Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:44, курс лекций
В течение долгого времени общение представляло собой преимущественно способ обеспечения предметной человеческой деятельности, направленной на изменение окружающей действительности. На более поздних этапах развития общества общение обретает многие другие функции, становится самостоятельным видом деятельности, начинает выступать в роли мощного побудителя политических и социальных процессов, их катализатора. Или напротив, является средством социальной защиты личности, методом снятия социальной напряженности.
Цель: раскрыть сущность общения как формы жизнедеятельности человека; дать характеристику феномену профессионального общения социального работника
Вопросы
1.1. Общение как универсальная форма жизнедеятельности человека
1.2. Потребности в общении
1. 3. Общение как главный способ профессиональной деятельности социального работника.
1.4.Типы общения
1.5. Функции профессионального общения социального работника
определенной системы знаний, умений, навыков. Коммуникативное взаимодействие, порождаемое предметным и обслуживающее его, не столь прагматично по своей направленности. Однако и оно по своей сути является деловым. Его содержание составляет обмен мыслями, взглядами, интересами, чувствами, настроениями в связи с предметным взаимодействием. Достигаемая таким образом личностная перестройка клиента и специалиста призвана обеспечить успешность совместной деятельности.
В предметное взаимодействие специалист и клиент могут вступать в ситуации передачи деловой информации: правового аспекта, в процессе подготовки и проведения какого-либо мероприятия и т.п. Однако эффект этого взаимодействия обусловлен не только характером и способом организации ведущей деятельности — познавательной, художественной, трудовой и т.д., но и уровнем коммуникативного взаимодействия специалиста с клиентами и последних — друг с другом.
Доминирующими функциями коммуникативного взаимодействия являются воспитательные, ибо его смысл — в целенаправленном формировании системы целесообразных межсубъектных отношений.
Рассмотрим эти функции более детально. Прежде всего, попытаемся их упорядочить. В основу классификации логично положить, с одной стороны, цели совместной деятельности, с другой — личностные потребности общающихся — специалиста и клиента.
Профессиональное общение позволяет планировать, координировать и оптимизировать совместную деятельность, обеспечивая единство целей и средств. По словам Х.Й. Лийметса, чем больше в деятельности кооперативных элементов, тем необходимее хорошо налаженное взаимодействие между ее участниками, обеспечивающее продуктивное сотрудничество.
Специалист выступает в процессе взаимодействия не только как организатор различных видов деятельности, но и как руководитель общения. Благоприятные межсубъектные отношения позволяют, трудиться синхронно и заинтересованно обеим сторонам с опорой на деятельность друг друга.
Разобщенность, несогласованность деятельности специалиста и клиента, как правило, является следствием недооценки коммуникативного аспекта профессиональной деятельности.
Включение клиентов в тот или иной вид деятельности, осуществляемое с помощью директивных указаний и команд, не обеспечивает ее эффективность, ибо не стимулирует внутреннюю мотивацию.
Социально-воспитательная результативность общения зависит от учета rex потребностей, которые побуждают клиентов вступать в активное взаимодействие с профессионалом.
Один из авторитетов социальной психологии А. Маслоу относил потребность в контактах, любви, признании, самоактуализации к базовым, т.е. первичным человеческим потребностям
У клиентов социальных служб, прежде всего, проявляется потребность:
Повышенную обидчивость, негативизм, агрессивность клиента связывается с неудовлетворенностью потребности в общении, в реализации личностно значимых притязаний.
Коммуникативное взаимодействие призвано удовлетворить ведущие потребности людей. Эмоциональная привлекательность любого вида совместной деятельности обусловлена в значительной мере человечностью делового, формального и неформального общения. Благоприятные взаимоотношения специалиста и клиента обеспечивают личностную защищенность, переживание эмоционального благополучия каждым из них. Профессиональное общение призвано активизировать операционное напряжение, обеспечивающее успешное выполнение деятельности, а не создавать эмоциональную напряженность, дезорганизирующую, изматывающую нервную систему, снижающую работоспособность, порождающую психологический барьер между специалистом и клиентом.
Потребность в эмоциональной поддержке и личностном самоутверждении не является односторонней. Специалисту как партнеру необходимо одобрение действий, наглядное признание авторитета со стороны клиента.
Как можно объяснить это, парадоксальное на первый взгляд, утверждение? Дело в том, что непосредственные реакции клиентов на слова и действия специалиста, одобрение или протест активизируют его рефлексию, стимулируют формирование адекватной профессиональной самооценки. Явные симпатии, экспрессии приязни, одобрения, радости воодушевляют, утверждают в правильности избранной тактики, способов и стиля общения. Равнодушие или очевидный негативизм заставляют задумываться о допущенных коммуникативных просчетах, искать иной путь к взаимопониманию.
