Психолингвистика как наука о речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 09:35, реферат

Описание работы

Наука, которая занимается изучением и описанием особенностей порождения, понимания, функционирования и развития речи, называется психолингвистикой.

Содержание работы

1. Определение психолингвистики
2. Объект и предмет психолингвистики
3. Причины появления психолингвистики
4. Общая и частные психолингвистики
5. Резюме

Файлы: 1 файл

Психологические проблемы интенсификации обучения РКИ.1.2.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

      1. Это навыки речи на родном языке, которые должны быть только перенесены на новый языковой материал. Например, закономерности порядка слов в русском языке, польском, чешском, украинском – одни и те же. Конечно, и над этим навыком приходится работать при изучении нового языка, учащийся должен научиться использовать привычный порядок слов  на новом языковом материале.

2. Группа навыков, которые были сформированы ранее на родном языке и которые при овладении иноязычной речью должны получить коррекцию. Например, в немецком и русском языках есть падежная система, но: слова, окончания имен – иные; значение падежей не всегда совпадают, т.е. полностью перенести изучении английского языка навык невозможно, он должен видоизмениться, получить коррекцию. Так в русском и английском языках есть совпадения гласных и согласных фонем: т – t;  д – d; к – k, но они звучат по-разному в русском и английском языке, в соответствии с артикуляционной базой английского и русского языков.

3. Группа навыков, которые должны быть сформированы заново. Таковы: категория вида глагола в русском языке.

   Ошибочно думать, что выработка навыков этой  группы самое главное и сложное  при обучении иностранному языку. Основная проблема формирования  иноязычной речевой деятельности заключается в отличительных способах коррекции уже имеющихся навыков – т.е. вторая группа навыков. Достаточно ли для возможности говорить на иностранном языке сформировать у учащегося необходимые речевые навыки? Нет, конечно. Навык дает возможность построить и произнести то или иное высказывание. Но он не дает возможности уместно выразить в речи определенное содержание, гибко варьировать речевую форму при изменяющихся условиях общения. Одно и то же сообщение (информация, просьба, объявление, побуждение и т.д.) формируется и звучит по-разному – например, в разговоре с начальником, другом, родителями, в обстановке дружеской беседы или официального приема и т.д., значит учащийся должен обладать возможностью использовать навык умело  и уместно.

    Разумеется, в  отличие от навыков  умения  имеют творческий характер. Умения  больше, чем навыки, связаны с  другими сторонами психической  жизни человека – мышлением, воображением, эмоциями. Иначе говоря, умения тесно  связаны с личностью учащегося. Поэтому обучить навыкам легче, чем умениям. Умениям можно научить только при правильно организованном речевом общении. Только в таком общении могут сформироваться нужные умения, использоваться все резервы памяти, способностей личности человека. Иначе говоря, речь идет об осуществлении принципов психологии общения, которые воплощаются в коммуникативное обучение.

Возникает вопрос, если навык – это автоматизм, а умение – его уместное использование, то необходимо ли при обучении иностранному языку осознание элементов языка? Ведь ребенок овладевает родным языком путем простейшего подражания и лишь впоследствии, при обучении в школе, элементы языка становятся осознанными. Почему один из методов обучения иностранному языку носит название сознательно-практического? Дело в том, что овладение родным языком и овладение иностранным языком, по словам известного русского психолога Л.Я. Выготского, идет разными путями. Развитие иностранного языка начинается с осознания языка и произвольного овладения им и завершается свободной спонтанной речью. Таким образом, оба пути оказываются противоположно направленными между овладением родным языком и иностранным языком. Существует и взаимосвязь: сознательное и намеренное усвоение иностранного языка повторяет путь для овладения внешними формами родного языка. Конечно, возможны случаи, когда второй язык усваивается по типу родного, путем подражания, независимо от осознания родного языка. Чаще всего так бывает, если ребенок с детства владеет несколькими языками. Но это необычная практика обучения языку, это отдельные случаи. Типично – ученик осознал, обобщил систему родного языка, поэтому он обязательно (даже без помощи учителя) будет воспринимать иностранный язык через призму этого знания. Иной путь невозможен: системы не могут существовать рядом, они вступят в контакт. Не лучше ли управлять этим процессом?

