в целом. Это сочетание образует своего рода «каркас» всей коммуникативной сети организации. На это указывал еще А. Файоль, показавший, что эффективность организации прямо и сильно связана с развитостью горизонтальных коммуникаций, и рекомендовавший поэтому всячески поощрять и даже специально организовывать горизонтальные каналы коммуникации и сотрудничества (так называемые мостики Файоля).

Для характеристики деятельности руководителя значимо также разделение вертикальных коммуникаций на подтипы. Оно основывается на нескольких критериях  одновременно и включает следующие  виды коммуникаций. Во-первых, это коммуникации вида «руководитель-подчиненный», специфика которого состоит в том, что это индивидуальный, развертывающийся «лицом к лицу» процесс межличностного общения. Сочетание непосредственного характера контакта с его иерархичностью - две главные особенности данного типа обмена. Он, хотя и реже, может осуществляться и опосредованно - например, в форме письменного указания. Во-вторых, это специфический подтип коммуникаций «руководитель - подчиненный», в котором первый является руководителем высшего звена, а второй (подчиненный) - также руководителем, но нижележащего иерархического уровня. В-третьих, это коммуникации вида «руководитель - руководитель»; они включают две разновидности: между руководителями паритетных подразделений внутри организации и между руководителем всей организации и руководителями иных учреждений и организаций.14

Всем указанным видам  коммуникации присуща общая черта: они носят индивидуальный характер и развертываются, как правило, при  непосредственном контакте. Кроме того, все они включают в качестве хотя бы одного из коммуникантов руководителя (разных иерархических уровней), а в своей совокупности характеризуют   поэтому  «индивидуальную   коммуникативную вертикаль». Эта вертикаль включает также коммуникации типа «руководитель - рабочая группа». Он имеет комбинированный индивидуально-коллективный характер и реализуется в многообразных организационных формах: совещаниях руководителя с рабочими группами, отчетах групп перед руководителем, локальном инспектировании, контрольных проверках рабочих групп и др.

Традиционно коммуникации подразделяются на формальные и неформальные. Формальные каналы коммуникаций непосредственно определяются структурой организации, ее основными   функциональными   целями   и   задачами.  

Неформальные коммуникации - это все те контакты, которые реализуются вне  и   помимо  формальных  коммуникативных  каналов.   Они также включают ряд основных разновидностей. Во-первых - неформальные контакты между рядовыми членами организации. Во-вторых, аналогичные связи между руководителем и подчиненными.   В-третьих,   это  неформальные   внешнекоммуникативные связи руководителя со средой (феномен «больших связей» руководителя). Особая роль среди всех неформальных внутриорганизационных контактов принадлежит такой их разновидности, как слухи, в значительной степени создающие социальную микросреду организации.  Они влияют на общественное мнение,  на деятельность  членов  организации,   на  их  статус  и репутацию. Существует   стойкое   предубеждение   о   недостоверности  такого рода  коммуникативного явления, каковым являются слухи. Однако специальные исследования показывают, что в действительности они очень достоверны и справедливы не менее чем в 80% случаев, а в отношении состояния дел внутри организации этот показатель достигает 99%. Организационные коммуникации подразделяются также по форме - по тому каналу, который в них используется.  При этом выделяются устные  (вербальные), письменные  (в их многочисленных разновидностях), комбинированные,  визуальные,  аудиоционные  коммуникации,   а также коммуникации через оперативную печать, через средства наглядной агитации и др.

Наконец, существует еще  одна классификация типов коммуникаций - по признаку того этапа организационного функционирования, на котором они имеют преобладающее значение. Это соответственно: коммуникация при приеме на работу, при ориентировке в круге служебных обязанностей, в самом процессе деятельности, в процессе ее оценки, в ходе дисциплинарного контроля за ней.

Коммуникации можно  также разделить на односторонние, при которых отправитель не рассчитывает на реакцию получателя, и двусторонние коммуникации, организованные таким образом, чтобы был обеспечен и стимулирован отклик получателя. Односторонние коммуникации быстрые и являются прерогативой руководства; двусторонние коммуникации более медленные и показывают участие работников в принятии решений.15

Все рассмотренные виды и типы коммуникаций можно представить  следующим образом.16

 

Рис. 3 Типы коммуникаций в организации

 


 

Коммуникации можно  проанализировать исходя из их направления. Коммуникации могут быть:

(а) нисходящие - с более высоких уровней организации на более низкие;

(б) восходящие - с низшего на высший уровень;

(в) горизонтальные (или  боковые) в пределах организационных  горизонталей (т.е. из одного подразделения в другое, примерно того же уровня).

Большинство формальных коммуникаций являются нисходящими, тогда  как неформальные коммуникации в  основном восходящие или горизонтальные. Создается впечатление, что в  большинстве организаций существуют проблемы с коммуникациями, поскольку в них не предусмотрено обеспечение восходящего или горизонтального направлений, что фактически лишает руководство возможности знать мнение персонала и сильно затрудняет координацию действий структурных подразделений организации.17

Реализация руководителем коммуникативной функции представляет собой непрерывную цепь последовательно сменяющих друг друга, но одновременно - «накладывающихся» друг на друга шагов - отдельных коммуникативных процессов. Независимо от содержания коммуникаций, их целей, степени сложности, вида все они имеют сходное строение и принципы организации.

В общем понятии коммуникативного процесса происходит абстрагирование от его содержательных характеристик и акцент делается на его формальной организации. Она, в свою очередь, включает два аспекта - структурный и собственно прогрессуальный.

Процесс коммуникации включает семь основных структурных компонентов:

Информация о работе Коммуникационный менеджмент в УП