Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:51, курсовая работа
Целью является достижения понимания ключевых особенностей речи в интернет коммуникации.
Задачи курсовой работы:
1. понять ее отличия от речи в других видах коммуникаций
2. проследить изменения речи в интернет коммуникации
3. выявить особенности речи в интернет коммуникации
Вступление – стр. 3
1. Особенности веб-коммуникативного речевого акта – стр. 4 – 22.
2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации – стр. 22 – 26.
2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 29.
2.2 Специфика письменной речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 38.
2.3 Жанровые особенности интернет коммуникации – стр. 38 – 44.
Вывод – стр. 45 – 46.
Список использованных источников – стр. 47 – 48.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н. ТУПОЛЕВА»
Институт социальных технологий
Кафедра истории и связей с общественностью
Специальность 030602
Курс III
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО «ОСНОВАМ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ»
Тема: Речь в Интернет-коммуникациях.
Выполнил студент группы 7371
Богдасариан Роман Радикович
Научный руководитель:
кин, доцент кафедры ИСО
Феоктистова И.Р.
Казань 2013
Содержание
Вступление – стр. 3
1. Особенности веб-коммуникативного речевого акта – стр. 4 – 22.
2. Специфика «устной» и письменной разновидностей речи в интернет коммуникации – стр. 22 – 26.
2.1 Специфика «устной» речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 29.
2.2 Специфика письменной речи в интернет коммуникации – стр. 26 – 38.
2.3 Жанровые особенности интернет коммуникации – стр. 38 – 44.
Вывод – стр. 45 – 46.
Список использованных источников – стр. 47 – 48.
Вступление
Актуальность данной темы: речь является основным средством человеческого общения, без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. При общении человек непроизвольно использует различные функции речи, в результате чего в одной из видов коммуникации задействована та или иная функция речи. Однако, практически все виды коммуникаций были прекрасно изучены с этой точки зрений, исключением является интернет коммуникация. Являя собой динамически меняющуюся среду, интернет коммуникация, становится прекрасным объектом исследования, для выявления речевых особенностей и изменений в современном обществе. Стоит так же отметить, что интернет коммуникация является одной из самых новых форм коммуникации, что позволяется нам быть уверенными в актуальности данного исследования.
Объектом данного исследования выступает речь в интернет коммуникации.
Предметом является изучение речи в интернет коммуникации.
Целью является достижения понимания ключевых особенностей речи в интернет коммуникации.
Задачи курсовой работы:
1. понять ее отличия от речи в других видах коммуникаций
2. проследить изменения речи в интернет коммуникации
3. выявить особенности речи в интернет коммуникации
Особенности веб-коммуникативного речевого акта
Как новое измерение пространства, в котором существует человеческое сообщество, Интернет становится своеобразным тиглем, в котором переплавляются все виды, типы, жанры и стили речи, причем одни из них смешиваются, другие, наоборот, дробятся, третьи сохраняют свои основные характерные черты, четвертые исчезают, пятые возрождаются, а шестые появляются в речевой практике впервые.
Одним из таких
новых явлений стала письменная
фиксация устно-разговорной спонтанной
речи. Ее исследование особенно важно,
так как область ее функционирования
в Интернете – сфера
В свое время
североамериканцы заложили и развили
основы письменной англоязычной речи
посредством Интернета. Киберпространство
заполнили тексты, порожденные спонтанно
(в рамках электронной почты, телеконференций,
чатов или коммуникации в ходе
групповой игры) и представляющие
собой в каком-то смысле оппозицию
хорошо организованным текстам. Составленное
сообщение стремится стать
В разговоре о киберкоммуникации необходимо определиться в разграничении ее разновидностей. Прежде всего, коммуникация в Интернете является пассивной и активной. К пассивным видам коммуникации относятся работа с программным обеспечением, поиск информации, покупка товаров. Активными формами коммуникации в Интернете выступают электронная переписка, участие в онлайновых опросах, конференциях или форумах, визиты в гостевые книги на сайтах, а также интерактивное общение на чатах.
Акт коммуникации в Интернете, кроме присутствия коммуникантов, обусловлен еще и наличием необходимых технических средств, а также достаточного уровня их технической и языковой грамотности. При побуждении к коммуникации ее участники преследуют определенные цели и имеют целеполагающие мотивы. Таким образом, формирование мотивов коммуникации происходит не только на предварительном этапе ее подготовки к коммуникации, но и непосредственно в процессе коммуникативной деятельности.
Одновременно коммуниканты становятся и субъектами, и объектами речевого взаимовоздействия. В ходе речевого взаимодействия возникает общение или акт коммуникации, в процессе которого развертывается диалоговый текст, состоящий из череды последовательных высказываний, каждое из которых обусловлено предыдущим. Причем сами высказывания несут в себе как верхний, вербальный план, так и глубинный, подтекстный. В таком случае общение как таковое возможно лишь в том случае, если коммуниканты проявляют общность знаний о реальном мире и пользуются одинаковыми средствами общения (языковыми знаниями).