Принцип сознательности, вдумчивое отношение к способам введения грамматики,   и других аспектов языка, очень важны в преподавании. Конечная цель – научиться использовать языковые элементы автоматически.


                                 1.3. РЕЗЮМЕ

 

 

 

 

  • Психология изучает строение, формирование речевой деятельности, выясняет, что в ней общего с другими видами деятельности.
  • Отрасль психологии, которая занимается строением речевой деятельности, называется   психолингвистикой.
  • Отрасль психологии, которая изучает формирование речи, предметом которой являются закономерности процесса обучения, усвоения языка (речи), формирование речевой деятельности, называется психологией обучения иностранному языку.
  • Отрасль психологии, которая изучает психологические основы, психологические закономерности общения людей, называется психологией общения.
  • Речевая операция, выполнение которой доведено до степени совершенства, называется речевым навыком. Владеть иностранным языком – значит владеть системой речевых навыков.
  • В отличие от навыков  умения имеют творческий характер. Умения больше, чем навыки, связаны с другими сторонами психической жизни человека – мышлением, воображением, эмоциями. Иначе говоря, умения тесно связаны с личностью учащегося.

 

            Основные термины и понятия

           1. Речевая деятельность

              2. Психология обучения

              3. Психология общения

              4. Речевые навыки

               5. Умения

 

 

 

 

                                              Вопросы для повторения и самопроверки                 

                                             1. Что изучает психология?

                      2. Что такое психолингвистика?

                       3. Что такое речевая деятельность?

                       4. Расскажите о психологии обучения                                     

                    5. Расскажите о психологии общения                                   

                                             6. Чем навыки отличаются от умений?

                                             7. Как вы понимаете термин «речевые навыки»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Задания для практической  работы     

 

 

 

 

Задание 1. Прочитайте словосочетания. Постарайтесь понять смысл каждого словосочетания. В случае необходимости обратитесь к словарю.      

Речевая деятельность, однотипные психологические процессы, педагогическая деятельность, психология делового общения, отрасль психологии, речевой навык, речевое общение, коммуникативное обучение, языковые элементы.

 Задание 2. Разделите предложения на синтагмы. Прочитайте предложения.

1. Деятельность может быть самой разнообразной, но однотипные психологические процессы определяют любой вид деятельности.

2. Мы знаем, что существует и медицинская, судебная, юридическая психология, психология делового общения, и этот список можно продолжить. Уже стал привычным термин «речевая деятельность».

3. Психолингвистика изучает строение  этой деятельности, выясняет, что  в ней общего с другими видами деятельности.

4.  Психолингвистика раскрывает  психологическую природу процессов  речи и закономерности овладения  речью.

5. Психология, которая занимается  строением речевой деятельности  называется психолингвистикой.

6. Отрасль психологии, которая изучает формирование речи, предметом которой являются закономерности процесса обучения, усвоения языка (речи), формирование речевой деятельности,  называется психологией обучения иностранному языку.

7. Отрасль психологии, которая изучает психологические основы, психологические закономерности общения людей, называется психологией общения.

8. Основная теория, на основе  которой формируются положения, выводы психолингвистики и психологии  обучения – это теория деятельности.

 

            Задание 3. Продолжите предложения. Запишите их.

1. Речевая операция, выполнение  которой доведено до степени  совершенства, называется . . . .

2. Владеть иностранным языком –. . . .

3. Отрасль психологии, которая изучает психологические основы . . . .

4. Основная теория, на основе которой формируются положения . . . .

5. Первой задачей обучения иностранному языку является . . .    .

6. Группа навыков, которые были  сформированы ранее на родном  языке и которые при овладении . . . .