Оценки профессиональной деятельности со стороны администрации, коллег, несмотря на серьезную личностную значимость, выступают в большей мере внешними, а не внутренними мотивами совершенствования профессионального мастерства.
Наглядным показателем
успешного коммуникативного взаимодействия
специалиста и клиентов является
благоприятный морально-
Суммируя сказанное о ведущих функциях коммуникативного взаимодействия, можно сказать, что оно направлено на:
Важной характеристикой
профессионального общения
Особое значение в социальной работе имеют психолого-педагогические факторы конкретных различных форм общения. Анализ механизма общения позволяет проследить взаимозависимость целей и функций социального общения и личных качеств, навыков и умений социальных работников.
Социальный работник по роду своей деятельности должен быть опытным психологом и талантливым педагогом, причем оба эти качества находятся в неразрывном единстве, т.к. материал, с которым он работает, не станки и машины, а живые люди, а главным инструментом является общение.
Общение с другими людьми предполагает в психологическом плане готовность не только познать мир чувств другого человека, но и принять его, т.е. уметь сопереживать. Для развития механизма сопереживания необходима установка на то, чтобы не препятствовать в самом себе возникновению переживания. При наличии такой установки механизм сопереживания начинает работать, потому что внешнее выражение чувств, проявляющееся в мимике, интонации, жестах другого человека, начинает благодаря подражанию захватывать и социального работника.
Но благодаря аппарату подражания создаются только предпосылки для появления адекватной эмоции, нужно активное стремление понять другого человека, проникнуться к нему симпатией, желанием приобщиться к его внутреннему миру, чтобы выработать наиболее эффективное "решение" его проблем.
Социальный работник должен быть и чутким педагогом, умеющим предвидеть воспитательные последствия предпринимаемых в отношении клиента (имеется в виду отдельный человек, группа людей) мер, гибко и тактично реагирующим на изменение в поведении и настроении человека, и тонким психологом, способным избрать наиболее эффективный метод работы с конкретным человеком.
В работе с клиентом необходимо ориентироваться на лучшее, что в нем есть, отмечать положительные сдвиги, побуждать самого преодолевать недостатки, необходим индивидуальный подход к каждой отдельной личности, с учетом особенностей характера, темперамента, способностей, жизненного опыта, социального положения.
Генерализирующим компонентом
профессионального общения выст
Нравственно-этический компонент органически связан с эстетическим, поскольку высокая культура общения, гармония внешних и внутренних личностных проявлений специалиста, его артистичность и творческая самобытность стимулируют у клиентов переживание эмоционального удовлетворения, чувства прекрасного, предупреждая возникновение "эстетического барьера".
Наконец, характер коммуникативного взаимодействия детерминирован используемыми технологиями (технологический блок). Обычно применяют в комплексе психологические, педагогические, социально-правовые средства. Успех общения обусловлен профессиональным владением лингвистическими, паралингвистическими средствами, механизмами психологического воздействия (заражением, внушением, идентификацией и др.), многообразием профессиональных средств, приемов, методов и форм работы (игра, беседа, дискуссия, тренинг и др.).
Успешная реализация коммуникативного взаимодействия предполагает не только освоение арсенала психолого-педагогических средств, но и осознание индивидуальных экспрессивных возможностей — речевых, мимических, жестикуляционных, пантомимических и целенаправленную систематическую работу над их совершенствованием.
1.В чем заключается смысл коммуникативного и предметного аспектов профессионального общения социального работника?
2.Чем отличается
3. Каковы основные
функции коммуникативного
4. От чего зависит
результативность
В процессе профессионального общения можно выделить коммуникативный и предметный аспекты.
Профессиональное общение
социального работника —
Компоненты профессионального общения: коммуникативный, интерактивный, перцептивный и аффективный, перцептивный и праксический ин формационный, аффективный и регулятивный, когнитивный, аффективный и поведенческий.
Цель: раскрыть сущность понятий профессиональная компетенция и профессиональная компетентность; коммуникабельность и общительность
Вопросы
3.1. Профессиональная
компетенция и
3.2. Профессиональная
коммуникабельность как
Дифференцируют два близких, но не совпадающих по содержанию понятия: компетенция и компетентность, имеющие непосредственное отношение к профессиональной подготовке специалиста по социальной работе. Профессиональная компетенция (от лат. competentia — принадлежность по праву) — круг вопросов, решение которых входит в его обязанности. Профессиональная компетентность отражает уровень владения необходимыми знаниями и умениями.
Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма социального работника, потому что общение с клиентами составляет сущность его профессиональной деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.
Информация о работе Профессиональное общение социального работника