В целом любая деятельность человека в Интернете непосредственно связана с его речевой деятельностью и со стремлением воздействовать через эту речевую деятельность на своего потенциального или непосредственного собеседника, так как Интернет коммуникативен по своей концептуальной сущности. С этой точки зрения, для Интернета особенно значима функциональная сторона языка, ведь язык в его существовании в Интернете есть система средств выражения, используемых в целях совершения определенного действия.
Текст является продуктом совместной речевой деятельности двух или нескольких людей, воздействующих друг на друга с помощью вербальной знаковой системы. Минимальной единицей такого текста является высказывание, обладающее определенной задачей, степенью экспрессии. В Интернете текст следует рассматривать и как самоценную сущность, и как средство достижения целей говорящего. Поэтому при исследовании особенностей функционирования русского языка в Интернете следует отдельно рассматривать оба аспекта. В качестве самоценной сущностной единицы текст представляет интерес для рассмотрения особенностей влияния Интернета на отдельные уровни языковой системы, в том числе и синтаксический (законченность, завершенность, цельность и другие лингвистические характеристики). В коммуникативном аспекте исследования текстов Интернета важно определить границы речевого высказывания, установить характеристики речевых действий по достижению поставленной цели общения и условия ее достижения. Следовательно, предметом речевой деятельности языковой личности в Интернете являются в конечном счете общественные отношения, что еще раз подтверждает коммуникативную сущность веб-реальности.
В дискуссионной
ситуации между участниками сетевой
дискуссии возникает
Условия существования
Интернета и интернет-
Актуализация
внутренней речи как одного из трех
компонентов речевого мышления (слово,
мысль и внутренняя речь) происходит
в Интернете в жанрах неспециальной
коммуникации и сопровождается стремлением
приблизить скорость высказывания к
темпу мыслительного процесса. В
Интернете высказывания осуществляются
только в письменной форме, минуя
артикуляционно-голосовое
Речевое мышление рассматривается как сложное динамическое целое, в котором отношение между мыслью и словом строится как движение через целый ряд внутренних планов, переход от одного плана к другому. Мотив, порождающий какую-либо мысль, инициирует оформление самой мысли через ее опосредование сначала во внутреннем слове, а затем – в значениях внешних слов и, наконец, в словах. Общение в Интернете также опирается на законы речевого мышления. Но, в отличие от традиционной устной разговорной практики, в разговорной речи, обслуживающей неформальное веб-общение, движение от мотива, порождающего мысль, заканчивается на этапе ее опосредования в значениях внешних слов. В процесс формирования высказывания не включается механизм внешнего воспроизводства слов, что в значительной мере облегчает и ускоряет работу речевого мышления. Пальцевая механика набора текста на клавиатуре гораздо проще и быстрее автоматизируется. В то же время, на письме возможности усечений, сокращений, создания аббревиатур без ущерба для смысла (так как воспринимаются они не на слух, а визуально и статично) гораздо шире. Следовательно, стремление активных коммуникантов в сети создать целые словники таких удобных сокращений вполне справедливо и объективно и перспективно, абсолютно не противоречит языковой системе и подлежит не осуждению, а изучению для дальнейшего совершенствования в рамках лингвистических законов и традиций.
К формированию речевого высказывания виртуальной личности вполне применимы общие принципы моделирования порождающих механизмов речи. Планирование с опорой на эвристичность в поиске психолингвистической конкретизации высказывания осуществляется веб-коммуникантом с особенной интенсивностью вследствие того, что все действия, связанные с освоением интернет-пространства, и прежде всего, поиск речевых адекватных средств, носят эвристический характер. Вероятностное прогнозирование в процессе осуществления акта коммуникации, также остро актуализируется в связи с изначальной прагматической настроенностью коммуникантов. Активный характер процесса восприятия речи обусловлен особыми социально-психологическими характеристиками языковой личности в Интернете. В этом аспекте понятия Плана и Образа, выдвинутые бихеоверистами, актуализируются в коммуникативной среде языкового функционирования, так как веб-пространство значительно более детерминировано мотивацией активного побудительного характера, нежели традиционная офлайновая действительность.
В Интернете становится возможной современная интерпретация опережающего отражения действительности и обратной связи, основанная на принципе вероятностного прогнозирования (трансформированная «модель будущего») Н.А.Бернштейна: «Выбор речевого высказывания, который в числе других факторов направляется накопленным организмом вероятностным опытом, и есть выбор действия, наиболее вероятного с точки зрения достижения цели» (Леонтьев, 1969, с.220).
Известно, что
любая модель порождения речи состоит
из нескольких последовательно осуществляемых
этапов: определения мотивации, формирования
замысла высказывания, осуществления
замысла и сопоставления