7. Умениям можно научить . . .   .

8.Только в таком общении могут сформироваться . . . .

9.Иначе говоря, речь идет об осуществлении принципов . . . , которое воплощается как коммуникативное обучение.

   10. . . .  вдумчивое отношение к способам введения грамматики,   и других аспектов языка, очень важны в преподавании.

   11. . . . – научиться использовать языковые элементы автоматически.

 

 

Задание 4. Найдите в тексте предложения со следующими словами. Выпишите слова из текста в сочетании с зависимыми от них словами.

Определять, соответствовать, изучать, формировать, научить, сделать.

 

Задание 5. Замените выделенные слова синонимичными.

1. Деятельность может быть самой разнообразной, но однотипные психологические процессы определяют любой вид деятельности.

2. Мы знаем, что существует медицинская, судебная, юридическая психология, психология делового общения, и этот список можно продолжить.

3. Психолингвистика раскрывает психологическую природу процессов речи и закономерности овладения речью.

4. Основная теория, на основе которой формируются положения, выводы психолингвистики и психологии обучения – это теория деятельности.

5. Ошибочно думать, что выработка навыков этой группы самое главное и сложное при обучении иностранному языку.

6. Только в таком общении могут сформироваться нужные умения,   использоваться все резервы памяти, способностей личности человека.

    7. Иначе говоря, речь идет об осуществлении принципов психологии общения, которые воплощаются в коммуникативное обучение.

    8. Таким образом, оба пути оказываются противоположно направленными    между овладением родным языком и иностранным языком.

    9. Конечная цель – сделать использование языковых элементов автоматическим.

 

 Задание 6. Трансформируйте следующие предложения, используйте соответствующие возвратные глаголы. Запишите ваши предложения.

Образец: В отечественной психолингвистике выделяют два основных направления. – В отечественной психолингвистике выделяются два основных направления.

1. Психолингвистика раскрывает психологическую природу процессов речи и закономерности овладения речью.

2. Основная теория,  которая формирует положения, выводы психолингвистики и психологии обучения – это теория деятельности.

3. Ребенка можно научить умениям  только при правильно организованном  речевом общении.

4. Психология общения воплощает принципы коммуникативного обучения.

5. Студент усваивает второй язык  по типу родного, путем подражания, независимо от осознания родного  языка.

 

Задание 7. Прочитайте следующие слова: Какие значения этих слов вы знаете? (обратитесь к словарю). В каком значении эти слова используются в научной речи? Подтвердите вашу точку зрения примерами.

Выступать, рассматриваться, подчеркивать, разделять, выделять, представлять, определять, прибегать, свидетельствовать, формировать, отличаться.

 

Задание 8. Прочитайте текст лекции. Разделите его на смысловые части. Озаглавьте каждую часть. В результате вы написали план текста.

                                                                            

 

   Задание 9. Выразите содержание каждой части в 1-3                              предложениях. Запишите их. Вы, таким образом, записали                               тезисы текста.

           

 

                     Задание 10. Прочитайте текст лекции. Составьте конспект    текста   

 

     

                                                                  

 

 

 

 


Темы   рефератов

 

 

 

 

 

 

1. Специфика речевой деятельности.

2. Место умений и навыков в  структуре деятельности.

3. Психические процессы как формы  деятельности.

4. Психологический анализ привычек  учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Выберите правильный вариант ответа.

1. Что раскрывает психолингвистика?

  а) психолингвистическую природу процессов речи и закономерности овладения речью;

   б) психологические закономерности  речевой деятельности;

   в) строение речевой деятельности;

 

2. Психология обучения иностранному  языку – это…..

   а) формирование речи, предметом которой являются закономерности процесса обучения, усвоения языка (речи), формирование речевой деятельности;

     б) изучение психологических основ, психологических закономерностей общения людей;

     в) строение речевой деятельности;

 

3. Речевой навык – это ….

Информация о работе Психолингвистика как наука о речевой деятельности